Литературное чтение УМК «Школа России» 1 класс « Из старинных книг. Рассказы К.Д. Ушинского »
Составила Золотарева Л.Н.
учитель начальных классов
МОУ СШ №2 г.Богородицк
2018 г.
Проверка домашнего задания
Константин Дмитриевич Ушинский
- Знаменитый педагог К. Д. Ушинский прекрасно знал психологию ребенка и понимал, в какой форме маленькому читателю лучше всего преподнести то или иное поучение. Его коротенькие рассказы воспроизводят ситуации, которые возникают в повседневной жизни, и призваны научить задумываться над тем, правильно ли поступают герои, столь похожие на всех нас.
Рассказы и сказки К.Д.Ушинского
Ворон и сорока
Пёстрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку болтала, а ворон сидел молча. — Что же ты молчишь, куманёк, или ты не веришь тому, что я тебе рассказываю? — спросила, наконец, сорока. — Плохо верю, кумушка, — отвечал ворон, —кто так много болтает, как ты, тот, наверно, много врёт!
Словарная работа
Кум – крестный отец по отношению к родителям крестника и крестной матери.
Кума – крестная мать по отношению к родителям крестника и крестному отцу.
Анализ содержания
- Что можно сказать о сороке?
- А о вороне?
- Какой диалог у них получился?
- Почему ворон не поверил сороке?
- Как называют людей, которые много говорят?
- Чем отличаются слова «говорить» и «болтать»?
Какие качества вам нравятся в людях? Какие качества вам не нравятся в людях?
.
Прочитай текст с.25.
Раздели слова на
2 группы.
- Трудолюбие. Прилежание. Милосердие. Доброта. Кротость. Щедрость. Честность. Благодарность. Радость.
- Гордость. Леность. Зависть. Ложь. Злость. Упрямство. Скупость. Скука.
.
Прочитай текст с.25.
Раздели слова на
2 группы.
- Какие отрицательные качества не назвал писатель?
- Какие положительные качества можно добавить?
Прочитайте название следующего рассказа.
Что вас удивило?
- Что попросили у Гриши?
- Что он ответил?
- О какой помощи попросили Гришу?
- Что он ответил?
Ответьте на вопросы строчками из текста.
Как вы думаете, почему ребята не любили Гришу?
Соотнесите название рассказа с его содержанием.
Чтение в парах
- Прочитайте вопрос в конце рассказа. Ответьте на него и объясните своё мнение.
- Как вы понимаете название рассказа?
Обсуждение
- Подумайте, почему для названия своего рассказа Ушинский выбрал именно эту пословицу?
- На какие важные мысли он обращает наше внимание?
Выявление практического смысла пословицы
- Можете ли вы привести примеры (случаи) из жизни, когда уместно было бы ребятам напомнить эту пословицу?
Смысл нравственных понятий
- Подумайте, нужны ли каждому человеку знания о том, что такое хорошо и что такое плохо?
Итог
- Какие произведения прочитали сегодня на уроке?
- Кто их автор?
- Чему учат нас эти
рассказы?
Спасибо, ребята, за урок!