Формирование ключевых компетенций обучающихся через развитие когнитивных и оргдеятельностных качеств личности на уроках географии
Автор: Полякова Т.Л., В КК
Арамиль 2019
Цель: определение основных направлений методической деятельности в составе ТГУ
Задачи:
- Изучить статью Хуторского А.В. «Дидактическая эвристика теория и технология креативного обучения» и статью Викторовой ОВ. «Формирование ключевых компетенций на уроках географии.
- Дать характеристику когнитивным и оргдеятельностным качествам личности
- Определить задачи на 2020 год для эффективной работы в ТГУ.
Направления развития школы в условиях модернизации
Повышение качества образования
Создание условий для развития личности каждого ученика
через
совершенствование системы преподавания
Уровни познавательной деятельности обучающихся
Качества личности
- когнитивные (познавательные)
- оргдеятельностные (коммуникативные)
Когнитивные качества личности
физиологические: умение видеть, слышать, осязать, обонять, ощущать вкус; развитая работоспособность;
интеллектуальные:
эрудированность, логичность, проницательность, умение видеть и разрешать противоречия, анализировать и синтезировать материал, устанавливать отношения между элементами и частями целого;
способность выработать ценностное суждение об идеях, решениях, методах, умение самоопределиться в ситуации выбора, оперативно принять решение;
применение принципов, методов, процессов, ранее усвоенных, к решению новой ситуации, воплощение знаний в духовные и материальные формы.
Креативные качества
эмоционально-образные качества: вдохновение, воображение, фантазия, ассоциативность, мечтательность;
инициативность, неординарность, нестандартность, способность к генерации идей;
применение к решению проблемы различных средств, методов, поиск их наилучшей комбинации и прогноз изменений объекта, его динамики развития;
формулирование гипотез, конструирование закономерностей, формул, теорий.
Оргдеятельностные (деятельностные)
способность к осознанию учебной деятельности, умение поставить цель и организовать деятельность по её достижению, корректировать этапы деятельности, применять рефлексивное мышление (проводить самоконтроль, самоанализ и самооценку);
обладать коммуникативными качествами (способность взаимодействовать с другими субъектами образования и окружающим миром, умение вести диалог);
способность организовывать деятельность других, совместное познание и генерация идей.
Личностные качества
выступают ориентиром при формулировании образовательных целей как в глобальном масштабе, так и в частном, применительно к изучаемым дисциплинам, спецкурсам, отдельным разделам, темам.
Актуальная задача сегодняшнего дня
поиск эффективных путей организации и проведения уроков в соответствии с содержанием рабочей программы и ФГОС
Методическая задача учителя географии
Реализовать на практике компетентностный подход
Географические компетенции
Выделять, описывать и объяснять; находить и анализировать; приводить примеры; составлять географическую характеристику; определять; применять приборы и инструменты; выявлять эмпирические зависимости
Включение в активную учебно-познавательную деятельность
В условиях развивающего обучения необходимо обеспечить максимальную активность самого учащегося в процессе формирования ключевых компетенций, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности
Задачи:
- Определить современные педагогические принципы обучения, востребованные в современных условиях деятельности школы.
- Проанализировать существующие педагогические технологии, которые отвечали бы, с одной стороны, вызовам современной среды, с другой – неклассическим принципам педагогики.
- Выделить типы и структуру уроков, оптимально реализующих формирование ключевых компетенций обучающихся через развитие когнитивных и оргдеятельностных качеств личности.
- Определить методы и приемы, позволяющие эффективно достигать цели урока и повышать уровень обученности школьников.
- Провести мониторинг эффективности, применяемых форм, методов и приёмов.
- Абробировать, скорректировать и внедрить наиболее эффективные формы, методы и приёмы в образовательный процесс.
Список литературы.
- Модернизованный государственный образовательный стандарт и учебная программа. – Т.: Янгиюль полиграф сервис, 2010. – С. 292. 2. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика теория и технология креативного обучения. Издательство Московского университета. 2003.
- Формирование ключевых компетенций на уроках географии - О.А. Викторова, Приморский край, 2018.