СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по искусству на тему "Живописные символы судьбы человеческой" (8 класс)

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для учителей искусства и обучающихся 8 класса (УМК «Искусство 8-9 кл.»,  Г.П. Сергеевой и др.), позволяет разнообразнее и полнее раскрыть тему урока «Знаки и символы искусства».

Просмотр содержимого документа
«Презентация по искусству на тему "Живописные символы судьбы человеческой" (8 класс)»

Живописные символы судьбы человеческой МОЯ ГАЛЕРЕЯ Iraida Mokshanova

Живописные символы судьбы человеческой

МОЯ ГАЛЕРЕЯ

Iraida Mokshanova

Ж ивописцы,  создавая картинные повествования,  зачастую закладывали пророческие символы,  предлагая зрителю последующее становление сюжета. «О, я от призраков — больна! — печалилась Шалотт…» ( А. Теннисон. Волшебница Шалотт) Iraida Mokshanova

Ж ивописцы, 

создавая картинные повествования, 

зачастую закладывали пророческие символы, 

предлагая зрителю последующее становление сюжета.

«О, я от призраков — больна! — печалилась Шалотт…» ( А. Теннисон. Волшебница Шалотт)

Iraida Mokshanova

Фортуна – богиня удачи Парки – др.-римские богини судьбы Прялка – предмет магический Медиумы , ведуньи и знаки судьбы Дорога жизни Как карты лягут…  Ж ивописные символы судьбы человеческой СОДЕРЖАНИЕ Iraida Mokshanova

Фортуна – богиня удачи

Парки – др.-римские богини судьбы

Прялка – предмет магический

Медиумы , ведуньи и знаки судьбы

Дорога жизни

Как карты лягут…

Ж ивописные символы судьбы человеческой

СОДЕРЖАНИЕ

Iraida Mokshanova

… О ней одной думают, её одну хвалят, её одну уличают… Р имская Фортуна , богиня плодородия, является символом счастливого случая, удачи . Эта капризная распорядительница земных благ, непостоянная в собственных предпочтениях и желаниях, готовая упорхнуть при первом удобном случае, зачастую изображалась крылатой, на шаре или же колесе, временами с повязкой на глазах. Н а то, что ей вручены бразды правления в отношении судеб людских, указывают рог изобилия или руль корабля. А незнающее пощады вращение колеса Фортуны — это прототип безжалостного круговорота жизни, перед коим все равны. Т ак безразличная и невозмутимая богиня и решала вопросы: кому рог, кому — руль, а кому — весла. Сальваторе Роза. Аллегория Фортуны, 1658 Iraida Mokshanova

О ней одной думают, её одну хвалят, её одну уличают…

Р имская Фортуна , богиня плодородия, является символом счастливого случая, удачи . Эта капризная распорядительница земных благ, непостоянная в собственных предпочтениях и желаниях, готовая упорхнуть при первом удобном случае, зачастую изображалась крылатой, на шаре или же колесе, временами с повязкой на глазах.

Н а то, что ей вручены бразды правления в отношении судеб людских, указывают рог изобилия или руль корабля. А незнающее пощады вращение колеса Фортуны — это прототип безжалостного круговорота жизни, перед коим все равны.

Т ак безразличная и невозмутимая богиня и решала вопросы: кому рог, кому — руль, а кому — весла.

Сальваторе Роза. Аллегория Фортуны, 1658

Iraida Mokshanova

П. Брейгель Ст. Шествие на Голгофу (Несение креста), 1564 К лассическая аллегория своеобразно трансформировалась в художественном языке Питера Брейгеля Старшего. На картине «Несение креста» художник необычным образом расположил движущуюся на Голгофу процессию между двумя знаками Фортуны  — мельницей с вращающимися крыльями и деревянным столбом, увенчанным колесом, в котором угадывается виселица. В озвышающийся холм – это провозвестие Голгофы, вознесенное над ним колесо — прототип креста. Р аспятие на колесе Фортуны напоминает о мировом непостоянстве, превратностях и тщете земного существования. назад Iraida Mokshanova

П. Брейгель Ст. Шествие на Голгофу (Несение креста), 1564

К лассическая аллегория своеобразно трансформировалась в художественном языке Питера Брейгеля Старшего. На картине «Несение креста» художник необычным образом расположил движущуюся на Голгофу процессию между двумя знаками Фортуны  — мельницей с вращающимися крыльями и деревянным столбом, увенчанным колесом, в котором угадывается виселица.

В озвышающийся холм – это провозвестие Голгофы, вознесенное над ним колесо — прототип креста.

Р аспятие на колесе Фортуны напоминает о мировом непостоянстве, превратностях и тщете земного существования.

назад

Iraida Mokshanova

Пляшет веретено – как-то странно смешно… О тветственность за неотвратимость Судьбы древние римляне возлагали на парок. П арки – три богини судьбы в др.-римской мифологии: Нона тянет пряжу, прядя нить человеческой жизни, Децима наматывает кудель на веретено, распределяя судьбу, Морта перерезает нить, заканчивая жизнь человека. Н емецкий поэт Г. Гейне в одном из своих стихотворений рисует Парок в виде трёх безобразных старух: «Три старухи, одна с другой схожи,  У дороги сидят,  И прядут, и сурово глядят…  Все такие противные рожи!..»  Х удожники изображали парок – этих дочерей Ночи – как в виде старух, так и в виде прекрасных дам. Альфред Пьер Агаче. Парки, 1885 Iraida Mokshanova

Пляшет веретено – как-то странно смешно…

О тветственность за неотвратимость Судьбы древние римляне возлагали на парок.

П арки – три богини судьбы в др.-римской мифологии: Нона тянет пряжу, прядя нить человеческой жизни, Децима наматывает кудель на веретено, распределяя судьбу, Морта перерезает нить, заканчивая жизнь человека.

Н емецкий поэт Г. Гейне в одном из своих стихотворений рисует Парок в виде трёх безобразных старух:

«Три старухи, одна с другой схожи, У дороги сидят, И прядут, и сурово глядят… Все такие противные рожи!..»

Х удожники изображали парок – этих дочерей Ночи – как в виде старух, так и в виде прекрасных дам.

Альфред Пьер Агаче. Парки, 1885

Iraida Mokshanova

Пляшет веретено – как-то странно смешно… Франческо Сальвиати. Три судьбы Марко Биджио. Парки Iraida Mokshanova

Пляшет веретено – как-то странно смешно…

Франческо Сальвиати. Три судьбы

Марко Биджио. Парки

Iraida Mokshanova

Пляшет веретено – как-то странно смешно… Н а полотне Рубенса «Судьба Марии Медичи» три Судьбы прядут нить жизни еще не рожденной принцессы, будущей королевы. Зевс и его жена Гера наблюдают. Отныне ребёнок находится под их покровительством.  И нтересно отметить, что ножницы Морты опущены, чтобы подчеркнуть привилегированный и относительно бессмертный характер жизни монаршей особы. Петер Пауль Рубенс. Судьба Марии Медичи, 1622-1625 назад Iraida Mokshanova

Пляшет веретено – как-то странно смешно…

Н а полотне Рубенса «Судьба Марии Медичи» три Судьбы прядут нить жизни еще не рожденной принцессы, будущей королевы. Зевс и его жена Гера наблюдают. Отныне ребёнок находится под их покровительством.

И нтересно отметить, что ножницы Морты опущены, чтобы подчеркнуть привилегированный и относительно бессмертный характер жизни монаршей особы.

Петер Пауль Рубенс. Судьба Марии Медичи, 1622-1625

назад

Iraida Mokshanova

П ряжа, прялка, ткачество во многих культурах на подсознательном уровне связано с созданием картины мира и определением судеб всего сущего. П ервая из известных рукодельниц — Ариадна — своей путеводной нитью спасла возлюбленного Тесея.  Шарль де Лафосс. Тесей и Ариадна Iraida Mokshanova

П ряжа, прялка, ткачество во многих культурах на подсознательном уровне связано с созданием картины мира и определением судеб всего сущего.

П ервая из известных рукодельниц — Ариадна — своей путеводной нитью спасла возлюбленного Тесея.

Шарль де Лафосс. Тесей и Ариадна

Iraida Mokshanova

В живописи всевозможных прях не счесть: вращение колеса прялки - сродни колесу Фортуны. Д евушки и женщины вкладывали все собственные чаяния в эту однообразную, но жизненно важную для семьи работу. Неудивительно, что энергетика желаний закладывалась в каждую ворсинку и неким образом программировала будущие события.  Сэр Фредерик Лейтон. Моток пряжи, 1878 Iraida Mokshanova

В живописи всевозможных прях не счесть: вращение колеса прялки - сродни колесу Фортуны.

Д евушки и женщины вкладывали все собственные чаяния в эту однообразную, но жизненно важную для семьи работу. Неудивительно, что энергетика желаний закладывалась в каждую ворсинку и неким образом программировала будущие события.

Сэр Фредерик Лейтон. Моток пряжи, 1878

Iraida Mokshanova

 В  творчестве итальянского художника XVIII в. Дж. Черути также очень востребован сюжет с изображением прях. И для художника прялка в руках женщин — выражение их участи.  Джакомо Черути. Пряха Джакомо Черути. Маленькая девочка и нищая с прялкой Iraida Mokshanova

В  творчестве итальянского художника XVIII в. Дж. Черути также очень востребован сюжет с изображением прях. И для художника прялка в руках женщин — выражение их участи.

Джакомо Черути. Пряха

Джакомо Черути. Маленькая девочка и нищая с прялкой

Iraida Mokshanova

Б ойко управляют колесом ткачихи-парки на картине Диего Веласкеса. Л естница и колесо — узнаваемые приметы Судьбы.  Диего Веласкес. Пряхи, или Миф об Арахне, 1650-е Iraida Mokshanova

Б ойко управляют колесом ткачихи-парки на картине Диего Веласкеса.

Л естница и колесо — узнаваемые приметы Судьбы.

Диего Веласкес. Пряхи, или Миф об Арахне, 1650-е

Iraida Mokshanova

В   легендах различных народов прядение — действо ритуальное, а прялка — мистический предмет , вещь, связанная с «тем светом». П о верованиям восточных славян на оставленной на ночь или на праздник с неоконченной куделью прялке нечистая сила спрядет дурную судьбу женщине и ее семье.  С уществовали также гадания и магические обряды, связанные с прялками: на русских свадьбах пряли «нитки долгой жизни», связывая молодых «надолго и счастливо».  К.Е. Маковский. Боярышня у окна (с прялкой), 1890-е назад Iraida Mokshanova

В   легендах различных народов прядение — действо ритуальное, а прялка — мистический предмет , вещь, связанная с «тем светом».

П о верованиям восточных славян на оставленной на ночь или на праздник с неоконченной куделью прялке нечистая сила спрядет дурную судьбу женщине и ее семье.

С уществовали также гадания и магические обряды, связанные с прялками: на русских свадьбах пряли «нитки долгой жизни», связывая молодых «надолго и счастливо».

К.Е. Маковский. Боярышня у окна (с прялкой), 1890-е

назад

Iraida Mokshanova

Движущая сила Небес непостижима О бразы медиумов, предсказательниц, ведуний, способных заглядывать в будущее, были очень востребованы в творчестве прерафаэлитов и их последователей. О дин из популярных образов — Леди Шалотт, героиня поэмы Теннисона «Волшебница Шалотт». Это история девушки по имени Элейн, на которой лежит проклятье - она должна вечно оставаться в башне на острове Шалотт и ткать полотно. Девушка создаёт гобелен, изображая на нём то, что увидела в волшебном зеркале.  У отерхаус изобразил Леди острова Шалотт в лодке. Рядом находится гобелен, когда-то являвшийся средоточием её жизни. Свечи и распятие делают лодку схожей с погребальной ладьёй. С вечи – символ жизни, а на картине две из них потушены. Жить Элейн осталось недолго. Джон Уильям Уотерхаус. Леди из Шалотт, 1888 Iraida Mokshanova

Движущая сила Небес непостижима

О бразы медиумов, предсказательниц, ведуний, способных заглядывать в будущее, были очень востребованы в творчестве прерафаэлитов и их последователей.

О дин из популярных образов — Леди Шалотт, героиня поэмы Теннисона «Волшебница Шалотт». Это история девушки по имени Элейн, на которой лежит проклятье - она должна вечно оставаться в башне на острове Шалотт и ткать полотно. Девушка создаёт гобелен, изображая на нём то, что увидела в волшебном зеркале.

У отерхаус изобразил Леди острова Шалотт в лодке. Рядом находится гобелен, когда-то являвшийся средоточием её жизни. Свечи и распятие делают лодку схожей с погребальной ладьёй.

С вечи – символ жизни, а на картине две из них потушены. Жить Элейн осталось недолго.

Джон Уильям Уотерхаус. Леди из Шалотт, 1888

Iraida Mokshanova

Движущая сила Небес непостижима Прерафаэлитам вообще нравилось изображать мистические атрибуты: шары, бокалы… Джон Уильям Уотерхаус. Колдунья. Цирцея, 1911 Джон Уильям Уотерхаус. Хрустальный шар Iraida Mokshanova

Движущая сила Небес непостижима

Прерафаэлитам вообще нравилось изображать мистические атрибуты: шары, бокалы…

Джон Уильям Уотерхаус. Колдунья. Цирцея, 1911

Джон Уильям Уотерхаус. Хрустальный шар

Iraida Mokshanova

Движущая сила Небес непостижима  На картине Джона Уотерхауса «Судьба» девушка поднимает бокал за здоровье отбывающих на войну героев и пристально смотрит в направлении судов, уже поднявших паруса. Полотно написано в 1900 году специально для выставки в поддержку британских войск (в 1899 году в Южной Африке началась англо-бурская война). .. Джон Уильям Уотерхаус. Судьба, 1900 Iraida Mokshanova

Движущая сила Небес непостижима

На картине Джона Уотерхауса «Судьба» девушка поднимает бокал за здоровье отбывающих на войну героев и пристально смотрит в направлении судов, уже поднявших паруса. Полотно написано в 1900 году специально для выставки в поддержку британских войск (в 1899 году в Южной Африке началась англо-бурская война). ..

Джон Уильям Уотерхаус. Судьба, 1900

Iraida Mokshanova

Движущая сила Небес непостижима Н а картине «Магический круг», написанной в прерафаэлитском  стиле, Дж.У. Уотерхаус изобразил ведьму (колдунью), очерчивающую на земле огненный  магический круг с целью создания пространства для осуществления колдовства. Джон Уильям Уотерхаус. Магический круг, 1886 Iraida Mokshanova

Движущая сила Небес непостижима

Н а картине «Магический круг», написанной в прерафаэлитском 

стиле, Дж.У. Уотерхаус изобразил ведьму (колдунью), очерчивающую на земле огненный 

магический круг с целью создания пространства для осуществления колдовства.

Джон Уильям Уотерхаус. Магический круг, 1886

Iraida Mokshanova

Движущая сила Небес непостижима Н екоторые живописцы по-своему кодировали пророчества в своих сюжетах: так, притаившаяся за спиной Фриды Кало черная кошка — знак подстерегающих несчастий. Фрида Кало. Автопортрет с терновым ожерельем Iraida Mokshanova

Движущая сила Небес непостижима

Н екоторые живописцы по-своему кодировали пророчества в своих сюжетах: так, притаившаяся за спиной Фриды Кало черная кошка — знак подстерегающих несчастий.

Фрида Кало. Автопортрет с терновым ожерельем

Iraida Mokshanova

Движущая сила Небес непостижима А вторская аллегория Судьбы заключена и в так называемом портрете малыша «с полишинелем» Анри Руссо. Н а картине изображен странный ребенок в белом платье с гипнотическим взором. Дитя держит на веревочке «ожившего» полишинеля в ярком шутовском костюмчике, при этом лицо куклы напоминает самого автора. З десь художник предлагает свое видение зависимости личности от управляющих ею высших сил, воплощенных в образе малыша. В подоле у дитяти собраны цветы — знаки бессмертия, «цветы поэта». С удьба в картине — не слепая удача: она крепко держит избранника, и без неё он не может пошевелить ни рукой, ни ногой. И возможно поэтому Руссо придал полишинелю собственные внешние черты. Анри Руссо. Ребенок с куклой, 1903 назад Iraida Mokshanova

Движущая сила Небес непостижима

А вторская аллегория Судьбы заключена и в так называемом портрете малыша «с полишинелем» Анри Руссо.

Н а картине изображен странный ребенок в белом платье с гипнотическим взором. Дитя держит на веревочке «ожившего» полишинеля в ярком шутовском костюмчике, при этом лицо куклы напоминает самого автора.

З десь художник предлагает свое видение зависимости личности от управляющих ею высших сил, воплощенных в образе малыша. В подоле у дитяти собраны цветы — знаки бессмертия, «цветы поэта».

С удьба в картине — не слепая удача: она крепко держит избранника, и без неё он не может пошевелить ни рукой, ни ногой. И возможно поэтому Руссо придал полишинелю собственные внешние черты.

Анри Руссо. Ребенок с куклой, 1903

назад

Iraida Mokshanova

«Что ни толкуй Вольтер или Декарт, м ир для меня — колода карт...» Ж ивописные сюжеты с картами, костями, игроками имеют символический смысл. А трибуты азартных игр — как напоминание о смерти , которая сама по себе часто представляется игроком. Человек осмеливается бросить ей вызов и начинает с ней игру. Н о увы… Победитель предопределён. Адриан Коорт. Натюрморт с черепом в нише Iraida Mokshanova

«Что ни толкуй Вольтер или Декарт, м ир для меня — колода карт...»

Ж ивописные сюжеты с картами, костями, игроками имеют символический смысл.

А трибуты азартных игр — как напоминание о смерти , которая сама по себе часто представляется игроком. Человек осмеливается бросить ей вызов и начинает с ней игру.

Н о увы… Победитель предопределён.

Адриан Коорт. Натюрморт с черепом в нише

Iraida Mokshanova

«Что ни толкуй Вольтер или Декарт, м ир для меня — колода карт...» О т богатства - к нищете или же обратный поворот судьбы, — обычная участь карточного игрока. Выигрыш — каприз фортуны,   а она так нужна солдатам. Не зря же их называют «солдатами удачи». Э та тема часто присутствует в сценах распятия Христа. Ганс Мемлинг. Распятие, 1491 Iraida Mokshanova

«Что ни толкуй Вольтер или Декарт, м ир для меня — колода карт...»

О т богатства - к нищете или же обратный поворот судьбы, — обычная участь карточного игрока. Выигрыш — каприз фортуны,   а она так нужна солдатам. Не зря же их называют «солдатами удачи».

Э та тема часто присутствует в сценах распятия Христа.

Ганс Мемлинг. Распятие, 1491

Iraida Mokshanova

«Позолоти ручку, яхонтовый!..» Г адания на картах  — очень сомнительный, но довольно известный метод прочтения будущего. В  середине 18 в. Францию захватила мода на гадания, а ее апогей пришелся на период революционных потрясений, когда люди были обеспокоены собственным неопределенным будущим. Йозеф Данхаусер. Наполеон и Жозефина А.Г. Венецианов. Гадание на картах, 1842 Iraida Mokshanova

«Позолоти ручку, яхонтовый!..»

Г адания на картах  — очень сомнительный, но довольно известный метод прочтения будущего.

В  середине 18 в. Францию захватила мода на гадания, а ее апогей пришелся на период революционных потрясений, когда люди были обеспокоены собственным неопределенным будущим.

Йозеф Данхаусер. Наполеон и Жозефина

А.Г. Венецианов. Гадание на картах, 1842

Iraida Mokshanova

«Позолоти ручку, яхонтовый!..»  И зображённая молодая испанская цыганка на картине Михаила Александровича Врубеля невозмутимо смотрит перед собой- карты уже своё сказали: пиковый туз не оставляет сомнений в страшном выводе о дальнейшей судьбе и раскрывшейся роковой тайне будущего у доверившегося человека. М.А. Врубель. Гадалка, 1895 Iraida Mokshanova

«Позолоти ручку, яхонтовый!..»

И зображённая молодая испанская цыганка на картине Михаила Александровича Врубеля невозмутимо смотрит перед собой- карты уже своё сказали: пиковый туз не оставляет сомнений в страшном выводе о дальнейшей судьбе и раскрывшейся роковой тайне будущего у доверившегося человека.

М.А. Врубель. Гадалка, 1895

Iraida Mokshanova

«Позолоти ручку, яхонтовый!..» Ц ыганки исстари занимались не только лишь гаданием на картах, но и хиромантией. Вот и благовидный, романтично настроенный молодой человек в модном костюме того времени с таинственной улыбкой протянул цыганке свою руку. Его ладонь — белоснежная. непрожитая ещё картина жизни, на ней ещё нет практически никаких чётких линий, нет морщинок и неразгаданных оттисков судьбы. Всё ещё - впереди… Василий Кузьмич Шебуев. Гадание. Автопортрет Франсуа-Жозеф Навез. Цыганские гадания назад Iraida Mokshanova

«Позолоти ручку, яхонтовый!..»

Ц ыганки исстари занимались не только лишь гаданием на картах, но и хиромантией. Вот и благовидный, романтично настроенный молодой человек в модном костюме того времени с таинственной улыбкой протянул цыганке свою руку. Его ладонь — белоснежная. непрожитая ещё картина жизни, на ней ещё нет практически никаких чётких линий, нет морщинок и неразгаданных оттисков судьбы. Всё ещё - впереди…

Василий Кузьмич Шебуев. Гадание. Автопортрет

Франсуа-Жозеф Навез. Цыганские гадания

назад

Iraida Mokshanova

«Мы выбираем путь - идём к своей судьбе…» П роблема выбора своей дороги – собственной судьбы – стояла во все времена. Так, в мифологии бесстрашный Геркулес долго стоял на распутье между Добродетелью и Пороком. А  вот что ожидает богатыря на картине В. Васнецова? Глядя на его мрачную задумчивость, - ничего хорошего: хоть налево пойди, хоть - направо… Н еудивительно, что ухабистая, прямая или извилистая, уводящая в бескрайние просторы дорога, — одна из самых популярных аллегорий судьбы в изобразительном искусстве. Д орога жизни. В.М. Васнецов. Витязь на распутье, 1882 Iraida Mokshanova

«Мы выбираем путь - идём к своей судьбе…»

П роблема выбора своей дороги – собственной судьбы – стояла во все времена. Так, в мифологии бесстрашный Геркулес долго стоял на распутье между Добродетелью и Пороком.

А  вот что ожидает богатыря на картине В. Васнецова? Глядя на его мрачную задумчивость, - ничего хорошего: хоть налево пойди, хоть - направо…

Н еудивительно, что ухабистая, прямая или извилистая, уводящая в бескрайние просторы дорога, — одна из самых популярных аллегорий судьбы в изобразительном искусстве.

Д орога жизни.

В.М. Васнецов. Витязь на распутье, 1882

Iraida Mokshanova


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!