СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по технологии на тему: "История кейс-методов"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение истории кейс-методов. Педагогика. "Кейс в переводе с англ. "Случай", применяется для уроков технологии.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по технологии на тему: "История кейс-методов"»

.1 Понятие кейс-метода и история его возникновения Традиционные методы обучения помогают человеку получить знания и умения, с помощью которых он сможет найти выход из той или иной ситуации на основе прошлого. В то время как интерактивные способы обучения дают знания и опыт, которые помогут справиться с настоящим. Одним из методов эффективного применения теоретических знаний в реальной жизни, при решении возникающих задач, является метод ситуационного обучения, или case-study4.

Кейс-метод - техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Произошло название метода от англ. «Case» - случай, и «Study» - изучение. В нашей стране используются и другие названия: метод конкретных ситуаций, метод изучения ситуаций или деловых историй, а в 2001 году американские исследователи Дж. Эткинсон и Й. Уилсон в своей книге: «Стратегический маркетинг. Ситуации. Примеры» ввели впервые понятие - «ситуационные задачи». Наиболее распространённое определение понятия кейс - описание ситуации, которая реально возникала или может возникнуть перед людьми, описание характеристик данной ситуации, факты, суждения, на которые опираются при принятии решения.

Эндрю Тоул в данное определение добавляет: кейс-катализатор, ускоряющий процесс обучения путём привнесения в него практического опыта.

Кроме того, кейс - это задокументированное изображение условий жизни предприятия, группы людей или конкретных сотрудников, предполагающее наличие проблемы и наталкивающее на поиск вариантов её разрешения. Кейс включает информацию о том, что происходит, кто, с помощью каких средств, к какому времени и какого должен достичь результата в решении данной проблемы. Не сообщается только метод решения задачи. Таким образом, участнику обучения необходимо определить способ достижения цели, заложенной в задаче. Кейс - это всегда конструирование жизненной ситуации. Обучение на реальном примере даёт человеку возможность применить теоретические знания, разобраться в сути проблемы, найти все возможные решения, выбрать наилучший из вариантов для выхода из ситуации, а также научиться прогнозировать последствия принимаемых решений в конкретном случае. Вариант решения проблемы, который представят после рассмотрения кейса, будет показателем уровня компетентности участника в данном вопросе и может являться реальным выходом из ситуации. Особенность кейсов в том, что они позволяют вникнуть в суть деловой ситуации, понять нюансы того или иного случая в деятельности организации, находясь при этом совершенно в другом месте, например, в учебной аудитории. Также нужно заметить, что кейсы практически всегда имеют несколько верных вариантов решения, каждый из которых имеет собственные сильные стороны и отражает индивидуальный подход участника. Эта особенность кейс-метода являет собой возможность нахождения уникального или качественно нового варианта решения для уже существующей задачи.

Основоположником метода кейсов считается Христофор Колумб Лэнгделл. Фактически он обнаружил неиспользуемый раздел в преподавании, почти как в свое время его тезка открыл Америку. И немудрено, что такое открытие сопровождалось недоверием со стороны приверженцев традиционных методов обучения. Будучи выпускником Гарвардской школы права, он досконально знал особенности учебного процесса: студентам предлагали изучить лекции и учебные пособия, созданные на базе нормативных актов, а потом воспроизвести их преподавателям. Такой подход предполагал, что реальный опыт студенты получат только после окончания школы - уже в процессе собственной работы. В 1870 году, став деканом, Лэнгделл предложил абсолютно новый подход, сместив фокус обучения с запоминания лекций на разбор практических ситуаций. Он предложил студентам самим разобраться с реально существующими прецедентами в области права и вынести собственное заключение. Такой метод обучения ожидаемо оказался сложнее и встретил большое сопротивление среди студентов. Как бы то ни было, Лэнгделл остался на должности декана и продолжил внедрение кейсов и к концу XIX века такой вариант обучения прочно закрепился и в Гарвардской школе, и в нескольких других университетах. К 1920-м годам метод разбора дел из реальной судебной практики стал первостепенным в юридическом обучении и остается таковым в наше время. В деловые отношения кейс-метод тоже пришёл из Гарварда - в 1908 году была основана Гарвардская школа бизнеса. Идея строить обучение вокруг обсуждения проблем, связанных с управлением бизнесом, возникла еще у первого декана школы Эдвина Гэя, а первый пробный курс под названием «Искусство ведения бизнеса» был прочитан в 1912 году. Поначалу дела шли не очень гладко в виду того, что спонсоры, попечители, студенты и многие преподаватели скептически относились к нововведению. Сложность заключалась ещё и в том, что прочти все преподаватели были учеными, а, значит, не имели практического опыта в бизнес-среде.

Окончательно кейс-метод закрепился в HBS только в 1920-х годах, когда деканом был назначен Уоллес Донэм, который был горячим сторонником его применения. Основной причиной сложностей распространения метода было отсутствие готовых материалов, подобных опубликованным сборникам судебных решений. Донэм попросил своего коллегу, профессора по маркетингу Мелвина Коупленда, опубликовать в качестве стартового проекта свою учебную программу и включить в нее описание нескольких реально существующих бизнес-случаев. Эта книга была выпущена в тираж в 1920 году и явилась фактически первым сборником бизнес-кейсов. Уже в середине тридцатых годов XX века метод разбора ситуаций занял центральное положение в системе обучения менеджеров. Преподаватели Гарвардской школы бизнеса энергично распространяли его, выпуская книги, учебные пособия, сборники кейсов и занимаясь обучением преподавателей, ещё не использовавших метод. Технологический прогресс также оказал немалое влияние на развитие кейсов и формата их применения. Уже к концу пятидесятых в кейсах начали активно использовать аудио и видеоматериалы, а изобретённая в 1962 году компьютерная программа Harbus, представлявшая из себя симулятор предприятия, позволила методу обрести небывалую реалистичность и практическую пользу. В настоящее время метод case-study представлен двумя классическими школами: Гарвардской (американской), которая рассматривает цель кейса как поиск единственного правильного ответа и Манчестерской (европейской), которая предполагает наличие нескольких вариантов решения проблемы.

Лидером по сбору и распространению кейсов является созданный в 1973 году по инициативе 22 высших учебных заведений The Case Clearing House of Great Britain and Ireland; с 1991 года он называется European Case Clearing House (ECCH). В настоящее время в состав ECCH входит около 340 организаций, у каждой из этих организаций своя коллекция кейсов, право на распространение которых имеет ECCH. Сегодня применение метода ситуационного анализа уже не ограничивается сферами права, медицины и бизнеса - кейс-метод всё больше внедряется в разнообразные области человеческих знаний. Преподаватели самых разных наук используют его не как специализированный курс по исследованию ситуации, а в виде развивающей технологии на занятиях. В Россию технология обучения путём решения бизнес-кейсов попадает с Запада вместе с первыми управленцами, получившими образование за рубежом, а также со студентами программ стажировок по обмену. Начиная с 90-х годов ХХ века российские ученые стали интенсивно использовать опыт западных исследователей в области образования и применять метод кейсов как технологию в образовании и профессионально-ориентированном обучении, а в данное время - и в школьном образовании. Пока что в России применение кейсов не очень распространено в обучении и развитии персонала, но сам метод - явление не новое для нашего образования. Проявлять интерес к нему начали ещё в 20-е годы XX века. В 1926 году состоялась конференция для преподавателей экономических дисциплин, на которой поднимались проблемы применения «метода казусов», а именно так тогда называли ситуационный анализ. И несмотря на то что преподаватели прекрасно осознавали его преимущества, в СССР его долго не применяли - приоритетом были академические знания в истинном виде20. В конце XX века произошёл новый поворот в истории кейс-метода: сначала в университетах начали применять переводные кейсы, а затем начали разрабатывать их самостоятельно. В конце 90-х годов компания «Решение: учебное видео» разработала собственный учебный видеокейс, а в 2007 компания Changellenge запустила серию кейс-чемпионатов. В настоящее время четыре российские бизнес-школы являются членами ЕССН (Высшая школа бизнеса МГУ им. Ломоносова, Высшая школа менеджмента СПбГУ, Московская школа управления Сколково, Высшая школа финансов и менеджмента РАНХ)21. 

Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=908466
© Библиофонд


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!