СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по философии "Платон" ГАПОУ АО Астраханский социально-педагогический колледж Выполнила студентка 4 "Б" группы Исимова Арина Преподаватель Осипова Лариса Валентиновна

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по философии "Платон" ГАПОУ АО Астраханский социально-педагогический колледж Выполнила студентка 4 "Б" группы Исимова Арина Преподаватель Осипова Лариса Валентиновна»

Платон

Платон

Плато́н(Аристокл) (др.-греческий Πλάτων, 428 или 427 до н.э., Афины — 348 или 347 до н.э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Платон — прозвище (от греческого слова «plato» — широта), означающее «широкий, широкоплечий», которое дал ему Сократ за его высокий рост, широкие плечи и успехи в борьбе. Напротив, существуют исследования, показывающие, что легенда о его имени «Аристокл» возникла в период  эллинизма

Плато́н(Аристокл) (др.-греческий Πλάτων, 428 или 427 до н.э., Афины — 348 или 347 до н.э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Платон — прозвище (от греческого слова «plato» — широта), означающее «широкий, широкоплечий», которое дал ему Сократ за его высокий рост, широкие плечи и успехи в борьбе. Напротив, существуют исследования, показывающие, что легенда о его имени «Аристокл» возникла в период  эллинизма

Биография Платона Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагают, что Платон родился в  428 — 427  годах до н. э. в  Афинах  или  Эгине  в разгар  Пелопоннесской войны  между  Афинами  и  Спартой . По античной традиции днём его рождения считается 7  таргелиона  ( 21 мая ), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове  Делос  родился бог  Аполлон .

Биография Платона

Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагают, что Платон родился в  428427  годах до н. э. в  Афинах  или  Эгине  в разгар  Пелопоннесской войны  между  Афинами  и  Спартой . По античной традиции днём его рождения считается 7  таргелиона  ( 21 мая ), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове  Делос  родился бог  Аполлон .

Обучение Платона Первым учителем Платона был  Кратил . Около  408 года до н. э.  Платон познакомился с  Сократом  и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами.

Обучение Платона

Первым учителем Платона был  Кратил .

Около  408 года до н. э.  Платон познакомился с  Сократом  и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами.

Странствия Платона После смерти Сократа в  399 г. до н. э.  Платон уехал в  Мегару . По преданию, посетил  Кирену  и  Египет  в течение 399—389 годов. В  389  году отправился в Южную  Италию  и  Сицилию , где общался с  пифагорейцами . «Платон отправлялся впоследствии в  Сицилию , чтобы с помощью  Дионисия Сиракузского  основать там  идеальное государство , в котором философы вместо чаши с  ядом  получали бы бразды правления». В 387 году Платон возвращается в  Афины , где основывает собственную школу —  Академию . Впоследствии он вновь посещал Сицилию в 366 и 361 годах до н. э. по приглашению своего друга и почитателя  Диона .

Странствия Платона

После смерти Сократа в  399 г. до н. э.  Платон уехал в  Мегару . По преданию, посетил  Кирену  и  Египет  в течение 399—389 годов. В  389  году отправился в Южную  Италию  и  Сицилию , где общался с  пифагорейцами . «Платон отправлялся впоследствии в  Сицилию , чтобы с помощью  Дионисия Сиракузского  основать там  идеальное государство , в котором философы вместо чаши с  ядом  получали бы бразды правления». В 387 году Платон возвращается в  Афины , где основывает собственную школу —  Академию . Впоследствии он вновь посещал Сицилию в 366 и 361 годах до н. э. по приглашению своего друга и почитателя  Диона .

Платоновский  корпус

Платоновский  корпус (Corpus Platonicum) — то есть исторически сложившаяся совокупность сочинений, которые со времён античности связываются с именем Платона и значительная часть которых представляет собой  диалоги , — формировался на протяжении долгого времени. Вероятно, на протяжении долгого процесса формирования классического «собрания сочинений» философа случались как потери, так и приобретения, определявшиеся в известные моменты не только состоянием рукописной традиции, но и уровнем и направлением современной ему филологической критики.

Первой важной вехой на пути формирования корпуса можно считать собрание платоновских сочинений, составленное в III веке до нашей эры выдающимся филологом античности  Аристофаном Византийским . Уже к этому времени под именем Платона ходили сочинения разного объёма и качества, часть которых была отклонена Аристофаном, тогда как ещё некоторая часть была помещена в собрании, правда, в качестве сомнительных или, при всех достоинствах, недостоверно платоновских произведений. Основу издания составили те сочинения, которые и сегодня определяют лицо Платоновского корпуса.

Учение о познании

Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: воспринимаемое посредством чувств и познаваемое умом. Отношение между сферами чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: чувства позволяют познавать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяет узреть истину.

Чувственно-воспринимаемое  вновь делится на два рода — сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера (πίστις), со вторым — уподобление (εἰκασία). Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют  мнение  (δόξα). Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений.

Сфера  умопостигаемого  также делится на два рода — это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму (νόησις). Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок (διάνοια). Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности.

Платон вводит следующую пропорцию: как сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению; и так же относятся познание к вере и рассуждение к уподоблению.

Бытие Согласно учению Платона, бытие – это бытие идей. Вещи же земного, дальнего, мира существуют лишь в той мере, в какой они причастны этим вечным идеям, обладающим всей полнотой бытия. Это относится как к вещам чувственным, так и к вещам умопостигаемым, включая государство, правопорядок и т. п. Истинное в бытии, по Платону, имеет природу чистого мышления. Суть этого бытия – в его единстве. Единое «бытие-мышление» различает, разделяет себя на отдельные мысли, которые Платон называл «эйдосами» , «идеями» . Мир идей имеет иерархическую структуру. Высшей идеей является идея блага, абсолютного добра.

Бытие

Согласно учению Платона, бытие – это бытие идей. Вещи же земного, дальнего, мира существуют лишь в той мере, в какой они причастны этим вечным идеям, обладающим всей полнотой бытия. Это относится как к вещам чувственным, так и к вещам умопостигаемым, включая государство, правопорядок и т. п. Истинное в бытии, по Платону, имеет природу чистого мышления. Суть этого бытия – в его единстве. Единое «бытие-мышление» различает, разделяет себя на отдельные мысли, которые Платон называл «эйдосами» , «идеями» . Мир идей имеет иерархическую структуру. Высшей идеей является идея блага, абсолютного добра.

Этические взгляды Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы как: природа высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей, в жизни общества. Нравственное мировоззрение Платона развивалось от «наивного  эвдемонизма » ( Протагор ) к идее абсолютной морали (диалог «Горгий»). В диалогах «Горгий», «Теэтет», «Федон», «Республика» этика Платона получает аскетическую ориентацию: она требует очищения души, очищения от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей светской жизни. Задача человека в том, чтобы возвыситься над беспорядком (несовершенным чувственным миром) и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым («Теэтет»); в том, чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить её на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным («Федон»). Платону характерна и примиряющая эвдемоническая позиция, которая излагается в диалогах «Филеб» и «Законы».

Этические взгляды

Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы как: природа высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей, в жизни общества. Нравственное мировоззрение Платона развивалось от «наивного  эвдемонизма » ( Протагор ) к идее абсолютной морали (диалог «Горгий»). В диалогах «Горгий», «Теэтет», «Федон», «Республика» этика Платона получает аскетическую ориентацию: она требует очищения души, очищения от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей светской жизни.

Задача человека в том, чтобы возвыситься над беспорядком (несовершенным чувственным миром) и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым («Теэтет»); в том, чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить её на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным («Федон»). Платону характерна и примиряющая эвдемоническая позиция, которая излагается в диалогах «Филеб» и «Законы».

Человек Сущность человека усматривал в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. Она (а значит и человек) восприимчива к знанию. В этом Платон видел родовое (общее) отличие от животного. А на видовом (частном) уровне человек отличается от животного своими внешними особенностями. На основе этих отличий Платон сформулировал одно из первых определений сущности человека: Человек — существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях [ Разумеется, у Платона нет абсолютного противопоставления животных и человека. В силу того, что душа человека бессмертна, а тело тленно, человек — дуалистичен. Существует легенда, согласно которой  Диоген Синопский  на определение Платона «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», ощипал курицу и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с широкими ногтями»

Человек

Сущность человека усматривал в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. Она (а значит и человек) восприимчива к знанию. В этом Платон видел родовое (общее) отличие от животного. А на видовом (частном) уровне человек отличается от животного своими внешними особенностями. На основе этих отличий Платон сформулировал одно из первых определений сущности человека:

Человек — существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях [

Разумеется, у Платона нет абсолютного противопоставления животных и человека. В силу того, что душа человека бессмертна, а тело тленно, человек — дуалистичен.

Существует легенда, согласно которой  Диоген Синопский  на определение Платона «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», ощипал курицу и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с широкими ногтями»

По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году до н. э. (в 13-й год правления македонского царя Филиппа). Его похоронили в  Академии . Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона —  Аристокл  ( др.-греч. Αριστοκλής; буквально, «наилучшая слава»). Под этим именем он и погребён.

По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году до н. э. (в 13-й год правления македонского царя Филиппа). Его похоронили в  Академии . Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона —  Аристокл  ( др.-греч. Αριστοκλής; буквально, «наилучшая слава»). Под этим именем он и погребён.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!