СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по педагогики по теме "педагогические учения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические учения как совокупности взглядов мыслителей образования.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по педагогики по теме "педагогические учения"»

Педагогическое учение как  совокупность взглядов   мыслителя образования   и как направление в     педагогике.      Лекция  Студенты педагогических ВУЗов     2 год обучения     2 академических часа

Педагогическое учение как совокупность взглядов мыслителя образования и как направление в педагогике.

Лекция

Студенты педагогических ВУЗов

2 год обучения

2 академических часа

   Цель занятия Получение студентами знаний о п едагогических учений, как совокупности взглядов мыслителей образования и как направление в педагогике, понимания характера и особенностей педагогических учений ; формирование умений исследовательской и коммуникативной деятельности; развитие способностей ставить и решать познавательные проблемы понимания природы и тенденций процессов становления и трансформации педагогических направлений и течений в пространстве эволюции различных сфер жизни общества;

Цель занятия

  • Получение студентами знаний о п едагогических учений, как совокупности взглядов мыслителей образования и как направление в педагогике, понимания характера и особенностей педагогических учений ;
  • формирование умений исследовательской и коммуникативной деятельности;
  • развитие способностей ставить и решать познавательные проблемы понимания природы и тенденций процессов становления и трансформации педагогических направлений и течений в пространстве эволюции различных сфер жизни общества;
  Основные понятия педагогическая концепция; педагогическая теория; педагогическое учение; педагогическое направление; педагогическое течение; тенденция развития педагогических учений; педагогическая традиция; педагогическая инновация.

Основные понятия

педагогическая концепция;

педагогическая теория;

педагогическое учение;

педагогическое направление;

педагогическое течение;

тенденция развития педагогических учений;

педагогическая традиция;

педагогическая инновация.

    Педагогическая концепция система фундаментальных знаний о педагогическом феномене, полно и всесторонне раскрывающих его сущность, содержание, особенности, а также технологию оперирования с ним в условиях современного образования. Система сложная, целенаправленная, динамическая.     Педагогическая теория     - система научных знаний о педагогических процессах, явлениях, представленных в форме педагогических идей, закономерностей, принципов и понятий, позволяющих целостно описать, объяснить и прогнозировать функционирование, развитие и саморазвитие педагогических процессов и явлений.

Педагогическая концепция

система фундаментальных знаний о педагогическом феномене, полно и всесторонне раскрывающих его сущность, содержание, особенности, а также технологию оперирования с ним в условиях современного образования. Система сложная, целенаправленная, динамическая.

Педагогическая теория - система научных знаний о педагогических процессах, явлениях, представленных в форме педагогических идей, закономерностей, принципов и понятий, позволяющих целостно описать, объяснить и прогнозировать функционирование, развитие и саморазвитие педагогических процессов и явлений.

Педагогическая концепция . Педагогическая концепция -  способ понимания, трактовки педагогических явлений; основная точка зрения на предмет педагогической науки или педагогического явления, факта; руководящая идея для их систематического освещения; система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов ученого, педагога на сущность педагогических явлений. Система сложная, целенаправленная, динамическая система фундаментальных знаний о педагогическом феномене, полно и всесторонне раскрывающих его сущность, содержание, особенности, а также технологию оперирования с ним в условиях современного образования.  Сущность педагогической концепции : Цель Средства Результат  Основной педагогической концепцией является ассоциативно-рефлекторная теория обучения.

Педагогическая концепция .

Педагогическая концепция -  способ понимания, трактовки педагогических явлений; основная точка зрения на предмет педагогической науки или педагогического явления, факта; руководящая идея для их систематического освещения; система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов ученого, педагога на сущность педагогических явлений. Система сложная, целенаправленная, динамическая система фундаментальных знаний о педагогическом феномене, полно и всесторонне раскрывающих его сущность, содержание, особенности, а также технологию оперирования с ним в условиях современного образования. 

Сущность педагогической концепции :

  • Цель
  • Средства
  • Результат 

Основной педагогической концепцией является ассоциативно-рефлекторная теория обучения.

Ассоциативно-рефлекторная теория обучения. Основные принципы : Механизмом любого акта учения является ассоциация ; Всякое обучение своим основанием имеет наглядность , т.е. опирается на чувственное познание ; Обогащение сознания обучающегося образами и представлениями - основная задача учебной деятельности; Наглядные образы обеспечивают продвижение сознания к обобщениям на основе сравнения; Основной метод ассоциативного обучения - упражнение .

Ассоциативно-рефлекторная теория обучения.

Основные принципы :

  • Механизмом любого акта учения является ассоциация ;
  • Всякое обучение своим основанием имеет наглядность , т.е. опирается на чувственное познание ;
  • Обогащение сознания обучающегося образами и представлениями - основная задача учебной деятельности;
  • Наглядные образы обеспечивают продвижение сознания к обобщениям на основе сравнения;
  • Основной метод ассоциативного обучения - упражнение .
Педагогическая теория. Педагогическая теория - система знаний, описывающая и объясняющая строго вычесленный круг педагогических явлений. Структурные элементы теории : Исходные положения  Понятия  Законы и закономерности  Принципы, правила, рекомендации  Подразделяются на теории воспитания и теории обучения. Главная проблема педагогической теории - рассмотрение соотношения обучения, воспитания и развития ребенка

Педагогическая теория.

Педагогическая теория - система знаний, описывающая и объясняющая строго вычесленный круг педагогических явлений.

Структурные элементы теории :

  • Исходные положения 
  • Понятия 
  • Законы и закономерности 
  • Принципы, правила, рекомендации 

Подразделяются на теории воспитания и теории обучения.

Главная проблема педагогической теории - рассмотрение соотношения обучения, воспитания и развития ребенка

   Педагогическое учение   совокупность взглядов, система воззрений конкретного мыслителя образования;  совокупность педагогических учений нескольких или многих мыслителей образования, объединенных общими исходными положениями, основополагающими принципами, концептуальными рамками и подходами, т. е. как направление в педагогике. Существует необходимость в систематизации и классификации педагогических учений в историко-педагогическом процессе. Суть систематизации педагогических учений заключается в выделении их однородных по некоторым признакам групп и сведение этих групп к определенному иерархизированному единству. Важнейшим видом систематизации является классификация, т. е. распределение педагогических учений по группам на основе установления сходства и различия.  

Педагогическое учение 

совокупность взглядов, система воззрений конкретного мыслителя образования;

совокупность педагогических учений нескольких или многих мыслителей образования, объединенных общими исходными положениями, основополагающими принципами, концептуальными рамками и подходами, т. е. как направление в педагогике.

Существует необходимость в систематизации и классификации педагогических учений в историко-педагогическом процессе. Суть систематизации педагогических учений заключается в выделении их однородных по некоторым признакам групп и сведение этих групп к определенному иерархизированному единству. Важнейшим видом систематизации является классификация, т. е. распределение педагогических учений по группам на основе установления сходства и различия.  

Структура педагогического учения. определение целей (стратегических, тактических, оперативных);  выбор средств;  преобразование объекта;  оценка и коррекция результатов (побочных и основных).

Структура педагогического учения.

  • определение целей (стратегических, тактических, оперативных);
  • выбор средств;
  • преобразование объекта;
  • оценка и коррекция результатов (побочных и основных).

Направления педагогического учения.

К числу самостоятельных педагогических дисциплин относятся: общая педагогика, психопедагогика, история педагогики, преддошкольная и дошкольная педагогика, школьная педагогика, дефектология: сурдо, тифло, и олигофрено-педагогики, педагогика высшей школы, частные методики преподавания различных предметов в учебных заведениях.

  • Общая педагогика  изучает общие закономерности воспитания и обучения, описывает механизмы данных процессов, устанавливает существенные связи и отношения между процессами психологопедагогических воздействий и внутренними процессами развития мьппления, эмоциональноволевой сфер и личности учащихся.
  • Психопедагогика  выступает межпредметным направлением, в котором данные психологических теорий обучения и воспитания практически реализуются в ходе процессов обучения и воспитания, в результате чего делаются выводы как об эффективности применяемых педагогических методик, так и о закономерностях развития у детей психических процессов и способностей.
  • История педагогики   имеет предмет изучения зарождения, развития, результатов и достижений тех или иных педагогических учений.
  • Преддошкольная и дошкольная педагогика   рассматривает систему развивающих воздействий и их закономерностей в процессе воспитания и развития детей младшего и старшего дошкольного возрастов. Болыпое значение  ъ  предметах данных педагогических направлений имеет изучение развивающего характера игровой деятельности детей.

Направления педагогического учения.

  • Сурдо, тифло и олигофренопедагогики   изучают закономерности и систему построения психологопедагогических воздействий и конкретных методик обучения и воспитания для детей, имеющих определенные психические отклонения в развитии. Так, сурдопедагогика изучает процессы воспитания и обучения детей, имеющих дефекты слуховой системы; тифлопедагогика – процессы воспитания и обучения детей, имеющих недостатки зрения; олигофренопедагогика – специальное направление педагогики, изучающее процессы воспитания и обучения умственно отсталых детей. В целом, данные направления (сурдопедагогика, тифлопедагогика и олигофренопедагогика) составляют педагогическое направление дефектологии.
  • Педагогика высшей школы   изучает закономерности развития студентов при организации системы психологопедагогических воздействий в процессе применения тех или иных методик обучения. В последние годы наиболее популярными в высшей школе становятся активные методы: семинары и коллективные дискуссии, развивающие игры, организационнообучающие игры, мастерские, супервизорство (индивидуальное обучение и профессиональное воспитание наиболее талантливых студентов).
  • Частные методики преподавания различных учебных предметов исследуют закономерности развития учащихся в процессе преподавания различных учебных дисциплин.

Педагогические течения

В педагогической науке до сих пор нет общего взгляда на то, как надо воспитывать детей. С древнейших времен и до наших дней существуют два диаметрально противоположных взгляда на воспитание:

1) воспитывать детей нужно строго, в страхе и смирении;

2) воспитывать детей следует добротой и лаской.

В зависимости от того, в каких условиях живут люди, для какого будущего они готовят своих детей, какую политику приходится проводить их странам, непроизвольно, и может быть, даже независимо от воли людей, создается характер воспитания, который постепенно закрепляется в воспитательных  традициях.  В тех обществах, которые имеют продолжительную, спокойную, зажиточную жизнь, преобладают гуманистические тенденции воспитания. Там же, где идет постоянная борьба, преобладает жесткое воспитание, основанное на авторитете старшего и полном подчинении младшего. Традиция опасна тем, что продолжает цепко удерживать воспитание в принятых ранее рамках

Педагогические традиции

педагогический опыт отдельного учебного заведения или опыт конкретного педагога;

исторически сложившиеся, устойчивые и повторяющиеся явления, передающиеся от одного поколения к другому.

  Педагогическая инновация нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются: разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений; обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания; совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом; улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации; проектирование новых моделей образовательного процесса; обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровье сберегающих технологий обучения; обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся; разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.

Педагогическая инновация

нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом

Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:

  • разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;
  • обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;
  • совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;
  • улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;
  • проектирование новых моделей образовательного процесса;
  • обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровье сберегающих технологий обучения;
  • обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;
  • разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.
Инновации могут быть представлены в виде:  абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);  относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику). В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретный характер, может возникать раньше своего времени, затем может стать нормой или устареть. ЮНЕСКО определяет инновации как попытку изменить систему образования, осуществить сознательно и намеренно улучшение нынешней систем. Новшество не обязательно является чем - то новым, но обязательно чем - то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе. Источниками инновационных идей могут быть: · неожиданное событие (успех или провал, как толчок к развитию или расширению деятельности или к постановке проблемы); · различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами и желаниями и практическими действиями педагога); · потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей); · появление новых образовательных моделей; · демографический фактор;

Инновации могут быть представлены в виде:

абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);

относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).

  • В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретный характер, может возникать раньше своего времени, затем может стать нормой или устареть. ЮНЕСКО определяет инновации как попытку изменить систему образования, осуществить сознательно и намеренно улучшение нынешней систем. Новшество не обязательно является чем - то новым, но обязательно чем - то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе.
  • Источниками инновационных идей могут быть:
  • · неожиданное событие (успех или провал, как толчок к развитию или расширению деятельности или к постановке проблемы);
  • · различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами и желаниями и практическими действиями педагога);
  • · потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);
  • · появление новых образовательных моделей;
  • · демографический фактор;
Иерархия педагогических направлений. Зарождение истории педагогики относится к концу XVII столетия (К. Флёри – Франция, Д.Г. Морхоф – Германия), первые историко-педагогические труды – к XVIII в. (К.Э. Мангельсдорф, Ф.Э. Рукопф), а её расцвет приходится на XIX век и, преимущественно, связан с исследованиями немецких учёных Ф.Х.К. Шварца, Ф. Крамера, К. Раумера, К.А. Шмидта, Ф. Диттеса, П. Барта, Т. Циглера и др. Во многом под их влиянием шёл процесс формирования истории педагогики как отрасли научного знания в других странах, в том числе во Франции (Ж.Г. Компейре, Ш. Летурно), США (П. Монро) и в дореволюционной России (Л.Н. Модзалевский, П.Ф. Каптерев, П.П. Соколов, М.И. Демков).

Иерархия педагогических направлений.

Зарождение истории педагогики относится к концу XVII столетия (К. Флёри – Франция, Д.Г. Морхоф – Германия), первые историко-педагогические труды – к XVIII в. (К.Э. Мангельсдорф, Ф.Э. Рукопф), а её расцвет приходится на XIX век и, преимущественно, связан с исследованиями немецких учёных Ф.Х.К. Шварца, Ф. Крамера, К. Раумера, К.А. Шмидта, Ф. Диттеса, П. Барта, Т. Циглера и др. Во многом под их влиянием шёл процесс формирования истории педагогики как отрасли научного знания в других странах, в том числе во Франции (Ж.Г. Компейре, Ш. Летурно), США (П. Монро) и в дореволюционной России (Л.Н. Модзалевский, П.Ф. Каптерев, П.П. Соколов, М.И. Демков).

Современная теория образования. Теория образования - это раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы, а также рассматривающий различные концепции воспитания и воспитательные системы. Современная педагогическая наука включает многочисленные теории и концепции воспитания, их различие обусловлено разными представлениями ученых-исследователей о человеке и формировании его личности, о роли педагога в воспитании и развитии ребенка.

Современная теория образования.

Теория образования - это раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы, а также рассматривающий различные концепции воспитания и воспитательные системы.

Современная педагогическая наука включает многочисленные теории и концепции воспитания, их различие обусловлено разными представлениями ученых-исследователей о человеке и формировании его личности, о роли педагога в воспитании и развитии ребенка.

Этапы развития педагогики

I этап  –  практика воспитания  (первобытное общество, древнейшие цивилизации) –

  • накопление опыта воспитания младшего поколения. Сущность первобытного воспитания – репродукция, новое поколение природным образом воспроизводит поколение предыдущее. В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности. Он не столько готовился к жизни в обществе (как стало позже), а прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к труду и быту. Тезис – «делай как я» – суть репродуктивного воспитания.
  • Зарождение организационных форм воспитания в странах Древнего Востока (Ассирия, Вавилония, Египет) и педагогической мысли (конфуцианство) в Китае.

II этап – педагогическая мысль  (Античность, Средневековье) –

  • философско-теоретическое осмысление опыта воспитания человека. Определение сущности воспитания:  античность  – калокагатия – гармония духа и тела – гармоничное развитие человека (Аристотель);  средневековье  – воспитание истинного христианина и добродетельного человека;  эпоха Возрождения  – всестороннее и гармоничное развитие человека.

III этап – педагогическая наука  (Новое и Новейшее время) –

  • с XVII века (роль Я. А. Коменского) отделение педагогики от философии, становление ее как самостоятельной науки, изучающей закономерности воспитания, обучения и образования подрастающего поколения, определение педагогических принципов, содержания образования, методов и форм организации педагогического процесса.
Этапы развития педагогики Отечественная история образования и педагогической мысли В соответствии с периодизацией  П. Ф. Каптерева  выделяются  три периода  развития отечественной педагогической теории и практики с X – начало XX веков. I период  – ЦЕРКОВНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ (Х – ХУП вв.) – образование или «воспитательное обучение» определяет православная церковь. Воспитательная цель – «душеспасительность, стремление сделать людей лучше, научить их премудрости и страху Божию», в целом – «укрепление юношества в православии». Первые учителя – мастера грамоты. II период  – ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (ХУШ – середина Х1Х вв.) – открытие светских школ, «школа как государственная служба». Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования. III период  – ОБЩЕСТВЕННЫЙ (вторая половина Х1Х – начало ХХ вв.) – оформление общественно-педагогического движения, развитие общественной и частной инициативы в образовании (Московский и Петербургский комитеты грамотности, Педагогическая комиссия при Русском техническом обществе и др.).

Этапы развития педагогики

  • Отечественная история образования и педагогической мысли
  • В соответствии с периодизацией  П. Ф. Каптерева  выделяются  три периода  развития отечественной педагогической теории и практики с X – начало XX веков.
  • I период  – ЦЕРКОВНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ (Х – ХУП вв.) – образование или «воспитательное обучение» определяет православная церковь. Воспитательная цель – «душеспасительность, стремление сделать людей лучше, научить их премудрости и страху Божию», в целом – «укрепление юношества в православии». Первые учителя – мастера грамоты.
  • II период  – ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (ХУШ – середина Х1Х вв.) – открытие светских школ, «школа как государственная служба». Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования.
  • III период  – ОБЩЕСТВЕННЫЙ (вторая половина Х1Х – начало ХХ вв.) – оформление общественно-педагогического движения, развитие общественной и частной инициативы в образовании (Московский и Петербургский комитеты грамотности, Педагогическая комиссия при Русском техническом обществе и др.).

Этапы развития педагогики

XVIII век

  • Начало  государственного периода  развития образования.
  • I. Петровский период (1701 – 1728 гг.)
  • Послепетровский период (1728 – 1762 гг.)

(Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна)

  • Екатерининский период (1762 – 1796 гг.)

Эпоха  просвещенного абсолютизма  – переориентация с профессиональной на общеобразовательную школьную систему. Основная идея – формирование «новой породы людей», свободных от пороков современного общества, приоритет отдается – религиозно-нравственному воспитанию – «первенство сердца над разумом» (И.И. Бецкой).

XIX – начало XX века

  • Период 1802 – 1825 гг.  – Александр I – либеральная школьная реформа, создание государственной системы образования (приходские, уездные училища, гимназии, университеты), открытие Царскосельского лицея (1811 г.). К концу правления постепенный отход от либерализма.
  • Период 1825-1855 гг.  – Николай I – консервативный период и контрреформа в образовании. Идея «охранительного просвещения», главные идеологические принципы:  православие, самодержавие, народность  (С. С. Уваров). Педагогические взгляды А.И. Герцена, В.Г. Белинского.
Этапы развития педагогики XX век I этап – 1917– 1930 гг . – кардинальное реформирование (разрушение) системы отечественного образования. Создание «новой пролетарской школы» II этап – 1931- 1953 гг.  – сталинская контрреформа образования. начало ХХI в.  – два периода: 1)1986- 1991 гг.  – советская школа и педагогика – перестройка системы образования на основе принципов «гласности» и «демократии». Концепция преобразования общества и школы – «новое политическое мышление», переход от тоталитаризма демократическому обществу. 2)1992 – начало XXI в.  – российская школа и образование – реформирование системы образования на основе приоритета общечеловеческих ценностей. Закон об образовании (1992 г.). Личностно ориентированная модель образовательного процесса. Участие России в Болонском процессе.

Этапы развития педагогики

  • XX век
  • I этап – 1917– 1930 гг . – кардинальное реформирование (разрушение) системы отечественного образования. Создание «новой пролетарской школы»
  • II этап – 1931- 1953 гг.  – сталинская контрреформа образования.
  • начало ХХI в.  – два периода:
  • 1)1986- 1991 гг.  – советская школа и педагогика – перестройка системы образования на основе принципов «гласности» и «демократии». Концепция преобразования общества и школы – «новое политическое мышление», переход от тоталитаризма демократическому обществу.
  • 2)1992 – начало XXI в.  – российская школа и образование – реформирование системы образования на основе приоритета общечеловеческих ценностей. Закон об образовании (1992 г.). Личностно ориентированная модель образовательного процесса. Участие России в Болонском процессе.
Тенденции развития педагогических учений в истории педагогической мысли.   1.Актуальные направления научно-педагогических иссле­дований. 2. Возникновение новых научных школ и направлений. Становление новых педагогических теорий, концепций, развитие новых идей. Приоритетными направлениями и проблемами педагогической на­уки, по определению Всесоюзного съезда работников народного об­разования, являются: разработка общественных и конкретно-педагогических целей, концепций и технологий обучения и воспитания для всех возрастных этапов формирования человека; научный анализ состояния практики и надежное прогнозирова­ние социально-экономических и педагогических аспектов образова­ния; определение перспектив развития личности в целостном учеб­но-воспитательном процессе (цели, содержание, методы, средства и организационные формы, виды творческой деятельности); поиск пу­тей и средств дифференциации и индивидуализации учебной деятель­ности на основе единства обучения, воспитания, развития;

Тенденции развития педагогических учений в истории педагогической мысли.

1.Актуальные направления научно-педагогических иссле­дований.

2. Возникновение новых научных школ и направлений. Становление новых педагогических теорий, концепций, развитие новых идей.

Приоритетными направлениями и проблемами педагогической на­уки, по определению Всесоюзного съезда работников народного об­разования, являются:

  • разработка общественных и конкретно-педагогических целей, концепций и технологий обучения и воспитания для всех возрастных этапов формирования человека;
  • научный анализ состояния практики и надежное прогнозирова­ние социально-экономических и педагогических аспектов образова­ния; определение перспектив развития личности в целостном учеб­но-воспитательном процессе (цели, содержание, методы, средства и организационные формы, виды творческой деятельности); поиск пу­тей и средств дифференциации и индивидуализации учебной деятель­ности на основе единства обучения, воспитания, развития;

Тенденции развития педагогических учений в истории педагогической мысли.

Новые подходы к понима­нию сущности основ наук, интегрированные курсы, интенсивные методы и технические средства обучения, усиление роли самообра­зования неизбежно повлекут за собой, особенно в старших классах. лекционно-семинарскую и лабораторно-практическую системы за­нятий с зачетно-экзаменационной системой учета знаний, умений и навыков. Это одновременно удовлетворит готовность и потребность старшеклассников в увеличении доли самостоятельной работы в учеб­ном процессе. Такие изменения станут возможными тогда, когда пе­дагогическая наука новаторски взломает сложившиеся стереотипы. шаблоны и штампы в подходах к формам и методам обучения. При сохранении урока в качесгве основной формы учебных занятий жизнь настоятельно требует разработки полиморфной, многоформной системы обучения. Многообразие путей познания истины в науке, в об­щественной жизни, в практике, а также разнообразие способов, при­емов человеческого общения, делового и интимного взаимодействия представляет практически неисчерпаемые возможности для методи­ческого творчества, разработки новых методов обучения и воспита­ния. Научная опенка практического методического творчества пере­довых учителей и новаторов, предотвращение абсолютизации и фе­тишизации отдельных форм и методов, определение их места в ин­дивидуализированных методических системах каждого учителя бу­дут способствовать повышению эффективности и действенности учебно-воспитательного процесса.

Рекомендованная литература   1. Арсеньев, А. М. Методологические проблемы социалистической педагогики/А. М. Арсеньев, Ф. Ф. Королев//Проблемы социалистической педагогики. -М., 1973. -420 с. 2. Вершинина, Н. А. История педагогики как науковедческая дисциплина/Н. А. Вершинина//Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. -2007. -№ 8 (30): Психолого-педагогические науки (педагогика, психология, теория и методика обучения). -С. 66. 3. Вершинина, Н. А. Методология исследования структуры педагогики: автореф. дис. … д.п.н. -СПб, 2009. -С. 25. 4. Ганелин, Ш. И. О новом учебнике по истории педагогики для педвузов/Ш. И. Ганелин, Е. Я. Голант//Советская педагогика. -1957. -№ 12. -С. 126. 5. Джуринский, А. Н. Педагогика: история педагогических идей/А. Н. Джуринский. -М.: Педагогическое общество России, 2000. -352 с. 6. Корнетов, Г. Б. Образование, воспитание, обучение: содержание и соотношение понятий/Г. Б. Корнетов//Психолого-педагогический поиск. -2007. -№ 1 (5). -С. 6-20.

Рекомендованная литература

  1. Арсеньев, А. М. Методологические проблемы социалистической педагогики/А. М. Арсеньев, Ф. Ф. Королев//Проблемы социалистической педагогики. -М., 1973. -420 с.

2. Вершинина, Н. А. История педагогики как науковедческая дисциплина/Н. А. Вершинина//Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. -2007. -№ 8 (30): Психолого-педагогические науки (педагогика, психология, теория и методика обучения). -С. 66.

3. Вершинина, Н. А. Методология исследования структуры педагогики: автореф. дис. … д.п.н. -СПб, 2009. -С. 25.

4. Ганелин, Ш. И. О новом учебнике по истории педагогики для педвузов/Ш. И. Ганелин, Е. Я. Голант//Советская педагогика. -1957. -№ 12. -С. 126.

5. Джуринский, А. Н. Педагогика: история педагогических идей/А. Н. Джуринский. -М.: Педагогическое общество России, 2000. -352 с.

6. Корнетов, Г. Б. Образование, воспитание, обучение: содержание и соотношение понятий/Г. Б. Корнетов//Психолого-педагогический поиск. -2007. -№ 1 (5). -С. 6-20.


Скачать

© 2018, 1622 5

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!