Милагина Марина Васильевна
МОУ «Шестаковская ООШ»
Московская область
Волоколамский г.о.
Что удалось сделать Петру I ?
Неразвитая феодальная экономика
Строительство мануфактур
Нет выхода к морям, что мешало внешней торговле
Завоевать выходы к морям
Слабая, немногочисленная армия
Создать сильную армию
Устаревшая система управления
Изменить систему управления
Отсутствие системы образования
Развитие образования
Поначалу в школах могли учиться дети из разных сословий.
Однако вскоре во многие специальные учебные заведения стали принимать только детей дворян. Дети крепостных крестьян в государственных школах обучаться не могли.
Учёба дворян стала считаться государственной службой. Дворянам, не имеющим образования, запрещалось жениться.
Развитие образования потребовало издания учебников. Самым знаменитым учебником в это время стала «Арифметика» Л.Магницкого. За первую четверть 18 века было издано книг больше, чем за предыдущие 150 лет.
Большое значение для повышения грамотности имело введение в 1710 году гражданской азбуки.
«При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды», - писал
М.В. Ломоносов.
С 1703 года стала издаваться первая печатная газета «Ведомости», где публиковалась в основном иностранная хроника.
При Петре I сложились предпосылки для зарождения и развития российской науки. Это было связано с освоение сибирских просторов, поиском полезных ископаемых, развитием мануфактур и торговли.
В 1700 году была создана горно-разведочная служба для поиска полезных ископаемых.
В 1703 году крестьянин Шилов открыл на Урале месторождение медных руд.
В 1714 году «молотовой мастер» Рябов открыл первые в России минеральные воды близ Петрозаводска.
В начале 1720-х годов «рудознатец» Григорий Капустин открыл месторождение каменного угля на юге России.
В Подмосковье обнаружен бурый уголь.
В 1701 году сподвижник Петра I Яков Брюс организовал Навигацкую школу в Сухаревой башне в Москве, где изучали астрономию.
В 1702 году он оборудовал обсерваторию, а в 1707 году составил карту звездного неба впервые в России.
Андрей Константинович Нартов в 1712-25 годах первым в мире изобрел ряд токарных станков.
В 1724 году по проекту Ефима Прокопьевича Никонова была создана и испытана первая русская подводная лодка.
Первая русская подводная лодка
В 1714 году в Петербурге была основана Петром I Кунсткамера (помещение для редкостей) – первый русский музей.
Этнографические залы
Зоологический зал
Зал уродцев
В 1706 году в Москве был основан аптекарский огород – ботанический сад.
Архитектура петровского времени представлена прежде всего зданиями Санкт-Петербурга, в строительстве которых участвовали зарубежные и русские мастера.
Петропавловская крепость
Петропавловский собор
Меншиковский дворец
Здание Двенадцати коллегий
Меншикова башня в Москве
Меншикова башня (нижняя часть)
В 18 веке в России появилась гравюра как вид живописи. Она использовалась в учебниках, календарях, газетах и стоила недорого.
Гравюры А.Ф. Зубова
Введение европейской одежды
Русский и европейский мужской костюм
Русский и европейский костюм
По приказу Петра I обрезались боярские кафтаны.
Отношение к европейской одежде
Бритьё бород
Бородовой знак
Крестьяне платили налог на бороду, если въезжали в город. Духовенство носило бороду бесплатно.
В январе 1700 года Петр I ввёл новое летоисчисление – от Рождества Христова, а не от Сотворения мира. Поэтому вслед за 7207 годом наступил 1700 год. К тому же год начинался не 1 сентября, как прежде, а с 1 января. В Новый год дома украшали еловыми ветками с игрушками и лентами.
Ассамблеи
В них участвовали чиновники, офицеры, богатые купцы, духовенство и впервые женщины. Здесь беседовали и обсуждали новости. Частью ассамблеи был грандиозный ужин.
Ассамблеи, вечера и балы открывались церемониальными танцами.
Дамы и кавалеры стояли друг против друга, делали поклоны и реверансы. Затем первая пара делала круг влево и вставала на свое место. То же самое делала и вторая пара.
Начинали с польского танца.
Полонез - танец - шествие.
За полонезом следовал менуэт. Менуэт – это танец королей. Он состоит из медленных движений, маленьких шажков, красивых па и реверансов.
В небольших помещениях устраивали танец – прогулку. После начинались танцы – игры. Во главе шуточных танцев нередко шёл Петр I.
Под звуки печальной мелодии пары медленно двигались друг за другом. Вдруг оркестр переходил на развеселый лад, и тогда дамы оставляли своих кавалеров и выбирали себе других. Брошенные кавалеры ловили убегающих дам.
Затем Петр I объявлял танец, именуемый «гросфатер». В нем участвовало много пар, а руководил им «маршал», избранный «царицей» ассамблеи.
Игра на клавикордах
Новшеств было так много, что появилось пособие с правилами хорошего тона – «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное из разных авторов».
Культура петровского времени носила переходный характер: она соединяла в себе новации Петра и традиции прежней Руси.
Однако все эти новшества стали достоянием только высших слоёв населения. Основная же его часть воспринимала новые черты жизни как чудачества царя и господ.
Что удалось сделать Петру I ?
Неразвитая феодальная экономика
Строительство мануфактур
Нет выхода к морям, что мешало внешней торговле
Завоевать выходы к морям
Слабая, немногочисленная армия
Создать сильную армию
Устаревшая система управления
Изменить систему управления
Отсутствие системы образования
Развитие образования
Сохранилось множество распоряжений Петра I о посылке в школы и другие учебные заведения детей и молодых людей. Во всех этих документах подчёркивалось, что все они должны изучать арифметику и геометрию.
Как вы думаете, почему?
Первоначально Петербург был деревянным, затем стали строить глиняные дома на деревянном основании. Но когда столица была перенесена из Москвы в новый город, началось грандиозное строительство великолепных каменных дворцов.
Почему?
В конце 17 века за границей стали издавать пособия по русскому языку: в Силезии – русский букварь, в Англии – «Русская грамматика». Появляются иностранные книги и в России, словари и разговорники. Детей знати обучали иностранцы.
Какие выводы можно сделать из этих фактов.
Домашнее задание:
стр. 65 пункт 2
стр. 67 пункт 4