Подготовил учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 25» Монхолеева Елизавета Сергеевна
9 класс
Подготовка к устной части экзамена
Целью введения устной части и государственной итоговой аттестации по русскому языку является
- усиление стратегического направления развития современной школы – коммуникативной направленности в обучении.
- Задачи: Объективная проверка требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к усвоению всех видов речевой деятельности , включая говорение;
- Выход на разнообразные социально-экономические, культурологические, социально-психологические тренды;
Задание 1 Выразительное чтение
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут.
Расставьте знаки паузы
/ – пауза короткая;
// – пауза средняя;
/// – пауза длинная;
- Простить нельзя - сослать в Сибирь.
- Простить, нельзя сослать в Сибирь.
- Я занимался с братом, который любил английский язык.
- Собираясь уходить и пожимая Циолковскому руку, Никита сказал : «Если я завтра приду за вами, поедете на вокзал прочитать лекцию?»
Алгоритм подготовки к чтению
- Чтобы чтение было осознанным, определи тему и основную мысль текста (О чём? Что? ), и тебе легче будет приступить ко второй части – пересказу.
- Читай выразительно, соблюдая интонацию. Расставь, где трудно, знаки пауз (/, //, ///), выдели логические ударения.
- Чтение не должно быть быстрым. (ТЕМП)
- Подчеркни все сложные для чтения слова, особое внимание удели ударению в словах, прочти их не торопясь.
Знаки препинания
- Знаки препинания являются теми условными обозначениями, которые ПОМОГАЮТ учащемуся раскрыть ХОД МЫСЛЕЙ АВТОРА.
- Следовательно, главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста.
Алгоритм подготовки к чтению
5) Обрати внимание на числительные, в каком падеже они должны стоять, запиши в черновике
6) Просчитай количество абзацев, посмотри, чем они связаны, и какую новую информацию передаёт каждый из них.
Обратите внимание! Типичные ошибки при чтении текста!
- Медленный темп чтения, монотонная интонация;
- неправильное прочтение окончания зависимого слова;
- искажение слов;
- замена слов по смыслу;
- неправильная постановка ударения;
- неправильная грамматическая форма числительного в косвенном падеже.
- замена целых слов по оптическому сходству.
- Пропуски: а) слов; б) слогов; в) букв;
- Перестановки: а) слов; б) слогов; в) букв и т.п.
Нужно выразительно прочитать текст соответственно его пунктуационному оформлению.
Николай Иванович Пирогов – врач, отец русской хирургии. Николай Иванович написал замечательные научные труды по анатомии, составил топографический атлас, помогающий хирургу во время операции безошибочно отыскать и перевязать любую артерию.
Николай Иванович по праву считается основателем военно-полевой хирургии. Стремясь сделать операции безболезненными, Пирогов первым в мире использовал эфирный наркоз. За время Крымской войны врач провёл около 300 операций с использованием эфира, доказав эффективность и успешность этого метода.
Задание №2 Пересказ текста.
- При пересказе нужно передать все микротемы текста, вспомните, в первом задании мы обращали внимание на их количество. Если абзац состоит из 1-3 небольших предложений, их можно пересказать с помощью одного распространенного или осложненного предложения. Можно воспользоваться теми же способами сжатия информации, что и при написании сжатого изложения. Если же абзац большой (6-7 предложений) необходимы 2-4 составленных предложения.
- Кроме того, в пересказ нужно правильно ввести цитату, т.е. найти место в тексте, где она будет уместна, будет подходить по смыслу к переданной информации. При этом фразу нужно не просто зачитать, а ввести, употребив прямое или косвенное цитирование.
Задание 2 . Пересказ текста с включением приведённого высказывания
№
Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания
П1
Сохранение при пересказе микротем текста
Баллы
Все основные микротемы исходного текста сохранены
1
Упущена или добавлена одна и более микротем.
П2
0
Соблюдение фактологической точности при пересказе
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет.
1
Допущены фактические ошибки (одна и более)
П3
0
Работа с высказыванием
Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично.
1
Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и/или не логично,
П4
или
0
Способы цитирования
приведенное высказывание не включено в текст во время пересказа.
Ошибок нет
1
Допущены ошибки при цитировании (одна и больше)
Максимальное количество баллов за всё задание
0
4
Алгоритм подготовки к пересказу.
- Прочитай текст еще раз, определи его тему (о чем) и основную мысль (что хотел сказать автор).
- Обрати внимание на ключевые слова, последовательность действий, событий, явлений, фактов, мыслей.
- Посчитай количество микротем и сформулируй пересказ каждой из них.
- Небольшой абзац (1-2 предложения) перескажи одним предложением.
- Большие абзацы пересказываем с помощью 2-3 предложений.
Алгоритм подготовки к пересказу.
- Обрати внимание на даты и события, чтобы не допустить фактических ошибок.
- Определи абзац, в котором будет уместна данная цитата.
- Выбери способ цитирования.
- Составь план и перескажи текст.
Выделите ключевые слова, словосочетания, предложения
Николай Иванович Пирогов – врач, отец русской хирургии. Николай Иванович написал замечательные научные труды по анатомии, составил топографический атлас, помогающий хирургу во время операции безошибочно отыскать и перевязать любую артерию.
Николай Иванович по праву считается основателем военно-полевой хирургии. Стремясь сделать операции безболезненными, Пирогов первым в мире использовал эфирный наркоз. За время Крымской войны врач провёл около 300 операций с использованием эфира, доказав эффективность и успешность этого метода.
Николай Иванович Пирогов – врач, отец русской хирургии. Николай Иванович написал замечательные научные труды по анатомии, составил топографический атлас , помогающий хирургу во время операции безошибочно отыскать и перевязать любую артерию.
Николай Иванович по праву считается основателем военно-полевой хирургии. Стремясь сделать операции безболезненными , Пирогов первым в мире использовал эфирный наркоз. За время Крымской войны врач провёл около 300 операций с использованием эфира, доказав эффективность и успешность этого метода.
- Перескажите прочитанный вами текст, включив в пересказ слова Н.И. Пирогова: «Быть счастливым счастьем других – вот настоящее счастье и земной идеал жизни всякого, кто посвящает себя медицинской науке».
- Подумайте, где лучше использовать слова Н.И. Пирогова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
Алгоритм введения цитаты
- Ознакомься с цитатой, то есть обрати внимание, кто это сказал, о ком или о чем, о каких качествах человека или предмета говорится. Это важно, так как цитату нужно ввести уместно.
- Определите место в тексте, где удобнее будет употребить эту фразу. Попробуй подставить её в разные абзацы.
- Выбери способ введения цитаты и образец цитирования.
Способы введения цитирования
- Цитату можно поставить перед текстом, если фраза относится ко всему отрывку или полно характеризует человека или предмет, о котором идет речь. То есть дается общая характеристика человека (предмета) его деятельности.
- Можно ввести цитату после какой-либо микротемы или в середине абзаца, где речь идет именно о том, о чем говорится в цитате.
- Фразу можно вставить и после текста, если эту цитату можно рассматривать как вывод из всего сказанного.
Способы цитирования
- Прямое цитирование вводится через прямую речь, т.е. зачитываем фразу без изменений.
- Если начинаем с цитаты, то вводные слова неуместны. Кто (регалии, приложения) Ф.И.О. сказал о (человеке, предмете, о котором текст): зачитываем фразу без изменений.
- Вводя цитату в середину текста или после него, можно употребить вводные слова (например, не зря, не случайно, поэтому, таким образом и т.д....) Ф.И.О. (+ приложение) считает: зачитываем фразу без изменений.
- Можно сначала ввести цитату (зачитываем фразу без изменений), а потом назвать автора, который её произнес (Ф.И.О.+ приложение). Будет замечательно, если вы уместно вставите ещё и свои слова из пересказа.
- Косвенное цитирование - это приведение цитаты в измененном виде, через сложноподчиненное предложение с изменением местоимений (например, 1 лицо меняем на 3 лицо).
Способы цитирования
Способы передачи чужой речи
Примеры
Предложения с прямой речью
В одной из своих многочисленных книг Амосов писал: «Первобытный человек шагом почти не ходил, а бегал, как и все звери. Резервы, которые создала природа в человеке, существуют только до тех пор, пока человек максимально их использует. Но как только упражнения прекращаются, резервы тают. Попробуйте уложить здорового человека на месяц в постель, так, чтобы он ни на секунду не вставал, — получите инвалида, разучившегося ходить».
Предложения с косвенной речью
Николай Михайлович считал, что резервы, данные человеку от природы, существуют только до тех пор, пока он их использует. Неподвижный образ жизни превращает здорового человека в инвалида.
Предложения с вводными словами
По словам Амосова , регулярное максимальное использование человеком природных резервов помогает ему долго оставаться здоровым, а неподвижность превращает его в инвалида.