«Термин «массовая культура» возник в США в 30-х годах, и в общепринятом культурологическом смысле он впервые был использован немецким социологом и философом Максом Хоркхаймером в эссе «Искусство и массовая культура» (1941). Слово-редукция «масскульт» («masskult») появилось позже, что ввел в повседневную жизнь американский культуролог Дуайт Макдональд («Теория массовой культуры», 1957). Д. Макдональд отметил, что в рамках западной цивилизации находятся две культуры – традиционная (высокая) и массовая, созданная специально для рынка. Среди исторических причин развития массовой культуры исследователь выделил политическую демократию и распространение образования, которые раздавили монополию высшего класса в области культуры. Массовое дешевое производство и распространение книг, картин, музыки и мебели, возникновение таких новых объектов, как кино и телевидение, способствующих массовому потреблению, - схожие тенденции Д. Макдональд определил термином «массовая культура».
Просмотр содержимого документа
«Презентация по обществознанию на тему "Массовая культура XXI века"»
Массовая культура XXI века
Происхождение
«Термин «массовая культура» возник в США в 30-х годах, и в общепринятом культурологическом смысле он впервые был использован немецким социологом и философом Максом Хоркхаймером в эссе «Искусство и массовая культура» (1941). Слово-редукция «масскульт» («masskult») появилось позже, что ввел в повседневную жизнь американский культуролог Дуайт Макдональд («Теория массовой культуры», 1957). Д. Макдональд отметил, что в рамках западной цивилизации находятся две культуры – традиционная (высокая) и массовая, созданная специально для рынка. Среди исторических причин развития массовой культуры исследователь выделил политическую демократию и распространение образования, которые раздавили монополию высшего класса в области культуры. Массовое дешевое производство и распространение книг, картин, музыки и мебели, возникновение таких новых объектов, как кино и телевидение, способствующих массовому потреблению, - схожие тенденции Д. Макдональд определил термином «массовая культура».
Представление массовой культуры
К произведениям массовой культуры относятся:
- поп-музыка, эстрада;
- популярное кино и сериалы, клипы и видеоролики;
- массовая литература;
- компьютерные игры;
- реклама;
- средства массовой информации;
- спорт.
Массовая культура — это форма культуры , ориентированная на широкого потребителя. Ее основная цель — коммерческий успех.
Культура в одном из значений — это деятельность людей по созданию, распределению и потреблению духовных ценностей. К культуре относятся литература, искусство, архитектура, устное народное творчество, кино и т.п. Обычно выделяют три формы культуры: массовую, элитарную и народную.
Кинематограф
Кинематограф наиболее ярко смог отразить все существующие проблемы в обществе: войны, кризисы страны, криминал, семейные проблемы, мошенничество, беззаконие. В это время начали развиваться различные жанры кино, например, такие, как боевик, драма, комедия, военное кино. В мировом сообществе зазвучали имена русских режиссёров – Н. Михалков, С. Бондарчук, Ф.Бондарчук, С. Бодров, В. Тодоровский, Л. Гайдай и многие другие. Российский кинематограф постепенно стал занимать достойное место среди ведущих кинематографов мира.
Театральное искусство
Развитие театрального искусства в конце XX века – сложный процесс. Тогда говорили о потере статуса театрального искусства. Театральные постановки стали замещать кино, газеты и журналы. Россия к началу XXI века осваивала мировой театральный опыт минувших десятилетий. Примерно в то же время Запад осваивал театральный опыт России. В итоге, несмотря на все трудности, театр всё же смог противостоять массовым видам искусства, смог не потерять своего зрителя и уже к началу XXI века российский театр занял достойное место на международной арене.
Музыка
Особое развитие на рубеже XX-XXI века получила популярна музыка, что было отголоском запада. Тем самым интерес к классической музыке угас.
Достоинство современных музыкальных направлений в том, что они перерабатывают опыт прошлого. Для них характерна ретроспективность, то есть уход от новаторства к более старым и проверенным музыкальным схемам. Объединяя стили и жонглируя разными жанрами, музыканты создают что-то отличное от предыдущего, но при этом и знакомое для слушателей. Музыка – это бизнес.
Живые выступления еще сильнее размыли границы между жанрами. Атмосфера рэп концертов стала напоминать рок вечеринку.