СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по психологии: "Интеллект человека и его виды" 10 класс

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку психологии в 10 классе. Раскрыто понятие интеллекта и его виды.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по психологии: "Интеллект человека и его виды" 10 класс»

Интеллект человека и его виды

Интеллект человека и его виды

Что такое интеллект? Интеллект - это общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Что такое интеллект?

  • Интеллект - это общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
Интеллект Способность справиться с ситуацией самостоятельно Успешная ориентировка в окружающей действительности

Интеллект

Способность справиться с ситуацией самостоятельно

Успешная ориентировка в окружающей действительности

От чего зависит интеллект? Интеллект зависит от мыслительных процессов и является результатом памяти, опыта и знаний.

От чего зависит интеллект?

  • Интеллект зависит от мыслительных процессов и является результатом памяти, опыта и знаний.
Интеллект и мышление В. Шадриков интеллект сопоставляют с мышлением. Деятельность интеллекта обеспечивает интеллектуальные операции.

Интеллект и мышление

  • В. Шадриков интеллект сопоставляют с мышлением. Деятельность интеллекта обеспечивает интеллектуальные операции.
Интеллект как способность Интеллект как способность определяется скоростью переработки информации центральной нервной системой и дифференцированнос-тью индивидуальной психики.

Интеллект как способность

  • Интеллект как способность определяется скоростью переработки информации центральной нервной системой и дифференцированнос-тью индивидуальной психики.
Факторы интеллекта  Ч. Спирмен предположил, что интеллект может быть понят с точки зрения единственного скрытого фактора, названного фактором «G» и пришел к выводу, что он произошел из индивидуальных различий в умственной энергии.

Факторы интеллекта

  • Ч. Спирмен предположил, что интеллект может быть понят с точки зрения единственного скрытого фактора, названного фактором «G» и пришел к выводу, что он произошел из индивидуальных различий в умственной энергии.
7 факторов интеллекта Пространственный Вычислительный Восприятие Вербальное понимание Беглость речи Память Логическое рассуждение

7 факторов интеллекта

Пространственный

Вычислительный

Восприятие

Вербальное понимание

Беглость речи

Память

Логическое рассуждение

Триархическая теория интеллекта Интеллект Внутренний мир Внешний мир Опыт по решению задач и ситуаций

Триархическая теория интеллекта

Интеллект

Внутренний мир

Внешний мир

Опыт по решению задач и ситуаций

Коэффициент интеллекта (IQ) IQ - количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. 

Коэффициент интеллекта (IQ)

  • IQ - количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. 
Значения IQ Высокий IQ: более 110 баллов по тесту Средний IQ: 90-110 Низкий: 70-89 Значения меньше 70: умственная отсталость

Значения IQ

  • Высокий IQ: более 110 баллов по тесту
  • Средний IQ: 90-110
  • Низкий: 70-89
  • Значения меньше 70: умственная отсталость
Качества интеллекта Любопытство Глубина ума Гибкость и подвижность ума Логичность мышления Доказательность мышления Критичность мышления

Качества интеллекта

Любопытство

Глубина ума

Гибкость и подвижность ума

Логичность мышления

Доказательность мышления

Критичность мышления

Любопытство Любопытство – стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности.

Любопытство

  • Любопытство – стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности.
Глубина ума Глубина ума – способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;

Глубина ума

  • Глубина ума – способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;
Гибкость ума Гибкость и подвижность ума – способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;

Гибкость ума

  • Гибкость и подвижность ума – способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;
Логика Логичность мышления – способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей;

Логика

  • Логичность мышления – способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей;
Доказательность и критичность Доказательность мышления – способность к использованию в нужный момент фактов и закономерностей, подтверждающих правильность суждений и выводов; Критичность мышления – способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений.

Доказательность и критичность

  • Доказательность мышления – способность к использованию в нужный момент фактов и закономерностей, подтверждающих правильность суждений и выводов;
  • Критичность мышления – способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений.
Социальный интеллект Способность человека правильно понимать свое поведение и поведение других людей в обществе; способность легко сходиться с другими, умение входить в их положение, ставить себя на место другого.

Социальный интеллект

  • Способность человека правильно понимать свое поведение и поведение других людей в обществе; способность легко сходиться с другими, умение входить в их положение, ставить себя на место другого.
Эмоциональный интеллект Способность контролировать свои чувства и чувства других, различать их, и использовать эту информацию, чтобы руководить своим мышлением и действиями.

Эмоциональный интеллект

  • Способность контролировать свои чувства и чувства других, различать их, и использовать эту информацию, чтобы руководить своим мышлением и действиями.
Физический интеллект Включает в себя координацию движений, ловкость, крупную и мелкую моторику, выражение себя через физическую активность и т. д. Развивается с помощью йоги, занятий спортом, активных игр, боевых искусств и различных физических упражнений.

Физический интеллект

  • Включает в себя координацию движений, ловкость, крупную и мелкую моторику, выражение себя через физическую активность и т. д. Развивается с помощью йоги, занятий спортом, активных игр, боевых искусств и различных физических упражнений.
Другие виды интеллекта Творческий Лингвистический Практический Вербальный Невербальный Логико-математический межличностный

Другие виды интеллекта

Творческий

Лингвистический

Практический

Вербальный

Невербальный

Логико-математический

межличностный

Способности интеллекта Аналитические:  умение проводить всесторонний анализ информации, делить ее на смысловые и логические блоки, определять взаимосвязи, сравнивать и сопоставлять между собой различные фрагменты информации; Логические:  способность рассуждать, мыслить и анализировать не нарушая принципов формальной логики, умение делать верные, логичные и последовательные выводы.

Способности интеллекта

  • Аналитические:  умение проводить всесторонний анализ информации, делить ее на смысловые и логические блоки, определять взаимосвязи, сравнивать и сопоставлять между собой различные фрагменты информации;
  • Логические:  способность рассуждать, мыслить и анализировать не нарушая принципов формальной логики, умение делать верные, логичные и последовательные выводы.
Дедуктивные:  качества, способствующее тому чтобы выуживать общую идею из большого массива информации и грамотно формулировать ее, способность к дедукции и обобщению, умение группировать частности в нечто общее, находить закономерности; Критические:  способность к мысленной критической оценке информации, умение отсеивать неправильные выводы, отметать ложные идеи, качество, позволяющее противостоять влиянию и внушению.
  • Дедуктивные:  качества, способствующее тому чтобы выуживать общую идею из большого массива информации и грамотно формулировать ее, способность к дедукции и обобщению, умение группировать частности в нечто общее, находить закономерности;
  • Критические:  способность к мысленной критической оценке информации, умение отсеивать неправильные выводы, отметать ложные идеи, качество, позволяющее противостоять влиянию и внушению.
Прогностические:  умение позволяющее планировать наперед, формировать в уме модель будущих событий и одновременно удерживать в голове варианты решения различных альтернатив; Способности к абстрактному мышлению:  позволяют проникать умом в сложные абстрактные идеи (как математические, логические так и философские) и удерживать в мышлении сложные концепции и системы.
  • Прогностические:  умение позволяющее планировать наперед, формировать в уме модель будущих событий и одновременно удерживать в голове варианты решения различных альтернатив;
  • Способности к абстрактному мышлению:  позволяют проникать умом в сложные абстрактные идеи (как математические, логические так и философские) и удерживать в мышлении сложные концепции и системы.
Способности к образному мышлению:  способствуют возможности сопоставлять в уме разные по смыслу вещи, подводя их под общий условный знаменатель, умение формулировать сравнения, метафоры что помогает упрощать понимание сложных идеи, переводя их на более доступный уровень понимания, хорошее восприятие художественных образов.
  • Способности к образному мышлению:  способствуют возможности сопоставлять в уме разные по смыслу вещи, подводя их под общий условный знаменатель, умение формулировать сравнения, метафоры что помогает упрощать понимание сложных идеи, переводя их на более доступный уровень понимания, хорошее восприятие художественных образов.
Приёмы и упражнения для интеллекта 1. Логические и интеллектуальные игры:  шахматы, нарды, логические головоломки, развивающие компьютерные игры различных жанров и т.д. Польза: тренируют ум, концентрацию и память.

Приёмы и упражнения для интеллекта

  • 1. Логические и интеллектуальные игры:  шахматы, нарды, логические головоломки, развивающие компьютерные игры различных жанров и т.д.
  • Польза: тренируют ум, концентрацию и память.
Игра: «Числа»

Игра: «Числа»

Таблицы Шульте Тренируют внимание, память и интеллект. Улучшает периферическое зрение. Не отводя глаз от квадрата в середине, стараться найти глазами все числа по порядку возрастания. Хорошим результатом считается проход таблицы за 30-40с. Но лучше стремиться к результату 15-20 с.

Таблицы Шульте

  • Тренируют внимание, память и интеллект.
  • Улучшает периферическое зрение.
  • Не отводя глаз от квадрата в середине, стараться найти глазами все числа по порядку возрастания. Хорошим результатом считается проход таблицы за 30-40с. Но лучше стремиться к результату 15-20 с.
Занятия математикой и точными науками Точные науки развивают целый спектр умственных качеств. Это логическое и абстрактное мышление, критические, аналитические, дедуктивные, прогностические способности, а также память и быстрота мышления. Точные науки организуют, структурируют мышление, наводят порядок в голове, в мыслях. Математика крайне важна в контексте умственного становления индивида, как ребенка, так и взрослого.

Занятия математикой и точными науками

  • Точные науки развивают целый спектр умственных качеств. Это логическое и абстрактное мышление, критические, аналитические, дедуктивные, прогностические способности, а также память и быстрота мышления.
  • Точные науки организуют, структурируют мышление, наводят порядок в голове, в мыслях. Математика крайне важна в контексте умственного становления индивида, как ребенка, так и взрослого.
Чтение художественной литературы Для того, чтобы иметь  сбалансировано развитый ум, одних книг недостаточно (как, впрочем одной математики или логических игр), нужно заниматься всем вместе: и точными науками и литературой.

Чтение художественной литературы

  • Для того, чтобы иметь  сбалансировано развитый ум, одних книг недостаточно (как, впрочем одной математики или логических игр), нужно заниматься всем вместе: и точными науками и литературой.
Изучение иностранных языков. Познание нового : чтение научно-популярной литературы, просмотр познавательных фильмов, энциклопедии, полезные, познавательные сайты.
  • Изучение иностранных языков.
  • Познание нового : чтение научно-популярной литературы, просмотр познавательных фильмов, энциклопедии, полезные, познавательные сайты.
Создание загадок При создании загадки приводятся в действие логика и воображение. Чем замысловатее загадка, тем интереснее ее разгадывать, например:

Создание загадок

  • При создании загадки приводятся в действие логика и воображение. Чем замысловатее загадка, тем интереснее ее разгадывать, например: "Не имеют ног они, но попробуй догони!". Это часы, время, выраженное образно в форме стиха.
  • Загадку придумать не сложно, достаточно загадываемый предмет представить в форме (или по действию) чего-то другого, сильно напоминающего этот предмет.
Вопросы и задачи на логику 1. Все металлы проводят электричество. Ртуть - металл. Следовательно, ртуть…. 2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед … 3. Все выпускники медицинского института получают диплом. Иванов получил диплом. Следовательно, Иванов….

Вопросы и задачи на логику

  • 1. Все металлы проводят электричество. Ртуть - металл. Следовательно, ртуть….
  • 2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед …
  • 3. Все выпускники медицинского института получают диплом. Иванов получил диплом. Следовательно, Иванов….
4.  Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов … 5. Когда идёт дождь, крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно… 6. Все ученики 3-
  • 4.  Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов …
  • 5. Когда идёт дождь, крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно…
  • 6. Все ученики 3-"Б" класса - отличники. Петя Смирнов - отличник. Следовательно, Петя Смирнов…
«Слова-перевёртыши» Направлено на развитие интеллектуальной гибкости.   Встречая те или иные слова (написанные или произнесённые), попробуйте прочитать их наоборот: от конца к началу. Например:     АПТЕКА - АКЕТПА     ТАКСИ - ИСКАТ     КРЕДИТЫ - ЫТИДЕРК 

«Слова-перевёртыши»

  • Направлено на развитие интеллектуальной гибкости.
  •   Встречая те или иные слова (написанные или произнесённые), попробуйте прочитать их наоборот: от конца к началу. Например:    АПТЕКА - АКЕТПА    ТАКСИ - ИСКАТ    КРЕДИТЫ - ЫТИДЕРК 
Исключение лишнего слова Берутся любые три слова, например «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить.

Исключение лишнего слова

  • Берутся любые три слова, например «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить.
«Составление предложений» Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). 

«Составление предложений»

  • Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). 
«Способы применения предмета» Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета.

«Способы применения предмета»

  • Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!