Цвет как символ в живописи: Красный
Презентация к уроку МХК (7 кл.) на тему «Художественные символы народов мира».
(УМК Г.И. Даниловой «Мировая художественная культура» 7-9 класс)
Подготовила: И.В. Мокшанова, воспитатель МБОУ СОШ №2
им. Героя Советского Союза
Н.И. Бореева
г. Моршанск Тамбовской области
Цель: Познание красоты и законов искусства
Задачи
- Знакомить с символикой цветов в искусстве;
- Формировать познавательный интерес обучающихся через изучение символики.
- Учить анализировать произведения изобразительного искусства посредством символики цвета, обсуждать специфику восприятия обучающимися красного цвета и отношение к нему.
- Расширять кругозор обучающихся;
- Формировать художественный вкус и любовь к искусству.
Содержание
Красный как символ в искусстве
1
Цвет зла
2
Храбрость и могущество
3
Привилегия дворян
4
Красный в церковных канонах
5
Красный для невесты
6
Красный как выражение чувств
7
Красный в творчестве русских художников
8
Вывод
9
Красный как символ в искусстве
Александр Мурашко. Мак (фрагмент). 1898
К расный – один из наиболее броских и излюбленных цветов. Он вобрал в себя природные смыслы, ассоциируясь с понятиями «кровь» и «огонь».
С древних времен красный выражает как позитивные значения, так имеет и закодированные в нем сигналы боли и опасности.
Красный как символ в искусстве
Красная охра. Пещера Альтамира (Испания), полихромная каменная живопись эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура)
Анри Матисс. Музыка, 1910
ВЕРНУТЬСЯ
Цвет зла
В Древнем Египте красный цвет считался цветом зла в связи с тем, что вобрал в себя качества необитаемой и бесплодной земли.
Именно красной охрой рисовался др.-египетский бог Сет - бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти, брат и убийца бога Осириса.
Красным цветом писались слова, передающие недобрые предзнаменования.
ВЕРНУТЬСЯ
Храбрость и могущество
В Древнем Риме цвет крови - символ храбрости,
могущества и власти.
К расный цвет одежды и оформления интерьера могли позволить себе только императоры и римские сенаторы.
ВЕРНУТЬСЯ
Привилегия дворян
В Византии к расный цвет играл значимую роль в обозначении императорской вертикали и преемниках ее культуры. Право носить ярко-красную мантию и высокие, расшитые жемчугом красные сапоги имел только император.
С пустя годы красный цвет обуви сохранился лишь на каблуках. И одни лишь дворяне могли щеголять в такой обуви в соответствии с дворцовым этикетом.
Гиацинт Риго. Портрет Людовика XIV, 1701
Привилегия дворян
Жак Луи Давид. Помазание Наполеона I и коронация императрицы Жозефины
Жак Луи Давид. Клятва Горациев. 1784
ВЕРНУТЬСЯ
Красный в церковных канонах
Микеланджело Буонарроти. Святое семейство, известное как «Тондо Дони», 1506
Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена, 1435
К расное покрывало, ниспадающее на плечи, - символ могущества, мученичества и страдания.
Красный в церковных канонах
Питер Пауль Рубенс. Христос в терновом венце, 1612
Иван Николаевич Крамской. Христос в пустыне, 1872
Т емно-красные одеяния Христа - символ Его человеческой природы, цвет священной крови, пролитой во имя спасения людей.
Красный в церковных канонах
Архангел Михаил взвешивает души. Фреска, 1150 г.
Чезари Джузеппе (Кавалер д’Арпино). Архангел Михаил. Ок. 1629
Т ревожный красный цвет сопровождает и злые силы, дьявольскую бездну, образы греха и позора как антипод белого - символа праведности и чистоты.
Красный в церковных канонах
Серафимы, поддерживающие престол Бога. Миниатюра XIV в. (Малый часослов герцога Беррийского)
С ерафимы (перевод с иврита) - огненные, пламенеющие
ВЕРНУТЬСЯ
Красный для невесты
Лукас Кранах Старший. Принцесса Сибилла Клевская в наряде невесты, 1526
В Древнем Риме: алое покрывало на голове - символ страсти, любви и невинности; «образ Юноны».
В Средневековье особенно популярны цвета платья невесты - красный, алый или пурпурный.
Н а Руси: алый сарафан - символ радости, солнца и красоты; защита от сглаза, залог благополучия.
Красный для невесты
Андрей Петрович Рябушкин. Свадебный поезд в Москве, 1901
ВЕРНУТЬСЯ
Красный как выражение чувств
Тициан. Положение во гроб, 1559
Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет старика в красном, 1654
Ч асто красный цвет выражает внутреннее состояние героев, играет главную роль на полотнах художников, придавая сюжету драматические и трагические оттенки.
Красный как выражение чувств
Эдгар Дега. Расчесывание волос (Прическа), 1896
В озможности цвета и его различных оттенков художники использовали в раскрытии внутреннего мира своих героев. Цвет даже передает боль, и это подчеркивается тем, как хозяйка на картине Э. Дега держится за корни своих волос.
Красный как выражение чувств
Алексей Георгиевич Явленский. Дама с пионами, 1909
Ч ерез красный экспрессионисты передавали образ женщины , подчеркивая выразительность своих форм.
ВЕРНУТЬСЯ
Красный в творчестве русских художников
Филипп Андреевич Малявин. Женщины, 1904
Филипп Андреевич Малявин. Вихрь
О тчаянно звонко звучит цвет в работах Ф.А. Малявина, передавая огненность русского характера и стихийность славянской натуры .
Красный в творчестве русских художников
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Купание красного коня. Фрагмент, 1912
К расный конь на полотне К.С. Петрова-Водкина - символ Судьбы России , которую не в силах удержать юный всадник.
ВЕРНУТЬСЯ
Вывод
М ногозначна символика красного цвета в изобразительном искусстве.
Е го понимание основано и на традиции, и на возможностях самого цвета как такового.
К расный, не говоря уже об его оттенках, был и остается фаворитом и на полотнах живописцев, и в женском гардеробе.
Э тот цвет стал действенным инструментом палитры многих художников-экспериментаторов.
Спасибо за внимание !
Красный цвет как символ в искусстве
Источники информации
https://artchive.ru/encyclopedia.
http://biblioiskusstwo.blogspot.com/.
https://gallerix.ru/.
http://js.mamydirect.com/.
https://nevzdrasmion.livejournal.com/.
https://world_history_dictionary.academic.ru/.
http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/ryabushkin-a-p/
https://www.liveinternet.ru/.