Весы как символ в искусстве
Презентация к уроку искусства (8 кл.) на тему «Знаки и символы искусства»
Подготовила: И.В. Мокшанова, воспитатель МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанска Тамбовской обл.
Iraida Mokshanova
Содержание
Цели и задачи
1
Судьбоносное свойство весов
2
Весы и эпоха Возрождения
3
Вывод
4
Источники информации
5
Цели и задачи
- Привлечь обучающихся к самостоятельному освоению культурных смыслов и символики, заключенных в шедеврах мирового искусства, учить понимать символику весов через призму собственного опыта и восприятия произведений живописи, искусства;
- Мотивировать развитие интереса обучающихся к изучаемым произведениям искусства, создавать условия для обобщения приобретаемого ими опыта;
- Расширить и углубить знания;
- Способствовать формированию собственного мнения обучающихся, их личностного эмоционально-ценностного отношения к искусству, к миру в целом.
ВЕРНУТЬСЯ
Судьбоносное свойство
О сирис - владыка мира мертвых в Древнем Египте - взвешивал перышко, являющееся собственностью Богини Правды Маат, и сердце умершего человека, которое может все о нем рассказать.
Л ишь сердце праведника легче пера.
Н о если покойный много грешил, сердце его перевесит перо Правды. И тогда сердце умершего отдается на съедение чудовищу с телом гиены и бегемота, львиной гривой и пастью крокодила.
Страшный Суд в Др. Египте во главе с царем загробного мира – Осирисом
Iraida Mokshanova
Судьбоносное свойство
Д анная символика весов в христианской иконописи заимствована безоговорочно. Мозаика на кафедральном Соборе острова Торчелло, датируемая 639 годом н.э., – тому подтверждение.
Н а ней изображена процедура взвешивания души, во время которой черти длинными шестами пытаются перевесить чашу весов в свою сторону.
Византийская мозаика. Образ Спасителя в абсиде южного придела Собора Санта-Мария Ассунта
Iraida Mokshanova
Судьбоносное свойство
Сцена Страшного суда. Фреска храма Михаила Архангела, Пущино
Собор Святого Лазаря Автун. Франция
В есы - древнейший символ меры и справедливости, которыми взвешивалось добро и зло, совершенное человеком при жизни. И от того, какая чаша перевешивала – такой и была судьба человека после смерти.
Э тот сюжет картины Страшного суда распространен не только в христианстве, но и в иудаизме, и в мусульманстве.
Iraida Mokshanova
Судьбоносное свойство
Г лавный «весовщик» посмертных судеб в библейских заветах - Архангел Михаил.
Р елигиозные каноны приписывают Михаилу не только победу над дьяволом и нечистыми силами, но и роль главного судьи Страшного суда, на который души умерших призываются его трубным гласом.
Е го образ с весами — наиболее популярный сюжет в картинах Страшного суда.
Хуан де ла Абадия эль Вьехо. Святой Михаил взвешивает души. 1490
Iraida Mokshanova
Судьбоносное свойство
Н а картине Р. ван дер Вейдена Михаил держит в руке весы, на двух чашах которых находятся души — праведника (правая чаша) и грешника (левая).
Ч ашу с грешником тянет вниз дьявол.
Т ак и распределяются человеческие души—в рай или в ад.
Рогир ван дер Вейден. Архангел Михаил, взвешивающий души на Страшном суде
Iraida Mokshanova
Судьбоносное свойство
В садники, изображенные на гравюре А. Дюрера, возвещают о близком светопреставлении.
И менно третий всадник на вороном коне — Голод, — «держал в руке весы, и слышен был глас, произносивший: «мерка пшеницы за динарий, и три мерки ячменя за динарий!»
В есы в древней Иудее символизируют голод, недостаток: чтобы делить убогие запасы между обездоленными, необходим строгий, сверхточный вес и честность, справедливость.
Ч аши весов в руках всадника на вороном коне не сбалансированы и несут людям бесчестный, внушенный дьяволом суд.
Альбрехт Дюрер. Всадники Апокалипсиса
Iraida Mokshanova
Судьбоносное свойство
В прочем, весы всякий раз возможно наклонить и в нужную сторону.
Г ромовержец Зевс не только лишь решал вопросы царствования и погибели богов, но и всяческие человеческие дела. И здесь оказалось, что властелин Олимпа - первый известный мошенник! О н наклонял весы в подходящую ему сторону, и битвы, бои прекращались не по обстоятельствам, не по реальному положению дел, а по его похоти, по его воле.
Кратер Зевса из Энкоми. Фрагмент «Зевс с весами судьбы» (Античная керамика. Кипр)
ВЕРНУТЬСЯ
Iraida Mokshanova
Весы и эпоха Возрождения
В эпоху Возрождения искусство взяло на себя роль деликатного наставника, через зрительные образы подсказывающего человеку дорогу к праведной жизни.
Н а панно П. Кристуса весы, учитывая традиции, приобретают поучительный смысл и указывают зрителю на тщетность мирской суеты.
В живописи Г. Гольбейна весы - как знак равновесия. Дисбаланс неуравновешенных весов объясняет мало приметная фраза, начертанная под полкой: «Нет радости без печали».
Петрус Кристус. Святой Элигий, 1449
Ганс Гольбейн. Портрет купца Георга Гиссе, 1532
Iraida Mokshanova
Весы и эпоха Возрождения
Б ез весов не обходятся множество голландских жанровых сцен и натюрмортов, имитирующих торговое изобилие государства, как в работах Г. Доу.
Н а картине же «Мезальянс» Л. Кранах изобразил сюжет, где юная плутовка очаровывает богатого старика. Здесь весы - как инструмент договора и расплаты: девушка назначает себе проверенную, безошибочную цену.
Герард Доу. Мелочная лавка, 1647
Лукас Кранах. Мезальянс, 1532
Iraida Mokshanova
Весы и эпоха Возрождения
И , все же, ключевая символика весов - это напоминание о Страшном Суде.
И бо как сказано: «…и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (Матф. 7:2).
Т ак для почтенного менялы на картине К. Массейса весы - не только рабочий инструмент, но и беспрерывное напоминание.
Квентин Массейс. Меняла с женой, 1514
Iraida Mokshanova
Весы и эпоха Возрождения
Н а полотне Я. Вермеера думы героини перекликаются со Страшным судом, изображенным на картине, находящейся за женщиной.
Ч аши весов в ее руках пусты: то, что долгое время принималось за драгоценности, на самом деле - лишь блики света на чашечках весов!
И героиня Вермеера мысленно взвешивает собственные поступки. Весы здесь ассоциируются также с моральной ответственностью.
Ян Вермеер. Женщина, взвешивающая жемчуг, 1665
Iraida Mokshanova
Весы и эпоха Возрождения
С весами в искусстве связаны разные темы.
К айрос - крылатое греческое божество удачи, шанса - изображен в облике юноши с локоном волос, умудряющегося сдерживать балансирующие чаши весов на лезвии клинка. В искусстве Ренессанса Кайрос отождествлялся с аллегорической фигурой Удобного случая (или Шанса).
С умей-ка воспользоваться выпавшим шансом - успей ухватить юношу за локон, пока сомнительный баланс не нарушился!
Кайрос - др.-греч. бог благоприятного момента (Шанса). Мрамор. Римская копия работы Лисиппа, 330-350 н.э.
Iraida Mokshanova
Весы и эпоха Возрождения
Ж ивопись - это еще и ключ научных открытий. Такую концепцию эпохи Возрождения исповедовали как Леонардо да Винчи, так и Альбрехт Дюрер: «Благодаря живописи стало понятным измерение земли, вод и звезд, и еще многое раскроется через живопись».
Н а его гравюре «Меланхолия» изображена в глубочайшей задумчивости женская фигура в окружении предметов, относящихся к точным наукам, к познанию мира.
С права на архитектурном сооружении присутствуют весы - атрибут Логики (одного из 7 Свободных искусств). Мудрая и объективная Логика тщательно взвешивает на своих весах истинные и ложные суждения.
Альбрехт Дюрер. Меланхолия, 1514
Iraida Mokshanova
Весы и эпоха Возрождения
Е ще один удивительный, связанный с весами, исторический прецендент:
В 17 в. в Западной Европе инквизиция занималась «охотой на ведьм». Подозреваемые в чернокнижничестве женщины взвешивались на больших весах. Считалось, что метла колдуньи выдерживала вес до 50 кг. И при взвешивании обвиняемой это служило абсолютным подтверждением связи женщины с нечистой силой или же, наоборот, ее невиновности.
ВЕРНУТЬСЯ
Ведьмины весы. Гравюра 19 в.
Iraida Mokshanova
Вывод
В истории искусства символика содержит глубокий подтекст. Символ - это своеобразный миф.
В есы символизируют справедливость, беспристрастие, суд, оценку достоинств и недостатков человека. Символ равновесия всех противоположностей и дополняющих друг друга факторов. Атрибут Немезиды – богини судьбы.
Л юбого человека весы затрагивают по-разному: у одного — «недовес», у другого — «перевес». Но самое основное — истинный, верный вес, тем более, когда речь идет о справедливой расплате и воздаянии.
Т очно также все взвешено и в изобразительном искусстве.
Iraida Mokshanova
Прессование вина. Весы (Бодлианская Библиотека. Часослов). Календарь (сентябрь)
ВЕРНУТЬСЯ
Спасибо за внимание !
Iraida Mokshanova
Весы как символ в искусстве
Источники информации
http://ancientrome.ru/art/artwork/
https://artchive.ru/encyclopedia
https://mirvokrug.blog/category
https://shkolazhizni.ru/
http://sitekid.ru/kultura_i_iskusstvo
http://smallbay.ru/holbein
https://www.imbf.org/interesnye-stati/ehnciklopedija-simvolov
https://www.wikiart.org/ru