СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе обучающихся 9 класса по теме "М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". Обобщение изученного".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке обучающиеся систематизировали материал о романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". 

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе обучающихся 9 класса по теме "М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". Обобщение изученного".»

МБОУ ООШ №26 Работу выполнили: М. и А. Шилкины Работу проверила: Ю. В. Жукова Серов, 2021

МБОУ ООШ №26

Работу выполнили:

М. и А. Шилкины

Работу проверила:

Ю. В. Жукова

Серов, 2021

Титульный лист …………………………………………………......1 Биография автора М.Ю. Лермонтова ……………………………...2 История создания и появления названия …..……………………...3 Жанр, композиция…………………………………………………...4 Цели…………………………………………………………………..5 Сюжет………………………………………………………………...6 Характеристика героев и их отношения…………………………...7 Темы, проблемы……………………………………………….…….32 Заключение…………………………………………………………..33 Источники……………………………………………………………34

Титульный лист …………………………………………………......1

Биография автора М.Ю. Лермонтова ……………………………...2

История создания и появления названия …..……………………...3

Жанр, композиция…………………………………………………...4

Цели…………………………………………………………………..5

Сюжет………………………………………………………………...6

Характеристика героев и их отношения…………………………...7

Темы, проблемы……………………………………………….…….32

Заключение…………………………………………………………..33

Источники……………………………………………………………34

.

Зрелость.

Детские и отроческие годы .

  • М. Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт, прозаик, драматург, художник.
  • 1837 – стихотворения на смерть Пушкина («На смерть поэта»). В этом же году первая ссылка на Кавказ.
  • 1840 - В Пятигорске он встретил своего одноклассника по школе прапорщиков Мартынова. Из-за пустой ссоры у них состоялась дуэль, на которой Лермонтов был убит.
  • 1838 - Лермонтов был выслан прапорщиком в действовавший на Кавказе Нижегородский драгунский полк. Позже возвращается в Петербург.
  • В 1842 г. прах поэта был перенесен в его имение Тарханы Пензенской губернии.
  • 1840 - На одном из балов в 1840 г. поэт поссорился с сыном французского посланника де Барантом, в результате чего произошла дуэль, окончившаяся бескровно. Но Лермонтов был вновь выслан в Тенгинский пехотный полк на Кавказ. 
  • 1828 – 1830 – учеба в Московском университетском благородном пансионе.
  • 1830 – 1832 – учеба в Московском университете.
  • 1832 - переехал в Петербург, намереваясь продолжить обучение в Петербургском университете, но зачислен не был. В том же году поступил в школу гвардейских юнкеров и прапорщиков, где учился вместе с Николаем Мартыновым, будущим своим убийцей.
  • В 1834 г. Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк.
  • Родился в Москве.
  • Сын помещика, капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны, урожденной Арсеньевой.
  • Рано потерял мать. Его бабушка по материнской линии Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина, вынудила Юрия Петровича предоставить воспитание внука ей.
  • Детство Лермонтова прошло в ее имении Тарханы Пензенской губернии.

Художественная деятельность.

Личная жизнь.

  • Лермонтов был талантливым живописцем. Сохранены его живописи и рисунки с изображением пейзажей, жанровых сцен, портретов, карикатур. Многие из них связаны с кавказской темой.
  • Михаил Юрьевич женат не был, но всю жизнь был увлечен Варварой Александровной Лопухиной, в замужестве Бахметевой. Она является адресатом любовной лирики поэта .
  • В литературных произведениях Лермонтова сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, открывающие духовную жизнь русского общество. Его творения ознаменовали собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков.
  • В настоящее время М.Ю. Лермонтов не менее известен, его художественная деятельность является великим достоянием русского искусства.

История создания.

  • Первый этап литературоведы относят к 1836 году, Лермонтов решил создать произведение, которое со всех сторон показало бы жизнь его современника – молодого человека из дворянского сословия и при этом главный герой должен был нести в своей душе все противоречия человека своего времени.
  • Юный поэт вдохновлялся творчеством А.С. Пушкина и решил присвоить своему персонажу фамилию, схожую с фамилией Онегин из произведения Пушкина. В итоге Лермонтов назвал главного героя романа Печорин. Быть может, не зря основы этих фамилий созвучны с названиями рек Онега и Печора, находящихся рядом друг с другом. Путешествуя
  • Путешествуя по Кавказу, посетив Тамань, побывав в селениях горцев, Лермонтов окончательно определился с сюжетом своего произведения.
  • В 1839 г. Лермонтов начинает печатать свой роман еще до его завершения. С марта 1839 г. по февраль 1840 г. на страницах «Отечественных записок» публикуются три повести - «Бэла», «Фаталист» и «Тамань» как три самостоятельные произведения.  

  • Вскоре Лермонтов начинает готовить к печати первое отдельное издание романа. В отдельное издание автор включает две не опубликованные ранее главы: "Княжна Мери" и "Максим Максимыч". Также Лермонтов создает "Предисловие" к "Журналу Печорина".  На этом же этапе автор дает своему сочинению заглавие «Герой нашего времени».
  • Также он определяется с кругом лиц в произведении: о княжне Мери, влюбленной в Печорина, о прекрасной черкешенке Бэле, о контрабандистах – горцах и других.

  • В феврале 1840 г. Лермонтов получает цензурное разрешение на первое отдельное издание романа.
  • В мае 1840 г. роман отдельной книгой выходит в свет.
  • В феврале 1841 г. Лермонтов пишет предисловие к роману, которое до этого не существовало. Предисловие пишется как ответ на некоторые нападки критиков. Предисловие было включено в роман в 1841 г., когда в свет вышло его второе отдельное издание. 
Жанр, композиция.  «Герой нашего времени» - это первый в русской прозе социально-психологический роман. В главах произведения также видны влияния жанра светской повести («Княжна Мэри»), фантастической прозы («Фаталист»), путевого очерка с романтической новеллой о любви («Бэла»).     Роман состоит из нескольких частей, хронологический порядок которых нарушен.      Структура романа по фабуле : «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к «Журналу Печорина»»  Структура по сюжету: «Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к «Журналу Печорина»», «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист».

Жанр, композиция.

  • «Герой нашего времени» - это первый в русской прозе социально-психологический роман. В главах произведения также видны влияния жанра светской повести («Княжна Мэри»), фантастической прозы («Фаталист»), путевого очерка с романтической новеллой о любви («Бэла»).

  • Роман состоит из нескольких частей, хронологический порядок которых нарушен.

  • Структура романа по фабуле : «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к «Журналу Печорина»»
  • Структура по сюжету: «Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к «Журналу Печорина»», «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист».
Цель.  Причина своеобразной структуры произведения объясняется определенной целью автора. Главы составлены в причинно-следственной зависимости и выполняют главную функцию – раскрытие внутреннего мира Печорина.     Свою цель автор пишет и в самом произведении :  «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она… следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

Цель.

  • Причина своеобразной структуры произведения объясняется определенной целью автора. Главы составлены в причинно-следственной зависимости и выполняют главную функцию – раскрытие внутреннего мира Печорина.

  • Свою цель автор пишет и в самом произведении :

«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она… следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

Сюжет.

  • «Княжна Мери»
  • «Фаталист»

Повесть начинается с прибытия Печорина в Пятигорск  на лечебные воды, где он знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью, называемой на английский манер Мери. Кроме того, здесь он встречает свою бывшую любовь Веру и приятеля Грушницкого.

Дело происходит в казачьей станице, куда приезжает Печорин. Он сидит в гостях, компания играет в карты. Вскоре им это надоедает и завязывается беседа о предопределении, в который некоторые верят, некоторые нет. Завязывается спор между Вуличем и Печориным: Печорин говорит, что видит явную смерть на лице у Вулича. В результате спора Вулич берёт пистолет и стреляет в себя, но происходит осечка. Все расходятся по домам.

Вскоре Печорин узнаёт о смерти Вулича: его зарубил шашкой пьяный казак. Тогда Печорин решается испытать судьбу и поймать казака. Он прорывается к нему в дом, казак стреляет, но мимо. Печорин хватает казака, приезжает к Максиму Максимычу и всё ему рассказывает.

Любовная игра с княжной Мери перерастает в дуэль. Печорину равнодушна привязанность Мери, он лишь забавляется ею и взывает недовольство Грушницкого, которому небезразлична девушка. Между ними появляется ссора, переросшая в дуэль, в которой погибает Грушницкий.

Печорин отказывает в любви Мери, и по подозрению в дуэли его отправляют в крепость, где он знакомится с Максимом Максимычем.

  • «Бэла»
  • «Предисловие к «Журналу Печорина»»
  • «Тамань»
  • «Максим Максимыч»

Здесь Повествователь единственный раз встречается с Печориным и дает его внешнюю характеристику. Встреча старых приятелей — Печорина и Максима Максимыча — не состоялась. Печорин не желает вести разговор и торопиться уезжать .

Повествование ведет штабс-капитан Максим Максимыч. Он рассказывает историю офицеру (повествователю).

Печорин приезжает в Тамань и неожиданно для себя становится свидетелем контрабандистской деятельности. Он встречает здесь слепого мальчика, старуху, ундину, которая позже пытается утопить Печорина, чтобы тот не смог никому рассказать об увиденном, но ей это не удается.

В главе повествователь сообщает о смерти Печорина.

Печорин в итоге обнаруживает, что его обокрал слепой мальчик, и ночью ундина уплывает с его украденными вещами вместе с Янко, оставив того мальчика и старуху на произвол судьбы.

Недавно пришедший на службу на Кавказ прапорщик Печорин влюбляется в красавицу-черкешенку по имени Бэла, живущей у местного князя. Он крадет у разбойника Казбича, коня для ее пятнадцатилетнего брата Азамата, который о давно мечтал об этом скакуне. Взамен Азамат крадет Бэлу и привозит Печорину.

Печорин остается очарован этим событием в его жизни.

Азамат, получивший коня, навсегда покидает семью. От руки Казбича погибает отец Бэлы и она сама. Печорина после переводят в грузинский полк.

Характеристика героев.

Печорин Александр Печорин – главный герой романа. История его души составляет содержание произведения, и воспроизводится в трех аспектах:

  • Во-первых, с точки зрения «внутреннего человека».
  • Во-вторых, с позиции самоанализа.
  • В-третьих, история души отображается как объективное описание (ведение героем своего личного журнала).

Не способен к дружбе. Он не может пожертвовать своей свободой как и для любви, так и для дружбы. Для него все эти отношения являются «рабством».

Печорин не видит важности в любви, искренности чувств. Он видит удовольствие и наслаждение в том, чтобы быть «причиной страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права». Любовь женщины для него лишь забава.

.

Портрет Печорина. О внешности Печорина известно следующее:

Печорин – «потерянный человек». У героя нет достойных жизненных задач, но он пытается познать суть своего существования, однако опыты Печорина каждый раз демонстрируют ему бессмысленность бытия.

Портрет Печорина. Печорин – молодой офицер, прапорщик. Его возраст - 25 лет (на момент знакомства Печорина с княжной Мери и Бэлой) ".

«Душа испорчена светом». На характер Печорина еще с детства повлияли определенные обстоятельства. Причиной такого отношения к миру, совершенных им поступков, является его воспитание.

У Печорина есть дурные страсти :

Герой властолюбивый:

Он жестокий человек:

  • «Милый мой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь была бы слишком нелепой мелодрамой...»
  • «...Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький...»
  • «...он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским...»
  • «...Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение...»
  •   «..карие глаза они не смеялись, когда он смеялся!..»
  • «...белокурые волосы, вьющиеся от природы...»
  • «... усы его и брови были черные...»
  • «...немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны...»

«Зачем я жил? для какой цели я родился?»

  • «...первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает...»
  • «...у дочки просто нервический припадок: она проведет ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъятное наслаждение: есть минуты, когда я понимаю Вампира...»
  • «.. я тогда стоял в крепости за Тереком с ротой – этому скоро пять лет. Раз, осенью, пришел транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти...»
  • «...За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями...»
  • «У меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение — только дело в том, что это так.»
  • «Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились …»

«Я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги.»

Эгоист:

Печорин - циничный человек:

Сам Печорин называет себя злым человеком:

  • «... Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади, – сказал Грушницкий с негодованием…»
  • «...Неужели зло так привлекательно?..»
  • «...мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя...»

Печорин - безнравственный человек:

Григорий Печорин - злопамятный, мстительный человек:

  • «... это Грушницкому даром не пройдет!..» Григорий Печорин - завистливый человек: «...Я сделался завистлив...»
  • "...Я сделался нравственным калекой...«

Он высокого мнения о себе :

  • Печорин играет с чувствами людей : «...Княжна, – сказал я, – вы знаете, что я над вами смеялся?.. Вы должны презирать меня...
  • «...мне хотелось его побесить...»
  • «...ты, верно, о себе самого высокого мнения...»

Характеристика героев.

Бэла – является одной из центральных героинь романа. Встречается в главе «Бэла».

Портрет Бэлы . Она дочь местного князя на Кавказе. У нее был младший брат Азамат. Возраст Бэлы – 16 лет :

  • «…меньшая дочь хозяина, девушка лет шестнадцати…»

Бэла - "дикая" черкешенка , выросшая в горах Кавказа:

  • «...дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого милого мужа…»
  • О внешности Бэлы известно, что она хороша собой :

«"...она была хороша: высокая, тоненькая...»       

  • «...она у нас так похорошела, что чудо; с лица и с рук сошел загар, румянец разыгрался на щеках…»

Она была гордой девушкой:

Бэла - невежественная, малообразованная, но искренняя, простосердечная девушка:

  •   «...я не раба его – я княжеская дочь!..»
  • «...невежество и простосердечие одной так же надоедают...»

Бэла - девушка с характером :

Бэла отвечает Печорину взаимностью :

  • «...Дьявол, а не женщина! – отвечал он, – только я вам даю мое честное слово, что она будет моя…»
  • «...мне стало досадно, что никогда ни одна женщина меня так не любила...»
  • «...она нам призналась, что с того дня, как увидела Печорина, он часто ей грезился во сне и что ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления...»

Она любительница веселья:

  • «..Уж какая, бывало, веселая, и все надо мной, проказница, подшучивала...»

Характеристика героев.  История любви Печорина и Бэлы длилась всего 4 месяца.  Сначала, сраженный красотой черкешенки, Печорин пытается ее завоевать.  После того, как она ответила ему взаимностью, их счастье длилось недолго. Печорин быстро утратил интерес к Бэле и ее чувства стали ему не интересны.  Печорин не способен искренне полюбить девушку.  В их отношениях она выступала в роли добычи, а он в роли охотника. Заполучив её он начинает скучать и избегать ее внимания.  Даже после смерти Бэлы Печорин не пролил ни одной слезы, напротив, через некоторое время даже рассмеялся.

Характеристика героев.

  • История любви Печорина и Бэлы длилась всего 4 месяца.
  • Сначала, сраженный красотой черкешенки, Печорин пытается ее завоевать.
  • После того, как она ответила ему взаимностью, их счастье длилось недолго. Печорин быстро утратил интерес к Бэле и ее чувства стали ему не интересны.
  • Печорин не способен искренне полюбить девушку.
  • В их отношениях она выступала в роли добычи, а он в роли охотника. Заполучив её он начинает скучать и избегать ее внимания.
  • Даже после смерти Бэлы Печорин не пролил ни одной слезы, напротив, через некоторое время даже рассмеялся.

Характеристика героев.

Максим Максимыч , общительный, находит общий язык даже с разбойником Казбичем.

По характеру Максим Максимыч - добрый человек:

Максим Максимыч - второстепенный персонаж романа «Герой нашего времени». Он встречается в главах «Максим Максимыч», «Бэла».

  • «...Послушайте, Максим Максимыч! – сказал Печорин, приподнявшись. – Ведь вы добрый человек...»

Он осторожный человек:

  • «...притом осторожность никогда не мешает...»

Он простой и скромный :

Портрет Максима Максимыча. Он старый боевой офицер, служивший много лет на Кавказе. Его возраст – около 50 лет:

Герой предпочитает общаться со всеми "по-свойски":

  • «...в сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге..»
  • «Он казался лет пятидесяти…»
  • «... Я предложил ему свою комнату. Он не церемонился, даже ударил меня по плечу и скривил рот на манер улыбки..." 

Максим Максимыч слегка лукавый :

Воинское звание Максим Максимыча - штабс-капитан:

  • «…покачал головою и улыбнулся лукаво...»

Максим Максимыч - одинокий человек , старый холостяк .

  • «...Штабс-капитан не отвечал ни слова..." 
  • «...Надо вам сказать, что у меня нет семейства: об отце и матери я лет двенадцать уж не имею известия, а запастись женой не догадался раньше, – так теперь уж, знаете, и не к лицу...»

Он гостеприимный и приветливый человек:

Максим Максимыч - опытный боевой офицер. Он многое повидал на войне:

  • «...Да, батюшка, видал я много, как люди умирают в гошпиталях и на поле сражения, только это все не то, совсем не то!..»
  • «...Очень рад, очень рад. Вам будет немножко скучно… ну, да мы с вами будем жить по-приятельски...»

У него нет опыта общения с женщинами:

  • «…мне стало досадно, что никогда ни одна женщина меня так не любила...»

Максим Максимыч - человек, достойный уважения:

  • «...Сознайтесь, однако ж, что Максим Максимыч человек, достойный уважения?.." Он малообразованный:
  • «...Где нам, необразованным старикам, за вами гоняться!..»

Он эмоциональный, обидчивый:

  • «…Поверите ли? я, стоя за дверью, также заплакал, то есть, знаете, не то чтобы заплакал, а так – глупость!..»

О внешности Максима Максимыча известно следующее:

  • «...На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду...»
  • «..мокрые клочки седых волос, вырвавшись из под шапки, приклеились ко лбу его...»
  • «...сказал он потом, теребя усы...»
  • «...минут через десять входит мой старик...»
  • «...бедный старик еще стоял на том же месте...»

Характеристика героев.  Штабс-капитан Максим Максимыч радушно принимает Печорина.  Он готов помогать ему во всем, давать советы, подсказывать. Максим Максимыч добр и открыт.  Его удивляет странность Печорина, но при этом он видит в нем друга.  Максим Максимыч видит в Печорине не только отрицательные качества, но и положительные.  После смерти Бэлы он был удивлен реакции Печорина. Он говорит, что сам бы на его месте умер с горя, а на лице Печорина он не видит никаких чувств.  Несмотря на это, он не отвернулся от Григория, ждал его, хранил его записи, искренне считал его приятелем, а возможно даже настоящим другом.

Характеристика героев.

  • Штабс-капитан Максим Максимыч радушно принимает Печорина.
  • Он готов помогать ему во всем, давать советы, подсказывать. Максим Максимыч добр и открыт.
  • Его удивляет странность Печорина, но при этом он видит в нем друга.
  • Максим Максимыч видит в Печорине не только отрицательные качества, но и положительные.
  • После смерти Бэлы он был удивлен реакции Печорина. Он говорит, что сам бы на его месте умер с горя, а на лице Печорина он не видит никаких чувств.
  • Несмотря на это, он не отвернулся от Григория, ждал его, хранил его записи, искренне считал его приятелем, а возможно даже настоящим другом.

Характеристика героев.  Печорин же не проявлял к штабс-капитану никаких чувств. Он принимал его хорошее отношение, извлекая лишь выгоду. Его советов он не слушал.  Немного сближает героев только общее горе – им приходится вместе ухаживать за раненой Бэлой.  Печорин лишь однажды приоткрывает Максиму Максимычу свои чувства, исповедуя о том, что его душа испорчена светом, и он не способен любить.  Эта откровенность необычна для Печорина, ведь он привык хранить свои чувства в тайне.  Так или иначе, отношение Печорина к Максиму Максимычу говорит о том, что герой не способен к настоящей дружбе.

Характеристика героев.

  • Печорин же не проявлял к штабс-капитану никаких чувств. Он принимал его хорошее отношение, извлекая лишь выгоду. Его советов он не слушал.
  • Немного сближает героев только общее горе – им приходится вместе ухаживать за раненой Бэлой.
  • Печорин лишь однажды приоткрывает Максиму Максимычу свои чувства, исповедуя о том, что его душа испорчена светом, и он не способен любить.
  • Эта откровенность необычна для Печорина, ведь он привык хранить свои чувства в тайне.
  • Так или иначе, отношение Печорина к Максиму Максимычу говорит о том, что герой не способен к настоящей дружбе.

Характеристика героев.

"Ундина" - странная, причудливая девушка:

О внешности "ундины" известно следующее:

Ундина – один из второстепенных героинь романа. Он встречается в главе «Тамань».

  • «...на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье с распущенными косами, настоящая русалка...»
  • "...Решительно, я никогда подобной женщины не видывал. Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения также и насчет красоты. В ней было много породы Правильный нос в России реже маленькой ножки. Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой‑то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос – все это было для меня обворожительно...»
  • «.. это причудливое создание его немецкого воображения…»

Ундина – молодая девушка. Ее возраст – 18 лет:

Она подвижная, живая :

  • «Моей певунье оказалось не более восемнадцати лет…»
  • «...целый день она вертелась около моей квартиры; пенье и прыганье не прекращались ни на минуту...»

Печорин назвал девушку Ундиной, потому что та похожа на русалку. Девушка занимается контрабандистской деятельностью.

"Ундина ловка:

  • «...я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости...»

Девушка была коварна:

  • «..Но только я начинал говорить, она убегала, коварно улыбаясь...»

"Ундина" - под озрительная, скрытная девушка:

  • «...Хотя в ее косвенных взглядах я читал что‑то дикое и подозрительное...»

О внешности доктора Вернера известно следующее:

  • «..Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой...»
  • «...Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли…»
  • «...В его одежде заметны были вкус и опрятность...»

Характеристика героев.

  • Девушка-контрабандистка "ундина" очаровывает Печорина, однако не красотой своей, а лишь «правильным носом» и пением.
  • Он также узнает ее тайну: она - контрабандистка. Печорин предупреждает ее, что может все рассказать коменданту.

О внешности доктора Вернера известно следующее:

  • «..Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой...»
  • «...Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли…»
  • «...В его одежде заметны были вкус и опрятность...»

  • "Ундина" и ее товарищи понимают, что Печорин может их выдать, поэтому в ту же ночь она уплывает со своим напарником Янко .
  • После чего, Печорин  покидает это место, сожалея о том, что невольно нарушил покой «честных контрабандистов».

Характеристика героев.

Грушницкий - второстепенный персонаж романа «Герой нашего времени». Он встречается в главе «Княжна Мери».

Грушницкий – молодой военный, небогатый дворянин, юнкер, позже получает звание офицера. Ему около 20 лет:

  • «…ему едва ли двадцать один год…»

Он сослуживиц и приятель Печорина:

  • «Я познакомился с ним с ним в действующем отряде…»
  • «…мы были когда-то друзьями…»

Ему предоставляло удовольствие производить эффект на окружающих:

Он слабохарактерный человек:

Грушницкий хорошо воспитан и соблюдает приличия :

Юнкер мало опытен в общении с женщинами:

  • «...он из тех людей Производить эффект – их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия…»
  • «...но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать...»
  • « ...Грушницкий, дернув меня за руку, бросил на нее один из тех мутно нежных взглядов, которые так мало действуют на женщин...»
  • «...знаешь, как то напрашиваться в дом неловко, хотя здесь это и водится...»

  Грушницкий - трусливый человек, но хочет казаться храбрым:

Грушницкий – гордый, самодовольный человек:

Он мил и забавен :

Грушницкий не разбирается в людях:

  • «...он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою...»
  • «...Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию, Грушницкий довольно мил и забавен. Мне любопытно видеть его с женщинами: тут‑то он, я думаю, старается!..»
  • «...Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что‑то не русская храбрость!..»
  • «Оттого‑то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель...»
  • «...Грушницкий самодовольно улыбнулся...»  

Грушницкий глуп :

Он сентиментальный романтик:

Грушницкий - мстительный человек, способный ответить обидчику.

Грушницкий любит острить :

  • «...Приезд его на Кавказ – также следствие его романтического фанатизма...» 
  • «...«Ты глуп», – хотел я ему ответить, но удержался и только пожал плечами...»
  • «...Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьет одним словом...»

Грушницкий страстный:

  • «…под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное...»

О внешности Грушницкого известно следующее: «...Выразительное лицо его...»

  • «...Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год...» 
  • «...крутит усы левой рукой...» 
  • «...взбивал ежеминутно в мелкие кудри завитой xоxол...»

Характеристика героев.  Печорин и Грушницкий познакомились в действующем отряде и встретились в Пятигорске «старыми приятелями».  Вопреки тому, что персонажи были совершенно не похожи друг другу, они общались и много времени проводили вместе.  Несмотря на внешнюю доброжелательность между героями, отношения Печорина и Грушницкого не так просты.  С момента встречи с Грушницким Печорин говорит о сущности этого человека, раскрывая все его недостатки.  Григорий признается, что Грушницкий не любит его, хотя наружно делает вид, что это не так. Нелюбовь эта связана с тем, что Печорин единственный смог понять настоящий внутренний мир Грушницкого, полного самолюбования и желания признания другими людьми.

Характеристика героев.

  • Печорин и Грушницкий познакомились в действующем отряде и встретились в Пятигорске «старыми приятелями».
  • Вопреки тому, что персонажи были совершенно не похожи друг другу, они общались и много времени проводили вместе.
  • Несмотря на внешнюю доброжелательность между героями, отношения Печорина и Грушницкого не так просты.
  • С момента встречи с Грушницким Печорин говорит о сущности этого человека, раскрывая все его недостатки.
  • Григорий признается, что Грушницкий не любит его, хотя наружно делает вид, что это не так. Нелюбовь эта связана с тем, что Печорин единственный смог понять настоящий внутренний мир Грушницкого, полного самолюбования и желания признания другими людьми.

Характеристика героев.  Печорин заметил, что также не любит Грушницкого. С самой встречи с ним главный герой понимал, что их общение не приведет ни к чему хорошему:  Печорин сам вступает с Грушницким в невидимую борьбу. Герой в дневнике говорит о причинах своих поступков: «Я лгал; но мне хотелось его побесить».  Главный герой пытается вывести Грушницкого на разговор по поводу княжны Мери. Делает он это с такой целью: «Я внутренно хохотал… [он] стал еще доверчивее прежнего; я не хочу вынуждать у него признаний, я хочу, чтобы он сам выбрал меня в свои поверенные, и тут-то я буду наслаждаться…».

Характеристика героев.

  • Печорин заметил, что также не любит Грушницкого. С самой встречи с ним главный герой понимал, что их общение не приведет ни к чему хорошему:
  • Печорин сам вступает с Грушницким в невидимую борьбу. Герой в дневнике говорит о причинах своих поступков: «Я лгал; но мне хотелось его побесить».
  • Главный герой пытается вывести Грушницкого на разговор по поводу княжны Мери. Делает он это с такой целью: «Я внутренно хохотал… [он] стал еще доверчивее прежнего; я не хочу вынуждать у него признаний, я хочу, чтобы он сам выбрал меня в свои поверенные, и тут-то я буду наслаждаться…».

Характеристика героев.  Печорин начинает ухаживать за возлюбленной Грушницким – княжной Мери.  Не любовь к девушке была причиной такого поступка, а желание задеть достоинство самоуверенного в себе Грушницкого. Ему доставляет удовольствие то, что Грушницкий ничего не может сделать с чувствами княжны Мери, которая внезапно влюбляется в его друга.  Печорин насмехался над Грушницким, понимая, что ему осталось «недолго торжествовать».  Чем больше княжна Мери проявляла интерес к Печорину, тем больше задевалось самолюбие Грушницкого и тем больше рвалась связь между ним и Печориным.

Характеристика героев.

  • Печорин начинает ухаживать за возлюбленной Грушницким – княжной Мери.
  • Не любовь к девушке была причиной такого поступка, а желание задеть достоинство самоуверенного в себе Грушницкого. Ему доставляет удовольствие то, что Грушницкий ничего не может сделать с чувствами княжны Мери, которая внезапно влюбляется в его друга.
  • Печорин насмехался над Грушницким, понимая, что ему осталось «недолго торжествовать».
  • Чем больше княжна Мери проявляла интерес к Печорину, тем больше задевалось самолюбие Грушницкого и тем больше рвалась связь между ним и Печориным.

Характеристика героев.  Неприязнь героев друг к другу становится не только внутренней, но и внешней, в результате чего Грушницкий создает «враждебную шайку», а затем провоцирует Печорина на дуэль  Дуэль становится переломным моментом во взаимоотношениях между персонажами.  Самолюбие обоих героев не позволяет им пойти друг другу навстречу и помириться, однако никакой компромисс не смог бы исправить их отношения, ведь никогда не любили друг друга.  То, что «шайка» Грушницкого планировала не заряжать пистолеты на дуэль, заставило Печорина идти до конца. Во время дуэли Печорин убивает Грушницкого. Отношения героев завершились смертью одного из противников.

Характеристика героев.

  • Неприязнь героев друг к другу становится не только внутренней, но и внешней, в результате чего Грушницкий создает «враждебную шайку», а затем провоцирует Печорина на дуэль
  • Дуэль становится переломным моментом во взаимоотношениях между персонажами.
  • Самолюбие обоих героев не позволяет им пойти друг другу навстречу и помириться, однако никакой компромисс не смог бы исправить их отношения, ведь никогда не любили друг друга.
  • То, что «шайка» Грушницкого планировала не заряжать пистолеты на дуэль, заставило Печорина идти до конца.
  • Во время дуэли Печорин убивает Грушницкого. Отношения героев завершились смертью одного из противников.

Характеристика героев.

Княжна Мери – одна из центральных героинь романа. Она встречается в главе «Княжна Мери».

Княжна Мери – дочь княгине Лиговской. Это молодая девушка, ей было около 16 лет:

«…молодой, едва распустившейся души…»

Мери происходит из знатной, богатой семьи.

Юная княжна Мери - о бразованная девушка, знала несколько языков

О внешности княжны Мери известно следующее:

Юная княжна любит рассуждать о чувствах :

  • «.... Ее легкая, но благородная походка имела в себе что-то девственное, ускользающее от определения, но понятное взору...»
  • «...ее густые волосы были собраны под ночным чепчиком, обшитым кружевами; большой пунцовый платок покрывал ее белые плечики, ее маленькие ножки прятались в пестрых персидских туфлях...» 
  • «...Я не знаю талии более сладострастной и гибкой!..»   
  • « ...читала Байрона по‑английски.»
  • «...княжна, кажется, любит рассуждать о чувствах, страстях и прочее...»

Более всего в ней были привлекательны глаза:

Мери - живая, кокетливая и капризная девушка :

Она невинная, неопытная девушка:

  •   «...в ее неопытное сердце...»

«...Эта княжна Мери прехорошенькая, – сказал я ему. – У нее такие бархатные глаза – именно бархатные нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят… Впрочем, кажется, в ее лице только и есть хорошего...»

  • «...Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?..»
  • «..Я должен был этого ожидaть от девчонки… от кокетки..." 

  Княжна любит играть какую-то роль :

Мери - остроумная девушка, но шутит очень мило:

  • «..проходя мимо Грушницкого, приняла вид такой чинный и важный – даже не обернулась...»
  • «...она шутила очень мило; ее разговор был остер, без притязания на остроту, жив и свободен; ее замечания иногда глубоки...»

Княжна гордая:

  • «...Эта княжна Лиговская пренесносная девчонка!»

Характеристика героев.   Главной причиной влюбить в себя княжну для Печорина стала скука. Для того, чтобы получить новые эмоции, устроить для себя развлечение, персонаж готов жертвовать судьбами людей, не размениваясь на настоящие чувства.  Печорин получает удовольствие от того, что княжна мучается.  Вторым ярким мотивом для завоевания Мери является попытка скрыть отношения с Верой. Печорин пытается скрыть связь с замужней дамой. Сам он пишет о том, что это еще больше вызывает в нем интерес. Вести двойную игру для него весело.

Характеристика героев.

  • Главной причиной влюбить в себя княжну для Печорина стала скука. Для того, чтобы получить новые эмоции, устроить для себя развлечение, персонаж готов жертвовать судьбами людей, не размениваясь на настоящие чувства.
  • Печорин получает удовольствие от того, что княжна мучается.
  • Вторым ярким мотивом для завоевания Мери является попытка скрыть отношения с Верой. Печорин пытается скрыть связь с замужней дамой. Сам он пишет о том, что это еще больше вызывает в нем интерес. Вести двойную игру для него весело.

Характеристика героев.   Мери ждет от него любви и предложения руки и сердца, но вскоре узнает о том, что Печорин никогда не испытывал к ней чувств, и она была для него лишь игрушкой. Герой нисколько не раскаивается в этом и уезжает, оставляя Мери навсегда с ненавистью в душе и поломанной судьбой.

Характеристика героев.

  • Мери ждет от него любви и предложения руки и сердца, но вскоре узнает о том, что Печорин никогда не испытывал к ней чувств, и она была для него лишь игрушкой.
  • Герой нисколько не раскаивается в этом и уезжает, оставляя Мери навсегда с ненавистью в душе и поломанной судьбой.

Характеристика героев.

Доктор Вернер - умный человек:

Доктор Вернер - знаток человеческой души:

О внешности доктора Вернера известно следующее:

О внешности доктора Вернера известно следующее:

Доктор Вернер – один из второстепенных персонажей романа. Встречается в главе «Княжна Мэри».

  • «...такие умные люди, как вы, лучше любят слушателей, чем рассказчиков...» 
  • «...Он изучал все живые струны сердца человеческого…»
  • «...Доктор! решительно нам нельзя разговаривать: мы читаем в душе друг друга…»
  • «..Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой....»
  • «...Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли…»
  • «...В его одежде заметны были вкус и опрятность...»
  • «..Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой...»
  • «...Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли…»
  • «...В его одежде заметны были вкус и опрятность...»

Вернер – мужчина среднего возраста. Ему около 40 лет:

Он добродушный человек:

Вернер - эгоист . Он равнодушен ко всему, кроме себя, самолюбив :

  • «...а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя...»

«Они в Москве только и питаются, что сорокалетними остряками...»

  • «...Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!..» 

Доктор - скептик и материалист:

Судя по всему, на Кавказе Вернер служит военным медиком. В свободное время он лечит богатых клиентов, которые приезжают сюда на воды. Он не богатый человек.

  • «...Он скептик и материалист, как все почти медики...»

Он любит пофилософствовать:

  • «...разговор принял под конец вечера философско-метафизическое направление; толковали об убеждениях: каждый был убежден в разных разностях..." 

У него "злой язык ":

  • «...Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными...»

У Вернера "высокая" душа:

  • «...отпечаток души испытанной и высокой...» 

В душе доктор Вернер - поэт :

  • «...поэт, и не на шутку, – поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов...»

Характеристика героев.

О внешности доктора Вернера известно следующее:

  • «..Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой...»
  • «...Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли…»
  • «...В его одежде заметны были вкус и опрятность...»
  • Печорин и Вернер были людьми, которых не понимало общество. Поэтому они оба выделялись среди окружающих. Это стало причиной, по которой Печорин и Вернер стали тесно общаться, обсуждать незначительные и в то же время философские вопросы.
  • Взаимоотношения Печорина и Вернера построены на схожести их характеров. Оба героя обладают умом и чувством собственного достоинства, у персонажей одинаковое отношение к обществу, к женщинам, к браку.
  • Вернер – один из немногих, кому Печорин раскрывает свою душу, историю своей жизни.

Характеристика героев.

  • Печорин с самой первой встречи нашел в Вернере близкую душу. Несмотря на то что Печорину было комфортно находиться с Вернером, главный герой не считал его своим другом.
  • В том, как относится Печорин к Вернеру, отражается позиция центрального персонажа к дружбе в целом. Для Печорина Вернер был лишь хорошим приятелем, потому что главный герой был «неспособен» к дружбе, развивая теорию о том, что один друг всегда является рабом другого.
  • Но не только Печорин не способен к дружбе, она не являлась необходимостью и для самого Вернера. Самолюбивый, эгоистичный характер, присущий обоим героям, не поспособствовал крепкой дружбе героев.

О внешности доктора Вернера известно следующее:

  • «..Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой...»
  • «...Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли…»
  • «...В его одежде заметны были вкус и опрятность...»

Характеристика героев.

  • После дуэли, в которой был убит Грушницкий, Вернер порывает дружеские отношения с Печориным, отправляя ему записку следующего содержания: «Все устроено как можно лучше: тело привезено обезображенное, пуля из груди вынута. Все уверены, что причиною его смерти несчастный случай; только комендант, которому, вероятно, известна ваша ссора, покачал головой, но ничего не сказал. Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно… если можете… Прощайте…»

О внешности доктора Вернера известно следующее:

  • «..Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой...»
  • «...Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли…»
  • «...В его одежде заметны были вкус и опрятность...»

Характеристика героев.

О внешности доктора Вернера известно следующее:

  • «..Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой...»
  • «...Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли…»
  • «...В его одежде заметны были вкус и опрятность...»

Вера – девушка, понимающая человеческую душу:

Вера – одна из второстепенных героев в романе. Она появляется в главе «Княжна Мери».

О внешности Веры известно следующее:

Вера была болезненна:

  • «…на ее болезненном лице изображалась глубокая грусть…»
  • «...очень хорошенькая, но очень, кажется, больная… Не встретили ль вы ее у колодца? – она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка: ее лицо меня поразило своей выразительностию...»
  • «...Родинка! – пробормотал я сквозь зубы...» 
  • «...сидит женщина, в соломенной шляпке, окутанная черной шалью...»
  • «...пока ее шляпка не скрылась за кустарниками и скалами...»
  • «...Дверь отворилась; маленькая ручка схватила мою руку...»
  • «...что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями...»

Вера готова пожертвовать собой ради любимого человека:

Вера - особенная женщина в жизни Печорина:

Вера – замужняя женщина. Ее муж - богатый старик. Она вышла за него замуж, чтобы у сына был отец (первый ее муж умер). Она является родственницей Лиговских. Она была старинной любовью Печорина.

  • «...я пожертвовала собою, надеясь, что когда‑нибудь ты оценишь мою жертву, что когда‑нибудь ты поймешь мою глубокую нежность, не зависящую ни от каких условий. Прошло с тех пор много времени: я проникла во все тайны души твоей… и убедилась, что то была надежда напрасная..."
  • «...я ее не обману: она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть...»
  • «...воспоминание о ней останется неприкосновенным в душе моей; я ей это повторял всегда...»

Характеристика героев.

  • Печорин узнает, что на Кавказ прибыла женщина с родинкой на щеке. Он сразу понимает, что это Вера. Известия о ее появлении заставили Печорина задуматься о своих истинных эмоциях: «Зачем она здесь? И она ли? И почему я думаю, что это она? и почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с родинками на щеках?».
  • Григорий Александрович встречается с Верой, и их чувства загораются с новой силой. Герои видятся в тайне от всех, потому что Вера находится замужем за человеком, которого она не любит, но уважает.
  • Вера говорит Печорину, что она его любила и любит до сих пор.

О внешности доктора Вернера известно следующее:

  • «..Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой...»
  • «...Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли…»
  • «...В его одежде заметны были вкус и опрятность...»

Характеристика героев.

  • Вера в жизни Печорина играла огромную роль, потому что только она одна была способна понять настоящую сущность героя: «Это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями». Именно поэтому его отношение к ней не похоже на любовные связи с другими женщинами.
  • Можно говорить о том, что Вера была единственной женщиной, которую любил Печорин в своей жизни.

О внешности доктора Вернера известно следующее:

  • «..Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой...»
  • «...Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли…»
  • «...В его одежде заметны были вкус и опрятность...»

Характеристика героев.

  • В результате муж Веры узнает об их взаимоотношениях, женой происходит ссора. Это заставляет мужа Веры принять решение отъезда.
  • Когда Вера уезжает, он пытается догнать ее и загоняет до смерти свою лошадь. Это говорит о том, что для него Вера имела огромное значение.
  • После расставания главный Печорин понимает, что он потерял свое счастье.
  • Печорин искренне переживает трагичный финал отношений, однако многие его поступки по отношению к Вере говорят о его эгоистичности Герой не смог построить отношения с женщиной, которая его любила, потому что он одинок во всем мире, и он это понимал.
  • Отношения с Верой были для него прошлым, с которым суждено было расстаться.

О внешности доктора Вернера известно следующее:

  • «..Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой...»
  • «...Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли…»
  • «...В его одежде заметны были вкус и опрятность...»

Характеристика героев.

О внешности доктора Вернера известно следующее:

  • «..Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой...»
  • «...Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли…»
  • «...В его одежде заметны были вкус и опрятность...»

О внешности Вулича известно следующее:

Господин Вулич – один из второстепенных героев романа. Он встречается в главе «Фаталист».

  • «Наружность поручика Вулича отвечала вполне его характеру. Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его...»
  • «...его выразительным глазам...»

Вулич – офицер пехоты, поручик. По национальности он серб. Печорин знакомится с ним в одной казачьей станице.

Он хладнокровен :

Вулич —  скрытный человек . Он не делится своими мыслями и страстями с другими:

  • «...он бросился вперед, увлек за собою солдат и до самого конца дела прехладнокровно перестреливался с чеченцами...»
  • «...вид существа особенного, не способного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи...»
  • «..никому не поверял своих душевных и семейных тайн...»
  • Он является  неразговорчивым, резким человеком: « ..говорил мало, но резко...»
  • Вулич —  страстный игрок в карты:
  • «Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре. За зеленым столом он забывал все и обыкновенно проигрывал…»

Вулич имеет вид "особенного существа", способного на оригинальные поступки:

  • «Когда поручик Вулич подошел к столу, то все замолчали, ожидая от него какой-нибудь оригинальной выходки...»
  •   «...вид существа особенного...»

Он   отчаянный человек, способен на сумасшедшие поступки:

  • «Что ты хочешь делать? Послушай, это сумасшествие! – закричали ему…»

Характеристика героев.

  • Печорин встречает с «особенного» офицера – Вулича.
  • Он предлагает своим товарищем поспорить по поводу предопределения в жизни каждого человека.
  • Вулич был фаталист, а Печорин утверждал, что никакого предопределения нет, но на спор главный герой решается из скуки и из желания вновь обрести новые эмоции, однако ему удается дать Вуличу некое предсказание, что он непременно сегодня умрет
  • В главе «Фаталист» Вулич выступает своеобразным двойником Печорина, раскрывающим личность главного героя с новой стороны. Как и Печорин, Вулич за внешним равнодушием скрывает массу чувств и страстей. Офицер эмоционально близок Печорину, который понимает состояние первого.

О внешности доктора Вернера известно следующее:

  • «..Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой...»
  • «...Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли…»
  • «...В его одежде заметны были вкус и опрятность...»

Темы и проблемы

Главный герой романа задается вопросом "зачем я жил, для чего родился". Поэтому одна из проблем, философская, - поиск смысла жизни.

В произведении также есть противостояние добра и зла. И Печорину приходится делать выбор. Поэтому можно говорить и о нравственной проблеме.

Конечно, в романе присутствует проблема любви и дружбы. Герой так и не нашел ни того, ни другого, потому что был слишком эгоистичен…

О внешности доктора Вернера известно следующее:

  • «..Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой...»
  • «...Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли…»
  • «...В его одежде заметны были вкус и опрятность...»

Заключение  Таким образом, можно сделать вывод, что роман «Герой нашего времени» – это показательное отображение эпохи, предостережение будущему поколению. Это яркий пример того, как можно быть умным, образованным человеком, но потерять себя, суть своего существования.     О внешности доктора Вернера известно следующее: «..Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой...» «...Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли…» «...В его одежде заметны были вкус и опрятность...»

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что роман «Герой нашего времени» – это показательное отображение эпохи, предостережение будущему поколению. Это яркий пример того, как можно быть умным, образованным человеком, но потерять себя, суть своего существования.

О внешности доктора Вернера известно следующее:

  • «..Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой...»
  • «...Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли…»
  • «...В его одежде заметны были вкус и опрятность...»

   О внешности доктора Вернера известно следующее: «..Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой...» «...Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли…» «...В его одежде заметны были вкус и опрятность...»          БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!

О внешности доктора Вернера известно следующее:

  • «..Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой...»
  • «...Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли…»
  • «...В его одежде заметны были вкус и опрятность...»

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!

Источники https ://obrazovaka.ru/sochinenie/geroy-nashego-vremeni/analiz-proizvedeniya-lermontova.html    https://ru.wikipedia.org/wiki/ Лермонтов,_ Михаил_Юрьевич   О внешности доктора Вернера известно следующее: «..Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой...» «...Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли…» «...В его одежде заметны были вкус и опрятность...»  https :// www.literaturus.ru Учебник по литературе издательство «Просвещение» 9 класс В.П. Коровина, В.П. Журавлев и др.

Источники

https ://obrazovaka.ru/sochinenie/geroy-nashego-vremeni/analiz-proizvedeniya-lermontova.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/ Лермонтов,_ Михаил_Юрьевич

О внешности доктора Вернера известно следующее:

  • «..Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой...»
  • «...Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли…»
  • «...В его одежде заметны были вкус и опрятность...»

https :// www.literaturus.ru

Учебник по литературе издательство «Просвещение» 9 класс В.П. Коровина, В.П. Журавлев и др.


Скачать

© 2023 917 62

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!