СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по истории: "Либеральные реформы 19 века" (9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по истории России 9 класс. По теме "Либеральные реформы 1860-70 гг.". Правление Александра 2.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по истории: "Либеральные реформы 19 века" (9 класс)»

Либеральные реформы 60-70 гг. 19 века

Либеральные реформы 60-70 гг. 19 века

Великие реформы- беспрецедентные по масштабу реформы Российской империи, проведенные в царствование императора Александра II. Ликвидация военных поселений (1857) Отмена крепостного права (1861) Финансовая реформа(1863) Реформа высшего образования (1863) Земская реформа (1864) Судебная реформа (1864) Цензурная реформа (1865) Реформа городского самоуправления (1870) Реформа среднего образования (1871) Военная реформа (1874). К концу царствования Александра II под влиянием консерваторов некоторые реформы (судебная и земская) были ограничены

Великие реформы- беспрецедентные по масштабу реформы Российской империи, проведенные в царствование императора Александра II.

  • Ликвидация военных поселений (1857)
  • Отмена крепостного права (1861)
  • Финансовая реформа(1863)
  • Реформа высшего образования (1863)
  • Земская реформа (1864)
  • Судебная реформа (1864)
  • Цензурная реформа (1865)
  • Реформа городского самоуправления (1870)
  • Реформа среднего образования (1871)
  • Военная реформа (1874). К концу царствования Александра II под влиянием консерваторов некоторые реформы (судебная и земская) были ограничены
Крестьянская реформа

Крестьянская реформа

Основными причинами реформы были: кризис крепостнической системы, крестьянские волнения. Если за 1856 г. произошло 66 выступлений, то за 1859-уже 797. 3 ноября 1857 г. был учрежден новый Секретный комитет по крестьянскому делу в составе 11 человек (бывший шеф жандармов А.Ф.Орлов, М.Н.Муравьев, П.П.Гагарин ). 26 июля министром внутренних дел и членом комитета С.С.Ланским был представлен официальный проект реформы. Это программа была узаконена 20 ноября 1857 г. Программа предусматривала уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков( вотчинная власть над крестьянами также, согласно документу оставалась за помещиком). Предоставление крестьянам определенного количества земли, за которую они будут обязаны платить оброк или отбывать барщину. 4 декабря 1858 г. Была принята новая программа крестьянской реформы: Предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного самоуправления. 1) Получение крестьянам личной свободы. 2) Обеспечение крестьян наделами земли с правом выкупа. 3) Утверждение переходного состояния. 19 февраля 1861 г. В Петербурге император Александр II подписал манифест «О Всемилостивейшим даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, выходящих их крепостной зависимости». Обнародован 21 февраля 1861 г.

Манифест « О Всемилостивейшим даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» гласил: 1) Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться свои имуществом. 2) Помещики сохраняли собственность на все принадлежащие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадеб оседлость» и полевой надел. 3) За пользование надельной землей крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от нее в течение 9 лет. 4) Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками. 5) Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком- полевого надела, до осуществления этого они именовались «временнообязанными» крестьянами. 6) Также определялась структура, права и обязанности органов крестьянского общественного управления (сельского и волостного) суда

Манифест « О Всемилостивейшим даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» гласил: 1) Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться свои имуществом. 2) Помещики сохраняли собственность на все принадлежащие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадеб оседлость» и полевой надел. 3) За пользование надельной землей крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от нее в течение 9 лет. 4) Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками. 5) Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком- полевого надела, до осуществления этого они именовались «временнообязанными» крестьянами. 6) Также определялась структура, права и обязанности органов крестьянского общественного управления (сельского и волостного) суда

Реформа самоуправления Земская реформа 1 января 1864 г.- Реформа состояла в том, что вопросы местного хозяйства, взыскание налогов,утверждение бюджета отныне поручались выборным учреждениям. Так, в составе уездных гласных в 1865-1867 г. Крестьяне составляли 38%, в то время как дворяне- 42%, а вместе с духовными лицами и купцами-59%. В составе губернских гласных крестьяне составляли 11%, дворяне и чиновники-74%, а вместе с духовными лицами и купцами-89%. Земские учреждения на местах были подчинены царской администрации в первую очередь губернаторам. Земство состояло: Земские губернские собрания (законодательная власть), земские управы(исполнительная власть)

Реформа самоуправления

  • Земская реформа 1 января 1864 г.- Реформа состояла в том, что вопросы местного хозяйства, взыскание налогов,утверждение бюджета отныне поручались выборным учреждениям. Так, в составе уездных гласных в 1865-1867 г. Крестьяне составляли 38%, в то время как дворяне- 42%, а вместе с духовными лицами и купцами-59%. В составе губернских гласных крестьяне составляли 11%, дворяне и чиновники-74%, а вместе с духовными лицами и купцами-89%. Земские учреждения на местах были подчинены царской администрации в первую очередь губернаторам. Земство состояло: Земские губернские собрания (законодательная власть), земские управы(исполнительная власть)
Городская реформа Городская реформа- 1870 г.- Реформа заменила существование ранее сословные городские управления городскими думами. Органы государственного управления по закону 1870 г. также подлежали надзору правительственных властей. Принятые думами решения получали силу только после утверждения царской администрацией. Одним из результатов стали изменения в местном налогообложении, принявшем после завершения реформы самоуправления. Так, если еще в 1868 г. крестьянская и помещичья земля облагалась местными налогами примерно одинаково, то уже в 1870 г. местные налоги, взимаемые с десятины крестьянской земли, в 2-4 раза превышали налоги, взимаемые с десятины земли помещика.

Городская реформа

  • Городская реформа- 1870 г.- Реформа заменила существование ранее сословные городские управления городскими думами. Органы государственного управления по закону 1870 г. также подлежали надзору правительственных властей. Принятые думами решения получали силу только после утверждения царской администрацией. Одним из результатов стали изменения в местном налогообложении, принявшем после завершения реформы самоуправления. Так, если еще в 1868 г. крестьянская и помещичья земля облагалась местными налогами примерно одинаково, то уже в 1870 г. местные налоги, взимаемые с десятины крестьянской земли, в 2-4 раза превышали налоги, взимаемые с десятины земли помещика.

Судебная реформа

  • Судебный устав 1864 г. Устав вводил единую систему судебных учреждений, исходя из формального равенства всех социальных групп перед законом. Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон. Тяжущиеся стороны могли нанимать для защиты адвокатов, имевших юридическое образование и не состоявших на военной службе. Еще одним примером роста судебного произвола в политической области является казнь четверых офицеров- Иваницкого, Мрочека, Станевича и Кеневича- которые в 1863-1865 гг. вели агитацию в целях подготовки крестьянского восстания. В отличие, например от декабристов, которые организовали 2 восстания(в Петербурге и на юге страны) с целью свержения царя, убили нескольких офицеров, четверо офицеров при Александре II понесли такое же наказание (казнь) как и 5 лидеров декабристов при Николае I, всего лишь за агитацию среди крестьян. В последние годы царствования Александра II, на фоне роста протестных настроений в обществе, были введены полицейские меры, отменившие действие и Судебного устава 1864 г. и законов о местном самоуправлении. Власти и полиция получили право отправлять в ссылку любое показавшееся подозрительное лицо, проводить обыски и аресты. Историк А.А.Коринилов в 1909 г. характеризовал эти меры правительства Александра II как «белый терор»
Военная реформа Поражение России в Крымской войне наглядно продемонстрировало ветхость ее военной машины. С 1862 г. вводились военные округа. Центральным элементом реформы стал Манифест о всеобщей воинской повинности и Устав о воинской повинности 1 января 1874г. В результате военных реформ произошло: 1) Сокращение численности армии на 40%. 2) Создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий. 3) Усовершенствование системы военного управления, введение военных округов, создание Главного штаба. 4) Создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры. 5) Отмена телесных наказаний в армии. 6) Перевооружение армии и флота(принятие нарезных,стальных орудий, новых винтовок), реконструкция военных заводов. 7) Введение всеобщей воинской повинности в 1874 г. По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 20 лет. 8) Разработка и введенеие в войска новых воинских законов

Военная реформа

Поражение России в Крымской войне наглядно продемонстрировало ветхость ее военной машины. С 1862 г. вводились военные округа. Центральным элементом реформы стал Манифест о всеобщей воинской повинности и Устав о воинской повинности 1 января 1874г. В результате военных реформ произошло: 1) Сокращение численности армии на 40%. 2) Создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий. 3) Усовершенствование системы военного управления, введение военных округов, создание Главного штаба. 4) Создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры. 5) Отмена телесных наказаний в армии. 6) Перевооружение армии и флота(принятие нарезных,стальных орудий, новых винтовок), реконструкция военных заводов. 7) Введение всеобщей воинской повинности в 1874 г. По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 20 лет. 8) Разработка и введенеие в войска новых воинских законов

Реформа образования Университетский устав 1863 г . Для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов- выборность ректоров и деканов и расширение прав профессорской корпорации. В 1865 г. были открыты в Одессе первый в Новороссии классический университет и в Москве Петровская земледельческая и лесная академия. В 1869 г. в Москве были открыты первые в России высшие женские курсы с общеобразовательной программой. В 1878 г. открылись женские Бестужевские курсы в Петербурге. В ходе реформ 1860-х г. была расширена сеть народных училищ. Наряду с классическими гимназиями были созданы реальные гимназии(училища) в которых основной упор делался на преподавание математики и естественных наук. В последние годы царствования Александра II были приняты решения ( о введении полицейского контроля в вузах, об ограничении принятия в вузы «лиц материально не обеспеченных» и др.), которые, по словам П.А.Зайончковского «перечеркивали буквально все,что было осуществлено в области народного просвещения с момента отмены крепостного права)

Реформа образования

Университетский устав 1863 г . Для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов- выборность ректоров и деканов и расширение прав профессорской корпорации. В 1865 г. были открыты в Одессе первый в Новороссии классический университет и в Москве Петровская земледельческая и лесная академия. В 1869 г. в Москве были открыты первые в России высшие женские курсы с общеобразовательной программой. В 1878 г. открылись женские Бестужевские курсы в Петербурге. В ходе реформ 1860-х г. была расширена сеть народных училищ. Наряду с классическими гимназиями были созданы реальные гимназии(училища) в которых основной упор делался на преподавание математики и естественных наук. В последние годы царствования Александра II были приняты решения ( о введении полицейского контроля в вузах, об ограничении принятия в вузы «лиц материально не обеспеченных» и др.), которые, по словам П.А.Зайончковского «перечеркивали буквально все,что было осуществлено в области народного просвещения с момента отмены крепостного права)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!