СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по дисциплине МДК 02.01.03 на тему: "Сестринский уход за детьми при ВПС"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для самостоятельной подготовки студентов к практическому занятию по дисциплине МДК 02.01.03

Просмотр содержимого документа
«Презентация по дисциплине МДК 02.01.03 на тему: "Сестринский уход за детьми при ВПС"»

Комсомольский-на-Амуре филиал КГБПОУ «ХГМК» министерства здравоохранения Подготовил: преподаватель ПМ02 МДК 02.01.03 Халецкая Дина Сергеевна

Комсомольский-на-Амуре филиал КГБПОУ «ХГМК»

министерства здравоохранения

Подготовил: преподаватель ПМ02 МДК 02.01.03 Халецкая Дина Сергеевна

 Сердечно-сосудистая система начинает функционировать первой, уже приблизительно через 21 день после зачатия, благодаря сокращению сердца, у эмбриона начинает циркулировать кровь. В результате воздействия тех или иных факторов риска, происходит нарушение процесса нормального эмбриогенеза со 2-ой по 8-ю неделю беременности, что может привести к формированию изолированного или комбинированного порока сердца.   Врожденный порок сердца (ВПС) - это анатомические изменения структур сердца. ВПС встречается у 8-10 из 1000 детей. В России ежегодно рождается с ВПС около 20000-25000 детей. В последние годы эта цифра растет (в основном за счет улучшения диагностики и, соответственно, увеличения частоты случаев распознавания ВПС).

Сердечно-сосудистая система начинает функционировать первой, уже приблизительно через 21 день после зачатия, благодаря сокращению сердца, у эмбриона начинает циркулировать кровь. В результате воздействия тех или иных факторов риска, происходит нарушение процесса нормального эмбриогенеза со 2-ой по 8-ю неделю беременности, что может привести к формированию изолированного или комбинированного порока сердца.

Врожденный порок сердца (ВПС) - это анатомические изменения структур сердца. ВПС встречается у 8-10 из 1000 детей. В России ежегодно рождается с ВПС около 20000-25000 детей. В последние годы эта цифра растет (в основном за счет улучшения диагностики и, соответственно, увеличения частоты случаев распознавания ВПС).

Возраст плода Закладка сердечно-сосудистой системы 3 недели Врожденные пороки развития Легочные вены 4-6 недели Межпредсердная перегородка Аномалии легочных вен 4-8 недель Дефект межпредсердной перегородки (ДМПП)  Межжелудовочкая перегородка 5-7 недель Легочная артерия, аорта  Дефект межжелудочковой перегородки (ДМЖП)  Тетрада Фалло, изолированный стеноз легочной артерии, транспозиция аорты

Возраст плода

Закладка сердечно-сосудистой системы

3 недели

Врожденные пороки развития

Легочные вены

4-6 недели

Межпредсердная перегородка

Аномалии легочных вен

4-8 недель

Дефект межпредсердной перегородки (ДМПП)

Межжелудовочкая перегородка

5-7 недель

Легочная артерия, аорта

Дефект межжелудочковой перегородки (ДМЖП)

Тетрада Фалло, изолированный стеноз легочной артерии, транспозиция аорты

Наследственная предрасположенность, хромосомные аберрации. Вирусные инфекции в первые три месяца беременности (краснуха, корь, грипп, ветряная оспа, паротитная инфекция) Профессиональные вредности матери. Возраст матери. Курение, употребление алкоголя и наркотиков во время беременности. Воздействие тератогенных факторов (лекарственных средств, радиации, химических веществ и др.).
  • Наследственная предрасположенность, хромосомные аберрации.
  • Вирусные инфекции в первые три месяца беременности (краснуха, корь, грипп, ветряная оспа, паротитная инфекция)
  • Профессиональные вредности матери.
  • Возраст матери.
  • Курение, употребление алкоголя и наркотиков во время беременности.
  • Воздействие тератогенных факторов (лекарственных средств, радиации, химических веществ и др.).
Существует большое разнообразие анатомических вариантов врожденных пороков сердца.  Врожденные пороки сердца у детей могут проявляться сразу после рождения или через некоторое время. Выделяют 4 группы ВПС, учитывая состояние гемодинамики в малом и большом кругах кровообращения, отсутствие или наличие цианоза и дефекты развития сердечно-сосудистой системы.
  • Существует большое разнообразие анатомических вариантов врожденных пороков сердца.
  • Врожденные пороки сердца у детей могут проявляться сразу после рождения или через некоторое время.
  • Выделяют 4 группы ВПС, учитывая состояние гемодинамики в малом и большом кругах кровообращения, отсутствие или наличие цианоза и дефекты развития сердечно-сосудистой системы.
Нарушение гемодинамики Без цианоза С обогащением малого круга кровообращения С цианозом Открытый артериальный (Баталлов) проток (ОАП), ДМПП, ДМЖП С обеднением малого круга кровообращения Транспозиция магистральных сосудов, общий артериальный ствол  Изолированный стеноз легочной артерии С обеднением большого круга кровообращения Тетрада Фалло, атрезия трехстворчатого клапана  Изолированный аортальный стеноз, каорктация аорты Без нарушения гемодинамики Аномалии положения дуги аорты и её ветвей, небольшой ДМЖП

Нарушение гемодинамики

Без цианоза

С обогащением малого круга кровообращения

С цианозом

Открытый артериальный (Баталлов) проток (ОАП), ДМПП, ДМЖП

С обеднением малого круга кровообращения

Транспозиция магистральных сосудов, общий артериальный ствол

Изолированный стеноз легочной артерии

С обеднением большого круга кровообращения

Тетрада Фалло, атрезия трехстворчатого клапана

Изолированный аортальный стеноз, каорктация аорты

Без нарушения гемодинамики

Аномалии положения дуги аорты и её ветвей, небольшой ДМЖП

Клиническая картина ВПС разнообразна и определяется величиной анатомических дефектов, степенью нарушения гемодинамики, адаптационно-компенсаторными механизмами и характером осложнений. Некоторые ВПС у новорожденных детей раннего возраста могут иметь скудные клинические проявления и для их распознавания требуются дополнительные методы исследования. В клинической картине ВПС необходимо учитывать фазавость течения заболевания: 1 фаза – первичной адаптации, в эту фазу происходит приспособление организма к нарушениям гемодинамики. Адаптационно-компенсаторные механизмы у новорожденных и детей раннего возраста неустойчивы. При небольших изменениях гемодинамики клинические проявления, как правило, скудные, а при значительных, может быстро развиться декомпенсация.

Клиническая картина ВПС разнообразна и определяется величиной анатомических дефектов, степенью нарушения гемодинамики, адаптационно-компенсаторными механизмами и характером осложнений.

Некоторые ВПС у новорожденных детей раннего возраста могут иметь скудные клинические проявления и для их распознавания требуются дополнительные методы исследования.

В клинической картине ВПС необходимо учитывать фазавость течения заболевания:

  • 1 фаза – первичной адаптации, в эту фазу происходит приспособление организма к нарушениям гемодинамики. Адаптационно-компенсаторные механизмы у новорожденных и детей раннего возраста неустойчивы. При небольших изменениях гемодинамики клинические проявления, как правило, скудные, а при значительных, может быстро развиться декомпенсация.
2 фаза – относительной компенсации, если дети с ВПС не гибнут в 1 фазе, то постепенно наступает улучшение гемодинамики, состояние и развитие ребенка. 3 фаза – необратимой декомпенсации (терминальная). Наступление этой фазы связанно с усугублением нарушений гемодинамики, приводящих к дистрофическим изменениям сердечной мышцы и истощению компенсаторных возможностей организма. Присоединение интеркуррентных заболеваний и различных осложнений ускоряет развитие этой фазы. Достижения современной кардиохирургии позволяют уменьшить количество детей, достигающих 3 фазы заболевания.
  • 2 фаза – относительной компенсации, если дети с ВПС не гибнут в 1 фазе, то постепенно наступает улучшение гемодинамики, состояние и развитие ребенка.
  • 3 фаза – необратимой декомпенсации (терминальная). Наступление этой фазы связанно с усугублением нарушений гемодинамики, приводящих к дистрофическим изменениям сердечной мышцы и истощению компенсаторных возможностей организма. Присоединение интеркуррентных заболеваний и различных осложнений ускоряет развитие этой фазы. Достижения современной кардиохирургии позволяют уменьшить количество детей, достигающих 3 фазы заболевания.
Повышенная утомляемость, снижение выносливости к физическим нагрузкам. Бледность кожных покровов при пороках без цианоза (бледные пороки) или выраженный цианоз кожных покровов при пороках с цианозом (синие пороки). Одышка усиливающаяся при физической нагрузке (при напряжении, сосании, плаче), а затем возникающая и в покое, возможны приступы удушья. Тахикардия до 200 ударов в минуту; видимая систолическая пульсация во 2-3 межреберье у левого края грудины; сердечные шумы (чаще грубый систолический шум, приводящийся на крупные сосуды); симптом «кошачье мурлыканье», определяющийся пальпоторно у левого края грудины, позже появляется выпячивание грудной клетки в области сердца («сердечный горб»). Отставание весоростовых показателей и психомоторного развития. Частые ОРВИ и воспалительные заболевания органов дыхания. Во 2 фазе заболевания выявляется симптом «барабанных палочек» - утолщение концевых фаланг пальцев, ногти приобретают форму часовых стекол.
  • Повышенная утомляемость, снижение выносливости к физическим нагрузкам.
  • Бледность кожных покровов при пороках без цианоза (бледные пороки) или выраженный цианоз кожных покровов при пороках с цианозом (синие пороки).
  • Одышка усиливающаяся при физической нагрузке (при напряжении, сосании, плаче), а затем возникающая и в покое, возможны приступы удушья.
  • Тахикардия до 200 ударов в минуту; видимая систолическая пульсация во 2-3 межреберье у левого края грудины; сердечные шумы (чаще грубый систолический шум, приводящийся на крупные сосуды); симптом «кошачье мурлыканье», определяющийся пальпоторно у левого края грудины, позже появляется выпячивание грудной клетки в области сердца («сердечный горб»).
  • Отставание весоростовых показателей и психомоторного развития.
  • Частые ОРВИ и воспалительные заболевания органов дыхания.
  • Во 2 фазе заболевания выявляется симптом «барабанных палочек» - утолщение концевых фаланг пальцев, ногти приобретают форму часовых стекол.
 Сердечная недостаточность – это патологическое состояние, при котором сердце не может обеспечить органы и ткани необходимым количеством крови.  Причины сердечной недостаточности: Перегрузка сердца объемом или давлением крови при врожденных или приобретенных пороках сердца. Снижение сократительной способности миокарда. Нарушение ритма сердца по типу брадисистолии или тахисистолии.  Основные клинические проявления сердечной недостаточности у новорожденных и детей грудного возраста: Нарушение акта сосания и повышенное потоотделение при кормлении. Диспноэ и тахипноэ (число дыхательных движений более 60 в минуту), наличие хрипов в легких с обеих сторон, изменяющихся в зависимости от положения тела. Тахикардия, слабый пульс на всех конечностях, кардиомегалия.  Задержка жидкости в организме: неадекватное увеличение массы тела, отеки (век, лица, рук и тыла стоп). Гепатомегалия.
  • Сердечная недостаточность – это патологическое состояние, при котором сердце не может обеспечить органы и ткани необходимым количеством крови.
  • Причины сердечной недостаточности:
  • Перегрузка сердца объемом или давлением крови при врожденных или приобретенных пороках сердца.
  • Снижение сократительной способности миокарда.
  • Нарушение ритма сердца по типу брадисистолии или тахисистолии.
  • Основные клинические проявления сердечной недостаточности у новорожденных и детей грудного возраста:
  • Нарушение акта сосания и повышенное потоотделение при кормлении.
  • Диспноэ и тахипноэ (число дыхательных движений более 60 в минуту), наличие хрипов в легких с обеих сторон, изменяющихся в зависимости от положения тела.
  • Тахикардия, слабый пульс на всех конечностях, кардиомегалия.
  • Задержка жидкости в организме: неадекватное увеличение массы тела, отеки (век, лица, рук и тыла стоп).
  • Гепатомегалия.
  • Трудно переоценить значение пренатальной (то есть дородовой) диагностики ВПС. Хотя многие пороки радикально лечатся хирургическим путем в первые дни жизни, а некоторые вовсе не требуют хирургического вмешательства, существует ряд ситуаций, когда ребенку предстоит большое количество жизнь спасающих операций вплоть до пересадки сердца. К счастью, существует возможность предсказать рождение ребенка с ВПС. Для этого каждая женщина должна начиная с 14-й недели беременности проходить ультразвуковое обследование плода.
  • При обнаружении у плода ВПС родители получают сведения о предполагаемой жизнеспособности ребенка, тяжести его патологии, предстоящем лечении. В этой ситуации женщина имеет возможность прервать беременность. Если же она решает родить этого ребенка, роды происходят в специализированном стационаре под пристальным наблюдением специалистов, и ребенок оперируется в минимальные сроки. Кроме того, в некоторых случаях мать еще до родов начинает принимать определенные лекарственные средства, которые, проникая через плацентарный барьер к ребенку, будут "поддерживать" его систему кровообращения до родов.
Цель сестринского ухода за детьми с ВПС: своевременно выявить настоящие, потенциальные проблемы и нарушенные жизненно важные потребности пациента и членов его семьи.  Основные задачи медсестры при уходе за новорожденными с диагнозом ВПС : Оказание квалифицированной медицинской помощи. Организация сестринского ухода со строжайшим соблюдением правил асептики. Создание комфортных микроклиматических условий (дополнительное согревание, оксигенотерапия). Обеспечение адекватным питанием (дробное кормление через зонд). Адаптация к кормлению грудью. Мониторинг состояния. Обучение матери приемам ухода за ребенком.

Цель сестринского ухода за детьми с ВПС: своевременно выявить настоящие, потенциальные проблемы и нарушенные жизненно важные потребности пациента и членов его семьи.

Основные задачи медсестры при уходе за новорожденными с диагнозом ВПС :

  • Оказание квалифицированной медицинской помощи.
  • Организация сестринского ухода со строжайшим соблюдением правил асептики.
  • Создание комфортных микроклиматических условий (дополнительное согревание, оксигенотерапия).
  • Обеспечение адекватным питанием (дробное кормление через зонд). Адаптация к кормлению грудью.
  • Мониторинг состояния.
  • Обучение матери приемам ухода за ребенком.
Возможные проблемы ребёнка: Нарушение питания. Неэффективное дыхание, одышка. Дефицит объёма жидкости. Гиподинамия, снижение устойчивости к нагрузкам. Высокий риск присоединения интеркуррентных инфекций. Изменение внешнего вида, задержка роста и развития. Угроза для жизни. Высокий риск социальной изоляции детей. Снижение познавательной активности. Необходимость проведения длительной поддерживающей терапии.

Возможные проблемы ребёнка:

  • Нарушение питания.
  • Неэффективное дыхание, одышка.
  • Дефицит объёма жидкости.
  • Гиподинамия, снижение устойчивости к нагрузкам.
  • Высокий риск присоединения интеркуррентных инфекций.
  • Изменение внешнего вида, задержка роста и развития.
  • Угроза для жизни.
  • Высокий риск социальной изоляции детей.
  • Снижение познавательной активности.
  • Необходимость проведения длительной поддерживающей терапии.
Возможные проблемы родителей: Шок на получение информации о наличии врожденного порока сердца у ребенка. Дефицит информации о заболевании и прогнозе. Неверие в благополучный исход. Хроническая усталость. Неправильное воспитание ребёнка (гипо и гиперопёка). Потеря профессиональной деятельности. Снижение материального уровня жизни семьи. Ситуационный кризис в семье.

Возможные проблемы родителей:

  • Шок на получение информации о наличии врожденного порока сердца у ребенка.
  • Дефицит информации о заболевании и прогнозе.
  • Неверие в благополучный исход.
  • Хроническая усталость.
  • Неправильное воспитание ребёнка (гипо и гиперопёка).
  • Потеря профессиональной деятельности.
  • Снижение материального уровня жизни семьи.
  • Ситуационный кризис в семье.
 Примеры сестринских диагнозов на основании проблем ребенка и членов его семьи: Нарушение питания из-за недостаточного поступления пищи по сравнению с потребностями растущего организма. Неэффективное дыхание вследствие застойных явлений. Дефицит объёма жидкости из-за недостаточного поступления и больших её потерь, связанных с одышкой.  Гиподинамия, снижение устойчивости к нагрузкам вследствие гипоксии. Изменение внешнего вида вследствие дисгармоничного развития, наличия цианоза или бледности кожных покровов. Высокий риск присоединения интеркуррентных инфекций из-за снижения иммунитета. Высокий риск социальной изоляции детей, связанный с частой длительной госпитализацией, инвалидности. и др. с/д

Примеры сестринских диагнозов на основании проблем ребенка и членов его семьи:

  • Нарушение питания из-за недостаточного поступления пищи по сравнению с потребностями растущего организма.
  • Неэффективное дыхание вследствие застойных явлений.
  • Дефицит объёма жидкости из-за недостаточного поступления и больших её потерь, связанных с одышкой.
  • Гиподинамия, снижение устойчивости к нагрузкам вследствие гипоксии.
  • Изменение внешнего вида вследствие дисгармоничного развития, наличия цианоза или бледности кожных покровов.
  • Высокий риск присоединения интеркуррентных инфекций из-за снижения иммунитета.
  • Высокий риск социальной изоляции детей, связанный с частой длительной госпитализацией, инвалидности. и др. с/д

Реализация сестринских вмешательств:

  • Поддерживать родителей на всех стадиях заболевания ребёнка. Давать правдивую информацию (в рамках своей компетентности) о состоянии ребёнка и предстоящих диагностических и оперативных вмешательствах.
  • Обеспечить жизненные потребности ребёнка. Создать комфортные условия для него (поддерживать оптимальный температурный режим, возвышенное положение в кроватки, бережное выполнение всех манипуляций и др.)
  • Соблюдать асептику и антисептику при уходе и выполнении всех манипуляций (в целях профилактики внутрибольничной инфекции).
  • Осуществлять мониторирование ребёнка и медицинское документирование (контроль состояния, регистрация характера дыхания, ЧСС, АД, цвета кожных покровов и слизистых оболочек, приступов немотивированного беспокойства, одышки, судорог, рвоты, своевременно санировать дыхательные пути, учитывать объем и состав получаемой жидкости (питание, инфузионная терапия) и всех выделений (мочи, кала, рвотных масс), проводить термометрию 2 раза в сутки, проводить забор материала для лабораторных скрининг – программ)

Реализация сестринских вмешательств:

  • Контролировать проведение поддерживающей терапии (точно дозировать препарат, контролировать пульс до и после введения препарата, проводить регулярный мониторинг состояния ребёнка для своевременного выявления признаков интоксикации).
  • Обучить родителей правильному применению лекарственных средств в домашних условиях.
  • Обеспечить ребёнка лечебным питанием. Убедить родителей в необходимости максимально длительного сохранения грудного вскармливания ребёнка (грудное молоко характеризуется высокой степенью сбалансированности основных ингредиентов: белков, жиров, углеводов, содержит комплекс регулирующих веществ: гормоны, витамины, минеральные соли и микроэлементы, ферменты, факторы иммунной защиты).
  • Создать безопасные условия для сна ребёнка (использовать твердый матрац, отказаться от подушки, приподнять головной отдел кроватки). Правильно укладывать ребёнка во время сна – на спину или набок. Рекомендовать родителям дома спать в одной комнате с ребёнком, не допускать воздействия резких запахов, звуков и световых раздражителей, особенно во время сна, в том числе дневного. Обеспечить хороший уход, внимательно относиться к ребёнку, не проводить тугого пеленания, использовать натуральные ткани для постельного и нательного белья.
Реализация сестринских вмешательств:  Повысить внимание матери к ребенку при возникновении у него ОРВИ (даже при минимальных его проявлениях). Научить родителей удовлетворять физические, эмоциональные, психологические потребности ребёнка. Помочь правильно оценивать состояние, его способности и возможности, контролировать уровень интеллектуального развития. Обучить родителей проведению неотложных мероприятий при остановке дыхания и сердечной деятельности. Посоветовать членам семьи отказаться от вредных привычек, способствовать дальнейшему формированию медико-гигиенических навыков здорового образа жизни в семье.

Реализация сестринских вмешательств:

  • Повысить внимание матери к ребенку при возникновении у него ОРВИ (даже при минимальных его проявлениях).
  • Научить родителей удовлетворять физические, эмоциональные, психологические потребности ребёнка. Помочь правильно оценивать состояние, его способности и возможности, контролировать уровень интеллектуального развития.
  • Обучить родителей проведению неотложных мероприятий при остановке дыхания и сердечной деятельности.
  • Посоветовать членам семьи отказаться от вредных привычек, способствовать дальнейшему формированию медико-гигиенических навыков здорового образа жизни в семье.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!