СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку на тему "Определительные местоимения" 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по русскому языку на тему "Определительные местоимения" 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку на тему "Определительные местоимения" 6 класс»

 Определительные местоимения Учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей 419 Санкт-Петербурга Басина Светлана Павловна Урок русского языка в 6 классе.

Определительные местоимения

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ лицей 419 Санкт-Петербурга

Басина Светлана Павловна

Урок русского языка в 6 классе.

Д и ван, куш е тка, кр о вать, сам о вар, т а релка, чр е звычайно, п о коление, п о жалу й ста, пр о хлада, т и ран, с о перник, к а т а строфа, б и ография, в тысяч а восем ь сот девяност о седьм ом , повест и , п е чатать в т и пографи и , книг и , разнообразн ы м шри ф том, распол о жить на какой - л ибо, страниц е , н е с колько и лл юстраций, на обложк е , бл а годарить н е к ого, каки е - т о переплетч и ки, не р азоч а ровался ни в чём , пр и сутствовать на обсуждени и , разг о релся.

Д и ван, куш е тка, кр о вать, сам о вар, т а релка, чр е звычайно, п о коление, п о жалу й ста, пр о хлада, т и ран, с о перник, к а т а строфа, б и ография, в тысяч а восем ь сот девяност о седьм ом , повест и , п е чатать в т и пографи и , книг и , разнообразн ы м шри ф том, распол о жить на какой - л ибо, страниц е , н е с колько и лл юстраций, на обложк е , бл а годарить н е к ого, каки е - т о переплетч и ки, не р азоч а ровался ни в чём , пр и сутствовать на обсуждени и , разг о релся.

Выборочный диктант. Найдите в шуточном рассказе М. Молюкова все местоимения, запишите их и определите их разряд.  Если у вас язык заплетается, то лучше держать язык на привязи. Иначе потом будете корить себя: «Черт дернул меня за язык!» Если кто-то будет чесать языки о вашем друге, то следует наступить ему на язык. И вы тут же увидите, что их как корова языком слизала. Если вы сами попадете на язык злым языкам, то не бегайте от них высунув язык, а сами скажите им прямо в глаза: «Типун вам на язык!» Изучив эти правила, вы овладеете Языкарией, и ваш язык всегда будет звонкий, легкий, мелодичный, плавный, звучный, лаконичный, безупречный, острый, страстный, самый, самый языкастый!

Выборочный диктант.

Найдите в шуточном рассказе М. Молюкова все местоимения, запишите их и определите их разряд.

Если у вас язык заплетается, то лучше держать язык на привязи. Иначе потом будете корить себя: «Черт дернул меня за язык!»

Если кто-то будет чесать языки о вашем друге, то следует наступить ему на язык. И вы тут же увидите, что их как корова языком слизала.

Если вы сами попадете на язык злым языкам, то не бегайте от них высунув язык, а сами скажите им прямо в глаза: «Типун вам на язык!»

Изучив эти правила, вы овладеете Языкарией, и ваш язык всегда будет звонкий, легкий, мелодичный, плавный, звучный, лаконичный, безупречный, острый, страстный, самый, самый языкастый!

Пример Разряд местоимения 1.Моя книга Согласен (+) притяжательное 2.Её автор Не согласен(-) личное 3.Расскажу о ней личное 4.Название этой книги указательное 5.Читаю про себя возвратное 6.Никто не остался равнодушным вопросительное 7.Кому-то из персонажей  неопределённое 8.Друг принёс книгу, которую учитель рекомендовал прочитать. относительное 9.Все иллюстрации  притяжательное 10.Сколько глав в книге? отрицательное

Пример

Разряд местоимения

1.Моя книга

Согласен (+)

притяжательное

2.Её автор

Не согласен(-)

личное

3.Расскажу о ней

личное

4.Название этой книги

указательное

5.Читаю про себя

возвратное

6.Никто не остался равнодушным

вопросительное

7.Кому-то из персонажей

неопределённое

8.Друг принёс книгу, которую учитель рекомендовал прочитать.

относительное

9.Все иллюстрации

притяжательное

10.Сколько глав в книге?

отрицательное

Пример Разряд местоимения 1.Моя книга Согласен (+) притяжательное 2.Её автор Не согласен(-) + 3.Расскажу о ней личное - личное 4.Название этой книги + указательное 5.Читаю про себя + возвратное 6.Никто не остался равнодушным 7.Кому-то из персонажей + вопросительное  - неопределённое 8.Друг принёс книгу, которую учитель рекомендовал прочитать. + относительное 9.Все иллюстрации  + притяжательное 10.Сколько глав в книге? - отрицательное  -

Пример

Разряд местоимения

1.Моя книга

Согласен (+)

притяжательное

2.Её автор

Не согласен(-)

+

3.Расскажу о ней

личное

-

личное

4.Название этой книги

+

указательное

5.Читаю про себя

+

возвратное

6.Никто не остался равнодушным

7.Кому-то из персонажей

+

вопросительное

-

неопределённое

8.Друг принёс книгу, которую учитель рекомендовал прочитать.

+

относительное

9.Все иллюстрации

+

притяжательное

10.Сколько глав в книге?

-

отрицательное

-

Позв(о,а)лять шалости       Велоси(п,пп)ед Янва(рь,р)ский Ждал н(е,и)сколько дней По(т,д)заголовок Пос(е,и)деть от горя Со(л,лл)дат   Н(и,е)кто не забыт   Лес(д,т)ница В(е,и)теран     Ма(л,лл)яр   Б(ь,ъ)ющийся   Ветре(н,нн)ый   Без(и,ы)нтересный   С(е,и)бя  

Позв(о,а)лять шалости      

Велоси(п,пп)ед

Янва(рь,р)ский

Ждал н(е,и)сколько дней

По(т,д)заголовок

Пос(е,и)деть от горя

Со(л,лл)дат

 

Н(и,е)кто не забыт

 

Лес(д,т)ница

В(е,и)теран

 

 

Ма(л,лл)яр

 

Б(ь,ъ)ющийся

 

Ветре(н,нн)ый

 

Без(и,ы)нтересный

 

С(е,и)бя

 

Позв(о,а)лять шалости       о Велоси(п,пп)ед п Янва(рь,р)ский р Ждал н(е,и)сколько дней е По(т,д)заголовок д Пос(е,и)деть от горя е Со(л,лл)дат   л Н(и,е)кто не забыт   и Лес(д,т)ница   т В(е,и)теран   е Ма(л,лл)яр   л Б(ь,ъ)ющийся   ь Ветре(н,нн)ый   н Без(и,ы)нтересный   ы С(е,и)бя   е

Позв(о,а)лять шалости      

о

Велоси(п,пп)ед

п

Янва(рь,р)ский

р

Ждал н(е,и)сколько дней

е

По(т,д)заголовок

д

Пос(е,и)деть от горя

е

Со(л,лл)дат

  л

Н(и,е)кто не забыт

  и

Лес(д,т)ница

  т

В(е,и)теран

  е

Ма(л,лл)яр

  л

Б(ь,ъ)ющийся

  ь

Ветре(н,нн)ый

  н

Без(и,ы)нтересный

  ы

С(е,и)бя

  е

 Определительные местоимения Учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей 419 Санкт-Петербурга Басина Светлана Павловна Урок русского языка в 6 классе.

Определительные местоимения

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ лицей 419 Санкт-Петербурга

Басина Светлана Павловна

Урок русского языка в 6 классе.

Определительные местоимения Цели: 1. Повторить и систематизировать полученные ранее знания  о местоимениях. 2. Познакомить с новым разрядом местоимений – определительными. 3.Показать отличительные особенности определительных местоимений:  - грамматические признаки,  - синтаксическую роль в предложении. 4. Научить находить определительные местоимения в тексте. 5. Формировать орфографическую зоркость обучающихся. 6. Развивать у учащихся умение сравнивать, выделять, обобщать. 7. Вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике. 8 . Воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать любовь к Родине, к чтению книг.

Определительные местоимения

Цели:

1. Повторить и систематизировать полученные ранее знания  о местоимениях.

2. Познакомить с новым разрядом местоимений – определительными.

3.Показать отличительные особенности определительных местоимений:

- грамматические признаки,

- синтаксическую роль в предложении.

4. Научить находить определительные местоимения в тексте.

5. Формировать орфографическую зоркость обучающихся.

6. Развивать у учащихся умение сравнивать, выделять, обобщать.

7. Вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.

8 . Воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать любовь к Родине, к чтению книг.

Определительные местоимения Значение Весь Определяет предмет в полном объёме Всякий Любой из многих Каждый Один из всех в данном ряду предметов Самый Подчёркивает в предмете самое главное Сам Указывает на лицо или предмет

Определительные местоимения

Значение

Весь

Определяет предмет в полном объёме

Всякий

Любой из многих

Каждый

Один из всех в данном ряду предметов

Самый

Подчёркивает в предмете самое главное

Сам

Указывает на лицо или предмет

Спишите, вставляя вместо точек подходящее по смыслу определительное местоимение:  ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, ЛЮБОЙ 1. И она не забудет. Всех приветит,… доброе слово найдет. Вот она какая, Мария-то наша. 2. По воде плыли ветки, обломанные бурей, и …мусор. 3. Все, кто его звали к себе, были его старыми друзьями, и с…из них Сергею хотелось посидеть за столом. 4. Открой мне всю правду, не бойся меня: в награду…возьмешь ты коня. 5. Мне было восемь лет, но я, как… деревенский парнишка, был посильным помощником для взрослых.

Спишите, вставляя вместо точек подходящее по смыслу определительное местоимение: ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, ЛЮБОЙ

1. И она не забудет. Всех приветит,… доброе слово найдет. Вот она какая, Мария-то наша.

2. По воде плыли ветки, обломанные бурей, и …мусор.

3. Все, кто его звали к себе, были его старыми друзьями, и с…из них Сергею хотелось посидеть за столом.

4. Открой мне всю правду, не бойся меня: в награду…возьмешь ты коня.

5. Мне было восемь лет, но я, как… деревенский парнишка, был посильным помощником для взрослых.

Вместо пропусков вставьте местоимения сам, самый в нужной грамматической форме. Работа на даче была для бабушки … любимым делом. Он получил подарок от … директора. Я …вскопаю грядки. Они дружили с … детства. У … забора росла березка. Саша может сделать это …, без посторонней помощи. Подводный мир, пожалуй, … загадочный.

Вместо пропусков вставьте местоимения сам, самый в нужной грамматической форме.

Работа на даче была для бабушки … любимым делом. Он получил подарок от … директора. Я …вскопаю грядки. Они дружили с … детства. У … забора росла березка. Саша может сделать это …, без посторонней помощи. Подводный мир, пожалуй, … загадочный.

 Проверка . Работа на даче была для бабушки самым любимым делом. Он получил подарок от самого директора. Я сам вскопаю грядки. Они дружили с самого детства. У самого забора росла березка. Саша может сделать это сам , без посторонней помощи. Подводный мир, пожалуй, самый загадочный.

Проверка .

Работа на даче была для бабушки самым любимым делом. Он получил подарок от самого директора. Я сам вскопаю грядки. Они дружили с самого детства. У самого забора росла березка. Саша может сделать это сам , без посторонней помощи. Подводный мир, пожалуй, самый загадочный.

 Вставьте подходящие по смыслу местоимения. Подчеркните местоимения как члены предложения.    Число книголюбов постоянно растёт.  Для (………………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.   (………………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (………………) выберет книгу, которая ему интересна. Если нужно, пользуйтесь подсказкой! (Слова для справок: всякий, каждый, любой, сам.)

Вставьте подходящие по смыслу местоимения.

Подчеркните местоимения как члены предложения.

Число книголюбов постоянно растёт.

Для (………………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.

(………………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (………………) выберет книгу, которая ему интересна.

Если нужно, пользуйтесь подсказкой! (Слова для справок: всякий, каждый, любой, сам.)

 Число книголюбов постоянно растёт.  Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.   Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новых книгах, услышит советы знатоков, сам  выберет книгу, которая ему интересна.

Число книголюбов постоянно растёт.

Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.

Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новых книгах, услышит советы знатоков, сам  выберет книгу, которая ему интересна.

Если правильно ответите на 5 заданий, у вас получится слово. 1. Какое из местоимений не является определительным? А. любой; К. другой; Т. никто; Д. иной. 2. Найди ошибку в написании местоимения: Р. любого; У. иному; И. всякова; М. о каждом. 3. Определительные местоимения изменяются С. по падежам и числам; Р. по родам, числам и падежам; В.только по родам; Э. по числам и родам.

Если правильно ответите на 5 заданий, у вас получится слово.

1. Какое из местоимений не является определительным?

А. любой;

К. другой;

Т. никто;

Д. иной.

2. Найди ошибку в написании местоимения:

Р. любого;

У. иному;

И. всякова;

М. о каждом.

3. Определительные местоимения изменяются

С. по падежам и числам;

Р. по родам, числам и падежам;

В.только по родам;

Э. по числам и родам.

5. В каком предложении значение определительного местоимения = все до одного, полностью В. Я прочитала другой рассказ. Ж . Весь класс готов к уроку внеклассного чтения . М. Каждый участвовал в обсуждении книги. Г. Витя сам подготовил презентацию по биографии писателя. Найдите полученное слово в словаре. Запишите его лексическое значение. 4. В каком предложении определительное местоимение входит в состав фразеологизма? К. У всякого талант есть свой. Б. Мы готовы, Отчизна, на подвиг любой. А. А он уже давно сам себе хозяин. П. Не каждый может справиться с заданием.

5. В каком предложении значение определительного местоимения = все до одного, полностью

В. Я прочитала другой рассказ.

Ж . Весь класс готов к уроку внеклассного чтения .

М. Каждый участвовал в обсуждении книги.

Г. Витя сам подготовил презентацию по биографии писателя.

Найдите полученное слово в словаре. Запишите его лексическое значение.

4. В каком предложении определительное местоимение входит в состав фразеологизма?

К. У всякого талант есть свой.

Б. Мы готовы, Отчизна, на подвиг любой.

А. А он уже давно сам себе хозяин.

П. Не каждый может справиться с заданием.

№ Словосочетание 1 Разряд местоимения наша территория 2 род позаботится о тебе 3 число пригласит нас 4 5 у моего друга падеж узнаю себя 6 на том берегу 7 наградят каждого 8 доволен собой 9 этого не спросят 10 самый высокий

Словосочетание

1

Разряд местоимения

наша территория

2

род

позаботится о тебе

3

число

пригласит нас

4

5

у моего друга

падеж

узнаю себя

6

на том берегу

7

наградят каждого

8

доволен собой

9

этого не спросят

10

самый высокий

Запишите предложения, найдите определительные местоимения, подчеркните их как члены предложения.  Забравшись на сосну большую, по веточкам палицей бьет и сам про себя удалую, хвастливую песню поет. Всякая работа мастера хвалит. Казалось, вся природа хотела, чтобы брызнул дождь. Каждый год весна приходит такой, как в прошлом году, и никогда одна весна не бывает точно такой, как другая.

Запишите предложения, найдите определительные местоимения, подчеркните их как члены предложения.

  • Забравшись на сосну большую, по веточкам палицей бьет и сам про себя удалую, хвастливую песню поет.
  • Всякая работа мастера хвалит.
  • Казалось, вся природа хотела, чтобы брызнул дождь.
  • Каждый год весна приходит такой, как в прошлом году, и никогда одна весна не бывает точно такой, как другая.
1. Сколько местоимений в предложении: В характере каждого человека есть нечто такое, что составляет его основу? А) 3 Б) 4 В) 5 Г) 6 2. В каком варианте грамматические признаки местоимения определены неправильно? А) эта — указ. мест. в форме жен. рода, един. числа, имен. падежа Б) меня — лич. мест. 1-го лица един. числа в форме род. падежа В) никем — отриц. мест. в форме муж. рода твор. падежа Г) любая — опред. мест. в форме жен. рода, един. числа, имен. падежа 3. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов в предложении «Каждый раз, когда я ее видел, я вспоминал, какой она была красавицей, когда я с ней познакомился»? А) каждый — мест., опред., в форме муж. р, ед. ч., вин. падежа, в предложении входит в состав обстоятельства Б) ее — мест., притяж., в форме жен. Р., ед. ч., род. падежа, в предложении явл. дополнением В) какой — мест., относ., в форме жен. Р., ед. ч., твор. падежа, в предложении явл. определением Г) я — мест., лич., 1-го лица ед. ч., им. падежа, в предл. явл. подлежащим.

1. Сколько местоимений в предложении:

В характере каждого человека есть нечто такое, что составляет его основу?

А) 3 Б) 4 В) 5 Г) 6

2. В каком варианте грамматические признаки местоимения определены неправильно?

А) эта — указ. мест. в форме жен. рода, един. числа, имен. падежа

Б) меня — лич. мест. 1-го лица един. числа в форме род. падежа

В) никем — отриц. мест. в форме муж. рода твор. падежа

Г) любая — опред. мест. в форме жен. рода, един. числа, имен. падежа

3. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов в предложении

«Каждый раз, когда я ее видел, я вспоминал, какой она была красавицей, когда я с ней познакомился»?

А) каждый — мест., опред., в форме муж. р, ед. ч., вин. падежа, в предложении входит в состав обстоятельства

Б) ее — мест., притяж., в форме жен. Р., ед. ч., род. падежа, в предложении явл. дополнением

В) какой — мест., относ., в форме жен. Р., ед. ч., твор. падежа, в предложении явл. определением

Г) я — мест., лич., 1-го лица ед. ч., им. падежа, в предл. явл. подлежащим.

Рефлексия.

Рефлексия.

Домашнее задание:  Стр. 83-84, §64 (выучить все определительные местоимения), упр. 591  раскрасить дом: зелёный – всё понятно, жёлтый – не очень понятно, красный – ничего не понятно.

Домашнее задание:

  • Стр. 83-84, §64 (выучить все определительные местоимения),
  • упр. 591
  • раскрасить дом:

зелёный – всё понятно,

жёлтый – не очень понятно,

красный – ничего не понятно.

«НА ЗАКУСКУ»  Такой большой, какой маленький, твой карандаш, наше дело, с некоторых пор, нисколько не жалко, никто не придет, который час, сколько стоит, произошло нечто интересное, несколько раз, мы приедем, самый лучший, любой другой, такой замечательный, в некотором царстве, никто иной, открой ту дверь.

«НА ЗАКУСКУ»

Такой большой, какой маленький, твой карандаш, наше дело,

с некоторых пор, нисколько не жалко, никто не придет, который час, сколько стоит,

произошло нечто интересное, несколько раз,

мы приедем, самый лучший,

любой другой, такой замечательный, в некотором царстве, никто иной, открой ту дверь.

! -До свидания! -До следующего путешествия Прозвенел звонок, Закончился урок!

!

-До свидания!

-До следующего

путешествия

Прозвенел звонок,

Закончился урок!

Использованные источники:  Сайт Видеоуроки.нет https://videouroki.net/profile/classes Российская электронная школа https://resh.edu.ru/office/user/newhomework/ УМК Русский язык. Рыбченкова Л. М. (5-9)  6 класс https:// prosv.ru/umk/element/russian-rybchenkova.1902.html

Использованные источники:

  • Сайт Видеоуроки.нет

https://videouroki.net/profile/classes

  • Российская электронная школа

https://resh.edu.ru/office/user/newhomework/

  • УМК Русский язык. Рыбченкова Л. М. (5-9) 6 класс

https:// prosv.ru/umk/element/russian-rybchenkova.1902.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!