СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по искусству на тему «Весы как символ в живописи» (8 класс)

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена учителям искусства и обучающимся 8 класса (УМК Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской «Искусство», 8-9 классы), позволяет  как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Искусство» раскрыть рассматриваемую тему урока «Знаки и символы искусства».

Цели и задачи урока:

 - привлекать обучающихся к самостоятельному освоению культурных смыслов и символики, заключенных в шедеврах мирового искусства, учить видеть, чувствовать, понимать символику весов через призму собственного опыта и восприятия произведений живописи, искусства;

- мотивировать развитие интереса обучающихся к изучаемым произведениям искусства, создавать условия для обобщения приобретаемого ими опыта;

- расширить и углубить знания, формировать умение отстаивать свое мнение;

- способствовать формированию собственного мнения обучающихся, их личностного эмоционально-ценностного отношения к искусству, к миру в целом.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Презентация по искусству на тему «Весы как символ в живописи» (8 класс)»

Весы как символ в искусстве Презентация к уроку искусства (8 кл.) на тему «Знаки и символы искусства» Подготовила: И.В. Мокшанова, воспитатель МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанска Тамбовской обл. Iraida Mokshanova

Весы как символ в искусстве

Презентация к уроку искусства (8 кл.) на тему «Знаки и символы искусства»

Подготовила: И.В. Мокшанова, воспитатель МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанска Тамбовской обл.

Iraida Mokshanova

Содержание Цели и задачи 1 Судьбоносное свойство весов 2 Весы и эпоха Возрождения 3 Вывод 4 Источники информации 5

Содержание

Цели и задачи

1

Судьбоносное свойство весов

2

Весы и эпоха Возрождения

3

Вывод

4

Источники информации

5

Цели и задачи - Привлечь обучающихся к самостоятельному освоению культурных смыслов и символики, заключенных в шедеврах мирового искусства, учить понимать символику весов через призму собственного опыта и восприятия произведений живописи, искусства; - Мотивировать развитие интереса обучающихся к изучаемым произведениям искусства, создавать условия для обобщения приобретаемого ими опыта; - Расширить и углубить знания; - Способствовать формированию собственного мнения обучающихся, их личностного эмоционально-ценностного отношения к искусству, к миру в целом. ВЕРНУТЬСЯ

Цели и задачи

- Привлечь обучающихся к самостоятельному освоению культурных смыслов и символики, заключенных в шедеврах мирового искусства, учить понимать символику весов через призму собственного опыта и восприятия произведений живописи, искусства;

- Мотивировать развитие интереса обучающихся к изучаемым произведениям искусства, создавать условия для обобщения приобретаемого ими опыта;

- Расширить и углубить знания;

- Способствовать формированию собственного мнения обучающихся, их личностного эмоционально-ценностного отношения к искусству, к миру в целом.

ВЕРНУТЬСЯ

Судьбоносное свойство О сирис - владыка мира мертвых в Древнем Египте - взвешивал перышко, являющееся собственностью Богини Правды Маат, и сердце умершего человека, которое может все о нем рассказать. Л ишь сердце праведника легче пера. Н о если покойный много грешил, сердце его перевесит перо Правды. И тогда сердце умершего отдается на съедение чудовищу с телом гиены и бегемота, львиной гривой и пастью крокодила. Страшный Суд в Др. Египте во главе с царем загробного мира – Осирисом Iraida Mokshanova

Судьбоносное свойство

О сирис - владыка мира мертвых в Древнем Египте - взвешивал перышко, являющееся собственностью Богини Правды Маат, и сердце умершего человека, которое может все о нем рассказать.

Л ишь сердце праведника легче пера.

Н о если покойный много грешил, сердце его перевесит перо Правды. И тогда сердце умершего отдается на съедение чудовищу с телом гиены и бегемота, львиной гривой и пастью крокодила.

Страшный Суд в Др. Египте во главе с царем загробного мира – Осирисом

Iraida Mokshanova

Судьбоносное свойство Д анная символика весов в христианской иконописи заимствована безоговорочно. Мозаика на кафедральном Соборе острова Торчелло, датируемая 639 годом н.э., – тому подтверждение.  Н а ней изображена процедура взвешивания души, во время которой черти длинными шестами пытаются перевесить чашу весов в свою сторону. Византийская мозаика. Образ Спасителя в абсиде южного придела Собора Санта-Мария Ассунта Iraida Mokshanova

Судьбоносное свойство

Д анная символика весов в христианской иконописи заимствована безоговорочно. Мозаика на кафедральном Соборе острова Торчелло, датируемая 639 годом н.э., – тому подтверждение. 

Н а ней изображена процедура взвешивания души, во время которой черти длинными шестами пытаются перевесить чашу весов в свою сторону.

Византийская мозаика. Образ Спасителя в абсиде южного придела Собора Санта-Мария Ассунта

Iraida Mokshanova

Судьбоносное свойство Сцена Страшного суда. Фреска храма Михаила Архангела, Пущино Собор Святого Лазаря Автун. Франция В есы - древнейший символ меры и справедливости, которыми взвешивалось добро и зло, совершенное человеком при жизни. И от того, какая чаша перевешивала – такой и была судьба человека после смерти. Э тот сюжет картины Страшного суда распространен не только в христианстве, но и в иудаизме, и в мусульманстве. Iraida Mokshanova

Судьбоносное свойство

Сцена Страшного суда. Фреска храма Михаила Архангела, Пущино

Собор Святого Лазаря Автун. Франция

В есы - древнейший символ меры и справедливости, которыми взвешивалось добро и зло, совершенное человеком при жизни. И от того, какая чаша перевешивала – такой и была судьба человека после смерти.

Э тот сюжет картины Страшного суда распространен не только в христианстве, но и в иудаизме, и в мусульманстве.

Iraida Mokshanova

Судьбоносное свойство Г лавный «весовщик» посмертных судеб в библейских заветах - Архангел Михаил. Р елигиозные каноны приписывают Михаилу не только победу над дьяволом и нечистыми силами, но и роль главного судьи Страшного суда, на который души умерших призываются его трубным гласом. Е го образ с весами — наиболее популярный сюжет в картинах Страшного суда. Хуан де ла Абадия эль Вьехо. Святой Михаил взвешивает души. 1490 Iraida Mokshanova

Судьбоносное свойство

Г лавный «весовщик» посмертных судеб в библейских заветах - Архангел Михаил.

Р елигиозные каноны приписывают Михаилу не только победу над дьяволом и нечистыми силами, но и роль главного судьи Страшного суда, на который души умерших призываются его трубным гласом.

Е го образ с весами — наиболее популярный сюжет в картинах Страшного суда.

Хуан де ла Абадия эль Вьехо. Святой Михаил взвешивает души. 1490

Iraida Mokshanova

Судьбоносное свойство Н а картине Р. ван дер Вейдена Михаил держит в руке весы, на двух чашах которых находятся души — праведника (правая чаша) и грешника (левая). Ч ашу с грешником тянет вниз дьявол. Т ак и распределяются  человеческие души—в рай или в ад. Рогир ван дер Вейден. Архангел Михаил, взвешивающий души на Страшном суде Iraida Mokshanova

Судьбоносное свойство

Н а картине Р. ван дер Вейдена Михаил держит в руке весы, на двух чашах которых находятся души — праведника (правая чаша) и грешника (левая).

Ч ашу с грешником тянет вниз дьявол.

Т ак и распределяются  человеческие души—в рай или в ад.

Рогир ван дер Вейден. Архангел Михаил, взвешивающий души на Страшном суде

Iraida Mokshanova

Судьбоносное свойство  В садники, изображенные на гравюре А. Дюрера, возвещают о близком светопреставлении. И менно третий всадник на вороном коне — Голод, — «держал в руке весы, и слышен был глас, произносивший: «мерка пшеницы за динарий, и три мерки ячменя за динарий!» В есы в древней Иудее символизируют голод, недостаток: чтобы делить убогие запасы между обездоленными, необходим строгий, сверхточный вес и честность, справедливость. Ч аши весов в руках всадника на вороном коне не сбалансированы и несут людям бесчестный, внушенный дьяволом суд. Альбрехт Дюрер. Всадники Апокалипсиса Iraida Mokshanova

Судьбоносное свойство

В садники, изображенные на гравюре А. Дюрера, возвещают о близком светопреставлении.

И менно третий всадник на вороном коне — Голод, — «держал в руке весы, и слышен был глас, произносивший: «мерка пшеницы за динарий, и три мерки ячменя за динарий!»

В есы в древней Иудее символизируют голод, недостаток: чтобы делить убогие запасы между обездоленными, необходим строгий, сверхточный вес и честность, справедливость.

Ч аши весов в руках всадника на вороном коне не сбалансированы и несут людям бесчестный, внушенный дьяволом суд.

Альбрехт Дюрер. Всадники Апокалипсиса

Iraida Mokshanova

Судьбоносное свойство  В прочем, весы всякий раз возможно наклонить и в нужную сторону. Г ромовержец Зевс не только лишь решал вопросы царствования и погибели богов, но и всяческие человеческие дела. И здесь оказалось, что властелин Олимпа - первый известный мошенник! О н наклонял весы в подходящую ему сторону, и битвы, бои прекращались не по обстоятельствам, не по реальному положению дел, а по его похоти, по его воле. Кратер Зевса из Энкоми. Фрагмент «Зевс с весами судьбы» (Античная керамика. Кипр) ВЕРНУТЬСЯ Iraida Mokshanova

Судьбоносное свойство

В прочем, весы всякий раз возможно наклонить и в нужную сторону.

Г ромовержец Зевс не только лишь решал вопросы царствования и погибели богов, но и всяческие человеческие дела. И здесь оказалось, что властелин Олимпа - первый известный мошенник! О н наклонял весы в подходящую ему сторону, и битвы, бои прекращались не по обстоятельствам, не по реальному положению дел, а по его похоти, по его воле.

Кратер Зевса из Энкоми. Фрагмент «Зевс с весами судьбы» (Античная керамика. Кипр)

ВЕРНУТЬСЯ

Iraida Mokshanova

Весы и эпоха Возрождения  В  эпоху Возрождения искусство взяло на себя роль деликатного наставника, через зрительные образы подсказывающего человеку дорогу к праведной жизни. Н а панно П. Кристуса весы, учитывая традиции, приобретают поучительный смысл и указывают зрителю на тщетность мирской суеты. В  живописи Г. Гольбейна весы - как знак равновесия. Дисбаланс неуравновешенных весов объясняет мало приметная фраза, начертанная под полкой: «Нет радости без печали». Петрус Кристус. Святой Элигий, 1449 Ганс Гольбейн. Портрет купца Георга Гиссе, 1532 Iraida Mokshanova

Весы и эпоха Возрождения

В  эпоху Возрождения искусство взяло на себя роль деликатного наставника, через зрительные образы подсказывающего человеку дорогу к праведной жизни.

Н а панно П. Кристуса весы, учитывая традиции, приобретают поучительный смысл и указывают зрителю на тщетность мирской суеты.

В  живописи Г. Гольбейна весы - как знак равновесия. Дисбаланс неуравновешенных весов объясняет мало приметная фраза, начертанная под полкой: «Нет радости без печали».

Петрус Кристус. Святой Элигий, 1449

Ганс Гольбейн. Портрет купца Георга Гиссе, 1532

Iraida Mokshanova

Весы и эпоха Возрождения Б ез весов не обходятся множество голландских жанровых сцен и натюрмортов, имитирующих торговое изобилие государства, как в работах Г. Доу. Н а картине же «Мезальянс» Л. Кранах изобразил сюжет, где юная плутовка очаровывает богатого старика. Здесь весы - как инструмент договора и расплаты: девушка назначает себе проверенную, безошибочную цену. Герард Доу. Мелочная лавка, 1647 Лукас Кранах. Мезальянс, 1532 Iraida Mokshanova

Весы и эпоха Возрождения

Б ез весов не обходятся множество голландских жанровых сцен и натюрмортов, имитирующих торговое изобилие государства, как в работах Г. Доу.

Н а картине же «Мезальянс» Л. Кранах изобразил сюжет, где юная плутовка очаровывает богатого старика. Здесь весы - как инструмент договора и расплаты: девушка назначает себе проверенную, безошибочную цену.

Герард Доу. Мелочная лавка, 1647

Лукас Кранах. Мезальянс, 1532

Iraida Mokshanova

Весы и эпоха Возрождения И , все же, ключевая символика весов - это напоминание о Страшном Суде. И бо как сказано: «…и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (Матф. 7:2). Т ак для почтенного менялы на картине К. Массейса весы - не только рабочий инструмент, но и беспрерывное напоминание. Квентин Массейс. Меняла с женой, 1514 Iraida Mokshanova

Весы и эпоха Возрождения

И , все же, ключевая символика весов - это напоминание о Страшном Суде.

И бо как сказано: «…и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (Матф. 7:2).

Т ак для почтенного менялы на картине К. Массейса весы - не только рабочий инструмент, но и беспрерывное напоминание.

Квентин Массейс. Меняла с женой, 1514

Iraida Mokshanova

Весы и эпоха Возрождения  Н а полотне Я. Вермеера думы героини перекликаются со Страшным судом, изображенным на картине, находящейся за женщиной.  Ч аши весов в ее руках пусты: то, что долгое время принималось за драгоценности, на самом деле - лишь блики света на чашечках весов! И  героиня Вермеера мысленно взвешивает собственные поступки. Весы здесь ассоциируются также с моральной ответственностью. Ян Вермеер. Женщина, взвешивающая жемчуг, 1665 Iraida Mokshanova

Весы и эпоха Возрождения

Н а полотне Я. Вермеера думы героини перекликаются со Страшным судом, изображенным на картине, находящейся за женщиной. 

Ч аши весов в ее руках пусты: то, что долгое время принималось за драгоценности, на самом деле - лишь блики света на чашечках весов!

И  героиня Вермеера мысленно взвешивает собственные поступки. Весы здесь ассоциируются также с моральной ответственностью.

Ян Вермеер. Женщина, взвешивающая жемчуг, 1665

Iraida Mokshanova

Весы и эпоха Возрождения С  весами в искусстве связаны разные темы. К айрос - крылатое греческое божество удачи, шанса - изображен в облике юноши с локоном волос, умудряющегося сдерживать балансирующие чаши весов на лезвии клинка. В искусстве Ренессанса Кайрос отождествлялся с аллегорической фигурой Удобного случая (или Шанса). С умей-ка воспользоваться выпавшим шансом - успей ухватить юношу за локон, пока сомнительный баланс не нарушился! Кайрос - др.-греч. бог благоприятного момента (Шанса). Мрамор. Римская копия работы Лисиппа, 330-350 н.э. Iraida Mokshanova

Весы и эпоха Возрождения

С  весами в искусстве связаны разные темы.

К айрос - крылатое греческое божество удачи, шанса - изображен в облике юноши с локоном волос, умудряющегося сдерживать балансирующие чаши весов на лезвии клинка. В искусстве Ренессанса Кайрос отождествлялся с аллегорической фигурой Удобного случая (или Шанса).

С умей-ка воспользоваться выпавшим шансом - успей ухватить юношу за локон, пока сомнительный баланс не нарушился!

Кайрос - др.-греч. бог благоприятного момента (Шанса). Мрамор. Римская копия работы Лисиппа, 330-350 н.э.

Iraida Mokshanova

Весы и эпоха Возрождения Ж ивопись - это еще и ключ научных открытий. Такую концепцию эпохи Возрождения исповедовали как Леонардо да Винчи, так и Альбрехт Дюрер: «Благодаря живописи стало понятным измерение земли, вод и звезд, и еще многое раскроется через живопись». Н а его гравюре «Меланхолия» изображена в глубочайшей задумчивости женская фигура в окружении предметов, относящихся к точным наукам, к познанию мира. С права на архитектурном сооружении присутствуют весы - атрибут Логики (одного из 7 Свободных искусств). Мудрая и объективная Логика тщательно взвешивает на своих весах истинные и ложные суждения. Альбрехт Дюрер. Меланхолия, 1514 Iraida Mokshanova

Весы и эпоха Возрождения

Ж ивопись - это еще и ключ научных открытий. Такую концепцию эпохи Возрождения исповедовали как Леонардо да Винчи, так и Альбрехт Дюрер: «Благодаря живописи стало понятным измерение земли, вод и звезд, и еще многое раскроется через живопись».

Н а его гравюре «Меланхолия» изображена в глубочайшей задумчивости женская фигура в окружении предметов, относящихся к точным наукам, к познанию мира.

С права на архитектурном сооружении присутствуют весы - атрибут Логики (одного из 7 Свободных искусств). Мудрая и объективная Логика тщательно взвешивает на своих весах истинные и ложные суждения.

Альбрехт Дюрер. Меланхолия, 1514

Iraida Mokshanova

Весы и эпоха Возрождения Е ще один удивительный, связанный с весами, исторический прецендент: В 17 в. в Западной Европе инквизиция занималась «охотой на ведьм». Подозреваемые в чернокнижничестве женщины взвешивались на больших весах. Считалось, что метла колдуньи выдерживала вес до 50 кг. И при взвешивании обвиняемой это служило абсолютным подтверждением связи женщины с нечистой силой или же, наоборот, ее невиновности. ВЕРНУТЬСЯ Ведьмины весы. Гравюра 19 в. Iraida Mokshanova

Весы и эпоха Возрождения

Е ще один удивительный, связанный с весами, исторический прецендент:

В 17 в. в Западной Европе инквизиция занималась «охотой на ведьм». Подозреваемые в чернокнижничестве женщины взвешивались на больших весах. Считалось, что метла колдуньи выдерживала вес до 50 кг. И при взвешивании обвиняемой это служило абсолютным подтверждением связи женщины с нечистой силой или же, наоборот, ее невиновности.

ВЕРНУТЬСЯ

Ведьмины весы. Гравюра 19 в.

Iraida Mokshanova

Вывод В истории искусства символика содержит глубокий подтекст. Символ - это своеобразный миф. В есы символизируют справедливость, беспристрастие, суд, оценку достоинств и недостатков человека. Символ равновесия всех противоположностей и дополняющих друг друга факторов. Атрибут Немезиды – богини судьбы. Л юбого человека весы затрагивают по-разному: у одного — «недовес», у другого — «перевес». Но самое основное — истинный, верный вес, тем более, когда речь идет о справедливой расплате и воздаянии. Т очно также все взвешено и в изобразительном искусстве. Iraida Mokshanova

Вывод

В истории искусства символика содержит глубокий подтекст. Символ - это своеобразный миф.

В есы символизируют справедливость, беспристрастие, суд, оценку достоинств и недостатков человека. Символ равновесия всех противоположностей и дополняющих друг друга факторов. Атрибут Немезиды – богини судьбы.

Л юбого человека весы затрагивают по-разному: у одного — «недовес», у другого — «перевес». Но самое основное — истинный, верный вес, тем более, когда речь идет о справедливой расплате и воздаянии.

Т очно также все взвешено и в изобразительном искусстве.

Iraida Mokshanova

Прессование вина. Весы (Бодлианская Библиотека. Часослов). Календарь (сентябрь) ВЕРНУТЬСЯ Спасибо за внимание ! Iraida Mokshanova Весы как символ в искусстве

Прессование вина. Весы (Бодлианская Библиотека. Часослов). Календарь (сентябрь)

ВЕРНУТЬСЯ

Спасибо за внимание !

Iraida Mokshanova

Весы как символ в искусстве

Источники информации http://ancientrome.ru/art/artwork/ https://artchive.ru/encyclopedia https://mirvokrug.blog/category https://shkolazhizni.ru/ http://sitekid.ru/kultura_i_iskusstvo http://smallbay.ru/holbein https://www.imbf.org/interesnye-stati/ehnciklopedija-simvolov https://www.wikiart.org/ru

Источники информации

http://ancientrome.ru/art/artwork/

https://artchive.ru/encyclopedia

https://mirvokrug.blog/category

https://shkolazhizni.ru/

http://sitekid.ru/kultura_i_iskusstvo

http://smallbay.ru/holbein

https://www.imbf.org/interesnye-stati/ehnciklopedija-simvolov

https://www.wikiart.org/ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя