СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме: «Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: «Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»»

«Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»   Добрый день, уважаемые коллеги! Мы готовы начать наш семинар «Формирование функциональной грамотности при работе с текстом на уроках истории».

«Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы готовы начать наш семинар «Формирование функциональной грамотности при работе с текстом на уроках истории».

Сущность понятия «функциональная грамотность»

« Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

А. А. Леонтьев

Международные исследования в области образования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. В опрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. М еждународной организацией ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». На Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности (Тегеран, сент. 1965) был предложен термин функциональная грамотность, а в 1978 пересмотрен текст рекомендации о международной стандартизации статистики в области образования, предложенный ЮНЕСКО. Согласно новой редакции этого документа, грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования группы.

Таким образом в современном мире функциональная грамотность стала одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Известный российский психолог и лингвист, автор многих научных и популярных статей по вопросам школьного и вузовского образования, Алексей Алексеевич Леонтьев, в одной из своих работ дал очень корректное, и в то же время, глубокое определение функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

Значение этого термина приобрело широкий смысл: это и совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку уверенно действовать в окружающей материальной и социокультурной среде; и способ социальной ориентации личности, и мера овладения определенными умениями как средствами осуществления жизненных планов, продолжения образования, профессионального роста в современных цивилизационных условиях.

Качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться сегодня как портрет современного выпускника школы.

Компетенции, связанные с функциональной грамотностью

Cпособность выбирать и использовать различные технологии

Cпособность учиться всю жизнь

- Каковы отличительные черты функциональной грамотности?

В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности.

Функциональная грамотность

1. является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;

2. направлена на решение бытовых проблем;

3. обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации;

4. связана с решением стандартных, стереотипных задач;

5. используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения.

- Как проявляется недостаток функциональной грамотности?

О существовании функциональной грамотности мы чаще всего узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Часто выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и др.

- Какие компетенции связаны с функциональной грамотностью?

1. Cпособность выбирать и использовать различные технологии.

2. Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения.

3. Cпособность учиться всю жизнь.

Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения

Основные направления функциональной грамотности Читательская грамотность Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность Глобальные компетенции Креативное мышление

Основные направления функциональной грамотности

  • Читательская грамотность
  • Математическая грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление
  Какие компоненты составляют понятие «функциональная грамотность»?    1. Общая грамотность. 2. Компьютерная грамотность. 3. Информационная грамотность. 4. Коммуникативная грамотность. 5. Социальная(бытовая) грамотность. 6. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях. 7. Общественно-политическая грамотность.

Какие компоненты составляют понятие «функциональная грамотность»?

1. Общая грамотность.

2. Компьютерная грамотность.

3. Информационная грамотность.

4. Коммуникативная грамотность.

5. Социальная(бытовая) грамотность.

6. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.

7. Общественно-политическая грамотность.

Формирование функциональной грамотности по истории и обществознанию можно представить в виде плана работы:   1. Создание атмосферы сотрудничества на уроках. 2. Использование приемов развития критического мышления в системе. 3. Применение таких форм организации деятельности учащихся, как работа в парах, групповая работа. 4. Использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из эффективных способов обучения учащихся. 5. Внедрение в процесс обучения критериального оценивания. Критерии разрабатывать совместно с учащимися. 6. Использование самооценивания и взаимооценивания. 7. Создание на уроках условий для развития одаренных и талантливых детей. 8. Организация поддержки учащихся с низкими учебными способностями

Формирование функциональной грамотности по истории и обществознанию можно представить в виде плана работы:

1. Создание атмосферы сотрудничества на уроках.

2. Использование приемов развития критического мышления в системе.

3. Применение таких форм организации деятельности учащихся, как работа в парах, групповая работа.

4. Использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из эффективных способов обучения учащихся.

5. Внедрение в процесс обучения критериального оценивания. Критерии разрабатывать совместно с учащимися.

6. Использование самооценивания и взаимооценивания.

7. Создание на уроках условий для развития одаренных и талантливых детей.

8. Организация поддержки учащихся с низкими учебными способностями

Читательская грамотность   Читательская грамотность  - это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей. Ученик должен научиться находить, извлекать нужную информацию, интерпретировать и интегрировать ее, осмысливать и оценивать содержание текста, использовать полученную информацию.

Читательская грамотность

Читательская грамотность  - это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей. Ученик должен научиться находить, извлекать нужную информацию, интерпретировать и интегрировать ее, осмысливать и оценивать содержание текста, использовать полученную информацию.

Методы и приёмы формирования читательской грамотности

  • «Найти ошибку» - дается на изучение отрывок текста с фактическими ошибками, необходимо выявить все ошибки
  • Пересказ – дается для прочтения отрывок текста с последующим пересказом
  • «Кто больше» - после прочтения текста дается задание ученикам по очереди назвать, например все имена собственные, встречающиеся в тексте, или все географические названия, или даты
  • «Переводчик» - после прочтения определения нескольких исторических терминов (термины могут быть взяты из ранее изученных тем) класс делится на группы, каждая выбирает термин, представитель другой группы должен пересказать его значение своими словами, а группа назвать заданный термин
  • Написание эссе по проблемному вопросу истории
  • Составление 2-х типов вопросов к тексту (1 тип – «кто», «где», «когда»; 2 тип – «почему», «с какой целью» «каковы причины», «каковы предпосылки», «повод», «последствия» класс делится на 2 группы и по очереди составляют вопросы и отвечают на них)
  • «От первого лица»- после прочтения текста (например составить рассказ от имени древнегреческого купца и или строителя египетских пирамид )
  • Развернутый план текста (составить план, содержащий не менее 3 пунктов с подпунктами)
  • «Сравнительная таблица»- составить таблицу, содержащую общее и особенное двух событий или документов (например, формирование абсолютизма в Европе и Русском государстве или сравнение программных документов «южного» и «северного общества декабристов»)
  • «Плюс и минус»- привести положительные и отрицательные стороны одного события (например, реформы Ивана IV, или заключение Тильзитского мира )
  • «Схема» - составить на основе текста схему, например «Сословный строй в России в XV- XVI вв.» или схему генеалогического дерева Романовых периода дворцовых переворотов »
  • «Угадай кто» - класс делится на группы и составляет вопросы об исторической личности или событии от более сложных к простым, побеждает команда, ответившая после наименьшего количества вопросов
  • «Вопросы низкого и высокого уровня», «Толстых и тонких вопросов»
  • Работа с историческим документом – дается для прочтения исторический документ и при помощи «алгоритма работы с документом» проводится его анализ
  • «Мозаика» – приём работы, основанный на разделении текста для чтения. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.
  • «Закрой окно», «Дырявый текст», «Допиши историю»
Математическая грамотность   Математическая грамотность  – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Математическая грамотность

Математическая грамотность  – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Методы и приёмы формирования математической грамотности 1. Прием «заблудившаяся дата». После изучения темы «Внешняя политика России в XVII веке» распределить числа/даты событий по двум группам – отношения России с Польшей и с Турцией: 1632–1634,1676–1681, 1654–1667, 1686, 1687, 1689. Учащиеся выделяют две группы – отношения России с Турцией и Польшей. В результате в сознании учащихся закрепляются два основных направления внешней политики России в XVII в. и их главные события. 2. Прием «счастливое и несчастливое число». Из предложенного перечня дат выбрать те (или самим составить перечень), которые связаны с успешными сражениями, и те, которые связаны с неудачами на фронте: например, в ходе Северной войны. 3. Решение задач на знание хронологии. Например, предложить вопросы, которые особенно активно используются на начальном этапе изучения истории в 5-м и 6-м классе (какое событие произошло раньше и насколько? сколько лет назад было то или иное событие?).

Методы и приёмы формирования математической грамотности

1. Прием «заблудившаяся дата».

После изучения темы «Внешняя политика России в XVII веке» распределить числа/даты событий по двум группам – отношения России с Польшей и с Турцией: 1632–1634,1676–1681, 1654–1667, 1686, 1687, 1689. Учащиеся выделяют две группы – отношения России с Турцией и Польшей. В результате в сознании учащихся закрепляются два основных направления внешней политики России в XVII в. и их главные события.

2. Прием «счастливое и несчастливое число». Из предложенного перечня дат выбрать те (или самим составить перечень), которые связаны с успешными сражениями, и те, которые связаны с неудачами на фронте: например, в ходе Северной войны.

3. Решение задач на знание хронологии.

Например, предложить вопросы, которые особенно активно используются на начальном этапе изучения истории в 5-м и 6-м классе (какое событие произошло раньше и насколько? сколько лет назад было то или иное событие?).

Естественнонаучная грамотность   Естественнонаучная грамотность  - способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах

Естественнонаучная грамотность

Естественнонаучная грамотность  - способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах

Методы и приёмы формирования естественно-научной грамотности При формировании данного вида грамотности предлагаю использовать материал «Схема эволюции человека». Обучающимся необходимо изучить схему и дать ответы на следующие вопросы: В чем состоит главная идея представленной информации?  У современного человека было два ближайших предка. Назвать их. Ч. Дарвин в своих исследованиях обратил внимание на довольно странный факт. Оказалось, что древние каменные наконечники стрел, привезенные из самых разных мест, почти тождественны между собой. Дать объяснение данному факту.

Методы и приёмы формирования естественно-научной грамотности

При формировании данного вида грамотности предлагаю использовать материал «Схема эволюции человека». Обучающимся необходимо изучить схему и дать ответы на следующие вопросы:

  • В чем состоит главная идея представленной информации?
  • У современного человека было два ближайших предка. Назвать их.
  • Ч. Дарвин в своих исследованиях обратил внимание на довольно странный факт.

Оказалось, что древние каменные наконечники стрел, привезенные из самых разных мест, почти тождественны между собой. Дать объяснение данному факту.

Финансовая грамотность   Финансовая грамотность  понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.

Финансовая грамотность

Финансовая грамотность  понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.

Методы и приёмы формирования финансовой грамотности Формированию финансовой грамотности обучающихся на уроках обществознания посвящен раздел  «Экономика». Для закрепления изученного материала учащимся предлагаются задачи: «Рассчитать семейный бюджет», составить «Памятку покупателю». При выполнении этих практических задач учащиеся могут проследить, как меняется структура доходов и расходов из месяца в месяц.  При изучении темы «Реклама», учащиеся рисуют рекламу своего товара, с удовольствием ее защищают, учатся разбираться во влиянии рекламы на поведение потребителя, что также способствует формированию финансовой грамотности детей. При актуализации знаний, формировании мотивации на уроке учащиеся отгадывают загадки, ребусы в которых зашифрованы экономические термины.

Методы и приёмы формирования финансовой грамотности

Формированию финансовой грамотности обучающихся на уроках обществознания посвящен раздел  «Экономика».

Для закрепления изученного материала учащимся предлагаются задачи: «Рассчитать семейный бюджет», составить «Памятку покупателю». При выполнении этих практических задач учащиеся могут проследить, как меняется структура доходов и расходов из месяца в месяц.

При изучении темы «Реклама», учащиеся рисуют рекламу своего товара, с удовольствием ее защищают, учатся разбираться во влиянии рекламы на поведение потребителя, что также способствует формированию финансовой грамотности детей.

При актуализации знаний, формировании мотивации на уроке учащиеся отгадывают загадки, ребусы в которых зашифрованы экономические термины.

  Креативное мышление и глобальные компетенции    Креативное мышление  - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Глобальные компетенции  - это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Креативное мышление и глобальные компетенции

Креативное мышление  - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

Глобальные компетенции  - это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

  Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте» Задание: Задание: Составь рассказ от имени земледельца, как прошел его день. Опишите его одежду, дом, обед, работы в поле. Тема урока «Библейские сказания» Задание: Опишите рисунок «В Древней Палестине». Почему на рисунке не видно кирпичных и деревянных домов» Тема урока «В городе богини Афины» Задание: Составьте рассказ от имени путешественника, посетившего Пирей и Афины. Включите в рассказ описание морских гаваней, Длинных стен. Керамика, Агоры, Акрополя. Тема урока «Повседневная жизнь при Петре I» Задание: используя интернет, подготовьте презентацию «Мода Петровской эпохи»

  Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте»

  • Задание: Задание: Составь рассказ от имени земледельца, как прошел его день. Опишите его одежду, дом, обед, работы в поле.
  • Тема урока «Библейские сказания»
  • Задание: Опишите рисунок «В Древней Палестине». Почему на рисунке не видно кирпичных и деревянных домов»
  • Тема урока «В городе богини Афины»
  • Задание: Составьте рассказ от имени путешественника, посетившего Пирей и Афины. Включите в рассказ описание морских гаваней, Длинных стен. Керамика, Агоры, Акрополя.
  • Тема урока «Повседневная жизнь при Петре I»
  • Задание: используя интернет, подготовьте презентацию «Мода Петровской эпохи»
Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!