Урок в 11 А классе
Учитель : Чибирова И.Л.
« В мире не происходит ничего,
в чем бы ни был виден смысл
какого-нибудь максимума или минимума!»
Леонард Эйлер
Функция у = f( х ) определена на отрезке [ - 6;3]. График её производной изображен на рисунке. Определите промежутки возрастания и убывания функции f(x) .
Функция у = f( х ) определена на отрезке [ -5 ; 4 ]. График её производной изображен на рисунке. Определите точки максимума и минимума функции f(x) .
Функция у = f( х ) определена на отрезке [ - 5;4]. График её производной изображен на рисунке. Определите сколько существует точек на графике функции f( х ) , касательные в которых параллельны прямой y = 5 – 2x .
у
5
4
2
1
х
1
-5
6
-7
0
у наиб. = 4
[-5; 6]
у наиб. = 5
[-7; 6]
6
у
х
4
6
-7
0
- 2
-3
-4
у наим . = - 3
[- 7 ; 4 ]
у наим. = - 4
[-7; 6]
7
Найти наибольшее и наименьшее значения функции
по её графику
Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке
Цели урока:
° ВЫВЕСТИ АЛГОРИТМ НАХОЖДЕНИЯ НАИМЕНЬШЕГО И НАИБОЛЬШЕГО ЗНАЧЕНИЙ ФУНКЦИИ. ° РЕШАТЬ ЗАДАЧИ НА ОТЫСКАНИЕ НАИБОЛЬШИХ И НАИМЕНЬШИХ ЗНАЧЕНИЙ ФУНКЦИИ.
Если функция f(x) возрастает (убывает) на [a;b] , то наибольшего или наименьшего значения она достигает на концах этого отрезка .
Если функция у = f(х) на отрезке [ а ; b ] имеет лишь одну критическую точку и она является точкой максимума (минимума), то в этой точке функция принимает наибольшее (наименьшее) значение
fmax = f наиб. fmin = f наим.
Наибольшего (наименьшего) значения непрерывная на [ а ; b ] функция достигает либо на концах отрезка , либо в критических точках , лежащих на этом отрезке.
Проанализируйте все рассмотренные случаи. В каких точках функция достигает наибольшего (наименьшего) значений?
Выводы
1.Если функция непрерывна на отрезке, то она достигает на нем и своего наибольшего, и своего наименьшего значений.
2.Наибольшего и наименьшего значений непрерывная функция может достигать как на концах отрезка, так и внутри него.
3.Если наибольшее (или наименьшее) значение достигается внутри отрезка, то только в критической точке.
Алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции у = f(x) на отрезке [a;b]
1 . Найти производную f´( х)
2. Найти критические точки функции, лежащие внутри o трезка [a;b]
3. Вычислить значение функции у= f(x) в точках,
отобранных на втором шаге, и в точках a и b .
Выбрать среди этих значений наименьшее
( это будет у наим )и наибольшее (это будет у наиб )
Выполнение этапов решения можно изменить, как вам удобно.
Найдите наименьшее значение функции
y = x 3 – 27x на отрезке [0; 4]
Этапы
1. Найти f / (x)
2. Найти критические точки, взять те, которые принадлежат данному отрезку.
3. Вычислить значения функции в критических точках и на концах отрезка.
4. Из вычисленных значений выбрать наименьшее или наибольшее
1) y / = 3x 2 – 27
-3
3
2) y / = 3x 2 – 27 = 3(x 2 – 9) = 3(x – 3)(x + 3)
x = 3
[0; 4]
x = –3
[0; 4]
3) y (0) = 0
y (4) = 4 3 – 27 4 = – 44
y ( 3 ) = 3 3 – 27 3 = – 54
-
4
5
х
3
х
1
0
Другой способ решения
Найдите наименьшее значение функции
y = x 3 – 27x на отрезке [0; 4]
Этапы
1. Найти f / (x)
2. Найти критические точки, взять те, которые принадлежат данному отрезку.
3. Вычислить значения функции в критических точках
и на концах отрезка.
4. Из вычисленных значений выбрать наименьшее и наибольшее
1) y / = 3x 2 – 27
-3
3
2) y / = 3x 2 – 27 = 3(x 2 – 9) = 3(x – 3)(x + 3)
–
+
+
y \
4
0
x
y
-3
3
min
Наименьшее значение функция будет принимать в точке минимума.
Можно сэкономить на вычислениях значений функции в концах отрезка.
3)
y ( 3 ) = 3 3 – 27 3 = – 54
-
4
5
х
3
х
1
0
Этот способ будет удобно
вспомнить, когда вычисления значений функции в концах отрезка будет сложным.
2.
Найдите наибольшее значение функции y = x 3 – 3 x + 4
на отрезке [ – 2 ; 0 ]
Значения функции в концах отрезка.
1) y (0) = 4
y (-2) = (-2) 3 – 3 (-2) +4 = 2
-1
1
2) y / = 3x 2 – 3 = 3(x 2 – 1 ) = 3(x – 1 )(x + 1 )
Найдем критические точки, которые принадлежат заданному отрезку.
x = 1
[ -2 ; 0 ]
x = – 1
[ -2 ; 0 ]
Значения функции в критических точках, которые принадлежат заданному отрезку.
y (-1) = (-1) 3 – 3 (-1) + 4 = 6
Выбрать наибольшее из полученных значений.
6
х
3
х
1
0
5 . 2). Второе число – отрицательно e. 3). Значит, наибольшее число 1. Значения функции в концах отрезка . / / / uv u v uv Найдем критические точки, которые принадлежат заданному отрезку. 7 x = 7 [ 3 ; 10 ] Значения функции в критических точках, которые принадлежат заданному отрезку. 1 Выбрать наибольшее из полученных значений. 1 х 3 х 1 0 20 " width="640"
3.
Найдите наибольшее значение функции
на отрезке [ 3 ; 10 ]
1). Первое число меньше 1, т.к. знаменатель e 4 5 .
2). Второе число – отрицательно e.
3). Значит, наибольшее число 1.
Значения функции в концах отрезка .
/
/
/
uv
u
v
uv
Найдем критические точки, которые принадлежат заданному отрезку.
7
x = 7
[ 3 ; 10 ]
Значения функции в критических точках, которые принадлежат заданному отрезку.
1
Выбрать наибольшее из
полученных значений.
1
х
3
х
1
0
20
Можно рассуждать иначе
Найдите наибольшее значение функции
y = ln(x+5) 5 – 5x на отрезке [-4,5; 0]
4.
1
/
lnx
x
1. Найти f / (x)
y = 5ln(x+5) – 5x
Запишем функцию в удобном для дифференцирования виде
x = -4
2. Найти критические точки, взять те, которые принадлежат данному отрезку.
[-4,5; 0]
y \
–
+
–
+
-4,5
0
y
x
-4
-5
max
Наибольшее значение функция будет принимать в точке максимума.
Можно сэкономить на вычислениях значений функции в концах отрезка.
0
3. Вычислить значения функции в критических точках
и на концах отрезка.
4. Из вычисленных значений выбрать наименьшее или наибольшее.
2
0
х
3
х
1
0
5.
Найдите наименьшее значение функции
y = 5 cosx – 6x + 4 на отрезке
/
cosx
– sinx
1. Найти f / (x)
Функция на всей области определения убывает. Нетрудно догадаться, что у /
Тогда наименьшее значение функция будет иметь в правом конце отрезка, т.е. в точке х=0.
2. Найти критические точки, взять те, которые принадлежат данному отрезку.
0
Если вы не догадались, то вычислите значения функции в каждом конце отрезка и выберите наименьшее.
1
9
х
3
х
1
0
6.
Найдите наибольшее значение функции
y = 3 tgx – 3 x + 5 на отрезке
1
/
tgx
cos 2 x
1. Найти f / (x)
2. Найти критические точки, взять те, которые принадлежат данному отрезку.
0
3. Вычислим значения функции в критических точках и на концах отрезка.
Нам не нужны ВСЕ стационарные точки. Необходимо сделать выбор тех значений, которые попадут в заданный отрезок
4. Из вычисленных значений сделаем выбор наибольшего.
-1
0
5
х
3
х
1
0
Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции широко применяется при решении многих практических задач на нахождение наилучших , оптимальных решений при наименьших затратах труда, в так называемых задачах на оптимизацию.
ПРИМЕР. Рекламный щит имеет форму прямоугольника S=9 м 2 . Изготовьте щит в виде прямоугольника с наименьшим периметром
Рекламный щит имеет форму прямоугольника S=9 м 2 . Изготовьте щит в виде прямоугольника с наименьшим периметром
0 " width="640"
Из всех прямоугольников с площадью 9 м 2 ,найти прямоугольник, периметр которого наименьший.
1. S= a*b = 9 ( м 2 ) Р =( a+b)*2 (м)
х - ширина прямоугольника
9./х – длина прямоугольника
Р= ( х+9/х) * 2
2.
3. Рассмотрим функцию у=( х+9/х) * 2
х0
Найдем наименьшее значение по известному алгоритму
Ответ: шит имеет форму квадрата со стороной 3м
Задача 2
. Кусок проволоки 48 метров сгибают так, чтобы получился прямоугольник. Какую длину должны иметь стороны прямоугольника, чтобы его площадь была наибольшей?
- Решение: Пусть длина- а см. ширина –в см. Тогда периметр 2(а+в) а по условию 48 см. Площадь а*в полупериметр а+в=24 см Чтобыперейти к функции , вводим новое обозначение : длина х см, ширина 24-х см, тогда площадь х(24-х)=24х-х 2 должна быть наибольшей. Применяем заданный алгоритм 24х-х 2 ) 1 =24-2х 24-2х=0 х=12 критическая точка
- Находим значения функции при х=0 х=12 и х=48 ( на концах промежутка 0,48) f (0)=0 f (12)=144 f (48)= -1152: площадь будет наибольшей , если стороны равны по 12 см данный прямоугольник -квадрат.
Рефлексия.
- 1.Каковы ваши главные результаты, что вы поняли, чему научились?
- 2.Способы, которые использовались в ходе вашей учебной деятельности для достижения цели урока
- 3.Какие чувства испытывали во время урока?
- 4.Пережили ли вы чувство радости, успеха?
- 5.С каким настроением вы уходите с урока?
Домашнее задание
- Уровень «А»: № 938 , № 940