СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе в 11 классе по теме Василь Быков

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по литературе в 11 классе по теме Василь Быков

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе в 11 классе по теме Василь Быков»

Василь Быков «Сотников»

Василь Быков

«Сотников»

 Когда человек совершает тот или иной  нравственный поступок, то этим он  еще не добродетелен; он добродетелен  лишь в том случае, если этот способ по-  ведения является постоянной чертой  его характера.  Гегель

Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то этим он еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ по- ведения является постоянной чертой его характера. Гегель

Родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушачского района Витебской области. Учился на скульптурном отделении Витебского художественного училища (1939–1940) и в школе ФЗО. Экстерном сдал экзамены за 10 класс в июне 1941. Служил в Красной Армии (с лета 1942), окончил Саратовское пехотное училище. Участник Великой Отечественной войны , дважды ранен. Родители получили сообщение о его гибели. С действующей армией прошел по Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии. Демобилизован в 1947 . Печатался с 1947 . С 1955 занимается только литературной деятельностью. 1972 — 1978 секретарь Гродненского отделения Союза писателей БССР .
  • Родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушачского района Витебской области.
  • Учился на скульптурном отделении Витебского художественного училища (1939–1940) и в школе ФЗО. Экстерном сдал экзамены за 10 класс в июне 1941. Служил в Красной Армии (с лета 1942), окончил Саратовское пехотное училище.
  • Участник Великой Отечественной войны , дважды ранен. Родители получили сообщение о его гибели. С действующей армией прошел по Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии.
  • Демобилизован в 1947 . Печатался с 1947 . С 1955 занимается только литературной деятельностью. 19721978 секретарь Гродненского отделения Союза писателей БССР .
В 1988 г. стал одним из учредителей Белорусского народного фронта . В 1989 г. избран депутатом Съезда народных депутатов СССР, вошел в Межрегиональную депутатскую группу. В 1990 - 1993 гг. президент Объединения белорусов мира «Бацькаўшчына» ( русск.  Отечество ), покинул Белоруссию в конце 1997 г. В 1993 году подписал « Письмо 42-х » Борису Ельцину. С конца 1997 жил за границей — Вначале по приглашению ПЕН-центра Финляндии проживал в окрестностях Хельсинки, затем, получив приглашение ПЕН-центра ФРГ, переехал в Германию, а затем в Чехию . Вернулся на Родину только за месяц до смерти. Народный писатель Беларуси Василь Быков умер 22 июня 2003 года в 20 часов 30 минут в реанимационном отделении онкологического госпиталя в Боровлянах, под Минском (в Белорусском научно-исследовательском институте онкологии и медицинской радиологии имени Н. Н. Александрова).
  • В 1988 г. стал одним из учредителей Белорусского народного фронта . В 1989 г. избран депутатом Съезда народных депутатов СССР, вошел в Межрегиональную депутатскую группу. В 1990 - 1993 гг. президент Объединения белорусов мира «Бацькаўшчына» ( русск. Отечество ), покинул Белоруссию в конце 1997 г. В 1993 году подписал « Письмо 42-х » Борису Ельцину.
  • С конца 1997 жил за границей — Вначале по приглашению ПЕН-центра Финляндии проживал в окрестностях Хельсинки, затем, получив приглашение ПЕН-центра ФРГ, переехал в Германию, а затем в Чехию . Вернулся на Родину только за месяц до смерти. Народный писатель Беларуси Василь Быков умер 22 июня 2003 года в 20 часов 30 минут в реанимационном отделении онкологического госпиталя в Боровлянах, под Минском (в Белорусском научно-исследовательском институте онкологии и медицинской радиологии имени Н. Н. Александрова).
Известность Василю Быкову принесла повесть «Третья ракета» ( 1962 ). Также в 60-е годы опубликованы ставшие всемирно известными повести «Альпийская баллада», «Мёртвым не больно»; в 70-е — «Сотников», « Обелиск », «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться». Большинство своих произведений Василь Быков писал по-белорусски , многие из них сам переводил на русский . Его литературные труды переведены на многие языки мира. По произведениям Василя Быкова поставлены фильмы « Третья ракета » ( 1963 ), « Альпийская баллада » ( 1966 ), «Дожить до рассвета» ( 1975 ), «Волчья стая» ( 1976 ), « Обелиск » ( 1976 ), «Восхождение» (по повести «Сотников», 1977 ), « Знак беды » ( 1985 ); телефильмы «Долгие версты войны» ( 1976 , по повести «На рассвете»), телесериал « В западне » ( 1966 ), созданы балет «Альпийская баллада» ( 1967 , музыка Евгения Глебова) и опера «Тропою жизни» ( 1980 , музыка Генриха Вагнера, по «Волчьей стае»).
  • Известность Василю Быкову принесла повесть «Третья ракета» ( 1962 ). Также в 60-е годы опубликованы ставшие всемирно известными повести «Альпийская баллада», «Мёртвым не больно»; в 70-е — «Сотников», « Обелиск », «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться». Большинство своих произведений Василь Быков писал по-белорусски , многие из них сам переводил на русский . Его литературные труды переведены на многие языки мира.
  • По произведениям Василя Быкова поставлены фильмы « Третья ракета » ( 1963 ), « Альпийская баллада » ( 1966 ), «Дожить до рассвета» ( 1975 ), «Волчья стая» ( 1976 ), « Обелиск » ( 1976 ), «Восхождение» (по повести «Сотников», 1977 ), « Знак беды » ( 1985 ); телефильмы «Долгие версты войны» ( 1976 , по повести «На рассвете»), телесериал « В западне » ( 1966 ), созданы балет «Альпийская баллада» ( 1967 , музыка Евгения Глебова) и опера «Тропою жизни» ( 1980 , музыка Генриха Вагнера, по «Волчьей стае»).
В центре изображения - человек в экстремальной ситуации Герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. (И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью раскрыться характер человека.)
  • В центре изображения - человек в экстремальной ситуации
  • Герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя.
  • (И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью раскрыться характер человека.)
На первых страницах повести перед нами предстают два бойца одного из партизанских отрядов Сотников и Рыбак, которые морозной, ветреной ночью отправляются на задание. Им поручено во что бы то ни стало добыть продовольствие для усталых, измученных товарищей. Но мы видим, что бойцы в неравном положении: Сотников идет на задание с тяжелой простудой. А на вопрос Рыбака, почему тот не отказался идти, если болен, отвечает: Потому и не отказался, что другие отказались. Эти слова Сотникова говорят нам о его сильно развитом чувстве долга, сознательности, мужестве, выносливости.
  • На первых страницах повести перед нами предстают два бойца одного из партизанских отрядов Сотников и Рыбак, которые морозной, ветреной ночью отправляются на задание. Им поручено во что бы то ни стало добыть продовольствие для усталых, измученных товарищей.
  • Но мы видим, что бойцы в неравном положении: Сотников идет на задание с тяжелой простудой. А на вопрос Рыбака, почему тот не отказался идти, если болен, отвечает: Потому и не отказался, что другие отказались. Эти слова Сотникова говорят нам о его сильно развитом чувстве долга, сознательности, мужестве, выносливости.
По ходу повествования мы видим, что главных героев преследует одна неудача за другой. Во-первых, оказался сожженным хутор, где они надеялись достать продовольствие. Во-вторых, Сотникова ранили в перестрелке с врагом.
  • По ходу повествования мы видим, что главных героев преследует одна неудача за другой.
  • Во-первых, оказался сожженным хутор, где они надеялись достать продовольствие.
  • Во-вторых, Сотникова ранили в перестрелке с врагом.
Рыбак более приспособлен к жизни, нежели Сотников. Он силен, ловок, вынослив, он не трус, — сам вызвался идти в разведку с Сотниковым. Попав в партизанский отряд, ни от какой работы не отказывался. Рыбак ненавидит немцев и полицаев, предавших свой народ. На протяжении всей повести он заботится о своем товарище Сотникове. Он тащит его на себе, хотя сначала проявил слабость и бросил раненого товарища. Страх за свою жизнь охватил Рыбака. И не удивительно, ведь в каждом человеке живет инстинкт самосохранения. Но он поборол свой страх, хотя это было для него не просто. Совесть одержала победу над жалостью к себе. Казалось бы, все хорошо, что хорошо кончается. Но на этом повесть не кончается. Попав в плен, Рыбак выбирает путь предательства, в отличие от Сотникова.
  • Рыбак более приспособлен к жизни, нежели Сотников. Он силен, ловок, вынослив, он не трус, — сам вызвался идти в разведку с Сотниковым. Попав в партизанский отряд, ни от какой работы не отказывался. Рыбак ненавидит немцев и полицаев, предавших свой народ. На протяжении всей повести он заботится о своем товарище Сотникове. Он тащит его на себе, хотя сначала проявил слабость и бросил раненого товарища.
  • Страх за свою жизнь охватил Рыбака. И не удивительно, ведь в каждом человеке живет инстинкт самосохранения. Но он поборол свой страх, хотя это было для него не просто. Совесть одержала победу над жалостью к себе. Казалось бы, все хорошо, что хорошо кончается. Но на этом повесть не кончается. Попав в плен, Рыбак выбирает путь предательства, в отличие от Сотникова.
Сотников по физической силе уступает Рыбаку. Он менее приспособлен к жизни на войне. Но даже будучи больным, он идет в разведку, ибо если не он, то кто же? Всю дорогу Сотников испытывает перед Рыбаком чувство вины, потому что болен, ранен, потому что отстает. Время же терять нельзя. Оба героя становятся перед выбором. И вот они оказались по разные стороны одной черты, разделяющей друзей и врагов. Рыбак, чувствуя себя виноватым, старается убедить себя, что большой вины за ним нет. Рыбак пытается заглушить голос совести, но ему это не удается. Он должен выбить чурбак из-под ног Сотникова, когда того будут вешать. И от этого он в ужасе!
  • Сотников по физической силе уступает Рыбаку. Он менее приспособлен к жизни на войне. Но даже будучи больным, он идет в разведку, ибо если не он, то кто же? Всю дорогу Сотников испытывает перед Рыбаком чувство вины, потому что болен, ранен, потому что отстает. Время же терять нельзя.
  • Оба героя становятся перед выбором. И вот они оказались по разные стороны одной черты, разделяющей друзей и врагов. Рыбак, чувствуя себя виноватым, старается убедить себя, что большой вины за ним нет. Рыбак пытается заглушить голос совести, но ему это не удается. Он должен выбить чурбак из-под ног Сотникова, когда того будут вешать. И от этого он в ужасе!
Сотникову противно от предательства Рыбака. Он обводит взглядом толпу, и последний, кого он видит, — мальчик, который со страхом наблюдает за казнью. Сотников не удержался и улыбнулся мальчугану одними глазами. Он словно хочет сказать, что лучше умереть, чем быть предателем. Страдания Сотникова закончились с его казнью. А вот у Рыбака начались проблемы с совестью. И здесь возникает аналогия с библейской историей Иуды Искариота. Рыбак понимает, что ему не вырваться, и решает свести счеты с жизнью:
  • Сотникову противно от предательства Рыбака. Он обводит взглядом толпу, и последний, кого он видит, — мальчик, который со страхом наблюдает за казнью. Сотников не удержался и улыбнулся мальчугану одними глазами. Он словно хочет сказать, что лучше умереть, чем быть предателем.
  • Страдания Сотникова закончились с его казнью. А вот у Рыбака начались проблемы с совестью. И здесь возникает аналогия с библейской историей Иуды Искариота. Рыбак понимает, что ему не вырваться, и решает свести счеты с жизнью: "...в тартарары, навеки... это единственный возможный выход..." Но судьба не дает ему даже такой возможности. И он продолжает жить, изнывая от мук совести.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя