Секреты локомотива
Учитель физики МОБУ Лицей № 8 г.Тынды Амурской области
Бортикова Галина Ивановна
Локомотив — самоходный рельсовый экипаж, предназначенный для тяги несамоходных вагонов.
(от лат. loco «с места» + лат. motivus , «сдвигающий»)
Тепловозы на территории локомотивного депо Тында, Амурская обл., 19.V.2014
Тепловоз ТЭП70-0536, территория ТЧЭ-11 Тында, ДВОСТ, Амурская обл., 2.IV.2016
Подвижной состав
Тепловоз 4ТЭ10С-0021 11.IX.1995
Тепловоз 3ТЭ10М-1413
Тепловоз 4ТЭ10С-0023
Тепловоз ТЭП70-0534
VIII.2003
VIII.2003
5.VII.2005
Тепловоз ТЭП70БС-029,
3.VIII.2007
Тепловоз 2ТЭ10М-3245
Тепловоз 3ТЭ10МК-2795, (бывш. 2ТЭ10М-2795), 4.VIII.2007
Тепловоз ТЭМ2-7668,
5.VII.2005
4.VIII.2007
Депо ступенчатого типа, прежнее обозначение ТЧ-6. Открыто 27 декабря 1977 года. Депо является крупнейшим предприятием города, за 30 лет оно выросло из маленького цеха для осмотра одного маневрового тепловоза до крупнейшего предприятия. Сейчас инвентарный парк ТЧЭ-11 насчитывает 324 секции магистральных и грузовых тепловозов и на данный момент цифра постоянно растет.
Тепловоз 3ТЭ10У-0012,
Тепловоз 2ТЭ25А-005,
Тепловоз 3ТЭ10МК-1095,
Тепловоз ТЭП70-0494,
4.VIII.2007
4.VIII.2007
17.VII.2013
6.IV.2016
Классификация локомотивов
По роду службы
Грузовые
Пассажирские
Маневровые
локомотивы
локомотивы
локомотивы
Тепловоз ТЭП70БС-024,
ТГМ4Б
4.VIII.2007
Тепловоз 2ТЭ10МК-3258,
4.VIII.2007
✔ Тепловозы: ➨ ТЭП70 - Тепловоз с Электрической передачей Пассажирский, 70 - Коломенский тепловозостроительный завод ➨ 2ТЭ116 - Двусекционный Тепловоз с Электрической передачей , 116 - Луганский тепловозостроительный завод ➨ 2М62У - Магистральный Двухсекционный Универсальный Тепловоз ➨ ЧМЭ3 - Чехословацкий Маневровый тепловоз с Электрической передачей, 3-ей серии ➨ 2тэ10мк- Двухсекционный Тепловоз с Электрической передачей, 10 Цилиндров, Магистральный с Коломенским Дизелем ➨ ТГМ4 - Тепловоз с Гидромеханической передачей Маневровый, 4-ой серии ➨ ТЭМ2 - Тепловоз с Электрической передачей Маневровый, 2-ой серии ➨ ТЭП70БС - Тепловоз с электрической передачей, пассажирский, разроботан в "70" годах, в честь Бориса Саламбекова ✔Электровозы: ➨ ЭП2К - Электровоз Пассажирский, 2-я серия, Коллекторный тяговый привод ➨ ЧС6 - Чехо-Словацкий, 6-ой серии ➨ 3ЭС5К - Трехсекционный Электровоз, 5-ой Серии, Коллекторные тяговые двигатели ➨ ЧС200 - Чехословацкий Скоростной, 200 Серии ➨ ВЛ80 - Владимир Ленин,Восьмиосный Однофазный ➨ ОПЭ1 - Однофазный Промышленный Электровоз с 1-м Моторным Думпкаром (Тяговый Агрегат) ➨ ЭП1 - Электровоз Пассажирский, 1 типа ➨ 3ЭС5К- Трехсекционный Электровоз Серийный, 5 типа с Коллекторными тяговыми двигателями ➨ ЧС2К - ЧехоСловацкий, тип 2, Капиталенный
Тепловоз ТЭП70-0536,
Тепловозы 2ТЭ10УТ-0011, ТЭП70БС-030 ТЭП70-0536, 29.III.2016
ЧМЭ3
2.IV.2016
Серийный номер тепловоза
- В большинстве случаев обозначение начинается с буквы Т («тепловоз») ;
- вторая буква характеризует тип передачи (Э - электрическая, Г - гидравлическая);
- Третья - говорит о назначении тепловоза (П - пассажирский, М -маневровый, у грузовых тепловозов третья буква в серии отсутствует).
- Цифры обозначают номер серии тепловоза, для поездных тепловозов обычно указывающий также и на завод-изготовитель:
от 1 до 49 — Харьковский завод транспортного машиностроения;
от 50 до 99 — Коломенский тепловозостроительный завод;
от 100 и выше — Луганский тепловозостроительный завод.
· Цифра перед буквенным обозначением означает число секций многосекционного тепловоза.
Серийный номер тепловоза
2ТЭ10М-0886 с поездом из цистерн
2ТЭ10М -0916 (Тепловоз грузовой с электрическим типом передачи 2-х секционный, модернизированный, выпущенный Луганским тепловозостроительным заводом)
Серийный номер тепловоза
Тепловоз 3ТЭ10МК-1378,
депо Тында, Амурская обл., 4.VIII.2007
Тепловоз трех секционный с электрическим приводом, модернизированный, выпущенный Луганским тепловозостроительным заводом
Тепловоз ТЭП70БС-011,
депо Тында, Амурская обл., 4.VIII.2007
Тепловоз пассажирский с электрическим приводом, выпущенный Коломенским тепловозостроительным заводом в честь Героя Социалистического Труда — Бориса Константиновича Саламбекова
Принцип работы тепловоза
Электрическая передача
В электрической передаче вал дизеля вращает тяговый генератор, питающий тяговые электродвигатели (ТЭД). В свою очередь вращение вала ТЭД передаётся колёсной паре.
Электропередача постоянного тока обладает гиперболической тяговой характеристикой, при которой увеличение сопротивления движения вызывает увеличение силы тяги, а уменьшение — ускорение локомотива. Всё это упрощает и облегчает управление тепловозом. Несколькими тепловозами с электрической передачей, сцепленными друг с другом для получения большой мощности, можно управлять из одной кабины машиниста, что и требуется от тепловоза.
Двигатель Дизеля. Принципы сгорания в дизельном двигателе
Рабочий цикл
При первом такте движения поршня вниз втягивает воздух через открытый впускной клапан. При втором такте, так называемом сжатии, воздух, втянутый в цилиндр, сжимается поршнем, который движется вверх. Степень сжатия составляет от 14:1 до 24:1. При этом процессе воздух разогревается до температуры 800С. В конце такта сжатия форсунка впрыскивает топливо в нагретый воздух при давлении до 1500 Па.
- К началу третьего такта ( рабочего хода ) мелко распыленное топливо самовоспламеняется и на протяжении всего такта сгорает в цилиндре почти полностью. Высвобождаемая при этом энергия давит на поршень. Поршень снова движется вниз, преобразуя химическую энергию в механическую работу. Во время четвертого такта ( выпуска ) отработавшие газы вытесняются движущимся вверх поршнем через открытый выпускной клапан. После этого двигатель снова начинает всасывать воздух для нового рабочего цикла.
Двухтактный цикл
- Кроме вышеописанного четырёхтактного цикла, используется двухтактный цикл. Пусть поршень находится в нижней мёртвой точке и цилиндр наполнен воздухом. Во время хода поршня вверх воздух сжимается; вблизи верхней мёртвой точки происходит впрыск топлива, которое самовоспламеняется. Затем происходит рабочий ход — продукты сгорания расширяются и передают энергию поршню, который движется вниз. Вблизи нижней мёртвой точки происходит продувка — продукты сгорания замещаются свежим воздухом. Цикл завершается.
- Есть ещё двигатели, где в каждом цилиндре находятся два встречно двигающихся поршня (оппозитная схема); каждый поршень управляет своими окнами — один впускными, другой выпускными (такая система использовалась на тепловозах ТЭ3 и ТЭ10, танковых двигателях 4ТПД, 5ТД(Ф) (Т-64), 6ТД (Т-80), 6ТД-2 (Т-84), в авиации — на бомбардировщиках Юнкерс).
- Поскольку в двухтактном цикле рабочие ходы происходят вдвое чаще но существенного повышения мощности по сравнению с четырёхтактным циклом не удаётся реализовать. В настоящее время двухтактные дизели широко применяются только на больших морских судах. При невозможности повышения частоты вращения двухтактный цикл оказывается выгодным; такие тихоходные дизели имеют мощность до 100 000 л. с.
Продувка двухтактного дизельного двигателя: внизу — продувочные окна, выпускной клапан верху открыт
Преимущества
- Тепловозы имеют высокое значение коэффициента полезного действия – 26-30%.
- Тепловозы могут совершать пробеги на расстояния до 800 – 1200 км без пополнения запасов топлива и воды.
- Тепловозы автономны, т.е не связаны с контактной сетью, как электровозы, поэтому могут передвигаться практически по всем железнодорожным линиям как магистральным, так и промышленным.
- Эксплуатации тепловозов не требует сооружения дорогостоящих устройств энергоснабжения, поэтому постройка железной дороги с тепловозной тягой обходится дешевле, чем электрифицированной.
- Более того, даже на электрифицированных линиях оказывается более выгодным эксплуатировать тепловозы на маневровой и вывозной работе, чем электрифицировать все пути.
Недостатки
Дизель плохо приспособлен к переменным режимам работы локомотива, необходима дорогостоящая передача мощности. Используются дорогостоящие дизельное топливо, масла и смазки.
Схема компоновки тепловоза ТЭ109 с электрической передачей переменно-постоянного тока
1 — дизель
2 — холодильная камера
3 — высоковольтная камера
4 — выпрямительная установка
5 — тяговый электродвигатель
6 — тяговый генератор
7 — стартер-генератор
8 — глушитель
9 — бак для воды
10 — передняя кабина машиниста
11 — задняя кабина машиниста
12 — аккумуляторная батарея
13 — топливный бак
14 — воздушный резервуар
15 — тележка
16 — топливный насос
17 — бункер песочницы
18 — колёсная пара
19 — метельник
20 — буфер
КПД дизельных двигателей
- Коэффициент полезного действия — характеристика эффективности системы (устройства, машины) в отношении преобразования или передачи энергии. Определяется отношением полезно использованной энергии к суммарному количеству энергии, полученному системой; обозначается обычно η («эта»).
Тепловоз 3ТЭ10МК-1317, депо Тында, Амурская обл., 4.VIII.2007
- Мощность дизеля 2210 кВт;
- Топливо 6300 кг.
- Конструкционная скорость 100 км/ч
Тепловоз ТЭП70-0494, территория ТЧЭ-11 Тында, ДВОСТ, Амурская обл., 6.IV.2016
- Мощность дизеля 2942 кВт;
- Топливо 6500 л.
- Конструкционная скорость 160 км/ч
Тип дизеля: 2А-9ДГ(V16)
Теплота сгорания дизельного топлива в среднем составляет 42624 кДж/кг
Плотность дизельного топлива –840 кг/м³
КПД стандартного дизеля достигает 40 %, а применение турбонаддува и промежуточного охлаждения повышает это значение до 50 %.
Температура застывания: −35 °C.
Исторический подвижной состав.
Паровозы П36, Еа, Ем (В народе-Анушка).