СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по информатике на тему "Решение логических задач с помощью нескольких таблиц"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку информатики на тему "Решение логических задач с помощью нескольких задач"

Просмотр содержимого документа
«Презентация по информатике на тему "Решение логических задач с помощью нескольких таблиц"»

Актуализация знаний - Для чего необходима таблица? - Приведите примеры известных вам  таблиц. - С какими типами таблиц вы знакомы?

Актуализация знаний

- Для чего необходима таблица?

- Приведите примеры известных вам

таблиц.

- С какими типами таблиц вы знакомы?

Таблица типа  «объекты-свойства» (ОС) Таблицы типа ОС содержат информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу. Имя класса объектов Имя свойства 1 Имя объекта 1 Имя свойства 2 Имя объекта 2 . . .  . . . Значение свойства объекта

Таблица типа «объекты-свойства» (ОС)

Таблицы типа ОС содержат информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу.

Имя класса объектов

Имя свойства 1

Имя объекта 1

Имя свойства 2

Имя объекта 2

. . .

. . .

Значение свойства объекта

Таблица типа  «объекты-объекты-один» Таблицы типа ООО содержат информацию  о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам. Имя первого класса объектов Имя второго класса объектов Имя 1-го объекта первого класса Имя 1-го объекта 2-го класса Имя 2-го объекта первого класса Имя 2-го объекта 2-го класса . . . Значение свойства пары объектов

Таблица типа «объекты-объекты-один»

Таблицы типа ООО содержат информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.

Имя первого

класса объектов

Имя второго класса объектов

Имя 1-го объекта первого класса

Имя 1-го объекта 2-го класса

Имя 2-го объекта первого класса

Имя 2-го объекта 2-го класса

. . .

Значение свойства пары объектов

Вычислительные таблицы Вычислительные таблицы - таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются  с использованием значений других свойств  из этой же таблицы. Товар Тетрадь Цена (руб.) 3 Альбом Количество Стоимость 10 5 Авторучка 30 10 4 . . . 20 5 50 Таблица типа ОС

Вычислительные таблицы

Вычислительные таблицы - таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.

Товар

Тетрадь

Цена (руб.)

3

Альбом

Количество

Стоимость

10

5

Авторучка

30

10

4

. . .

20

5

50

Таблица типа ОС

Таблицы вокруг нас

Таблицы вокруг нас

Хронологические таблицы Основные даты в истории компьютеров № Дата 1. Событие 3000 г. до н.э. 2. 1642 г. Счёты в Китае 3. Суммирующая машина Паскаля 1694 г. 4. 1801 г. 5. Счётная машина Лейбница Перфокарты Жаккара 1830- е годы 6. 1890 г. Программируемая машина Бэббиджа 7. Счётная машина Холлерита 1946 г. 8. 1948 г. 9. Первая ЭВМ Изобретение транзистора 1964 г. Появление интегральных схем

Хронологические таблицы

Основные даты в истории компьютеров

Дата

1.

Событие

3000 г. до н.э.

2.

1642 г.

Счёты в Китае

3.

Суммирующая машина Паскаля

1694 г.

4.

1801 г.

5.

Счётная машина Лейбница

Перфокарты Жаккара

1830- е годы

6.

1890 г.

Программируемая машина Бэббиджа

7.

Счётная машина Холлерита

1946 г.

8.

1948 г.

9.

Первая ЭВМ

Изобретение транзистора

1964 г.

Появление интегральных схем

Расписание уроков

Расписание уроков

Программа телепередач

Программа телепередач

Таблица Д.И. Менделеева

Таблица Д.И. Менделеева

 Коля Белов  Саша Чернов

Коля Белов

Саша Чернов

Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера - не на втором и не на третьем? Аня I этаж Вера   II этаж Лиза   III этаж

Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера - не на втором и не на третьем?

  • Аня I этаж
  • Вера II этаж
  • Лиза III этаж
§ 11 (п. 1- 3) Задачи №30, №32 из сборника «Занимательные задачи по информатике». Стр. 25  Мини – проект «Моя неделя»

§ 11 (п. 1- 3)

Задачи №30, №32 из сборника «Занимательные задачи по информатике». Стр. 25

Мини – проект «Моя неделя»

Задача №32  Пятеро одноклассников: Аня, Саша, Лена, Вася и Миша стали победителями олимпиад по физике, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что:  победитель олимпиады по информатике учит Аню и Сашу работе на компьютере;  Лена и Вася тоже заинтересовались информатикой;  Саша всегда побаивался физики;  Лена, Саша и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием;  Саша и Лена поздравили победителя олимпиады по математике;  Аня сожалеет о том, что у неё остается мало времени на литературу.  Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят?

Задача №32 Пятеро одноклассников: Аня, Саша, Лена, Вася и Миша стали победителями олимпиад по физике, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что: победитель олимпиады по информатике учит Аню и Сашу работе на компьютере; Лена и Вася тоже заинтересовались информатикой; Саша всегда побаивался физики; Лена, Саша и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием; Саша и Лена поздравили победителя олимпиады по математике; Аня сожалеет о том, что у неё остается мало времени на литературу. Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят?

Задача №30  Четверо друзей — Алик, Володя, Миша и Юра — собрались в доме у Миши. Мальчики оживленно беседовали о том, как они провели лето.  — Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? — спросил Володя.  — О, еще как, — ответил Балашов, — могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом.  — Посмотрите, какой я гербарий собрал, — сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.  Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов.  Назовите имя и фамилию каждого мальчика.

Задача №30

Четверо друзей — Алик, Володя, Миша и Юра — собрались в доме у Миши. Мальчики оживленно беседовали о том, как они провели лето. — Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? — спросил Володя. — О, еще как, — ответил Балашов, — могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом. — Посмотрите, какой я гербарий собрал, — сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку. Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов. Назовите имя и фамилию каждого мальчика.

Мини – исследование «Моя неделя»  Лузяниной Марины В течение недели фиксируйте в таблице время, которое вы затрачиваете на учебу в школе, подготовку домашних заданий, помощь по дому, отдых, сон и другое. День недели Дата Понедельник 22 января Учеба в школе Вторник Среда 6 Подготовка домашних заданий 23 января 1,5 24 января 5 Помощь по дому Четверг 25 января 5 1,5 2 Пятница Активный отдых 3 1,5 26 января Сон 2,5 Суббота 8 27 января 1 6 Воскресенье 1,5 2,5 9 Другое 2,5 28 января 1 2,5 5 Итого за неделю 2 8 1 1 4,5 10 0 3 1,5 1,5 3,5 35 2 9 1 2 3 9 10 5 4,5 14 9 5 10 19,5 4,5 65 25,5 Дайте оценку тому, как проходит ваша неделя. Что бы вы хотели изменить, чтобы время использовалось более рационально?

Мини – исследование «Моя неделя» Лузяниной Марины

В течение недели фиксируйте в таблице время, которое вы затрачиваете на учебу в школе, подготовку домашних заданий, помощь по дому, отдых, сон и другое.

День недели

Дата

Понедельник

22 января

Учеба в школе

Вторник

Среда

6

Подготовка домашних заданий

23 января

1,5

24 января

5

Помощь по дому

Четверг

25 января

5

1,5

2

Пятница

Активный отдых

3

1,5

26 января

Сон

2,5

Суббота

8

27 января

1

6

Воскресенье

1,5

2,5

9

Другое

2,5

28 января

1

2,5

5

Итого за неделю

2

8

1

1

4,5

10

0

3

1,5

1,5

3,5

35

2

9

1

2

3

9

10

5

4,5

14

9

5

10

19,5

4,5

65

25,5

Дайте оценку тому, как проходит ваша неделя. Что бы вы хотели изменить,

чтобы время использовалось более рационально?

Мини – исследование «Моя неделя»  Шукшина Алексея В течение недели фиксируйте в таблице время, которое вы затрачиваете на учебу в школе, подготовку домашних заданий, помощь по дому, отдых, сон и другое. День недели Понедельник Дата 22 января Учеба в школе Вторник Подготовка домашних заданий Среда 6 23 января 24 января 1 Помощь по дому 5 Четверг 5 1,5 25 января Пятница 1 Активный отдых 3 26 января 1 1,5 Сон 6 Суббота 27 января 1 3 Воскресенье 1 10 Другое 6 28 января 2,5 1,5 3 Итого за неделю 5 1 10 0,5 1 3 10 0 3 4,5 2,5 1 1 10 33 4 10 8 3 2 3,5 6 8 10 11 3 24 4 71 24 Дайте оценку тому, как проходит ваша неделя. Что бы вы хотели изменить, чтобы время использовалось более рационально?

Мини – исследование «Моя неделя» Шукшина Алексея

В течение недели фиксируйте в таблице время, которое вы затрачиваете на учебу в школе, подготовку домашних заданий, помощь по дому, отдых, сон и другое.

День недели

Понедельник

Дата

22 января

Учеба в школе

Вторник

Подготовка домашних заданий

Среда

6

23 января

24 января

1

Помощь по дому

5

Четверг

5

1,5

25 января

Пятница

1

Активный отдых

3

26 января

1

1,5

Сон

6

Суббота

27 января

1

3

Воскресенье

1

10

Другое

6

28 января

2,5

1,5

3

Итого за неделю

5

1

10

0,5

1

3

10

0

3

4,5

2,5

1

1

10

33

4

10

8

3

2

3,5

6

8

10

11

3

24

4

71

24

Дайте оценку тому, как проходит ваша неделя. Что бы вы хотели изменить, чтобы время использовалось более рационально?

Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте (французский, немецкий, английский и итальянский) и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет. Девочка Иностранный  язык Музыкальный инструмент

Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте (французский, немецкий, английский и итальянский) и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет.

Девочка

Иностранный

язык

Музыкальный

инструмент

Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет.  Увлечение Девочка Музыкальный инструмент Маша Рояль Оля Скрипка Лена Виолончель Валя Арфа Иностранный язык Французский Немецкий Английский Итальянский

Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет.

Увлечение

Девочка

Музыкальный

инструмент

Маша

Рояль

Оля

Скрипка

Лена

Виолончель

Валя

Арфа

Иностранный язык

Французский

Немецкий

Английский

Итальянский

Ребусы Таблица Логика

Ребусы

Таблица

Логика

Решение логических задач  с помощью нескольких таблиц Объекты двух классов могут находиться  в отношении взаимно однозначного соответствия: в этих множествах одинаковое количество объектов; каждый объект 1-го множества связан заданным свойством только с одним объектом 2-го множества; каждый объект 2-го множества связан заданным свойством только с одним объектом 1-го множества.

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц

Объекты двух классов могут находиться в отношении взаимно однозначного соответствия:

  • в этих множествах одинаковое количество объектов;
  • каждый объект 1-го множества связан заданным свойством только с одним объектом 2-го множества;
  • каждый объект 2-го множества связан заданным свойством только с одним объектом 1-го множества.
Решение задачи Увлечение Девочка Музыкальный инструмент Маша Рояль Оля Скрипка Лена Виолончель Валя Иностранный язык Арфа Французский Немецкий Английский Итальянский 1 1 0 Маша играет на рояле Оля играет на виолончели Лена не играет на арфе Заполним первую часть таблицы

Решение задачи

Увлечение

Девочка

Музыкальный инструмент

Маша

Рояль

Оля

Скрипка

Лена

Виолончель

Валя

Иностранный язык

Арфа

Французский

Немецкий

Английский

Итальянский

1

1

0

Маша играет на рояле

Оля играет на виолончели

Лена не играет на арфе

Заполним первую часть таблицы

Решение задачи Увлечение Музыкальный инструмент Девочка Маша Рояль Скрипка 1 Оля 0 0 Лена Виолончель Валя 0 0 0 Иностранный язык Арфа 0 1 Французский 0 1 0 0 0 Немецкий 0 0 Английский 1 Итальянский 1 1 0 Заполним вторую часть таблицы

Решение задачи

Увлечение

Музыкальный инструмент

Девочка

Маша

Рояль

Скрипка

1

Оля

0

0

Лена

Виолончель

Валя

0

0

0

Иностранный язык

Арфа

0

1

Французский

0

1

0

0

0

Немецкий

0

0

Английский

1

Итальянский

1

1

0

Заполним вторую часть таблицы

Решение задачи Увлечение Музыкальный инструмент Девочка Маша Рояль Скрипка 1 Оля 0 Лена 0 Виолончель Валя 0 0 0 Арфа Иностранный язык 1 0 1 0 Французский 0 0 0 Немецкий 0 0 Английский Итальянский 1 1 0 0 0 Маша не знает итальянского Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке Оля не владеет английским Виолончелистка не говорит по-итальянски

Решение задачи

Увлечение

Музыкальный инструмент

Девочка

Маша

Рояль

Скрипка

1

Оля

0

Лена

0

Виолончель

Валя

0

0

0

Арфа

Иностранный язык

1

0

1

0

Французский

0

0

0

Немецкий

0

0

Английский

Итальянский

1

1

0

0

0

Маша не знает итальянского

Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке

Оля не владеет английским

Виолончелистка не говорит по-итальянски

Решение задачи Увлечение Девочка Музыкальный инструмент Маша Рояль 1 Оля Скрипка 0 0 Лена Виолончель 0 Валя 0 Арфа 0 Иностранный язык 0 1 Французский 0 1 0 0 0 0 Немецкий 0 Английский 0 0 0 Итальянский 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 Получим, что увлечения Маши – рояль и английский,  Оли – виолончель и немецкий, Лены – скрипка  и французский, Вали – арфа и итальянский.

Решение задачи

Увлечение

Девочка

Музыкальный инструмент

Маша

Рояль

1

Оля

Скрипка

0

0

Лена

Виолончель

0

Валя

0

Арфа

0

Иностранный язык

0

1

Французский

0

1

0

0

0

0

Немецкий

0

Английский

0

0

0

Итальянский

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

Получим, что увлечения Маши – рояль и английский, Оли – виолончель и немецкий, Лены – скрипка и французский, Вали – арфа и итальянский.

Разминка для глаз:

Разминка для глаз:

Практическая работа

Задача №1 Три подруги вышли в белом, зеленом и синем платьях. Их туфли тоже были белого, зеленого и синего цветов. Известно, что только у Ани цвет платья и туфель совпадали. Ни платье, ни туфли Вали не были белыми, Наташа была в зеленых туфлях. Определить цвет платья и туфель каждой из подруг.

Задача №1 Три подруги вышли в белом, зеленом и синем платьях. Их туфли тоже были белого, зеленого и синего цветов. Известно, что только у Ани цвет платья и туфель совпадали. Ни платье, ни туфли Вали не были белыми, Наташа была в зеленых туфлях. Определить цвет платья и туфель каждой из подруг.

Задача №2

Три молодых человека — Андрей, Бронислав и Борис — живут в Бобруйске, Архангельске и Белгороде.

Один из них аптекарь, другой — бухгалтер, третий — агроном. Требуется выяснить, кто где живет и у кого какая профессия. Известно лишь, что:

Борис бывает в Бобруйске лишь наездами и то весьма редко, хотя все его родственники живут в этом городе;

у двоих из этих людей названия профессий и городов, в которых они живут, начинаются с той же буквы, что и имена; жена аптекаря доводится Борису младшей сестрой.

Три подруги вышли в белом, зеленом и синем платьях. Их туфли тоже были белого, зеленого и синего цветов. Известно, что только у Ани цвет платья и туфель совпадали. Ни платье, ни туфли Вали не были белыми, Наташа была в зеленых туфлях.  Определить цвет платья и туфель каждой из подруг.   Туфли Синие Зеленые Имя Белые Платье Аня Синее Зелёное Валя Наташа Белое

Три подруги вышли в белом, зеленом и синем платьях. Их туфли тоже были белого, зеленого и синего цветов. Известно, что только у Ани цвет платья и туфель совпадали. Ни платье, ни туфли Вали не были белыми, Наташа была в зеленых туфлях. Определить цвет платья и туфель каждой из подруг.

Туфли

Синие

Зеленые

Имя

Белые

Платье

Аня

Синее

Зелёное

Валя

Наташа

Белое

Три молодых человека — Андрей, Бронислав и Борис — живут в Бобруйске, Архангельске и Белгороде. Один из них аптекарь, другой — бухгалтер, третий — агроном. Требуется выяснить, кто где живет и у кого какая профессия. Известно лишь, что: Борис бывает в Бобруйске лишь наездами и то весьма редко, хотя все его родственники живут в этом городе; у двоих из этих людей названия профессий и городов, в которых они живут, начинаются с той же буквы, что и имена; жена аптекаря доводится Борису младшей сестрой. Место жительства Бобруйск Андрей Архангельск Бронислав Профессия Белгород Борис Аптекарь Бухгалтер Агроном

Три молодых человека — Андрей, Бронислав и Борис — живут в Бобруйске, Архангельске и Белгороде.

Один из них аптекарь, другой — бухгалтер, третий — агроном. Требуется выяснить, кто где живет и у кого какая профессия. Известно лишь, что:

Борис бывает в Бобруйске лишь наездами и то весьма редко, хотя все его родственники живут в этом городе;

у двоих из этих людей названия профессий и городов, в которых они живут, начинаются с той же буквы, что и имена; жена аптекаря доводится Борису младшей сестрой.

Место жительства

Бобруйск

Андрей

Архангельск

Бронислав

Профессия

Белгород

Борис

Аптекарь

Бухгалтер

Агроном

 Правила создания синквейна:  1-я строка – название синквейна - одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;  2-я строка – два прилагательных, описывающих основную мысль;  3-я строка – три глагола, описывающие действия в   рамках темы;  4-я строка – фраза из четырех слов, оказывающая отношение автора к теме;  5-я строка – существительное, связанное с первым, отражающее сущность темы.

Правила создания синквейна:

1-я строка – название синквейна - одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею; 2-я строка – два прилагательных, описывающих основную мысль; 3-я строка – три глагола, описывающие действия в   рамках темы; 4-я строка – фраза из четырех слов, оказывающая отношение автора к теме; 5-я строка – существительное, связанное с первым, отражающее сущность темы.

§ 11 (п. 4,5) Задачи №13, №14, стр.78
  • § 11 (п. 4,5)
  • Задачи №13, №14, стр.78

Выбери вариант соответствующий твоим ощущениям после сегодняшнего занятия.   Я все знаю, понял и могу объяснить другим.   Я все знаю, понял, но не уверен, что смогу объяснить другому.   Я сам знаю, понял, но объяснить другому не смогу.   У меня остались некоторые вопросы.

Выбери вариант соответствующий твоим ощущениям после сегодняшнего занятия.

Я все знаю, понял и могу объяснить другим.

Я все знаю, понял, но не уверен, что смогу объяснить другому.

Я сам знаю, понял, но объяснить другому не смогу.

У меня остались некоторые вопросы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!