Множество. Разбиение множества на части(классификация)
Математика
Л.Г.Петерсон
3 класс, часть1.
Что такое множество?
Множество - это группа предметов, объектов или существ.
Повторяем то, что знаем
назовите эти знаки:
Повторяем то, что знаем
Повторяем то, что знаем
Открываем новые знания
Число элементов множества А равно сумме количества элементов В и С.
Число элементов множества А не равно сумме количества элементов В и Д.
Открываем новые знания
Несъедобных предметов (красный) − 3;
Съедобных предметов (зеленый) − 2;
Всего предметов − 5.
Множество A нельзя разбить на несъедобные предметы и грибы, потому что мухомор будет входить в обе части, так как он несъедобный и является грибом.
Несъедобных предметов (красный) − 2;
Съедобных предметов (зеленый) − 4;
Всего предметов − 6.
Множество B так же нельзя разбить на часть овощи и фрукты, потому что кроме овощей и фруктов в данном множестве есть насеком
Открываем новые знания
Закрепляем новые знания
В множествах A и X наведен порядок или классификация, потому что каждый элемент в данных множествах попадает ровно в одну часть. В множестве A подмножество B включает в себя ломаные незамкнутые линии, а подмножество C − ломаные замкнутые линии. В множестве X подмножество Y включает в себя параллелепипеды, а подмножество Z − цилиндры.
№ 4
A = {карандаш, ручка, чашка, блюдце, мел, ложка}. Разбей это множество на части по назначению.
Пусть в множестве A будут подмножества:
P − множество посуды;
I − множество предметов для письма, тогда:
P = {чашка, блюдце, ложка};
I = {карандаш, ручка, мел}.
Р
А
I
1) разбей множество фигур на части:
а) по форме;
б) по цвету;
в) по размеру.
Как иначе можно назвать выполняемую операцию?
№ 5
2) Сосчитай в каждом случае число элементов множества всех фигур и его частей. Какие равенства можно составить из полученных чисел? Обоснуй их.
1) по форме:
2) Всего 6 фигур:
квадратов − 3;
треугольников − 3.
6 = 3 + 3.
1) по цвету:
2) Всего 6 фигур:
коричневых − 5;
серых − 1.
6 = 5 + 1.
1) по размеру:
Разбиение на части по определенному признаку можно так же назвать наведением порядка или классификацией.
2) Всего 6 фигур:
маленьких − 4;
больших − 2.
6 = 4 + 2.
Множество D разбито на части A, B и C. Число элементов множеств A, B, C и D равно соответственно a, b, c и d. Вставь пропущенные буквы:
Задание рисунок 1
№ 6
a + c = d − b
a + b + c = d
d − c − b = a
c + b = d − a
d − a = b + c
b = d − a − c
d − a − b = c
d − c = a + b
Разбей на части множество чисел: {5, 50, 84, 104, 435, 624, 705, 930}.
Найди несколько решений и для каждого из них заполни в тетради таблицу:
ОК 1−значные, 2−значные, 3−значные числа
I 5 − однозначные числа
II 50, 84 − двузначные числа
III 104, 435, 624, 705, 930 − трехзначные числа.
Решение 2.
ОК чётные и нечётные числа
I 50, 84, 104, 624, 930 − чётные числа
II 5, 435, 705 − нечётные числа
Решение 3.
ОК числа кратные и не кратные 5
I 5, 50, 435, 705, 930 − кратные 5
II 84, 104, 624 − не кратные 5
Пусть a, b и c − число элементов непересекающихся множеств A, B и C. Рассмотри свойства объединения и пересечения множеств и запиши соответствующие свойства их элементов. Какие свойства чисел выражают полученные равенства?
№ 8
Полученные равенства выражают следующие свойства чисел: переместительное, сочетательное и свойство сложения числа с нулем.
Собралось 6 охотников и 9 рыбаков, а всего 10 человек. Как это может быть?
1) (6 + 9) − 10 = 15 − 10 = 5 (ч.) − являются и охотниками и рыбаками
№ 9
2) 6 − 5 = 1 (охотник)
3) 9 − 5 = 4 (рыбака)
Ответ: 1 охотник, 5 охотников и рыбаков,
4 рыбака.
а) Охотник, убегая от медведя после отсечки ружья, пробежал 30 м за 5 секунд. Сколько времени ему потребуется, чтобы добежать с той же скоростью до домика лесника, который находится на расстоянии 360 м от места встречи с медведем?
№ 9
30 м- 5 сек.
360м -? сек.
1 м-? сек .
1) 30 : 5 = 6 (м/с) − скорость охотника
2) 360 : 6 = 60 (сек) = 1 (мин) − потребуется охотнику.
Ответ: 1 минута потребуется охотнику, чтобы добежать до домика лесника.
б) Павлину в зоопарке за неделю добавляют в корм 350 г пшеницы. Сколько пшеницы съедает павлин в зоопарке за месяц (30 дней), если каждый день он съедает одинаковое количество пшеницы?
7 дней-350г пш.
30 дней-?кг пш.
1 день-?кг пш.
1) 350 : 7 = 50 (г)−корма съедает павлин за день
2) 50 * 30 = 1500 (г) = 1 кг 500 г - пшеницы съедает павлин за месяц.
Ответ: 1 кг 500 г.
Азамат поймал 20 раков, Галым− в 2 раза меньше Азамат, Дарина − на 12 раков меньше, чем Азамат и Галым вместе, а Зарина поймала на 4 рака больше Галыма. Сколько всего раков поймали ребята? Кто поймал больше раков − мальчики или девочки, и на сколько?
Д
З
Г
(А+Г)-12
Г+4
(20:2)
20 р.
1) 20 : 2 = 10 (р.) − поймал Галым
2) (20 + 10) − 12 = 18 (р.) − поймала Дарина
3) 10 + 4 = 14 (р.) − поймала Зарина
4) 20 + 10 + 18 + 14 = 62 (р.) − всего поймали ребята
5) (18 + 14) − (20 + 10) = 2 (р.) − девочки поймали больше, чем мальчики.
Ответ: 62 рака поймали ребята вместе,
на 2 рака девочки поймали больше, чем мальчики.
Объясни, почему каждое выражение может быть "лишним":
a * 2 + 95
44 : 4 + 4
31 − 7 * 3
56 + 8
a * 2 + 95 − может быть лишним из−за неизвестного числа
44 : 4 + 4 − может быть лишним, потому что состоит из одних четверок
31 − 7 * 3 − может быть лишним, потому что используется вычитание
56 + 8 − может быть лишним, потому что одно действие.
Выполни действия:
17 * 50;
280 * 2;
4 * 190;
54 : 3;
860 : 2;
720 : 40;
39 * 8;
5 * 76;
42 * 7;
39 * 8 = 312
17 * 50 = 850
54 : 3 = 18
280 * 2 = 560
5 * 76 = 380
860 : 2 = 430
4 * 190 = 760
42 * 7 = 294
720 : 40 = 18
56 : 9 = 6 (ост.2)
Проверка:
6 * 9 + 2 = 54 + 2 = 56
56 : 9
38 : 15
64 : 19
70 : 35;
600 : 120;
840 : 14;
70 : 35 = 2
600 : 120 = 5
38 : 15 = 2 (ост.8)
Проверка:
2 * 15 + 8 = 30 + 8 = 38
840 : 14 = 60
64 : 19 = 3 (ост.7)
Проверка:
19 * 3 = 57 + 7 = 64
Найди значения выражений (20 + x) : 2 и 20 + x : 2, если x = 8, 12, 26, 42.
Что ты замечаешь?
Как это можно объяснить?
при x = 8:
(20 + x) : 2 = (20 + 8) : 2 = 28 : 2 = 14
20 + x : 2 = 20 + 8 : 2 = 20 + 4 = 24
при x = 12:
(20 + x) : 2 = (20 + 12) : 2 = 32 : 2 = 16
20 + x : 2 = 20 + 12 : 2 = 20 + 6 = 26
при x = 26:
(20 + x) : 2 = (20 + 26) : 2 = 46 : 2 = 23
20 + x : 2 = 20 + 26 : 2 = 20 + 13 = 33
при x = 42:
(20 + x) : 2 = (20 + 42) : 2 = 62 : 2 = 31
20 + x : 2 = 20 + 42 : 2 = 20 + 21 = 41
Замечаем, что второе выражение больше первого на 10.
Это объясняется тем, что в первом выражении делим всю сумму на 2, а во втором выражении делим только одно число на 2.
Реши пример, записанный в столбик. Используя полученный результат, остальные примеры реши устно:
319 + 485 = 804
319 + 484 = 803
318 + 484 = 802
328 + 485 = 813
953 − 587 = 366
953 − 588 = 365
952 − 588 = 364
852 − 587 = 265
Вычисли произведение 75 * 12, используя свойства умножения. С помощью полученного результат найди значения выражений:
12 * 75 =
900 : 75 =
900 : 12 =
12 * 75 = 900 − от перестановки мест множителей произведение не меняется
900 : 75 = 12 − при делении произведения на один из множителей получается второй множитель
900 : 12 = 75 − при делении произведения на один из множителей получается второй множитель.
75 * 13 =
75 * 11 =
74 * 12 =
75 * 13 = 975 − число 75 взяли на 1 раз больше
75 * 11 = 825 − число 75 взяли на 1 раз меньше
74 * 12 = 888 − число 12 взяли на 1 раз меньше
Расположи 5 элементов на диаграммах множеств A и B так, чтобы в каждом из этих множеств было соответственно:
а) 2 и 4 элемента;
б) по 4 элемента;
в) 4 и 5 элементов;
г) по 5 элементов;
д) 3 и 2 элемента;
е) по 3 элемента.