Александр Исаевич Солженицын 1918-2008
Рассказ «Матрёнин двор»
Слово о писателе
Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын
(11 декабря 1918, Кисловодск, РСФСР —3августа 2008, Москва, Российская Федерация) —русский писатель, публицист, историк, поэт, общественный и политический деятель, лауреат Нобелевской премии.
Получил широкую известность, помимо литературных произведений (как правило, затрагивающих острые общественно-политические темы), также историко-публицистическими произведениями об истории России XIX—XX веков. Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е - 1980-е годы) активно выступавший против политического строя СССР и политики его властей. В последнее время находился на консервативных позициях.
Мнения
- Совесть – таинственное свойство человеческой души, мешающее ему оскотиниться. (Ф.Искандер.)
- У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей. (А.И.Солженицын)
- Солженицын больше, чем какой – либо другой писатель, отвечает на вопрос, кто мы, нынешние, через вопрос: что с нами происходит. (С.Залыгин)
Дебют
Литературный дебют Александра Исаевича Солженицына состоялся в начале 60-х годов, когда в “Новом мире” была напечатана повесть “Один день Ивана Денисовича” (1962, №11), рассказы “Случай на станции Кречетовка”, “Матрёнин двор” (1963, №1). Необычность литературной судьбы Солженицына в том, что он дебютировал в солидном возрасте – в 1962 году ему было 44 года – и сразу заявил о себе как зрелый, самостоятельный мастер.
«Матрёнин двор»
О писателе всегда судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов
Солженицына, вышедших в 60-е годы,
на первое место всегда ставили “Матрёнин двор”.
Его называли “блистательным”, “подлинно гениальным” произведением. “Рассказ талантлив”, “ рассказ правдив”, – отмечалось в критике. Его рассказ о судьбе простой крестьянки исполнен глубокого сочувствия, сострадания, человечности. Каждый эпизод “по-своему щемит душу, по-своему ранит, по-своему восхищает”
Главная героиня
Как замечал сам автор, это рассказ “полностью автобиографичен и достоверен”. Прототип главной героини – знакомая Солженицына, владимирская крестьянка Матрёна Васильевна Захарова, у которой жил писатель. Повествование ведётся от первого лица – Игнатича. Как
трактовать образ
главной героини,
простой сельской
труженицы Матрёны?
С одной стороны, её можно рассматривать как жертву власти и алчности людей, с другой – жалкой и несчастной её не назовёшь. Через суровые испытания прошла эта женщина, но сохранила в своей душе христианский огонь любви к людям, осталась верна библейским законам нравственности, уберегла незапятнанной свою совесть. Так кто же она, Матрёна, – жертва или святая?
Нравственный человек
- 1. С чувством собственного достоинства (Уважая себя, уважай других)
- 2. Имеющего повышенное чувство ответственности за происходящее вокруг.
- 3. Умеющего одухотворённо работать не ради одних денег.
- 4. С чётким представлением о добре и зле, того, кто противостоит злу.
- 5. Неравнодушного к чужой беде и страданиям.
- 6. Размышляющего над своей и чужой жизнью, беспокойно ищущего ответы на “больные” вопросы .
Совесть -понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в понимании того, что является добром и злом, нравственная ответственность за своё общественное поведение.
Категории
- Корыстолюбие – отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и мотивы человека, который рассматривает и направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими с точки зрения личной материальной выгоды.
- Праведник – человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности. (Словарь русского языка” С.И.Ожегова 1987г.)
- Смысл жизни – морально – мировоззренческие представления, посредством которых человек соотносит себя и свои поступки с высшими ценностями
Нравственные законы, по которым жила главная героиня рассказа
- Нарисовать словесный портрет Матрёны. Обратить внимание на фотографию Матрёны, выполненную Солженицыным. Совпадают ли ваши представления о Матрёне с этим изображением её на снимке?
- Найти художественные детали, важные для понимания главной героини -
- Как воспринимает Матрёна свою судьбу? Держит ли она обиду, зло на людей?
Нравственные законы, по которым жила главная героиня рассказа
- Какой предстаёт Матрёна в системе других образов рассказа?
- Каковы причины гибели Матрёны?
- Прав ли Александр Исаевич, назвав свою героиню праведником?
- Матрёна ворует торф. Согласуется ли это с понятиями нравственности?
- Какова позиция автора в этом рассказе?
Смысл названия
- Как вы понимаете смысл
первоначального и окончательного
названий рассказа?
«Не стоит село без праведника»-
«Матрёнин двор»
Село - символ нравственной жизни.
Матрёна – (лат.) – мать. Героиня несёт в себе спасительное начало. Она не стяжательница, не накопительница.
Откроем Новый Завет. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. …Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6, 19-21).
Итоги
Гибнет Матрёна – рушится мир духовности,
добра, милосердия. И некому защитить двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке.
Безусловно, все вы хотите иной судьбы. Мечты могут сбыться, а могут и не сбыться, счастье – не состояться, успех – прийти и не прийти, но человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был (удачным или неудачным), сохранив в себе и мужество, и совесть, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нём самой природой. Именно стремлением к народной правде и сильна проза Солженицына.
Спасибо за внимание