«Духовно-нравственные ориентиры на уроках курса ОРКСЭ»
Заместитель директора МБОУ СШ № 72 имени Героя РФ Гануса Ф.Г.
г. Липецка
Гаврилова Ольга Николаевна
Россия имеет многовековую историю
В основе духовно-нравственной жизни на Руси было воспитание воли, души, ума и сердца на началах любви, добра и красоты; формирование цельной, высоконравственной личности; развитие навыков благочестия и воспитания добродетелей.
Современный подросток находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм и т.д.
Вопрос духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
В настоящее время обозначилась острая проблема – моральная деградация общества, разрушение фундамента нравственности.
Цель учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»:
формирование у школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Изучение предметной области должно обеспечить: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Основные принципы курса: светский характер, культурологический подход, преобладание воспитательного аспекта, акцент на активных (интерактивных) формах преподавания, проектных методах работы, необходимости и возможности сотрудничества с родителями. Курс возлагает особую ответственность на учителя, требует от него повышенной тактичности, доброжелательности, постоянного диалога, личного неравнодушия и заинтересованности .
Освоение курса направлено: на понимание духовности, нравственности, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества; знание основных норм морали, понимание их значения для жизни человека, семьи, общества; формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции, как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; знание, понимание и принятие личностью таких ценностей, как: Отечество, семья, религия; укрепление духовной преемственности поколений.
Курс ОРКСЭ позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей, других взрослых и детей благодаря своему нравственно ориентированному характеру.
Назначение предмета - помочь ребенку в решении его личностных, возрастных, образовательных проблем, создать условия для его духовно-нравственного развития .
Цель духовно-нравственного развития и воспитания:
преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.
Духовность – это осознанное видение себя, поэтому бездуховен тот, кто не видит в себе зла (греха), у такого человека нет стимулов к самопознанию, исправлению себя и самосовершенствованию.
Духовная сфера —
это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.
Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.
Духовным производством
называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств.
Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами.
Духовным потреблением
называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний.
Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания — нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.
Духовность
Проявление в человеке высших общечеловеческих нравственных качеств;
стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа.
Господь, любит нас.
как Своих детей,
и любовь его сильнее
любви матери, потому что
и мать может забыть своё дитя,
а Господь никогда не забывает нас.
Старец Силуан Афонский
«Быть человеком – это значит чувствовать,
что ты за все в ответе»
А. де Сент-Экзюпери