СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку "Подготовка к устной части экзамена" 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет учителю подготовиться к устной части экзамена по русскому языку. На уроке рассматривается 1 и 2 задание. Выразительное чтение текста, пересказ+вставить цитату. Алгоритм работы, критерии оценивания и типичные ошибки при чтении.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку "Подготовка к устной части экзамена" 9 класс»

Подготовил учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 25» Монхолеева Елизавета Сергеевна 9 класс Подготовка к устной части экзамена

Подготовил учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 25» Монхолеева Елизавета Сергеевна

9 класс

Подготовка к устной части экзамена

Целью введения устной части и государственной итоговой аттестации по русскому языку является усиление стратегического направления развития современной школы – коммуникативной направленности в обучении. Задачи: Объективная проверка требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к усвоению всех видов речевой деятельности , включая говорение; Выход на разнообразные социально-экономические, культурологические, социально-психологические тренды;

Целью введения устной части и государственной итоговой аттестации по русскому языку является

  • усиление стратегического направления развития современной школы – коммуникативной направленности в обучении.
  • Задачи: Объективная проверка требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к усвоению всех видов речевой деятельности , включая говорение;
  • Выход на разнообразные социально-экономические, культурологические, социально-психологические тренды;
Задание 1  Выразительное чтение   Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут.

Задание 1 Выразительное чтение

Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут.

Расставьте знаки паузы   / – пауза короткая; // – пауза средняя; /// – пауза длинная; Простить нельзя - сослать в Сибирь. Простить, нельзя сослать в Сибирь. Я занимался с братом, который любил английский язык.  Собираясь уходить и пожимая Циолковскому руку, Никита сказал : «Если я завтра приду за вами, поедете на вокзал прочитать лекцию?»

Расставьте знаки паузы

/ – пауза короткая;

// – пауза средняя;

/// – пауза длинная;

  • Простить нельзя - сослать в Сибирь.
  • Простить, нельзя сослать в Сибирь.
  • Я занимался с братом, который любил английский язык. 
  • Собираясь уходить и пожимая Циолковскому руку, Никита сказал : «Если я завтра приду за вами, поедете на вокзал прочитать лекцию?»
Алгоритм подготовки к чтению Чтобы чтение было осознанным, определи тему и основную мысль текста (О чём? Что? ), и тебе легче будет приступить ко второй части – пересказу. Читай выразительно, соблюдая интонацию. Расставь, где трудно, знаки пауз (/, //, ///), выдели логические ударения. Чтение не должно быть быстрым. (ТЕМП) Подчеркни все сложные для чтения слова, особое внимание удели ударению в словах, прочти их не торопясь.

Алгоритм подготовки к чтению

  • Чтобы чтение было осознанным, определи тему и основную мысль текста (О чём? Что? ), и тебе легче будет приступить ко второй части – пересказу.
  • Читай выразительно, соблюдая интонацию. Расставь, где трудно, знаки пауз (/, //, ///), выдели логические ударения.
  • Чтение не должно быть быстрым. (ТЕМП)
  • Подчеркни все сложные для чтения слова, особое внимание удели ударению в словах, прочти их не торопясь.
Знаки препинания Знаки препинания являются теми условными обозначениями, которые ПОМОГАЮТ учащемуся раскрыть ХОД МЫСЛЕЙ АВТОРА. Следовательно, главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста.

Знаки препинания

  • Знаки препинания являются теми условными обозначениями, которые ПОМОГАЮТ учащемуся раскрыть ХОД МЫСЛЕЙ АВТОРА.
  • Следовательно, главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста.

Алгоритм подготовки к чтению 5) Обрати внимание на числительные, в каком падеже они должны стоять, запиши в черновике 6) Просчитай количество абзацев, посмотри, чем они связаны, и какую новую информацию передаёт каждый из них.

Алгоритм подготовки к чтению

5) Обрати внимание на числительные, в каком падеже они должны стоять, запиши в черновике

6) Просчитай количество абзацев, посмотри, чем они связаны, и какую новую информацию передаёт каждый из них.

Обратите внимание! Типичные ошибки при чтении текста!   Медленный темп чтения, монотонная интонация; неправильное прочтение окончания зависимого слова; искажение слов; замена слов по смыслу; неправильная постановка ударения; неправильная грамматическая форма числительного в косвенном падеже. замена целых слов по оптическому сходству. Пропуски: а) слов; б) слогов; в) букв; Перестановки: а) слов; б) слогов; в) букв и т.п.

Обратите внимание! Типичные ошибки при чтении текста!

  • Медленный темп чтения, монотонная интонация;
  • неправильное прочтение окончания зависимого слова;
  • искажение слов;
  • замена слов по смыслу;
  • неправильная постановка ударения;
  • неправильная грамматическая форма числительного в косвенном падеже.
  • замена целых слов по оптическому сходству.
  • Пропуски: а) слов; б) слогов; в) букв;
  • Перестановки: а) слов; б) слогов; в) букв и т.п.
Нужно выразительно прочитать текст соответственно его пунктуационному оформлению.   Николай Иванович Пирогов – врач, отец русской хирургии. Николай Иванович написал замечательные научные труды по анатомии, составил топографический атлас, помогающий хирургу во время операции безошибочно отыскать и перевязать любую артерию.   Николай Иванович по праву считается основателем военно-полевой хирургии. Стремясь сделать операции безболезненными, Пирогов первым в мире использовал эфирный наркоз. За время Крымской войны врач провёл около 300 операций с использованием эфира, доказав эффективность и успешность этого метода.

Нужно выразительно прочитать текст соответственно его пунктуационному оформлению.

Николай Иванович Пирогов – врач, отец русской хирургии. Николай Иванович написал замечательные научные труды по анатомии, составил топографический атлас, помогающий хирургу во время операции безошибочно отыскать и перевязать любую артерию.

Николай Иванович по праву считается основателем военно-полевой хирургии. Стремясь сделать операции безболезненными, Пирогов первым в мире использовал эфирный наркоз. За время Крымской войны врач провёл около 300 операций с использованием эфира, доказав эффективность и успешность этого метода.

Задание №2  Пересказ текста.   При пересказе нужно передать все микротемы текста, вспомните, в первом задании мы обращали внимание на их количество. Если абзац состоит из 1-3 небольших предложений, их можно пересказать с помощью одного распространенного или осложненного предложения. Можно воспользоваться теми же способами сжатия информации, что и при написании сжатого изложения. Если же абзац большой (6-7 предложений) необходимы 2-4 составленных предложения. Кроме того, в пересказ нужно правильно ввести цитату, т.е. найти место в тексте, где она будет уместна, будет подходить по смыслу к переданной информации. При этом фразу нужно не просто зачитать, а ввести, употребив прямое или косвенное цитирование.

Задание №2 Пересказ текста.

  • При пересказе нужно передать все микротемы текста, вспомните, в первом задании мы обращали внимание на их количество. Если абзац состоит из 1-3 небольших предложений, их можно пересказать с помощью одного распространенного или осложненного предложения. Можно воспользоваться теми же способами сжатия информации, что и при написании сжатого изложения. Если же абзац большой (6-7 предложений) необходимы 2-4 составленных предложения.
  • Кроме того, в пересказ нужно правильно ввести цитату, т.е. найти место в тексте, где она будет уместна, будет подходить по смыслу к переданной информации. При этом фразу нужно не просто зачитать, а ввести, употребив прямое или косвенное цитирование.
   Задание 2 . Пересказ текста с включением приведённого высказывания    № Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания П1 Сохранение при пересказе микротем текста Баллы Все основные микротемы исходного текста сохранены 1 Упущена или добавлена одна и более микротем. П2 0 Соблюдение фактологической точности при пересказе Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет. 1 Допущены фактические ошибки (одна и более) П3 0 Работа с высказыванием Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично. 1 Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и/или не логично, П4 или 0 Способы цитирования приведенное высказывание не включено в текст во время пересказа. Ошибок нет 1 Допущены ошибки при цитировании (одна и больше) Максимальное количество баллов за всё задание 0 4

Задание 2 . Пересказ текста с включением приведённого высказывания

Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания

П1

Сохранение при пересказе микротем текста

Баллы

Все основные микротемы исходного текста сохранены

1

Упущена или добавлена одна и более микротем.

П2

0

Соблюдение фактологической точности при пересказе

Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет.

1

Допущены фактические ошибки (одна и более)

П3

0

Работа с высказыванием

Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично.

1

Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и/или не логично,

П4

или

0

Способы цитирования

приведенное высказывание не включено в текст во время пересказа.

Ошибок нет

1

Допущены ошибки при цитировании (одна и больше)

Максимальное количество баллов за всё задание

0

4

Алгоритм подготовки к пересказу. Прочитай текст еще раз, определи его тему (о чем) и основную мысль (что хотел сказать автор). Обрати внимание на ключевые слова, последовательность действий, событий, явлений, фактов, мыслей. Посчитай количество микротем и сформулируй пересказ каждой из них. Небольшой абзац (1-2 предложения) перескажи одним предложением. Большие абзацы пересказываем с помощью 2-3 предложений.

Алгоритм подготовки к пересказу.

  • Прочитай текст еще раз, определи его тему (о чем) и основную мысль (что хотел сказать автор).
  • Обрати внимание на ключевые слова, последовательность действий, событий, явлений, фактов, мыслей.
  • Посчитай количество микротем и сформулируй пересказ каждой из них.
  • Небольшой абзац (1-2 предложения) перескажи одним предложением.
  • Большие абзацы пересказываем с помощью 2-3 предложений.
Алгоритм подготовки к пересказу. Обрати внимание на даты и события, чтобы не допустить фактических ошибок. Определи абзац, в котором будет уместна данная цитата. Выбери способ цитирования. Составь план и перескажи текст.

Алгоритм подготовки к пересказу.

  • Обрати внимание на даты и события, чтобы не допустить фактических ошибок.
  • Определи абзац, в котором будет уместна данная цитата.
  • Выбери способ цитирования.
  • Составь план и перескажи текст.
Выделите ключевые слова, словосочетания, предложения  Николай Иванович Пирогов – врач, отец русской хирургии. Николай Иванович написал замечательные научные труды по анатомии, составил топографический атлас, помогающий хирургу во время операции безошибочно отыскать и перевязать любую артерию.   Николай Иванович по праву считается основателем военно-полевой хирургии. Стремясь сделать операции безболезненными, Пирогов первым в мире использовал эфирный наркоз. За время Крымской войны врач провёл около 300 операций с использованием эфира, доказав эффективность и успешность этого метода.

Выделите ключевые слова, словосочетания, предложения

Николай Иванович Пирогов – врач, отец русской хирургии. Николай Иванович написал замечательные научные труды по анатомии, составил топографический атлас, помогающий хирургу во время операции безошибочно отыскать и перевязать любую артерию.

Николай Иванович по праву считается основателем военно-полевой хирургии. Стремясь сделать операции безболезненными, Пирогов первым в мире использовал эфирный наркоз. За время Крымской войны врач провёл около 300 операций с использованием эфира, доказав эффективность и успешность этого метода.

  Николай Иванович Пирогов – врач, отец русской хирургии. Николай Иванович написал замечательные научные труды по анатомии, составил топографический атлас , помогающий хирургу во время операции безошибочно отыскать и перевязать любую артерию.   Николай Иванович по праву считается основателем военно-полевой хирургии. Стремясь сделать операции безболезненными , Пирогов первым в мире использовал эфирный наркоз. За время Крымской войны врач провёл около 300 операций с использованием эфира, доказав эффективность и успешность этого метода.

Николай Иванович Пирогов – врач, отец русской хирургии. Николай Иванович написал замечательные научные труды по анатомии, составил топографический атлас , помогающий хирургу во время операции безошибочно отыскать и перевязать любую артерию.

Николай Иванович по праву считается основателем военно-полевой хирургии. Стремясь сделать операции безболезненными , Пирогов первым в мире использовал эфирный наркоз. За время Крымской войны врач провёл около 300 операций с использованием эфира, доказав эффективность и успешность этого метода.

Перескажите прочитанный вами текст, включив в пересказ слова Н.И. Пирогова: «Быть счастливым счастьем других – вот настоящее счастье и земной идеал жизни всякого, кто посвящает себя медицинской науке». Подумайте, где лучше использовать слова Н.И. Пирогова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
  • Перескажите прочитанный вами текст, включив в пересказ слова Н.И. Пирогова: «Быть счастливым счастьем других – вот настоящее счастье и земной идеал жизни всякого, кто посвящает себя медицинской науке».
  • Подумайте, где лучше использовать слова Н.И. Пирогова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
Алгоритм введения цитаты Ознакомься с цитатой, то есть обрати внимание, кто это сказал, о ком или о чем, о каких качествах человека или предмета говорится. Это важно, так как цитату нужно ввести уместно. Определите место в тексте, где удобнее будет употребить эту фразу. Попробуй подставить её в разные абзацы. Выбери способ введения цитаты и образец цитирования.

Алгоритм введения цитаты

  • Ознакомься с цитатой, то есть обрати внимание, кто это сказал, о ком или о чем, о каких качествах человека или предмета говорится. Это важно, так как цитату нужно ввести уместно.
  • Определите место в тексте, где удобнее будет употребить эту фразу. Попробуй подставить её в разные абзацы.
  • Выбери способ введения цитаты и образец цитирования.
Способы введения цитирования Цитату можно поставить перед текстом, если фраза относится ко всему отрывку или полно характеризует человека или предмет, о котором идет речь. То есть дается общая характеристика человека (предмета) его деятельности. Можно ввести цитату после какой-либо микротемы или в середине абзаца, где речь идет именно о том, о чем говорится в цитате. Фразу можно вставить и после текста, если эту цитату можно рассматривать как вывод из всего сказанного.

Способы введения цитирования

  • Цитату можно поставить перед текстом, если фраза относится ко всему отрывку или полно характеризует человека или предмет, о котором идет речь. То есть дается общая характеристика человека (предмета) его деятельности.
  • Можно ввести цитату после какой-либо микротемы или в середине абзаца, где речь идет именно о том, о чем говорится в цитате.
  • Фразу можно вставить и после текста, если эту цитату можно рассматривать как вывод из всего сказанного.
Способы цитирования Прямое цитирование вводится через прямую речь, т.е. зачитываем фразу без изменений. Если начинаем с цитаты, то вводные слова неуместны. Кто (регалии, приложения) Ф.И.О. сказал о (человеке, предмете, о котором текст): зачитываем фразу без изменений. Вводя цитату в середину текста или после него, можно употребить вводные слова (например, не зря, не случайно, поэтому, таким образом и т.д....) Ф.И.О. (+ приложение) считает: зачитываем фразу без изменений. Можно сначала ввести цитату (зачитываем фразу без изменений), а потом назвать автора, который её произнес (Ф.И.О.+ приложение). Будет замечательно, если вы уместно вставите ещё и свои слова из пересказа.           Косвенное цитирование - это приведение цитаты в измененном виде, через             сложноподчиненное предложение с изменением местоимений (например, 1 лицо меняем на 3 лицо).

Способы цитирования

  • Прямое цитирование вводится через прямую речь, т.е. зачитываем фразу без изменений.
  • Если начинаем с цитаты, то вводные слова неуместны. Кто (регалии, приложения) Ф.И.О. сказал о (человеке, предмете, о котором текст): зачитываем фразу без изменений.
  • Вводя цитату в середину текста или после него, можно употребить вводные слова (например, не зря, не случайно, поэтому, таким образом и т.д....) Ф.И.О. (+ приложение) считает: зачитываем фразу без изменений.
  • Можно сначала ввести цитату (зачитываем фразу без изменений), а потом назвать автора, который её произнес (Ф.И.О.+ приложение). Будет замечательно, если вы уместно вставите ещё и свои слова из пересказа.
  •           Косвенное цитирование - это приведение цитаты в измененном виде, через             сложноподчиненное предложение с изменением местоимений (например, 1 лицо меняем на 3 лицо).
Способы цитирования Способы передачи чужой речи Примеры Предложения с прямой речью В одной из своих многочисленных книг Амосов писал: «Первобытный человек шагом почти не ходил, а бегал, как и все звери. Резервы, которые создала природа в человеке, существуют только до тех пор, пока человек максимально их использует. Но как только упражнения прекращаются, резервы тают. Попробуйте уложить здорового человека на месяц в постель, так, чтобы он ни на секунду не вставал, — получите инвалида, разучившегося ходить». Предложения с косвенной речью Николай Михайлович считал, что резервы, данные человеку от природы, существуют только до тех пор, пока он их использует. Неподвижный образ жизни превращает здорового человека в инвалида. Предложения с вводными словами По словам Амосова , регулярное максимальное использование человеком природных резервов помогает ему долго оставаться здоровым, а неподвижность превращает его в инвалида.

Способы цитирования

Способы передачи чужой речи

Примеры

Предложения с прямой речью

В одной из своих многочисленных книг Амосов писал: «Первобытный человек шагом почти не ходил, а бегал, как и все звери. Резервы, которые создала природа в человеке, существуют только до тех пор, пока человек максимально их использует. Но как только упражнения прекращаются, резервы тают. Попробуйте уложить здорового человека на месяц в постель, так, чтобы он ни на секунду не вставал, — получите инвалида, разучившегося ходить».

Предложения с косвенной речью

Николай Михайлович считал, что резервы, данные человеку от природы, существуют только до тех пор, пока он их использует. Неподвижный образ жизни превращает здорового человека в инвалида.

Предложения с вводными словами

По словам Амосова , регулярное максимальное использование человеком природных резервов помогает ему долго оставаться здоровым, а неподвижность превращает его в инвалида.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!