СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по предмету "Музыкальная литература" на тему "РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ В XVIII ВЕКЕ" знакомит учащихся с музыкальными традициями эпохи Петра I , связанными с возникновением жанра кант- виват, домашнего музицирования, танцевальных ассамблей. В презентации освещены вопросы развития жанра хорового концерта и появления первых оперных спектаклей на русской сценекомит учащихся с музыкальными традициями эпохи Петра I , связанными с возникновением жанра кант- виват, домашнего музицирования, танцевальных ассамблей. В презентации освещены вопросы развития жанра хорового концерта и появления первых оперных спектаклей на русской сцене.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по предмету "Музыкальная литература" на тему "РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА"»

Автор презентации:  Калабун Алена Витальевна преподаватель «МБУДО «МАРТЮШЕВСКАЯ ДШИ»

Автор презентации:

Калабун Алена Витальевна

преподаватель «МБУДО «МАРТЮШЕВСКАЯ ДШИ»

Пётр I и русская культура  Начало XVIII века в России связано с преобразованиями Петра I , которые коснулись различных сторон жизни общества.

Пётр I и русская культура

Начало XVIII века в России связано с преобразованиями Петра I , которые коснулись различных сторон жизни общества.

1703г. основание Санкт-Петербурга  Во время Северной войны со шведами по приказу Петра в устье реки Невы заложена крепость Санкт-Петербург, вокруг которой начинается строительство новой столицы Город строится по европейскому образцу - с широкими проспектами, площадями, каменными домами и дворцами.

1703г. основание Санкт-Петербурга

Во время Северной войны со шведами по приказу Петра в устье реки Невы заложена крепость Санкт-Петербург, вокруг которой начинается строительство новой столицы Город строится по европейскому образцу - с широкими проспектами, площадями, каменными домами и дворцами.

Реформы Петра коснулись разных сторон военной и гражданской жизни: начато строительство русского флота;
  • Реформы Петра коснулись разных сторон военной и гражданской жизни: начато строительство русского флота;
; созданы отборные гвардейские полки Семёновский и Преображенский. Указом Петра I были учреждены полковые оркестры. С военными победами в Северной войне связано появление нового музыкального жанра кант - виват. Это были хоровые песни, торжественные и мужественные, прославлявшие победы петровских войск.

;

  • созданы отборные гвардейские полки Семёновский и Преображенский. Указом Петра I были учреждены полковые оркестры. С военными победами в Северной войне связано появление нового музыкального жанра кант - виват. Это были хоровые песни, торжественные и мужественные, прославлявшие победы петровских войск.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ АСАМБЛЕИ Стремясь приобщить русскую знать к европейской культуре, Пётр I учреждает Танцевальные ассамблеи – так назывались первые публичные балы, куда его придворные обязаны были являться с супругами и разучивать популярные в Европе танцы – такие как полонез, менуэт, гавот, англез, алеманда.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ АСАМБЛЕИ

Стремясь приобщить русскую знать к европейской культуре, Пётр I учреждает Танцевальные ассамблеи – так назывались первые публичные балы, куда его придворные обязаны были являться с супругами и разучивать популярные в Европе танцы – такие как полонез, менуэт, гавот, англез, алеманда.

Одеваться надлежало по французской моде. На балах мужчины и женщины должны были быть одеты по этикету. Женщины - в платьях с длинным шлейфом, мужчины - в кафтанах с фалдами и узких панталонах, туфли на каблуках. На голову одевались парики. Военные были при шпаге и в перчатках.

Одеваться надлежало по французской моде.

На балах мужчины и женщины должны были быть одеты по этикету. Женщины - в платьях с длинным шлейфом, мужчины - в кафтанах с фалдами и узких панталонах, туфли на каблуках. На голову одевались парики. Военные были при шпаге и в перчатках.

ДОМАШНЕЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ Неотъемлемой частью быта дворянских семей в XVIII веке становится домашнее музыцирование : игра на клавикордах, скрипке, флейте, исполнение арий и кантов (разнообразных по содержанию – любовных, шуточных, поздравительных) .

ДОМАШНЕЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ

Неотъемлемой частью быта дворянских семей в XVIII веке становится домашнее музыцирование : игра на клавикордах, скрипке, флейте, исполнение арий и кантов (разнообразных по содержанию – любовных, шуточных, поздравительных) .

Ф. Дубянский «Стонет сизый голубочек» На первых порах жители обеих русских столиц довольствовались произведениями зарубежных композиторов, но к концу века в России складывается своя композиторская школа Молодые композиторы создают выразительные романсы на стихи современных поэтов Ломоносова, Тредиаковского и др. особенно популярной была песня «Стонет сизый голубочек» композитора  Ф. М.Дубянского.

Ф. Дубянский «Стонет сизый голубочек»

На первых порах жители обеих русских столиц довольствовались произведениями зарубежных композиторов, но к концу века в России складывается своя композиторская школа Молодые композиторы создают выразительные романсы на стихи современных поэтов Ломоносова, Тредиаковского и др. особенно популярной была песня «Стонет сизый голубочек» композитора

Ф. М.Дубянского.

Во второй половине XVIII века наивысшего расцвета достигает жанр хорового концерта. Развитие этого жанра связано с творчеством композиторов Дмитрия Бортнянского (1751 -1825) и Максима Березовского (1745 – 1777),

Во второй половине XVIII века наивысшего расцвета достигает жанр хорового концерта.

Развитие этого жанра связано с творчеством композиторов

Дмитрия Бортнянского (1751 -1825) и Максима Березовского (1745 – 1777),

 Дмитрий Бортнянский Концерт №32 Торжественность остается в целом характерной чертой и для концертов Бортнянского и Березовского, при этом они становятся более разнообразными и глубокими по содержанию. В них получают выход лирические чувства и мысли о земных печалях и радостях. Особенно ярко это проявилось в концерте М.Березовского «Не отвержи мене во время старости». Поэтической одухотворённостью отличается Концерт №32 Бортнянского «Скажи ми, господи, кончину мою».  

Дмитрий Бортнянский Концерт №32

  • Торжественность остается в целом характерной чертой и для концертов Бортнянского и Березовского, при этом они становятся более разнообразными и глубокими по содержанию. В них получают выход лирические чувства и мысли о земных печалях и радостях. Особенно ярко это проявилось в концерте М.Березовского «Не отвержи мене во время старости». Поэтической одухотворённостью отличается Концерт №32 Бортнянского «Скажи ми, господи, кончину мою».
  •  
РУССКАЯ

РУССКАЯ

РУССКАЯ ОПЕРА В XVIII ВЕКЕ С 30-х годов XVIII века в Петербурге и Москве гастролируют итальянские и французские оперные труппы, они ставят оперы зарубежных композиторов. Это были весёлые комические оперы на сюжеты бытового характера, в которых пение нередко чередовалось с разговорными диалогами.

РУССКАЯ ОПЕРА В XVIII ВЕКЕ

  • С 30-х годов XVIII века в Петербурге и Москве гастролируют итальянские и французские оперные труппы, они ставят оперы зарубежных композиторов. Это были весёлые комические оперы на сюжеты бытового характера, в которых пение нередко чередовалось с разговорными диалогами.
По образцу разговорных опер с течением времени создавались и первые русские оперы. Вначале это были незатейливые бытовые комедии с музыкальными вставками, основанными на мелодиях русских песен. В некоторых из них высмеивались быт и нравы различных сословий - купцов, чиновников.
  • По образцу разговорных опер с течением времени создавались и первые русские оперы. Вначале это были незатейливые бытовые комедии с музыкальными вставками, основанными на мелодиях русских песен. В некоторых из них высмеивались быт и нравы различных сословий - купцов, чиновников.
В 1770-е годы в России появляются первые оперы русских композиторов: «Мельник - колдун, обманщик и сват» М.М Соколовского ,  «Несчастье от кареты»,  «Санкт-Петербургский гостиный двор» В.А.Пашкевича, «Ямщики на подставе» Е.И.Фомина.

В 1770-е годы в России появляются первые оперы русских композиторов: «Мельник - колдун, обманщик и сват» М.М Соколовского ,

«Несчастье от кареты»,

«Санкт-Петербургский гостиный двор» В.А.Пашкевича,

«Ямщики на подставе» Е.И.Фомина.

Вот краткое содержание некоторых из них:   М.М. Соколовский «Мельник – колдун, обманщик и сват»    Мельник – дедушка Фаддей, любитель хорошо пожить за счёт доверчивых поселян, выдаёт себя за всесильного колдуна. Анкудин и его сварливая жена Фетинья не разрешают своей дочери Анюте выйти замуж за Филимона. Молодые люди не могут пожениться, потому что родители Анюты никак не могут договориться, кто будет женихом дочери: крестьянин, как хочет отец, или дворянин, как считает мать. За помощью Филимон обращается к Мельнику. За солидную плату тот берётся устроить дело: пользуясь тем, что Филимон однодворец, (т.е. дворянин, имеющий один двор без крепостных), он представляет его матери как дворянина, а отцу - как крестьянина. Дело заканчивается свадьбой.

Вот краткое содержание некоторых из них:

 

М.М. Соколовский

«Мельник – колдун, обманщик и сват»

 

Мельник – дедушка Фаддей, любитель хорошо пожить за счёт доверчивых поселян, выдаёт себя за всесильного колдуна. Анкудин и его сварливая жена Фетинья не разрешают своей дочери Анюте выйти замуж за Филимона. Молодые люди не могут пожениться, потому что родители Анюты никак не могут договориться, кто будет женихом дочери: крестьянин, как хочет отец, или дворянин, как считает мать. За помощью Филимон обращается к Мельнику. За солидную плату тот берётся устроить дело: пользуясь тем, что Филимон однодворец, (т.е. дворянин, имеющий один двор без крепостных), он представляет его матери как дворянина, а отцу - как крестьянина. Дело заканчивается свадьбой.

 В.А. Пашкевич «Несчастье от кареты»    Помещик Фирюлин, преклоняющийся перед всем иностранным, мечтает купить французскую карету, но ему не хватает денег, и он решает продать своего крепостного Лукьяна. Лукьян горюет: осуществление плана барина грозит ему разлукой с невестой Анютой. Влюблённые молят Фирютина изменить своё решение, но тот непреклонен. На помощь приходит шут Афанасий, который, зная пристрастие барина ко всему иностранному, начинает изъясняться по-французски. Умилённый помещик освобождает Лукьяна, и тот женится на Анюте.  

В.А. Пашкевич

«Несчастье от кареты»

 

Помещик Фирюлин, преклоняющийся перед всем иностранным, мечтает купить французскую карету, но ему не хватает денег, и он решает продать своего крепостного Лукьяна. Лукьян горюет: осуществление плана барина грозит ему разлукой с невестой Анютой. Влюблённые молят Фирютина изменить своё решение, но тот непреклонен. На помощь приходит шут Афанасий, который, зная пристрастие барина ко всему иностранному, начинает изъясняться по-французски. Умилённый помещик освобождает Лукьяна, и тот женится на Анюте.

 

ВОПРОСЫ: Когда и почему появился жанр кант-виват? Как в России назывались первые публичные балы? Какие танцы там исполнялись? Какие инструменты были распространены в домашнем музицировании? Назовите русские оперы, ставившиеся в России в XVIII веке, и их авторов. Какие композиторы писали хоровые концерты?

ВОПРОСЫ:

  • Когда и почему появился жанр кант-виват?
  • Как в России назывались первые публичные балы? Какие танцы там исполнялись?
  • Какие инструменты были распространены в домашнем музицировании?
  • Назовите русские оперы, ставившиеся в России в XVIII веке, и их авторов.
  • Какие композиторы писали хоровые концерты?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!