СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку на тему "Повторение и обобщение. Местоимения" 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по русскому языку на тему "Повторение и обобщение. Местоимения" 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку на тему "Повторение и обобщение. Местоимения" 6 класс»

 Повторение по теме: «Местоимение» Учитель русского языка и литературы Басина Светлана Павловна ГБОУ лицей № 419 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Повторение по теме: «Местоимение»

Учитель русского языка и литературы

Басина Светлана Павловна

ГБОУ лицей № 419

Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Цели урока:  Узнать всё о правописании….  Научиться находить... в тексте  Закрепить эти навыки.

Цели урока:

  • Узнать всё о правописании….
  • Научиться находить... в тексте
  • Закрепить эти навыки.
Синтаксическая 5. Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные знаки препинания. Найдите местоимения, определите разряд, падеж. Я рос, как дикое деревце в поле (не,ни) кто (не) окружал меня особенной заботливостью.

Синтаксическая 5.

  • Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные знаки препинания. Найдите местоимения, определите разряд, падеж.

Я рос, как дикое деревце в поле (не,ни) кто (не) окружал меня особенной заботливостью.

Проверь себя. Я рос, как дикое деревце в поле, ни кто  не окружал меня особенной заботливостью.  [ ], [ ] Я – личн., 1л., ед.ч., им.п. НИКТО – отриц., им.п.. МЕНЯ – личн., 1 л., ед.ч., род.п.

Проверь себя.

Я рос, как дикое деревце в поле, ни кто не окружал меня особенной заботливостью.

[ ], [ ]

Я – личн., 1л., ед.ч., им.п.

НИКТО – отриц., им.п..

МЕНЯ – личн., 1 л., ед.ч., род.п.

Урок - квест для тех, кто не боится трудностей и готов к невероятным приключениям. Квест (от английского «quest» – вызов, поиск, приключение)  – это интеллектуальный вид игровых развлечений, во время которых участникам нужно преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи, разгадать логические загадки, справиться с трудностями, возникающими на их пути, для достижения общей цели.

Урок - квест для тех,

кто не боится трудностей и готов

к невероятным приключениям.

Квест (от английского «quest» – вызов, поиск, приключение)  – это интеллектуальный вид игровых развлечений, во время которых участникам нужно преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи, разгадать логические загадки, справиться с трудностями, возникающими на их пути, для достижения общей цели.

Держи себя в руках. Возьми себя в руки.  Ты не владеешь собой.

Держи себя в руках. Возьми себя в руки. Ты не владеешь собой.

 Ты не владеешь собой. Возьми себя в руки. Держи себя в руках.

Ты не владеешь собой.

Возьми себя в руки. Держи себя в руках.

город Местоимение

город Местоимение

1)Систематизировать…   2)Совершенствовать умение отличать… и правильно …

1)Систематизировать… 2)Совершенствовать умение отличать… и правильно …

1) Систематизировать полученные знания о местоимении;  2) Совершенствовать умение отличать местоимения от других частей речи и правильно их писать и употреблять.

1) Систематизировать полученные знания о местоимении; 2) Совершенствовать умение отличать местоимения от других частей речи и правильно их писать и употреблять.

Городские ворота

Городские ворота

 Вопросы для самопроверки Какие местоимения называются личными? На какие вопросы отвечают личные местоимения? Как изменяются личные местоимения? В каких случаях к личному местоимению прибавляется буква Н? На какие вопросы отвечает возвратное местоимение? Чего не имеет возвратное местоимение? Каким членом предложения является возвратное местоимение? На что указывают притяжательные местоимения? Как изменяются притяжательные местоимения?

Вопросы для самопроверки

  • Какие местоимения называются личными?
  • На какие вопросы отвечают личные местоимения?
  • Как изменяются личные местоимения?
  • В каких случаях к личному местоимению прибавляется буква Н?
  • На какие вопросы отвечает возвратное местоимение?
  • Чего не имеет возвратное местоимение?
  • Каким членом предложения является возвратное местоимение?
  • На что указывают притяжательные местоимения?
  • Как изменяются притяжательные местоимения?
Распределите местоимения по группам  личные  возвратные  притяжательные Собой, нам, моего, твой, тобой, вами, ваш, меня, себя, своего, тебе, наш.

Распределите местоимения по группам

личные

возвратные

притяжательные

  • Собой, нам, моего, твой, тобой, вами, ваш, меня, себя, своего, тебе, наш.
Взаимопроверка  личные  возвратные  нам  притяжательные  тобой собой  себя  вами моего твой  меня  тебе  ваш  своего наш

Взаимопроверка

личные

возвратные

нам

притяжательные

тобой

собой

себя

вами

моего

твой

меня

тебе

ваш

своего

наш

Замок «Да – нет»

Замок «Да – нет»

 Терминологический диктант  1. Личное местоимение 3-го лица указывает на того, о ком говорят?  2. Весь, всякий, самый –это относительные местоимения? 3. Местоимение обозначает предмет, признак, количество. 4. Возвратное местоимение указывает на то, что действие направлено на само действующее лицо. 5. Относительные местоимения не содержат вопроса, а выражают отношения между частями сложноподчинённого предложения.

Терминологический диктант

1. Личное местоимение 3-го лица указывает на того, о ком говорят?

2. Весь, всякий, самый –это относительные местоимения?

3. Местоимение обозначает предмет, признак, количество.

4. Возвратное местоимение указывает на то, что действие направлено на само действующее лицо.

5. Относительные местоимения не содержат вопроса, а выражают отношения между частями сложноподчинённого предложения.

Терминологический диктант  6. Неопределённые местоимения образуются от вопросительных путём прибавления приставок НЕ, КОЕ- или суффиксов – ТО, -ЛИБО,- НИБУДЬ.  7. Отрицательные местоимения НЕКОГО И НЕЧЕГО не имеют формы Имен. падежа. 8. Местоимения - НАШ, ВАШ - определительные. 9. Указательные местоимения не изменяются по родам, числам и падежам. 10. Местоимения делятся на три группы: местоимения- существительные, местоимения- прилагательные, местоимения - числительные.

Терминологический диктант

6. Неопределённые местоимения образуются от вопросительных путём прибавления приставок НЕ, КОЕ- или суффиксов – ТО, -ЛИБО,- НИБУДЬ.

7. Отрицательные местоимения НЕКОГО И НЕЧЕГО не имеют формы Имен. падежа.

8. Местоимения - НАШ, ВАШ - определительные.

9. Указательные местоимения не изменяются по родам, числам и падежам.

10. Местоимения делятся на три группы: местоимения- существительные, местоимения- прилагательные, местоимения - числительные.

 САМОПРОВЕРКА 1. ДА 2. НЕТ 3. НЕТ 4. ДА 5. ДА 6. ДА 7. ДА 8. НЕТ 9. НЕТ 10. ДА.   9-10 – «5», 7-8 – «4», 5-6 – «3».

САМОПРОВЕРКА

  • 1. ДА
  • 2. НЕТ
  • 3. НЕТ
  • 4. ДА
  • 5. ДА
  • 6. ДА
  • 7. ДА
  • 8. НЕТ
  • 9. НЕТ
  • 10. ДА.

9-10 – «5», 7-8 – «4», 5-6 – «3».

Центральная площадь

Центральная площадь

 ШАРАДА Предлог, который обозначает направление внутрь чего – либо. Указательное местоимение в форме среднего рода единственного числа Именительного падежа. Пчелиная семья. А всё вместе - порядковое числительное из шести букв.  ВТОРОЙ

ШАРАДА

  • Предлог, который обозначает направление внутрь чего – либо.
  • Указательное местоимение в форме среднего рода единственного числа Именительного падежа.
  • Пчелиная семья.
  • А всё вместе - порядковое числительное из шести букв.

ВТОРОЙ

 ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (Кое) кто ответил, где(нибудь) побывать, случилось (не)что, чей(то) голос, н..(с)..кем н.. делится, (не)которая неопределённость, н..кого не спрашивать, (кое) (к) кому приехать,  кто(либо) появится, н..(у) кого узнать, (кое) (у) кого спросить.  0 ошибок – «5», 1-2 – «4», 3-4 – «3».

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

  • (Кое) кто ответил, где(нибудь) побывать, случилось (не)что, чей(то) голос, н..(с)..кем н.. делится, (не)которая неопределённость, н..кого не спрашивать, (кое) (к) кому приехать,

кто(либо) появится, н..(у) кого узнать, (кое) (у) кого спросить.

0 ошибок – «5», 1-2 – «4», 3-4 – «3».

«Паспорт» местоимения Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на …, …, и …, но не … Какие местоимения при склонении изменяют основу? Какой разряд местоимений пишется с дефисом? Какие местоимения не имеют именительного падежа? Как образуются отрицательные местоимения?

«Паспорт» местоимения

Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на …, …, и …, но не …

Какие местоимения при склонении изменяют основу?

Какой разряд местоимений пишется с дефисом?

Какие местоимения не имеют именительного падежа?

Как образуются отрицательные местоимения?

5 – «5», 4 – «4», 3 – «3». Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, и количество, но не называет их. Какие местоимения при склонении изменяют основу ? (личные) Какой разряд местоимений пишется с дефисом? (неопределенные) Какие местоимения не имеют именительного падежа? (возвратное СЕБЯ, отрицательные – НЕКОГО, НЕЧЕГО) Как образуются отрицательные местоимения? (От вопросительных при помощи приставок НЕ- и НИ-).

5 – «5», 4 – «4», 3 – «3».

Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, и количество, но не называет их.

Какие местоимения при склонении изменяют основу ? (личные)

Какой разряд местоимений пишется с дефисом? (неопределенные)

Какие местоимения не имеют именительного падежа? (возвратное СЕБЯ, отрицательные – НЕКОГО, НЕЧЕГО)

Как образуются отрицательные местоимения? (От вопросительных при помощи приставок НЕ- и НИ-).

Крепостной ров

Крепостной ров

 Тестовое задание 1. Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения.   а) у них, обо мне, я, тебя б) за ними, мой, себя, тот в) вам, твой, вас, когда г) к нам, нами, этот, никто   2. Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?   а) имя существительное б) имя прилагательное в) глагол г) имя числительное

Тестовое задание

1. Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения.

 

а) у них, обо мне, я, тебя

б) за ними, мой, себя, тот

в) вам, твой, вас, когда

г) к нам, нами, этот, никто

 

2. Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?

 

а) имя существительное

б) имя прилагательное

в) глагол

г) имя числительное

3. Какую особенность имеет склонение личных местоимений 3-го лица? а) местоимения 3-го лица не имеют формы именительного падежа б) в косвенных падежах к местоимению 3 лица после предлога добавляется согласный Н в) местоимения 3 лица не имеют формы множественного числа г) местоимения 3 лица не склоняются   4. Укажите неверное утверждение. а) возвратное местоимение СЕБЯ принадлежит к группе местоимений-существительных б) возвратное местоимение СЕБЯ не имеет именительного падежа в) возвратное местоимение СЕБЯ указывает, что совершаемое действие направлено на само действующее лицо г) возвратное местоимение СЕБЯ изменяется по родам

3. Какую особенность имеет склонение личных местоимений 3-го лица?

а) местоимения 3-го лица не имеют формы именительного падежа

б) в косвенных падежах к местоимению 3 лица после предлога добавляется согласный Н

в) местоимения 3 лица не имеют формы множественного числа

г) местоимения 3 лица не склоняются

 

4. Укажите неверное утверждение.

а) возвратное местоимение СЕБЯ принадлежит к группе местоимений-существительных

б) возвратное местоимение СЕБЯ не имеет именительного падежа

в) возвратное местоимение СЕБЯ указывает, что совершаемое действие направлено на само действующее лицо

г) возвратное местоимение СЕБЯ изменяется по родам

5. Продолжите фразу. Притяжательные местоимения в предложении обычно бывают…   а) определением б) дополнением в) обстоятельством г) сказуемым

5. Продолжите фразу.

Притяжательные местоимения в предложении обычно бывают…

 

а) определением

б) дополнением

в) обстоятельством

г) сказуемым

6. Какое утверждение является неверным? Отрицательные местоимения…   а) образованы от вопросительных с помощью приставок НЕ- и НИ-. б) выражают отсутствие чего- либо: предмета, признака, количества. в) изменяются по падежам. г) приставка НИ- в отрицательных местоимениях всегда ударная.

6. Какое утверждение является неверным?

Отрицательные местоимения…

 

а) образованы от вопросительных с помощью приставок НЕ- и НИ-.

б) выражают отсутствие чего- либо: предмета, признака, количества.

в) изменяются по падежам.

г) приставка НИ- в отрицательных местоимениях всегда ударная.

7. Какое слово является лишним, учитывая разряды местоимений?   а) некто б) нечто в) кто- то г) который

7. Какое слово является лишним, учитывая разряды местоимений?

 

а) некто

б) нечто

в) кто- то

г) который

8. Найдите ошибку в определении разряда местоимения.   а) таков – указательное б) сколько – вопросительное в) своё - возвратное г) нечего – отрицательное.

8. Найдите ошибку в определении разряда местоимения.

 

а) таков – указательное

б) сколько – вопросительное

в) своё - возвратное

г) нечего – отрицательное.

9. Определите, где начальная форма местоимения указана неверно.   а) того – ты б) с ним – он в) с собой - себя г) о ком-нибудь – кто- нибудь

9. Определите, где начальная форма местоимения указана неверно.

 

а) того – ты

б) с ним – он

в) с собой - себя

г) о ком-нибудь – кто- нибудь

10. Какое местоимение не склоняется?   а) никто б) тот в) свой г) таков

10. Какое местоимение не склоняется?

 

а) никто

б) тот

в) свой

г) таков

 Ключи   1 – а,  2 – в, 3 – б, 4 – г, 5 – а,   6 – г, 7 – г, 8 - в,  9 – а, 10 – г.  10-9 – «5», 7-8 – «4», 5-6 – «3».

Ключи

  •   1 – а,
  • 2 – в,
  • 3 – б,
  • 4 – г,
  • 5 – а,
  •   6 – г,
  • 7 – г,
  • 8 - в,
  • 9 – а,
  • 10 – г.

10-9 – «5», 7-8 – «4», 5-6 – «3».

Уличные музыканты

Уличные музыканты

 Текстовое упражнение Ученые многих стран возвращались из Арктики, н..чем не об..гатив н..уку. В течение столетий н..кто (не) бывал на Северном полюсе и н..кем он (не) был изучен. Основательное изучение Северного полюса было н..чато в России в тридцатые годы двадцатого века. В начале двадцатого века (кое) кто из полярных путешественников сумел добрать­ся до полюса, но н..кому (не) удалось там продержаться более двух суток.  1 местоимение разобрать морфологически

Текстовое упражнение

Ученые многих стран возвращались из Арктики, н..чем не об..гатив н..уку.

В течение столетий н..кто (не) бывал на Северном полюсе и н..кем он (не) был изучен.

Основательное изучение Северного полюса было н..чато в России в тридцатые годы двадцатого века.

В начале двадцатого века (кое) кто из полярных путешественников сумел добрать­ся до полюса, но н..кому (не) удалось там продержаться более двух суток.

1 местоимение разобрать морфологически

Таверна «Ошибочка»

Таверна «Ошибочка»

Чего ты делаешь? Кто-то из женщин вошла сюда. Чего-нибудь придумаем. Я принёс вам чего-то. Я хочу сказать вам кой-чего. Сколько время? Молодёжь на привале шутила. Они не чувствовали усталости. Соседей нет дома. В ихней квартире окна тёмные. Гусь среди их был самый старый и степенный. Он хвастун: всё время хвалит самого его.

Чего ты делаешь?

Кто-то из женщин вошла сюда.

Чего-нибудь придумаем.

Я принёс вам чего-то.

Я хочу сказать вам кой-чего.

Сколько время?

Молодёжь на привале шутила. Они не чувствовали усталости.

Соседей нет дома. В ихней квартире окна тёмные.

Гусь среди их был самый старый и степенный.

Он хвастун: всё время хвалит самого его.

9-10 – «5», 7-8 – «4», 5-6 – «3». Что ты делаешь? Кто-то из женщин вошёл сюда. Что-нибудь придумаем. Я принёс вам что-то . Я хочу сказать вам кое-что . Сколько времени ? Молодёжь на привале шутила. Она  не чувствовала усталости. Соседей нет дома. В их квартире окна тёмные. Гусь среди них был самый старый и степенный. Он хвастун: всё время хвалит самого себя .

9-10 – «5», 7-8 – «4», 5-6 – «3».

Что ты делаешь?

Кто-то из женщин вошёл сюда.

Что-нибудь придумаем.

Я принёс вам что-то .

Я хочу сказать вам кое-что .

Сколько времени ?

Молодёжь на привале шутила. Она не чувствовала усталости.

Соседей нет дома. В их квартире окна тёмные.

Гусь среди них был самый старый и степенный.

Он хвастун: всё время хвалит самого себя .

Замок «Да – нет»

Замок «Да – нет»

1. Личное местоимение 3-го лица указывает на того, о ком говорят? 2. Весь, всякий, самый –это относительные местоимения? 3. Местоимение обозначает предмет, признак, количество. 4. Возвратное местоимение указывает на то, что действие направлено на само действующее лицо. 5. Относительные местоимения не содержат вопроса, а выражают отношения между частями сложноподчинённого предложения. 6. Неопределённые местоимения образуются от вопросительных путём прибавления приставок НЕ-, КОЕ- или суффиксов -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ. 7. Отрицательные местоимения НЕКОГО И НЕЧЕГО не имеют формы имен. падежа. 8. Местоимения НАШ, ВАШ - определительные. 9. Указательные местоимения не изменяются по родам, числам и падежам. 10. Местоимения делятся на три группы: местоимения - существительные, местоимения- прилагательные, местоимения - числительные.

1. Личное местоимение 3-го лица указывает на того, о ком говорят?

2. Весь, всякий, самый –это относительные местоимения?

3. Местоимение обозначает предмет, признак, количество.

4. Возвратное местоимение указывает на то, что действие направлено на само действующее лицо.

5. Относительные местоимения не содержат вопроса, а выражают отношения между частями сложноподчинённого предложения.

6. Неопределённые местоимения образуются от вопросительных путём прибавления приставок НЕ-, КОЕ- или суффиксов -ТО, -ЛИБО,

-НИБУДЬ.

7. Отрицательные местоимения НЕКОГО И НЕЧЕГО не имеют формы имен. падежа.

8. Местоимения НАШ, ВАШ - определительные.

9. Указательные местоимения не изменяются по родам, числам и падежам.

10. Местоимения делятся на три группы: местоимения - существительные, местоимения- прилагательные, местоимения - числительные.

 9-10 – «5», 7-8 – «4», 5-6 – «3».   1. ДА 2. НЕТ 3. НЕТ 4. ДА 5. ДА 6. ДА 7. ДА 8. НЕТ 9. НЕТ  10. ДА.

9-10 – «5», 7-8 – «4», 5-6 – «3».

1. ДА

2. НЕТ

3. НЕТ

4. ДА

5. ДА

6. ДА

7. ДА

8. НЕТ

9. НЕТ

10. ДА.

 Ремесленная мастерская

Ремесленная мастерская

ОПРЕДЕЛИТЕ СИНТАКСИЧЕСКУЮ РОЛЬ М.Ю. Лермонтов: Дам тебе я на дорогу Образок святой: Ты его, моляся богу, Ставь перед собой; Да, готовясь в бой опасный, Помни мать свою… Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю. А.С. Пушкин: Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой.

ОПРЕДЕЛИТЕ СИНТАКСИЧЕСКУЮ РОЛЬ

М.Ю. Лермонтов:

Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся богу,

Ставь перед собой;

Да, готовясь в бой опасный,

Помни мать свою…

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

А.С. Пушкин:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой.

6 – «5», 5 – «4», 4 – «3». М.Ю. Лермонтов: Дам тебе я на дорогу Образок святой: Ты его , моляся богу, Ставь перед собой ; Да, готовясь в бой опасный, Помни мать свою … Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю. .

6 – «5», 5 – «4», 4 – «3».

М.Ю. Лермонтов:

Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его , моляся богу,

Ставь перед собой ;

Да, готовясь в бой опасный,

Помни мать свою

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

.

И нтерес –  Что интересно было на уроке ?  Т ворчество – Какие творческие работы вы    выполняли ? О бучение – Чему вы научились?  Г лавное –  Что сегодняшний урок принес     мне?
  • И нтерес – Что интересно было на уроке ?

  • Т ворчество – Какие творческие работы вы выполняли ?
  • О бучение – Чему вы научились?

  • Г лавное – Что сегодняшний урок принес мне?

 Домашнее задание: Повторить контрольные вопросы по теме «Местоимение». Составить карточку с заданиями по теме «Местоимение». Сдать таблицу «Разряды местоимений» на проверку. § 69, стр. 100-101 Упр. 629, 630, 631

Домашнее задание:

  • Повторить контрольные вопросы по теме «Местоимение».
  • Составить карточку с заданиями по теме «Местоимение».
  • Сдать таблицу «Разряды местоимений» на проверку.
  • § 69, стр. 100-101
  • Упр. 629, 630, 631
 Рефлексия   Что хорошо получилось? Над чем надо ещё поработать? За что можете себя похвалить?

Рефлексия

Что хорошо получилось?

Над чем надо ещё поработать?

За что можете себя похвалить?

! -До свидания! -До следующего путешествия Прозвенел звонок, Закончился урок!

!

-До свидания!

-До следующего

путешествия

Прозвенел звонок,

Закончился урок!

Использованные источники:  Сайт Видеоуроки.нет https://videouroki.net/profile/classes Российская электронная школа https://resh.edu.ru/office/user/newhomework/ УМК Русский язык. Рыбченкова Л. М. (5-9) 6 класс https:// prosv.ru/umk/element/russian-rybchenkova.1902.html

Использованные источники:

  • Сайт Видеоуроки.нет

https://videouroki.net/profile/classes

  • Российская электронная школа

https://resh.edu.ru/office/user/newhomework/

  • УМК Русский язык. Рыбченкова Л. М. (5-9) 6 класс

https:// prosv.ru/umk/element/russian-rybchenkova.1902.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя