СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по МХК на тему "Архитектурный облик Древней Руси" (11 класс)

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку МХК,  на тему "Архитектурный облик Древней Руси"

Просмотр содержимого документа
«Презентация по МХК на тему "Архитектурный облик Древней Руси" (11 класс)»

Архитектурный облик Древней Руси Разработала Вискунова Т.В.

Архитектурный облик Древней Руси

Разработала

Вискунова Т.В.

Вводная часть В IX веке в Восточной Европе сложилось мощное государство, объединившее восточных славян и их ближайших соседей - Киевская Русь. Принятие одной из мировых религий в 988 г.стало тогда исторической необходимостью, в определенной степени, уровнявшей Русь с остальными европейскими державами. Принятие рассматривалось как важнейший поворотный пункт в русской истории. В 989 году, на следующий год после Крещения Руси, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве была заложена первая каменная церковь – символ Христианской веры.

Вводная часть

  • В IX веке в Восточной Европе сложилось мощное государство, объединившее восточных славян и их ближайших соседей - Киевская Русь.
  • Принятие одной из мировых религий в 988 г.стало тогда исторической необходимостью, в определенной степени, уровнявшей Русь с остальными европейскими державами.
  • Принятие рассматривалось как важнейший поворотный пункт в русской истории.
  • В 989 году, на следующий год после Крещения Руси, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве была заложена первая каменная церковь – символ Христианской веры.

Цель урока: Раскрыть особенности становления художественной культуры Киевской Руси под сильным влиянием Византии, на   примерах древнерусских памятниках  - Десятинной церкви, соборе Святой Софии в Киеве и соборе Святой Софии в  Великом Новгороде

Цель урока:

Раскрыть особенности становления художественной культуры Киевской Руси под сильным влиянием Византии, на   примерах древнерусских памятниках  - Десятинной церкви, соборе Святой Софии в Киеве и соборе Святой Софии в  Великом Новгороде

Задачи урока: обозначить важнейшие черты древнерусского искусства; показать теснейшую связь с языческой культурой и традициями византийской культуры; выявить основные черты древнерусского зодчества; формировать умение учащихся ярко и образно  воспринимать и оценивать произведения искусства  отбирать интересный материал из разных источников.  

Задачи урока:

  • обозначить важнейшие черты древнерусского искусства;
  • показать теснейшую связь с языческой культурой и традициями византийской культуры;
  • выявить основные черты древнерусского зодчества;
  • формировать умение учащихся ярко и образно  воспринимать и оценивать произведения искусства
  • отбирать интересный материал из разных источников.

 

Первая каменная постройка Руси Десятинная церковь . Реконструкция  В Киеве при Владимире Святославиче 990г. На десятую часть своих доходов — десятину.

Первая каменная постройка Руси Десятинная церковь . Реконструкция В Киеве при Владимире Святославиче 990г. На десятую часть своих доходов — десятину.

Византийский крестово-купольный храм

Византийский крестово-купольный храм

Современники называли храм «мраморным». Крестово-Купольный храм центральный барабан поддерживают четыре колонны, расчленяющие внутреннее пространство храма Строилась русскими и гречес-кими зодчими 6 лет   в качестве  кафедрального собора . Десятинную церковь украшали  иконы, кресты и драгоценные сосуды из Корсуня . В украшении интерьера  обильно использовался  мрамор.

Современники называли храм «мраморным».

Крестово-Купольный храм

  • центральный барабан поддерживают четыре колонны, расчленяющие внутреннее пространство храма
  • Строилась русскими и гречес-кими зодчими 6 лет  в качестве 

кафедрального собора .

  • Десятинную церковь украшали 

иконы, кресты и драгоценные сосуды из Корсуня .

  • В украшении интерьера  обильно использовался  мрамор.
Древнерусская живопись носила Религиозный характер и развивалась под влиянием Византии Канон – правило изображения и размещения святых образов в интерьере храмов. Фреска – роспись стен водяными красками по сырой штукатурке. Мозаика – изображение или орнамент из отдельных , плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков стекла, цветных камней, эмалей и т.д.

Древнерусская живопись носила Религиозный характер и развивалась под влиянием Византии

  • Канон – правило изображения и размещения святых образов в интерьере храмов.
  • Фреска – роспись стен водяными красками по сырой штукатурке.
  • Мозаика – изображение или орнамент из отдельных , плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков стекла, цветных камней, эмалей и т.д.
Современный вид  Десятинной церкви В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь — последний оплот киевлян.

Современный вид Десятинной церкви

В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь — последний оплот киевлян.

Софи́йский собо́р в Киеве Строился константинопольски-ми  зодчими в первой половине XI века в центре Киева, князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1036 году над печенегами

Софи́йский собо́р в Киеве

Строился константинопольски-ми  зодчими в первой половине XI века в центре Киева, князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1036 году над печенегами

Первоначальный облик собора  СВЯТОЙ СОФИИ в КИЕВЕ  (Макет-реконструкция ) .  Собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами, имел пирамидальную композицию..

Первоначальный облик собора СВЯТОЙ СОФИИ в КИЕВЕ (Макет-реконструкция )

.

Собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами, имел пирамидальную композицию..

Открытая смешанная кладка   Собор сложен в византийской технике смешанной кладки (opus mixtum) из чередующихся рядов камня и плинфы   (широких, тонких кирпичей), уложенных на розовом известково-цемяночном растворе. Фасады храма не штукатурились, кладка оставалась открытой .

Открытая смешанная кладка

Собор сложен в византийской технике смешанной кладки (opus mixtum) из чередующихся рядов камня и плинфы

  (широких, тонких кирпичей), уложенных на розовом известково-цемяночном растворе. Фасады храма не штукатурились, кладка оставалась открытой .

Интерьер Софийского собора в Киеве Интерьер собора сохранил крупнейший в мире ансамбль подлинных мозаик   (260 кв.м) и  фресок (3000 кв.м) первой половины XI века, выполненных византийскими мастерами.

Интерьер Софийского собора в Киеве

Интерьер собора сохранил крупнейший в мире ансамбль подлинных мозаик 

(260 кв.м) и

фресок (3000 кв.м) первой половины XI века, выполненных византийскими мастерами.

Центральная алтарная аспида

Центральная алтарная аспида

Богоматерь   Оранта   ( Нерушимая стена ). Мозаика в алтаре собора,  XI века

Богоматерь   Оранта   ( Нерушимая стена ). Мозаика в алтаре собора,  XI века

Святитель  Василий Великий . Мозаика алтаря, XI век Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. В древности мозаикой были выделены центральные купол и алтарь, где шло богослужение, все остальные участки храма украшала фреска .

Святитель  Василий Великий . Мозаика алтаря, XI век

Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков.

В древности мозаикой были выделены центральные купол и алтарь, где шло богослужение, все остальные участки храма украшала фреска .

Современный вид собора В 1240 году Софийский собор был разграблен воинами Батыя. При митрополите  Кирилле II  ( 1242 — 1280 ) собор отремонтирован и упорядочен. В результате реставраций и перестроек XVII—XVIII веков собор существенно изменил свой облик.

Современный вид собора

  • В 1240 году Софийский собор был разграблен воинами Батыя.
  • При митрополите 

Кирилле II  ( 12421280 ) собор отремонтирован и упорядочен.

  • В результате реставраций и перестроек XVII—XVIII веков собор существенно изменил свой облик.
« Где Святая София, там и Новгород» Выстроенный князем Владимиром, сыном Ярослава Мудрого (1020-1052) в 1045—1050 годах, мастерами из Киева и Византии   Один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Это самый старый из сохранившихся древнерусских храмов на территории России.

« Где Святая София, там и Новгород»

  • Выстроенный князем Владимиром, сыном Ярослава Мудрого (1020-1052) в 1045—1050 годах, мастерами из Киева и Византии
  •   Один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Это самый старый из сохранившихся древнерусских храмов на территории России.
Новгородский Софийский собор  Софийский собор —  пятинефный трехапсидный десятистолпный храм.  С трех сторон (кроме восточной) к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа.  Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Новгородский Софийский собор

Софийский собор —  пятинефный трехапсидный десятистолпный храм.

С трех сторон (кроме восточной) к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа.

Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Строительство было масштабным — на работы затрачено, согласно сохранившимся летописным документам, примерно 10000 кубометров кирпича и камней.

Строительство было масштабным — на работы затрачено, согласно сохранившимся летописным документам, примерно 10000 кубометров кирпича и камней.

ИНТЕРЬЕР Новгородской Софии Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками.

ИНТЕРЬЕР Новгородской Софии

Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками.

Главная икона Софийского собора «Знамение Божьей Матери»   Росписи были сделаны в 1109 году, а иконы собирались в разное время. По легенде она спасла Новгород от осады суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 году.

Главная икона Софийского собора «Знамение Божьей Матери»

Росписи были сделаны в 1109 году, а иконы собирались в разное время.

По легенде она спасла Новгород от осады суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 году.

три иконы праздничного ряда: Великий Антоний, Освященный Савва и Великий Евфимий

три иконы праздничного ряда: Великий Антоний, Освященный Савва и Великий Евфимий

Ответь на вопросы: 1. Первый православный храм на Руси был построен:  а)в Москве  б) в Киеве  в) в Нижнем Новгороде 2. К какому веку относится древнейший храм построенный в Киевской Руси, дошедший до наших дней: а) XI, б) IX, в) XII 3. Какой храм считается древнейшим на территории России: а) Десятинная церковь б) Собор Святой Софии в Киеве в) Собор Святой Софии в Нижнем Новгороде 4. В какой технике выполнена икона Богоматерь Оранта: а) мозаика б)фреска в)роспись 5) О ком напоминает в Византийской архитектуре Центральный купол храма: а) о Христе б) о апостоле в) о вселенной

Ответь на вопросы:

  • 1. Первый православный храм на Руси был построен:
  • а)в Москве
  • б) в Киеве
  • в) в Нижнем Новгороде
  • 2. К какому веку относится древнейший храм построенный в Киевской Руси, дошедший до наших дней:
  • а) XI,
  • б) IX,
  • в) XII
  • 3. Какой храм считается древнейшим на территории России:
  • а) Десятинная церковь
  • б) Собор Святой Софии в Киеве
  • в) Собор Святой Софии в Нижнем Новгороде
  • 4. В какой технике выполнена икона Богоматерь Оранта:
  • а) мозаика
  • б)фреска
  • в)роспись
  • 5) О ком напоминает в Византийской архитектуре Центральный купол храма:
  • а) о Христе
  • б) о апостоле
  • в) о вселенной
Проверь себя: 1. б 2. а 3. в 4. а 5. а

Проверь себя:

  • 1. б
  • 2. а
  • 3. в
  • 4. а
  • 5. а
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!