Милагина Марина Васильевна
МОУ «Шестаковская ООШ»
Московская область
Волоколамский район
19 век – особое время в развитии науки. Великие открытия следуют одно за другим. Казалось, какой-то невидимый волшебник отдёрнул занавес, скрывающий тайны природы и человека. Но этим волшебником был человеческий разум.
Почему это происходило в 19 веке?
- Сама жизнь требовала познать законы природы и использовать их в производстве.
- В сознании и мышлении людей Нового времени произошли коренные изменения.
«Повелитель молний»
В Лондоне прохожие часто видели мальчишку со стопкой книг. Это был ученик переплётчика из книжной лавки Майкл Фарадей. Он ходил на лекции учёных, читал их книги, со временем добился места лаборанта в Королевском институте.
В 1831 году Фарадей открыл явление электромагнитной индукции.
Он заметил, что, если медная проволока пересекает магнитные силовые линии, в ней появляется электрический ток. Это открытие позволило приступить к созданию электродвигателя.
Первый электрогенератор Фарадея
Первый электродвигатель на основе изобретения Фарадея
Сенсации продолжаются
В 1865 году Джейс Кларк Максвелл разработал электромагнитную теорию света. Согласно ей в природе существуют невидимые электромагнитные волны, которые передают электричество в пространстве.
В 1883 году немецкий инженер Генрих Герц подтвердил существование электромагнитный волн и доказал, что никакой материальный предмет не может помещать их распространению. Волны (их назвали «волнами Герца») распространяются со скоростью
300 тыс. км\с
Голландский физик Хендрик Антон Лоренц попытался объяснить электромагнитную теорию Максвелла с точки зрения атомного строения вещества, англичанин Дж. Стоней ввёл для обозначения атома электричества термин «электрон».
Позже оказалось, что атом делим, а электрон – его составная часть.
В конце 1895 года физик Вильгельм Конрад Рентген исходя из теории Максвелла об электромагнитных волнах, открыл невидимые лучи, названные Х-лучами.
Оставаясь невидимыми, лучи пронизывают
различные предметы в разной степени. Полученное изображение можно запечатлеть на фотоплёнке. Это открытие нашло широкое применение в медицине. Рентгену, первому среди физиков, была присуждена Нобелевская премия.
Открытие Рентгена нуждалось в объяснении. Цела группа учёных – Пьер Кюри, Мария Склодовская-Кюри, Анри Беккерель, Нильс Бор – изучала явление радиоактивности и создала учение о сложном строении атома.
Какая-то энергия таилась внутри атома, в процессе распада атомного ядра она высвобождалась, а атом радиоактивного вещества превращался в атом другого вещества.
«Революция в естествознании»
Переворот в естествознании произвела книга английского учёного-натуралиста Чарльза Дарвина (1809-1882) «Происхождение видов». На основании обобщения огромного ботанического и зоологического материала, учёный пришёл к выводу что вся живая природа не была создана Богом, а постепенно формировалась в процессе длительного развития.
Вторая книга Дарвина – «Происхождение человека» - вызвала ярость у верующих. В ней доказывалось, что предки людей – обезьяноподобные существа.
Передовые учёные во всех странах поддержали учение Дарвина.
«Революция в медицине»
Было время, когда укус бешеной собаки приводил человека к смерти. В 1885 году учёный спас жизнь юноше, которого 14 раз укусила бешеная собака. Это был Луи Пастер. Он долго проводил опыты на собаках и кроликах, а затем применил полученную сыворотку для спасения человека. Пастер подарил миру новую науку - микробиологию
Он разработал методы прививок против заразных болезней и против бешенства, объяснял хирургам необходимость дезинфицировать руки и инструменты перед работой.
В конце 18 века английский врач Дженнер заметил, что доярки не болеют оспой – болезнью, которая уносила сотни тысяч людей. Дженнер объяснил это тем, что доярки в слабой форме заражаются оспой от коров, что создаёт у них иммунитет к этой болезни. Он предложил делать прививки от оспы.
Материал для прививок - кровь больных оспой коров. Он получил название вакцина (от лат. корова). Это открытие до сих пор спасает людей от оспы.
Сейчас врач прослушивает больного стетоскопом, а в начале 19 века Жан Корвизар «прослушивал» своих пациентов при помощи специальной палочки. Он простукивал больного, по звуку определяя состояние лёгких и сердца.
Рене Лаэннек, ученик Корвизара, установил, что твёрдые тела по-разному производят звуки. Он сконструировал трубку из буковой древесины – стетоскоп. Один конец прикладывался к груди больного, а другой – к уху врача. Это позволило выявлять туберкулёз на ранней стадии.
Немецкий микробиолог Роберт Кох открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку («палочку Коха»). За исследования туберкулёза награждён Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году.
Учение о защите организма от микробов создал русский учёный, нобелевский лауреат Илья Ильич Мечников.
Домашнее задание6
заполнить таблицу «Научные открытия 19 века»
Стр.46 - 50
Научная область
Год открытия
Фамилия учёного
Содержание и значение открытия