СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по культурологии "Характерные черты китайской культуры."

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по культурологии "Характерные черты китайской культуры."»

Характерные черты китайской культуры.

Характерные черты китайской культуры.

   Китайская культура - это одна из древнейших культур на планете. Именно она положила начало таким религиям, как конфуцианство и буддизм. Культура Китая - это особенная, самобытная и удивительная особенность этого загадочного народа. Культура этой страны развивалась постепенно и размеренно. Она менялась вместе с историей и политическим строем Китая. С середины 20- го века, на культуру большое влияние оказывал строящийся социализм и коммунизм.

Китайская культура - это одна из древнейших культур на планете. Именно она положила начало таким религиям, как конфуцианство и буддизм. Культура Китая - это особенная, самобытная и удивительная особенность этого загадочного народа. Культура этой страны развивалась постепенно и размеренно. Она менялась вместе с историей и политическим строем Китая. С середины 20- го века, на культуру большое влияние оказывал строящийся социализм и коммунизм.

Картина мира Основой китайского взгляда на жизнь является картина мира, возникшая в глубокой древности, но сохраняющая свое значение и в наши дни. Китайская картина мира обладает удивительной связностью и упорядоченностью своих элементов, объединяя в единую систему представления о времени и пространстве, основных природных стихиях, о системе власти и управления, поведении человека. Оригинальная китайская картина мира обладает следующими основными чертами: наличием пространственно-временной модели мира, состоящей из пяти элементов (горизонтальная модель мира); тесной связи этой модели с естественно-научными, художественными, экономическими и политическими представлениями; осознанием человека как посредника между обществом и природным миром, способным облагораживать и «окультуривать» мир; верой в сакральный характер власти, письменного языка и музыки.

Картина мира

  • Основой китайского взгляда на жизнь является картина мира, возникшая в глубокой древности, но сохраняющая свое значение и в наши дни. Китайская картина мира обладает удивительной связностью и упорядоченностью своих элементов, объединяя в единую систему представления о времени и пространстве, основных природных стихиях, о системе власти и управления, поведении человека.
  • Оригинальная китайская картина мира обладает следующими основными чертами: наличием пространственно-временной модели мира, состоящей из пяти элементов (горизонтальная модель мира); тесной связи этой модели с естественно-научными, художественными, экономическими и политическими представлениями; осознанием человека как посредника между обществом и природным миром, способным облагораживать и «окультуривать» мир; верой в сакральный характер власти, письменного языка и музыки.
Пространство, время и материальный мир.  В китайской картине мира мировое пространство делится на 5 частей – четыре стороны света (север, юг, запад, восток) и центр мира – Чжун (рис. 1). Китай считался Центральным (срединным) государством – Чжун го. Считалось, что небо имеет форму круга, а земля – квадрата. Та часть земного квадрата, куда падает проекция неба, и есть Срединное государство, которое называлось также Поднебесная (Тянься). Находящиеся вне Китая земли лишены небесного покровительства и поэтому в них невозможна цивилизация, их населяют «ближние» и «дальние варвары».  Рис. 1 Картина мира Древнего Китая

Пространство, время и материальный мир.  В китайской картине мира мировое пространство делится на 5 частей – четыре стороны света (север, юг, запад, восток) и центр мира – Чжун (рис. 1). Китай считался Центральным (срединным) государством – Чжун го. Считалось, что небо имеет форму круга, а земля – квадрата. Та часть земного квадрата, куда падает проекция неба, и есть Срединное государство, которое называлось также Поднебесная (Тянься). Находящиеся вне Китая земли лишены небесного покровительства и поэтому в них невозможна цивилизация, их населяют «ближние» и «дальние варвары».

Рис. 1 Картина мира Древнего Китая

культурные ценности и нормативы Мир, порядок, гармония, совершенство, иерархия, знания, семья, социальная справедливость — главные культурные ценности и традиционного китайского общества. Мир  понимался как принцип ненасилия и как отсутствие состояния войны. Принцип ненасилия пронизывает все Триединое учение: конфуцианство, даосизм и буддизм: ян и инь не борются, они меняются местами; Дао — не господин, никого и ничего не подчиняет. Принцип ненасилия распространялся на все: на человеческие отношения в семье, обществе, государстве, на законы искусства, врачевание, строй языка.

культурные ценности и нормативы

  • Мир, порядок, гармония, совершенство, иерархия, знания, семья, социальная справедливость — главные культурные ценности и традиционного китайского общества.
  • Мир понимался как принцип ненасилия и как отсутствие состояния войны. Принцип ненасилия пронизывает все Триединое учение: конфуцианство, даосизм и буддизм: ян и инь не борются, они меняются местами; Дао — не господин, никого и ничего не подчиняет. Принцип ненасилия распространялся на все: на человеческие отношения в семье, обществе, государстве, на законы искусства, врачевание, строй языка.
Порядок — главнейшая ценность китайского традиционного общества. Подразумевался социо-этико-политический Порядок, санкционированный Небом, т.е. внутренняя стабильность общества. Человек с малолетства обучался, воспитывался в духе соблюдения главного ритуала ЛИ. Ритуал ЛИ — понятие многогранное, это ось многих философских, политических, моральных, эстетических представлений. Выполнение многочисленных правил поведения и церемоний вырабатывало чувство МЕРЫ и тем самым гарантировало человека от позора и бесчестия. ЛИ удерживало человека в рамках НОРМЫ, без этого , как полагали конфуцианские идеологи, учтивость может превратиться в суету, осторожность — в трусость, смелость — в смуту, прямота — в грубость. Ритуал и этика становились синонимами, вырабатывалась ритуализированная этика, целью которой было достижение социальной гармонии.
  • Порядок — главнейшая ценность китайского традиционного общества. Подразумевался социо-этико-политический Порядок, санкционированный Небом, т.е. внутренняя стабильность общества. Человек с малолетства обучался, воспитывался в духе соблюдения главного ритуала ЛИ. Ритуал ЛИ — понятие многогранное, это ось многих философских, политических, моральных, эстетических представлений. Выполнение многочисленных правил поведения и церемоний вырабатывало чувство МЕРЫ и тем самым гарантировало человека от позора и бесчестия. ЛИ удерживало человека в рамках НОРМЫ, без этого , как полагали конфуцианские идеологи, учтивость может превратиться в суету, осторожность — в трусость, смелость — в смуту, прямота — в грубость. Ритуал и этика становились синонимами, вырабатывалась ритуализированная этика, целью которой было достижение социальной гармонии.
Семья для китайца была малым государством, в котором он проводил всю свою жизнь, и она значила в его жизни очень многое. Традиционная семья складывалась как большая община, состоявшая из 5-6 малых патриархальных семей, имевшая общего предка по мужской линии. Три — четыре поколения жили под одной крышей. Отец считался представителем императора в семье. Целью брака было продолжение рода и забота об усопших предках. Брак заключался по сговору родителей жениха и невесты — в Китае существовала такая пословица: «Муж и жена вместе живут, а сердца их за тысячи ли друг от друга». По конфуцианской традиции отношения между родителями и детьми строились на человечности, мужа и жены — на учтивости, между старшими и младшими братьями — на уме-знании. Семья должна была быть большой, многодетной.
  • Семья для китайца была малым государством, в котором он проводил всю свою жизнь, и она значила в его жизни очень многое. Традиционная семья складывалась как большая община, состоявшая из 5-6 малых патриархальных семей, имевшая общего предка по мужской линии. Три — четыре поколения жили под одной крышей. Отец считался представителем императора в семье. Целью брака было продолжение рода и забота об усопших предках. Брак заключался по сговору родителей жениха и невесты — в Китае существовала такая пословица: «Муж и жена вместе живут, а сердца их за тысячи ли друг от друга». По конфуцианской традиции отношения между родителями и детьми строились на человечности, мужа и жены — на учтивости, между старшими и младшими братьями — на уме-знании. Семья должна была быть большой, многодетной.
культурные ценности и нормативы Жители Древнего Китая - одного из первых государств на Земле - создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь - это творение божественной, что все в мире находиться в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил - Света и Тьмы. В этот древнейший (2 тысячи лет д.н.э.) период китайцам, так же, как и другим народам, был свойственен культ природы: они покланялись духам гор, земли, рек, Солнца, Луны, дождя, ветра и др. Этим духам молились, приносили жертву, к ним обращались с просьбами о хорошем урожае. Среди них выделялись главное «верховное» божество, стоящее над всеми духами и душами умерших людей.

культурные ценности и нормативы

  • Жители Древнего Китая - одного из первых государств на Земле - создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь - это творение божественной, что все в мире находиться в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил - Света и Тьмы.
  • В этот древнейший (2 тысячи лет д.н.э.) период китайцам, так же, как и другим народам, был свойственен культ природы: они покланялись духам гор, земли, рек, Солнца, Луны, дождя, ветра и др. Этим духам молились, приносили жертву, к ним обращались с просьбами о хорошем урожае. Среди них выделялись главное «верховное» божество, стоящее над всеми духами и душами умерших людей.
Очень сильным был так же культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более того - она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в оружие клали, драгоценные предметы утвари. В Древнем Китае люди были сосредоточены на ритуалах, скрупулезном выполнении мельчайших предписаний, отказ менять даже отдельные движения в совершаемых церемониях, чтобы не отклониться от намеченного пути спасения.
  • Очень сильным был так же культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более того - она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в оружие клали, драгоценные предметы утвари.
  • В Древнем Китае люди были сосредоточены на ритуалах, скрупулезном выполнении мельчайших предписаний, отказ менять даже отдельные движения в совершаемых церемониях, чтобы не отклониться от намеченного пути спасения.
Этико-правовая система Конфуция Кун-цзы (Конфуций) (551-479 до н. э.) — выдающийся мыслитель, политический деятель и философ. Его учение оказало глубокое влияние на цивилизацию Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.) Основатель конфуциантсва.

Этико-правовая система Конфуция

Кун-цзы (Конфуций) (551-479 до н. э.) — выдающийся мыслитель, политический деятель и философ. Его учение оказало глубокое влияние на цивилизацию Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство.

Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.) Основатель конфуциантсва.

конфуцианство Главный принцип конфуцианства заключался в идее всеобщей справедливости. Оно оправдывало наличие в обществе господ и трудящихся, обосновывало существование умственного и физического труда, призывало к подчинению вышестоящим властям, как к порядку, установленному высшей силой. Конфуций рассматривал государство как большую семью, а политическую власть государя как аналог власти отца. Конфуций создал свою этико-политическую систему взглядов и по существу заложил основы патриархально-патерналистической теории государства в Китае.

конфуцианство

  • Главный принцип конфуцианства заключался в идее всеобщей справедливости. Оно оправдывало наличие в обществе господ и трудящихся, обосновывало существование умственного и физического труда, призывало к подчинению вышестоящим властям, как к порядку, установленному высшей силой.
  • Конфуций рассматривал государство как большую семью, а политическую власть государя как аналог власти отца. Конфуций создал свою этико-политическую систему взглядов и по существу заложил основы патриархально-патерналистической теории государства в Китае.
  Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в Период Чуньцю(722 до н. э. по 481 до н. э. ) — время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. В эпоху династии Хань (206 до н. э. — 220 н. э. ) конфуцианство стало официальной государственной идеологией, конфуцианские нормы и ценности стали общепризнанными. В императорском Китае конфуцианство играло роль основной религии, принципа организации государства и общества свыше двух тысяч лет в почти неизменном виде, вплоть до начала XX века. Уже после провозглашения КНР, в эпоху Мао Цзэдуна, эпоху конфуцианство порицалось как учение, стоящее на пути к прогрессу. Лишь в конце 1970 -х культ Конфуция начал возрождаться и в настоящее время конфуцианство играет важную роль в духовной жизни Китая. Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый.
  •   Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в Период Чуньцю(722 до н. э. по 481 до н. э. ) — время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. В эпоху династии Хань (206 до н. э. — 220 н. э. ) конфуцианство стало официальной государственной идеологией, конфуцианские нормы и ценности стали общепризнанными. В императорском Китае конфуцианство играло роль основной религии, принципа организации государства и общества свыше двух тысяч лет в почти неизменном виде, вплоть до начала XX века. Уже после провозглашения КНР, в эпоху Мао Цзэдуна, эпоху конфуцианство порицалось как учение, стоящее на пути к прогрессу. Лишь в конце 1970 -х культ Конфуция начал возрождаться и в настоящее время конфуцианство играет важную роль в духовной жизни Китая. Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый.
Культурный код Дао Дао - это правильный путь в жизни. Дао – это символ бытия, первооснова всего сущего. Дао – рождает одно. Одно рождает двух - ИНЬ и ЯНЬ. Эти два рождают НЕБО, ЗЕМЛЮ и ЭНЕРГИЮ.

Культурный код Дао

Дао - это правильный путь в жизни.

Дао – это символ бытия, первооснова всего сущего.

Дао – рождает одно. Одно рождает двух - ИНЬ и ЯНЬ. Эти два рождают НЕБО, ЗЕМЛЮ и ЭНЕРГИЮ.

Культурный код Дао  В основе даосизма лежит такое понятие, как Дао. Это понятие многогранное. Можно описать его, как бескрайнее движение, всемирный закон и Единство, который существует во всём мире.  Дао представляет собой одновременно и начало всего в мире, а также конец.  В этом учении базовой задачей человека является достижение слияния с Дао.  Для этого необходимо существовать осознанно, поступать в соответствии с законами мироздания. Если поступать наоборот, то человека начнут достигать неудачи, а может быть, его даже будет ждать гибель.  В основу концепции управления даосизм  полагает на концепцию надеяния. Лао – цзы – основатель даосизма.

Культурный код Дао

В основе даосизма лежит такое понятие, как Дао. Это понятие многогранное. Можно описать его, как бескрайнее движение, всемирный закон и Единство, который существует во всём мире.

Дао представляет собой одновременно и начало всего в мире, а также конец.

В этом учении базовой задачей человека является достижение слияния с Дао.

Для этого необходимо существовать осознанно, поступать в соответствии с законами мироздания. Если поступать наоборот, то человека начнут достигать неудачи, а может быть, его даже будет ждать гибель.

В основу концепции управления даосизм

полагает на концепцию надеяния.

Лао – цзы – основатель даосизма.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!