СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по физике "Технология ТРИЗ"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересная технология ТРИЗ- технология решения изобретательных задач. Формирует стиль мышления умения ставить и решать задачи.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по физике "Технология ТРИЗ"»

МБОУ Сургутский естественно-научный лицей             Мастер-класс по теме: «Решение задач на уроках физики» (технология ТРИЗ на уроках физики)    Подготовила: учитель физики, Н.П. Логачева

МБОУ Сургутский естественно-научный лицей

Мастер-класс по теме:

«Решение задач на уроках физики»

(технология ТРИЗ на уроках физики)

Подготовила: учитель физики, Н.П. Логачева

Технология ТРИЗ – это наука о творчестве, использование ее элементов и приемов. Помогает развивать умственную, познавательную и творческую деятельность обучающихся на уроке.
  • Технология ТРИЗ – это наука о творчестве, использование ее элементов и приемов.
  • Помогает развивать умственную, познавательную и творческую деятельность обучающихся на уроке.
ТРИЗ Теория Решения Изобретательских Задач

ТРИЗ

Теория

Решения

Изобретательских

Задач

Три основных  принципа ТРИЗ: Принцип объективных законов. Все системы развиваются по определенным законам. Их можно познать и использовать для преобразования окружающего мира. Принцип противоречия. Все системы развиваются через преодоление противоречий. Принцип конкретности. Конкретное решение проблемы зависит от конкретных ресурсов, которые имеются в наличии. Дидактические возможности ТРИЗ: решение творческих задач любой сложности и направленности; решение научных и исследовательских задач; систематизация знаний в любых областях деятельности; развитие творческого воображения и мышления; развитие качеств творческой личности и формирование ключевых компетенций учащихся: когнитивной, креативной, коммуникативной, мировоззренческой; развитие творческих коллективов.

Три основных  принципа ТРИЗ:

  • Принцип объективных законов. Все системы развиваются по определенным законам. Их можно познать и использовать для преобразования окружающего мира.
  • Принцип противоречия. Все системы развиваются через преодоление противоречий.
  • Принцип конкретности. Конкретное решение проблемы зависит от конкретных ресурсов, которые имеются в наличии.

Дидактические возможности ТРИЗ:

  • решение творческих задач любой сложности и направленности;
  • решение научных и исследовательских задач;
  • систематизация знаний в любых областях деятельности;
  • развитие творческого воображения и мышления;
  • развитие качеств творческой личности и формирование ключевых компетенций учащихся: когнитивной, креативной, коммуникативной, мировоззренческой;
  • развитие творческих коллективов.

«Взрослое» мышление

«Детское» мышление

Страх перед противоречиями, стремление их избегать

Нечувствительность к противоречиям, отсутствие стремления избегать их в рассуждениях

Рассмотрение объектов, процессов и явлений в отрыве друг от друга, не системно

«Тризовское» мышление

Неорганизованное сочетание разных типов умозаключений (индукции и дедукции), часто с ошибочным применением

Синкретизм, стремление связывать «все со всем»

«Любовь» к противоречиям, поиск их в задачах, умение выявлять и формулировать противоречия

Трансдукция, неверный с точки зрения классической логики тип умозаключения, заключающийся в выводах «от частного к частному», т.е. в переносе идей и решений между системами, часто выбранными случайно

Опора на сочетание логического мышления и природной интуиции

Системный подход, стремление выявить связи даже между отдаленными, внешне не связанными объектами, процессами и явлениями

«Законопослушность, использование известных интуитивных или вербализованных закономерностей

Опора на природную, врожденную способность к интуитивному выводу

Аналоговое мышление, перенос выводов, идей, решений между разными системами, выбранными в результате анализа, т.е. организованное сочетание индукции, дедукции и трансдукции

«Законотворчество» — стихийный поиск и выработка интуитивных и вербализованных закономерностей

Попытки штурма неразрешимой задачи «в лоб», отступление и отказ от решения при неудачах

Опора на сочетание логики и целенаправленно сформированной интуиции

Замена задачи: ребенок поставленный перед задачей, которую он не может решить, произвольно меняет условия и правила, решая задачу, которую может решить

Целенаправленный поиск и выработка закономерностей, вербализация интуитивных закономерностей

Замена по определенным правилам неразрешимой задачи другой, поддающейся решению и позволяющей получить нужный эффект

Названия методов, приемов Метод «Да-нетка» Метод мозгового штурма Метод синектика Метод смыслового видения  Метод фокальных объектов   Метод “вживания” «Морфологический анализ» Модель «Системный лифт» Механизм решения изобретательных задач Метод системного оператора Модель «Создай паспорт» Модель «Составление плана/раскадровка» Моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков   Метод придумывания.  Сочинение загадок (методика А.А. Нестеренко)  Метод инверсии (обращения) Метод “Если бы…”  Метод эвристических вопросов (Квинтилиан) Метод гиперболизации Метод агглютинации. 

Названия методов, приемов

  • Метод «Да-нетка»
  • Метод мозгового штурма
  • Метод синектика
  • Метод смыслового видения 
  • Метод фокальных объектов
  •   Метод “вживания”
  • «Морфологический анализ»
  • Модель «Системный лифт»
  • Механизм решения изобретательных задач
  • Метод системного оператора
  • Модель «Создай паспорт»
  • Модель «Составление плана/раскадровка»
  • Моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков
  •   Метод придумывания. 
  • Сочинение загадок (методика А.А. Нестеренко)
  • Метод инверсии (обращения)
  • Метод “Если бы…” 
  • Метод эвристических вопросов (Квинтилиан)
  • Метод гиперболизации
  • Метод агглютинации. 
Приведу фрагменты уроков с использованием приемов ТРИЗ- 7 класс «Модель да-нетка» для формирования темы урока, повторения пройденного материала) - Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.

Приведу фрагменты уроков с использованием приемов ТРИЗ- 7 класс

«Модель да-нетка» для формирования темы урока, повторения пройденного материала)

  • - Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.

 Метод фокальных объектов  - это метод перенесения признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект.   Конфета - сладкая, шоколадная, вкусная.   Стул - металлический, удобный , маленький.  Газета - свежая, интересная, бумажная

Метод фокальных объектов - это метод перенесения признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект.

Конфета - сладкая, шоколадная, вкусная.

Стул - металлический, удобный , маленький.

Газета - свежая, интересная, бумажная

Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия «Создание «портрета» раздела механики с помощью ЛСМ (логико-смысловая модель)
  • Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия
  • «Создание «портрета» раздела механики с помощью ЛСМ (логико-смысловая модель)
«Метод Маленьких Человечков» для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов (окружающий мир). Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое.
  • «Метод Маленьких Человечков» для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов (окружающий мир). Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое.
Метод синектики - метод активизации творчества  Задание: составить сказку «Путешествие молекулы» (7 кл)

Метод синектики - метод активизации творчества Задание: составить сказку «Путешествие молекулы» (7 кл)

Модель “Элемент – имя признака – назначение признака”   Уместен при прохождении по физике в 8 классе тем главы «Тепловые явления»: Теплопроводность Количество теплоты и т.д.
  • Модель “Элемент – имя признака – назначение признака” Уместен при прохождении по физике в 8 классе тем главы «Тепловые явления»:
  • Теплопроводность
  • Количество теплоты и т.д.
Системный оператор –  это метод развивает системное мышление.

Системный оператор – это метод развивает системное мышление.

Системный подход   Компонентный подход Структурный подход Функциональный подход Задание: Назовите как можно больше функций электрической лампочки Генетический подход Факел-свеча-керосинка-электрическая лампочка-неоновая лампочка-солнечная лампочка…

Системный подход

  • Компонентный подход
  • Структурный подход
  • Функциональный подход
  • Задание: Назовите как можно больше функций электрической лампочки
  • Генетический подход
  • Факел-свеча-керосинка-электрическая лампочка-неоновая лампочка-солнечная лампочка…
Давайте прокатим в «Системном лифте» единицы массы и времени . тонна час ? ? ? сек ? ? мкгр ?

Давайте прокатим в «Системном лифте»

единицы массы и времени .

тонна

час

?

?

?

сек

?

?

мкгр

?

ТРИЗовские задачи по физике. Тема: «Поглощение и отражение света». 8 класс  Природа «снабдила» полярных медведей белым мехом. С одной стороны, это хорошо, так как позволяет маскироваться во льдах и снегах. С другой — очень неразумно: в полярных областях солнце еле греет, и чтобы полнее использовать скудное солнечное тепло, медведю следовало бы иметь черный мех. Ведь только черные тела поглощают весь падающий на них свет. Но даже если бы у полярного медведя был черный мех, то он, конечно, нагревался бы хорошо, но тепло все равно плохо бы доходило до шкуры — ведь у меха плохая теплопроводность. Природа решила это противоречие — разгадайте, как?

ТРИЗовские задачи по физике.

  • Тема: «Поглощение и отражение света». 8 класс
  • Природа «снабдила» полярных медведей белым мехом. С одной стороны, это хорошо, так как позволяет маскироваться во льдах и снегах. С другой — очень неразумно: в полярных областях солнце еле греет, и чтобы полнее использовать скудное солнечное тепло, медведю следовало бы иметь черный мех. Ведь только черные тела поглощают весь падающий на них свет. Но даже если бы у полярного медведя был черный мех, то он, конечно, нагревался бы хорошо, но тепло все равно плохо бы доходило до шкуры — ведь у меха плохая теплопроводность. Природа решила это противоречие — разгадайте, как?
Тема «Спектры» 11 класс. Жильцы частного пансиона, в котором поселился американский физик Роберт Вуд, подозревали, что жареное мясо на завтрак хозяйка готовит из остатков обеда, собранных с тарелок. Через несколько дней Вуд представил неопровержимые доказательства недобросовестности хозяйки. Как ему это удалось?

Тема «Спектры» 11 класс.

  • Жильцы частного пансиона, в котором поселился американский физик Роберт Вуд, подозревали, что жареное мясо на завтрак хозяйка готовит из остатков обеда, собранных с тарелок. Через несколько дней Вуд представил неопровержимые доказательства недобросовестности хозяйки. Как ему это удалось?
(Вуд посыпал остатки мяса за обедом хлористым литием, который ни по вкусу, ни по ввиду ничем не отличается от обычной соли (хлористого натрия). За завтраком Вуд сжег кусочек мяса и с помощью спектрографа наблюдал красную линию лития.)
  • (Вуд посыпал остатки мяса за обедом хлористым литием, который ни по вкусу, ни по ввиду ничем не отличается от обычной соли (хлористого натрия). За завтраком Вуд сжег кусочек мяса и с помощью спектрографа наблюдал красную линию лития.)
Тема: «Свойства веществ» 7 класс В длинной резиновой трубке нужно было проделать много очень точных отверстий диаметром 10 мм. Конечно, нетрудно просверлить или пробить отверстия. Но резина гибкая, под инструментом она растягивается, сжимается. Поэтому сделать отверстия нужного размера очень сложно.  - Ничего не получается! - с досадой воскликнул мастер. - Хоть плачь...И тут появился изобретатель.  - Зачем же плакать!- удивился он.-Ведь всё так просто.  Действительно, решение оказалось очень простым. Попробуйте найти его.

Тема: «Свойства веществ» 7 класс

  • В длинной резиновой трубке нужно было проделать много очень точных отверстий диаметром 10 мм. Конечно, нетрудно просверлить или пробить отверстия. Но резина гибкая, под инструментом она растягивается, сжимается. Поэтому сделать отверстия нужного размера очень сложно. - Ничего не получается! - с досадой воскликнул мастер. - Хоть плачь...И тут появился изобретатель. - Зачем же плакать!- удивился он.-Ведь всё так просто. Действительно, решение оказалось очень простым. Попробуйте найти его.
Моделирование:   Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии ТРИЗ  Задание по группам разработать этапы уроков с применением Триз –технологии.  1 группа этап актуализации знаний учащихся,  2 группа- введение нового знания, 3 группа – этап обобщения и систематизации новых знаний. Обсуждение авторских моделей урока.

Моделирование:

Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии ТРИЗ

  • Задание по группам разработать этапы уроков с применением Триз –технологии.
  • 1 группа этап актуализации знаний учащихся,
  • 2 группа- введение нового знания,
  • 3 группа – этап обобщения и систематизации новых знаний.
  • Обсуждение авторских моделей урока.
 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!