СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по МХК на тему «Цвет как символ в живописи: Синий» (7 класс)

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена учителям МХК и обучающимся 7 класса (УМК Г.И. Даниловой «Мировая художественная культура», 7-9 классы), позволяет  как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «МХК» раскрыть рассматриваемую тему урока «Художественные символы народов мира».

Цели и задачи урока:

-  продолжить знакомство с символикой цветов в искусстве;

- формировать познавательный интерес обучающихся через изучение символики;

- анализировать произведения живописи посредством символики цвета;

- обсудить специфику восприятия синего цвета, высказывать свое отношение к нему;

- расширять кругозор обучающихся;

- формировать художественный вкус и уважение к шедеврам мирового искусства.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по МХК на тему «Цвет как символ в живописи: Синий» (7 класс)»

Цвет как символ в живописи: синий Презентация  к уроку МХК (7 кл.) на тему «Художественные символы народов мира» (УМК Г.И. Даниловой «Мировая художественная культура» 7-9 класс) Подготовила:  И.В. Мокшанова, воспитатель МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанск Тамбовской области

Цвет как символ в живописи: синий

Презентация к уроку МХК (7 кл.) на тему «Художественные символы народов мира» (УМК Г.И. Даниловой «Мировая художественная культура» 7-9 класс)

Подготовила: И.В. Мокшанова, воспитатель МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

г. Моршанск Тамбовской области

Содержание Цели и задачи 1 Синий в античном и раннехристианском искусстве 2 3 Синий в Средневековье 4 Эмоциональная сила оттенков 5 Синий для русской живописи 6 Вывод Источники информации 7

Содержание

Цели и задачи

1

Синий в античном и раннехристианском искусстве

2

3

Синий в Средневековье

4

Эмоциональная сила оттенков

5

Синий для русской живописи

6

Вывод

Источники информации

7

Цель: Познание красоты и законов искусства Задачи Продолжить знакомство с символикой цветов в искусстве; Формировать познавательный интерес обучающихся через изучение символики. Анализировать произведения живописи посредством символики цвета; Обсудить специфику восприятия синего цвета,  высказывать свое отношение к нему. Расширять кругозор обучающихся; Формировать художественный вкус и уважение к шедеврам мирового искусства. ВЕРНУТЬСЯ

Цель: Познание красоты и законов искусства

Задачи

  • Продолжить знакомство с символикой цветов в искусстве;
  • Формировать познавательный интерес обучающихся через изучение символики.
  • Анализировать произведения живописи посредством символики цвета;
  • Обсудить специфику восприятия синего цвета,

высказывать свое отношение к нему.

  • Расширять кругозор обучающихся;
  • Формировать художественный вкус и уважение к шедеврам мирового искусства.

ВЕРНУТЬСЯ

Синий в античном и раннехристианском искусстве С иний - цвет Зевса (Юпитера) и  Геры (Юноны). В  Древней Греции и Древнем Риме синий цвет ассоциировался с варварскими племенами кельтов и германцев, раскрашивающих тело синей краской для устрашения врага. У древних римлян синяя одежда символизировала траур. В Древнем Египте синий использовался для обозначения правды. Подготовка к римскому фестивалю «Праздник мертвых» (Античная мозаика)

Синий в античном и раннехристианском искусстве

С иний - цвет Зевса (Юпитера) и Геры (Юноны).

В Древней Греции и Древнем Риме синий цвет ассоциировался с варварскими племенами кельтов и германцев, раскрашивающих тело синей краской для устрашения врага.

У древних римлян синяя одежда символизировала траур.

В Древнем Египте синий использовался для обозначения правды.

Подготовка к римскому фестивалю «Праздник мертвых» (Античная мозаика)

Синий в античном и раннехристианском искусстве Мозаика базилики Сан Клементе. Византия Византийская икона Божией Матери Влахернской, защитницы империи

Синий в античном и раннехристианском искусстве

Мозаика базилики Сан Клементе. Византия

Византийская икона Божией Матери Влахернской, защитницы империи

Синий в античном и раннехристианском искусстве В  раннехристианской мозаике и   на миниатюрах синий цвет использовался довольно часто, но не почитался наравне с красным, белым и черным. Четыре всадника Апокалипсиса из Сен-Севера, 1028

Синий в античном и раннехристианском искусстве

В  раннехристианской мозаике и   на миниатюрах синий цвет использовался довольно часто, но не почитался наравне с красным, белым и черным.

Четыре всадника Апокалипсиса из Сен-Севера, 1028

Синий в Средневековье В  XIII веке синий занимает уже достойное место в искусстве. Если ранее на полотнах небо было белым, черным, то теперь стало синим, зеленое же море набрало синевы. С иний тон интенсивен, насыщен, обладает глубиной и настраивает на размышления. И потому созерцание бездонной синевы неба рождает необычайные ощущения. Джотто ди Бондоне. Оплакивание Христа, 1307

Синий в Средневековье

В  XIII веке синий занимает уже достойное место в искусстве. Если ранее на полотнах небо было белым, черным, то теперь стало синим, зеленое же море набрало синевы.

С иний тон интенсивен, насыщен, обладает глубиной и настраивает на размышления. И потому созерцание бездонной синевы неба рождает необычайные ощущения.

Джотто ди Бондоне. Оплакивание Христа, 1307

Синий в Средневековье И менно в Средневековье осознали, что неисчерпаемая небесная синева - не что иное, как обитель высочайших сил, символ другого нетленного мира, неразрывно связанный с откровением,  Божественной непостижимостью. П остепенно росписи в храмах наполнились небесной синевой. Джотто ди Бондоне. Вход Господень в Иерусалим. Сцены из жизни Христа. Фрагмент, 1306

Синий в Средневековье

И менно в Средневековье осознали, что неисчерпаемая небесная синева - не что иное, как обитель высочайших сил, символ другого нетленного мира, неразрывно связанный с откровением, 

Божественной непостижимостью.

П остепенно росписи в храмах наполнились небесной синевой.

Джотто ди Бондоне. Вход Господень в Иерусалим. Сцены из жизни Христа. Фрагмент, 1306

Синий в Средневековье Ян ван Эйк. Мадонна с младенцем у фонтана, 1439 Фра Беато Анджелико. Страшный суд, 1431 Г олубой соединил в себе и земное, и небесное, воплотил духовную чистоту и целомудрие Божией Матери.

Синий в Средневековье

Ян ван Эйк. Мадонна с младенцем у фонтана, 1439

Фра Беато Анджелико. Страшный суд, 1431

Г олубой соединил в себе и земное, и небесное, воплотил духовную чистоту и целомудрие Божией Матери.

Синий в Средневековье С иний цвет в Средневековье - символ любви и верности . Синий цвет неба в сочетании с красным цветом крови дает фиолетовый – «цвет молитвы». В христианстве синий символизирует искренность, благоразумие и набожность.  Сандро Боттичелли. Мадонна с поющими ангелами, 1477

Синий в Средневековье

С иний цвет в Средневековье - символ любви и верности . Синий цвет неба в сочетании с красным цветом крови дает фиолетовый – «цвет молитвы».

В христианстве синий символизирует искренность, благоразумие и набожность.

Сандро Боттичелли. Мадонна с поющими ангелами, 1477

Синий в Средневековье Ян Вермеер. Молочница, 1660-е Ян Вермеер. Дама, стоящая у вирджиналя, 1670-е П редставитель «золотой плеяды» голландцев 17 в. Ян Вермеер , добавляя ультрамарин в черный цвет, добился уникальной передачи дневного света на холсте. ВЕРНУТЬСЯ

Синий в Средневековье

Ян Вермеер. Молочница, 1660-е

Ян Вермеер. Дама, стоящая у вирджиналя, 1670-е

П редставитель «золотой плеяды» голландцев 17 в. Ян Вермеер , добавляя ультрамарин в черный цвет, добился уникальной передачи дневного света на холсте.

ВЕРНУТЬСЯ

Эмоциальная сила оттенков С о временем краска стала методом выражения живописцем собственного внутреннего состояния, собственных впечатлений и эмоций своих героев.   И спанский художник Эль Греко при помощи оттенков синего выражал взволнованные чувства героев, придавал сюжетам мистический дух. Эль Греко (Доменико Теотокопули). Вид Толедо, 1599

Эмоциальная сила оттенков

С о временем краска стала методом выражения живописцем собственного внутреннего состояния, собственных впечатлений и эмоций своих героев.  И спанский художник Эль Греко при помощи оттенков синего выражал взволнованные чувства героев, придавал сюжетам мистический дух.

Эль Греко (Доменико Теотокопули). Вид Толедо, 1599

Эмоциальная сила оттенков Михаил Александрович Врубель. Демон сидящий, 1890 Винсент Ван Гог. Звездная ночь, Июнь 1889  В  картине «Звёздная ночь» контрастом желтого и синего, сгущенного до черного,  Ван Гог выразил  свое душевное волнение, страх, граничащий с безысходностью. И от  погруженного в синь Демона М. Врубеля веет такой же безысходностью и одиночеством.

Эмоциальная сила оттенков

Михаил Александрович Врубель. Демон сидящий, 1890

Винсент Ван Гог. Звездная ночь, Июнь 1889

В  картине «Звёздная ночь» контрастом желтого и синего, сгущенного до черного,  Ван Гог выразил свое душевное волнение, страх, граничащий с безысходностью.

И от  погруженного в синь Демона М. Врубеля веет такой же безысходностью и одиночеством.

Эмоциальная сила оттенков Пабло Пикассо. Мать и дитя на побережье, 1902 Пабло Пикассо. Две сестры, 1902 Т ак называемый  «голубой период»  Пабло Пикассо (1901 — 1904) представляют мотивы старости и смерти, меланхолии и печали. ВЕРНУТЬСЯ

Эмоциальная сила оттенков

Пабло Пикассо. Мать и дитя на побережье, 1902

Пабло Пикассо. Две сестры, 1902

Т ак называемый  «голубой период»  Пабло Пикассо (1901 — 1904) представляют мотивы старости и смерти, меланхолии и печали.

ВЕРНУТЬСЯ

Синий для русской живописи Е сли тёмно-синий вызывает в подсознании беспокойство,  чувства безысходности и печали, то становясь светлее, он начинает передавать уже покой.  Д ля символистов   голубой цвет ассоциировался с водной гладью и вечностью небес, оказавшимися за пределами мирской сутолоки . Так на сцене русской художественной жизни начала XX в. возникло объединение «Голубая роза»: П. Кузнецов, М. Сарьян, Н. Сапунов, С. Судейкин, П. Уткин, Н. Крымов, А. Фонвизин и другие мастера живописи. Сергей Юрьевич Судейкин. Натюрморт с фарфоровыми фигурками и розами, 1909

Синий для русской живописи

Е сли тёмно-синий вызывает в подсознании беспокойство,  чувства безысходности и печали, то становясь светлее, он начинает передавать уже покой.

Д ля символистов   голубой цвет ассоциировался с водной гладью и вечностью небес, оказавшимися за пределами мирской сутолоки . Так на сцене русской художественной жизни начала XX в. возникло объединение «Голубая роза»: П. Кузнецов, М. Сарьян, Н. Сапунов, С. Судейкин, П. Уткин, Н. Крымов, А. Фонвизин и другие мастера живописи.

Сергей Юрьевич Судейкин. Натюрморт с фарфоровыми фигурками и розами, 1909

Синий для русской живописи Павел Варфоломеевич Кузнецов. Голубой фонтан, 1905 Павел Варфоломеевич Кузнецов. Мираж в степи, 1912

Синий для русской живописи

Павел Варфоломеевич Кузнецов. Голубой фонтан, 1905

Павел Варфоломеевич Кузнецов. Мираж в степи, 1912

Синий для русской живописи В творческое объединение  представителей  экспрессионизма «Синий всадник»  начала XX в. входили художники: В. Кандинский и Ф. Марк - основатели, А. Маке, М. Веревкина, А. Явленский, П. Клее.  В синем цвете они воплощали «аскетическое» начало . Х удожники этой группы придерживались мнения, что у каждого человека есть внутреннее и внешнее восприятие действительности, которые следует объединить посредством искусства. Теоретически эта идея была обоснована Василием Кандинским.  Алексей Григорьевич Явленский. Фабрика, 1910

Синий для русской живописи

В творческое объединение  представителей 

экспрессионизма «Синий всадник»  начала XX в. входили художники: В. Кандинский и Ф. Марк - основатели, А. Маке, М. Веревкина, А. Явленский, П. Клее.  В синем цвете они воплощали «аскетическое» начало .

Х удожники этой группы придерживались мнения, что у каждого человека есть внутреннее и внешнее восприятие действительности, которые следует объединить посредством искусства.

Теоретически эта идея была обоснована Василием Кандинским.

Алексей Григорьевич Явленский. Фабрика, 1910

Синий для русской живописи Марианна Веревкина. Осень. Школа, 1907 Марианна Веревкина. Красный город, 1909 ВЕРНУТЬСЯ

Синий для русской живописи

Марианна Веревкина. Осень. Школа, 1907

Марианна Веревкина. Красный город, 1909

ВЕРНУТЬСЯ

Вывод В изобразительном искусстве одним из средств передачи эмоциональной информации является цвет. И потому на цвет следует обращать особое внимание. С имволика цвета у разных народов сходна. Проанализировав цветовое решение картины, мы приближаемся к пониманию её идеи, узнаём, какие в неё вложены чувства и мысли. С иний - один из самых любимых цветов в искусстве, отличается многообразной символикой. Это - цвет небесной лазури и непостижимой вечности. Н аиболее полно символика синего проявилась в конце XIX – нач. XX в.: синий - цвет романтиков, влюблённых в неведомое, цвет таинственной «Души мира». Спасибо за внимание ! ВЕРНУТЬСЯ Цвет как символ в искусстве: Синий

Вывод

В изобразительном искусстве одним из средств передачи эмоциональной информации является цвет.

И потому на цвет следует обращать особое внимание. С имволика цвета у разных народов сходна. Проанализировав цветовое решение картины, мы приближаемся к пониманию её идеи, узнаём, какие в неё вложены чувства и мысли.

С иний - один из самых любимых цветов в искусстве, отличается многообразной символикой. Это - цвет небесной лазури и непостижимой вечности.

Н аиболее полно символика синего проявилась в конце XIX – нач. XX в.: синий - цвет романтиков, влюблённых в неведомое, цвет таинственной «Души мира».

Спасибо за внимание !

ВЕРНУТЬСЯ

Цвет как символ в искусстве: Синий

Источники информации https:// artchive.ru/encyclopedia  https://gallerix.ru/a1 /  https://mirtesen.ru /  http://nevsepic.com.ua/religiya /  http:// refleader.ru/jgebewotrrnajge  https://ru.wikipedia.org/wiki /  http:// www.symbolist.ru/color/blue

Источники информации

https:// artchive.ru/encyclopedia

https://gallerix.ru/a1 /

https://mirtesen.ru /

http://nevsepic.com.ua/religiya /

http:// refleader.ru/jgebewotrrnajge

https://ru.wikipedia.org/wiki /

http:// www.symbolist.ru/color/blue


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!