Определительные местоимения
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ лицей 419 Санкт-Петербурга
Басина Светлана Павловна
Урок русского языка в 6 классе.
Д и ван, куш е тка, кр о вать, сам о вар, т а релка, чр е звычайно, п о коление, п о жалу й ста, пр о хлада, т и ран, с о перник, к а т а строфа, б и ография, в тысяч а восем ь сот девяност о седьм ом , повест и , п е чатать в т и пографи и , книг и , разнообразн ы м шри ф том, распол о жить на какой - л ибо, страниц е , н е с колько и лл юстраций, на обложк е , бл а годарить н е к ого, каки е - т о переплетч и ки, не р азоч а ровался ни в чём , пр и сутствовать на обсуждени и , разг о релся.
Выборочный диктант.
Найдите в шуточном рассказе М. Молюкова все местоимения, запишите их и определите их разряд.
Если у вас язык заплетается, то лучше держать язык на привязи. Иначе потом будете корить себя: «Черт дернул меня за язык!»
Если кто-то будет чесать языки о вашем друге, то следует наступить ему на язык. И вы тут же увидите, что их как корова языком слизала.
Если вы сами попадете на язык злым языкам, то не бегайте от них высунув язык, а сами скажите им прямо в глаза: «Типун вам на язык!»
Изучив эти правила, вы овладеете Языкарией, и ваш язык всегда будет звонкий, легкий, мелодичный, плавный, звучный, лаконичный, безупречный, острый, страстный, самый, самый языкастый!
Пример
Разряд местоимения
1.Моя книга
Согласен (+)
притяжательное
2.Её автор
Не согласен(-)
личное
3.Расскажу о ней
личное
4.Название этой книги
указательное
5.Читаю про себя
возвратное
6.Никто не остался равнодушным
вопросительное
7.Кому-то из персонажей
неопределённое
8.Друг принёс книгу, которую учитель рекомендовал прочитать.
относительное
9.Все иллюстрации
притяжательное
10.Сколько глав в книге?
отрицательное
Пример
Разряд местоимения
1.Моя книга
Согласен (+)
притяжательное
2.Её автор
Не согласен(-)
+
3.Расскажу о ней
личное
-
личное
4.Название этой книги
+
указательное
5.Читаю про себя
+
возвратное
6.Никто не остался равнодушным
7.Кому-то из персонажей
+
вопросительное
-
неопределённое
8.Друг принёс книгу, которую учитель рекомендовал прочитать.
+
относительное
9.Все иллюстрации
+
притяжательное
10.Сколько глав в книге?
-
отрицательное
-
Позв(о,а)лять шалости
Велоси(п,пп)ед
Янва(рь,р)ский
Ждал н(е,и)сколько дней
По(т,д)заголовок
Пос(е,и)деть от горя
Со(л,лл)дат
Н(и,е)кто не забыт
Лес(д,т)ница
В(е,и)теран
Ма(л,лл)яр
Б(ь,ъ)ющийся
Ветре(н,нн)ый
Без(и,ы)нтересный
С(е,и)бя
Позв(о,а)лять шалости
о
Велоси(п,пп)ед
п
Янва(рь,р)ский
р
Ждал н(е,и)сколько дней
е
По(т,д)заголовок
д
Пос(е,и)деть от горя
е
Со(л,лл)дат
л
Н(и,е)кто не забыт
и
Лес(д,т)ница
т
В(е,и)теран
е
Ма(л,лл)яр
л
Б(ь,ъ)ющийся
ь
Ветре(н,нн)ый
н
Без(и,ы)нтересный
ы
С(е,и)бя
е
Определительные местоимения
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ лицей 419 Санкт-Петербурга
Басина Светлана Павловна
Урок русского языка в 6 классе.
Определительные местоимения
Цели:
1. Повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимениях.
2. Познакомить с новым разрядом местоимений – определительными.
3.Показать отличительные особенности определительных местоимений:
- грамматические признаки,
- синтаксическую роль в предложении.
4. Научить находить определительные местоимения в тексте.
5. Формировать орфографическую зоркость обучающихся.
6. Развивать у учащихся умение сравнивать, выделять, обобщать.
7. Вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.
8 . Воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать любовь к Родине, к чтению книг.
Определительные местоимения
Значение
Весь
Определяет предмет в полном объёме
Всякий
Любой из многих
Каждый
Один из всех в данном ряду предметов
Самый
Подчёркивает в предмете самое главное
Сам
Указывает на лицо или предмет
Спишите, вставляя вместо точек подходящее по смыслу определительное местоимение: ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, ЛЮБОЙ
1. И она не забудет. Всех приветит,… доброе слово найдет. Вот она какая, Мария-то наша.
2. По воде плыли ветки, обломанные бурей, и …мусор.
3. Все, кто его звали к себе, были его старыми друзьями, и с…из них Сергею хотелось посидеть за столом.
4. Открой мне всю правду, не бойся меня: в награду…возьмешь ты коня.
5. Мне было восемь лет, но я, как… деревенский парнишка, был посильным помощником для взрослых.
Вместо пропусков вставьте местоимения сам, самый в нужной грамматической форме.
Работа на даче была для бабушки … любимым делом. Он получил подарок от … директора. Я …вскопаю грядки. Они дружили с … детства. У … забора росла березка. Саша может сделать это …, без посторонней помощи. Подводный мир, пожалуй, … загадочный.
Проверка .
Работа на даче была для бабушки самым любимым делом. Он получил подарок от самого директора. Я сам вскопаю грядки. Они дружили с самого детства. У самого забора росла березка. Саша может сделать это сам , без посторонней помощи. Подводный мир, пожалуй, самый загадочный.
Вставьте подходящие по смыслу местоимения.
Подчеркните местоимения как члены предложения.
Число книголюбов постоянно растёт.
Для (………………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.
(………………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (………………) выберет книгу, которая ему интересна.
Если нужно, пользуйтесь подсказкой! (Слова для справок: всякий, каждый, любой, сам.)
Число книголюбов постоянно растёт.
Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.
Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новых книгах, услышит советы знатоков, сам выберет книгу, которая ему интересна.
Если правильно ответите на 5 заданий, у вас получится слово.
1. Какое из местоимений не является определительным?
А. любой;
К. другой;
Т. никто;
Д. иной.
2. Найди ошибку в написании местоимения:
Р. любого;
У. иному;
И. всякова;
М. о каждом.
3. Определительные местоимения изменяются
С. по падежам и числам;
Р. по родам, числам и падежам;
В.только по родам;
Э. по числам и родам.
5. В каком предложении значение определительного местоимения = все до одного, полностью
В. Я прочитала другой рассказ.
Ж . Весь класс готов к уроку внеклассного чтения .
М. Каждый участвовал в обсуждении книги.
Г. Витя сам подготовил презентацию по биографии писателя.
Найдите полученное слово в словаре. Запишите его лексическое значение.
4. В каком предложении определительное местоимение входит в состав фразеологизма?
К. У всякого талант есть свой.
Б. Мы готовы, Отчизна, на подвиг любой.
А. А он уже давно сам себе хозяин.
П. Не каждый может справиться с заданием.
№
Словосочетание
1
Разряд местоимения
наша территория
2
род
позаботится о тебе
3
число
пригласит нас
4
5
у моего друга
падеж
узнаю себя
6
на том берегу
7
наградят каждого
8
доволен собой
9
этого не спросят
10
самый высокий
Запишите предложения, найдите определительные местоимения, подчеркните их как члены предложения.
- Забравшись на сосну большую, по веточкам палицей бьет и сам про себя удалую, хвастливую песню поет.
- Всякая работа мастера хвалит.
- Казалось, вся природа хотела, чтобы брызнул дождь.
- Каждый год весна приходит такой, как в прошлом году, и никогда одна весна не бывает точно такой, как другая.
1. Сколько местоимений в предложении:
В характере каждого человека есть нечто такое, что составляет его основу?
А) 3 Б) 4 В) 5 Г) 6
2. В каком варианте грамматические признаки местоимения определены неправильно?
А) эта — указ. мест. в форме жен. рода, един. числа, имен. падежа
Б) меня — лич. мест. 1-го лица един. числа в форме род. падежа
В) никем — отриц. мест. в форме муж. рода твор. падежа
Г) любая — опред. мест. в форме жен. рода, един. числа, имен. падежа
3. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов в предложении
«Каждый раз, когда я ее видел, я вспоминал, какой она была красавицей, когда я с ней познакомился»?
А) каждый — мест., опред., в форме муж. р, ед. ч., вин. падежа, в предложении входит в состав обстоятельства
Б) ее — мест., притяж., в форме жен. Р., ед. ч., род. падежа, в предложении явл. дополнением
В) какой — мест., относ., в форме жен. Р., ед. ч., твор. падежа, в предложении явл. определением
Г) я — мест., лич., 1-го лица ед. ч., им. падежа, в предл. явл. подлежащим.
Рефлексия.
Домашнее задание:
- Стр. 83-84, §64 (выучить все определительные местоимения),
- упр. 591
- раскрасить дом:
зелёный – всё понятно,
жёлтый – не очень понятно,
красный – ничего не понятно.
«НА ЗАКУСКУ»
Такой большой, какой маленький, твой карандаш, наше дело,
с некоторых пор, нисколько не жалко, никто не придет, который час, сколько стоит,
произошло нечто интересное, несколько раз,
мы приедем, самый лучший,
любой другой, такой замечательный, в некотором царстве, никто иной, открой ту дверь.
!
-До свидания!
-До следующего
путешествия
Прозвенел звонок,
Закончился урок!
Использованные источники:
https://videouroki.net/profile/classes
- Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/office/user/newhomework/
- УМК Русский язык. Рыбченкова Л. М. (5-9) 6 класс
https:// prosv.ru/umk/element/russian-rybchenkova.1902.html