СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Формирование навыков XXI века - читательская грамотность"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме "Читательская грамотность".

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Формирование навыков XXI века - читательская грамотность"»

Деятельность учителя русского языка по планированию обучения по формированию и развитию навыков XXI века: читательская грамотность   Подготовила: Поддубная А.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Нижнеиртышская СШ» имени М.Н. Макарова

Деятельность учителя русского языка по планированию обучения по формированию и развитию навыков XXI века: читательская грамотность

Подготовила: Поддубная А.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Нижнеиртышская СШ» имени М.Н. Макарова

Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе.   Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий  занимают чтение и работа с информацией.
  • Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе.  
  • Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимают чтение и работа с информацией.
Читательская грамотность  – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  • Читательская грамотность  – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Что значит «уметь читать»? Найти и извлечь  (сообщение или информацию) . Интегрировать и интерпретировать  (сообщение) . Осмыслить и оценить (сообщение) .

Что значит «уметь читать»?

  • Найти и извлечь  (сообщение или информацию) .
  • Интегрировать и интерпретировать  (сообщение) .
  • Осмыслить и оценить (сообщение) .
Уровни читательской грамотности Низкий . Ученик не воспринимает чувства автора, изложенные письменно, мысли и знания. Отсутствует способность к самообразованию.

Уровни читательской грамотности

  • Низкий . Ученик не воспринимает чувства автора, изложенные письменно, мысли и знания. Отсутствует способность к самообразованию.
 Средний . Для получения сообщений из текста и построения собственных суждений ученику требуется определенная помощь педагога. Данный уровень характерен для читателей, не до конца освоивших основы навыков чтения. Высокий . Ученик может продолжить обучение на следующей образовательной ступени. Он может оценивать текст самостоятельно, без помощи со стороны.

  • Средний . Для получения сообщений из текста и построения собственных суждений ученику требуется определенная помощь педагога. Данный уровень характерен для читателей, не до конца освоивших основы навыков чтения.
  • Высокий . Ученик может продолжить обучение на следующей образовательной ступени. Он может оценивать текст самостоятельно, без помощи со стороны.
Коммуникативная задача - установка на то, с какой целью осуществляется чтение:  где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация .
  • Коммуникативная задача - установка на то, с какой целью осуществляется чтение:  где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация .
Упражнения для обучения изучающему чтению определите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности; назовите данные, которые вы считаете особо важными, обоснуйте свое решение; добавьте факты, не меняя структуру текста; найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов /аннотации;

Упражнения для обучения изучающему чтению

  • определите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности;
  • назовите данные, которые вы считаете особо важными, обоснуйте свое решение;
  • добавьте факты, не меняя структуру текста;
  • найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов /аннотации;
Упражнения для обучения изучающему чтению составьте аннотацию / реферат; поставьте вопросы к основной и детализирующей информации текста; напишите тезисы по содержанию прочитанного; составьте письменную оценку (рецензию); прочитайте сокращенный вариант текста, заполните пропуски недостающими словами и так далее.

Упражнения для обучения изучающему чтению

  • составьте аннотацию / реферат;
  • поставьте вопросы к основной и детализирующей информации текста;
  • напишите тезисы по содержанию прочитанного;
  • составьте письменную оценку (рецензию);
  • прочитайте сокращенный вариант текста, заполните пропуски недостающими словами и так далее.
Упражнения для обучения ознакомительному чтению прочитайте план / утверждение, определите, соответствует ли он / оно последовательности изложенных в тексте фактов; расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста; выберите правильный ответ из 3 – 4 вариантов; найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке; составьте план текста;

Упражнения для обучения ознакомительному чтению

  • прочитайте план / утверждение, определите, соответствует ли он / оно последовательности изложенных в тексте фактов;
  • расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста;
  • выберите правильный ответ из 3 – 4 вариантов;
  • найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке;
  • составьте план текста;
Упражнения для обучения ознакомительному чтению найдите основную мысль в начале, середине, конце текста; подчеркните в каждом абзаце одно-два предложения, которые можно было бы опустить как несущественные; просмотрите текст и озаглавьте его;

Упражнения для обучения ознакомительному чтению

  • найдите основную мысль в начале, середине, конце текста;
  • подчеркните в каждом абзаце одно-два предложения, которые можно было бы опустить как несущественные;
  • просмотрите текст и озаглавьте его;
Упражнения для обучения ознакомительному чтению перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить; составьте аннотацию / краткий реферат прочитанного; передайте содержание текста в устной / письменной форме; составьте выводы на основе прочитанного;

Упражнения для обучения ознакомительному чтению

  • перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить;
  • составьте аннотацию / краткий реферат прочитанного;
  • передайте содержание текста в устной / письменной форме;
  • составьте выводы на основе прочитанного;
Упражнения для обучения ознакомительному чтению назовите наиболее интересные вопросы / данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения; прочитайте текст и составьте на основе содержания схему (диаграмму, анкету и др.); на основе содержания прочитанного текста дорисуйте карту / схему; выскажите свое мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии и так далее.

Упражнения для обучения ознакомительному чтению

  • назовите наиболее интересные вопросы / данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения;
  • прочитайте текст и составьте на основе содержания схему (диаграмму, анкету и др.);
  • на основе содержания прочитанного текста дорисуйте карту / схему;
  • выскажите свое мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии и так далее.
Целью  просмотрового чтения  является «получение самого общего представления о содержании текста, о его теме и круге затронутых вопросов». Данный вид чтения формируется при знакомстве с учебником и со словарем.
  • Целью  просмотрового чтения  является «получение самого общего представления о содержании текста, о его теме и круге затронутых вопросов». Данный вид чтения формируется при знакомстве с учебником и со словарем.
Поисковое чтение  – это «просмотр текста с целью поиска слова, факта, даты».
  • Поисковое чтение  – это «просмотр текста с целью поиска слова, факта, даты».
Упражнения для обучения поисковому чтению определите тему / проблему текста (статьи); прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы; найдите в тексте основной довод в пользу заголовка; прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т.д.);

Упражнения для обучения поисковому чтению

  • определите тему / проблему текста (статьи);
  • прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы;
  • найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;
  • прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т.д.);
Упражнения для обучения поисковому чтению найдите абзацы, посвященные указанной теме; найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для выводов); просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует; найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным / отрицательным; разделите текст на части в соответствии с пунктами плана; выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом.

Упражнения для обучения поисковому чтению

  • найдите абзацы, посвященные указанной теме;
  • найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для выводов);
  • просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует;
  • найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным / отрицательным;
  • разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;
  • выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом.
Стратегический подход к чтению учит анализировать, отбирать, организовывать, интегрировать; воспитывает независимого, мыслящего читателя; формирует читательскую компетентность, то есть ребенок творчески подходит к нестандартной ситуации и умеет ориентироваться в различных видах информации.
  • Стратегический подход к чтению учит анализировать, отбирать, организовывать, интегрировать; воспитывает независимого, мыслящего читателя; формирует читательскую компетентность, то есть ребенок творчески подходит к нестандартной ситуации и умеет ориентироваться в различных видах информации.
Стратегия читательской деятельности включает в себя три этапа:  предтекстовый, текстовый (собственно чтение) и послетекстовый (часто в парах).
  • Стратегия читательской деятельности включает в себя три этапа:  предтекстовый, текстовый (собственно чтение) и послетекстовый (часто в парах).
Предтекстовые ориентировочные стратегии нацелены на постановку задач чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.
  • Предтекстовые ориентировочные стратегии нацелены на постановку задач чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.
К предтекстовым стратегиям читательской деятельности можно отнести следующее:  создание глоссария; припоминание важной информации; использование предварительных организаторов чтения; беглый обзор материала; постановка предваряющих чтение вопросов; постановка цели чтения; определение характера текста; просмотр заголовка и подзаголовков и прогнозирование содержания по заголовку; предположение о цели его написания (о замысле автора).
  • К предтекстовым стратегиям читательской деятельности можно отнести следующее:  создание глоссария; припоминание важной информации; использование предварительных организаторов чтения; беглый обзор материала; постановка предваряющих чтение вопросов; постановка цели чтения; определение характера текста; просмотр заголовка и подзаголовков и прогнозирование содержания по заголовку; предположение о цели его написания (о замысле автора).
Следующий этап стратегии читательской деятельности – текстовой. Стратегия текстовой деятельности включает в себя  выдвижение гипотезы о содержании текста, ее подтверждение или отклонение; контекстуальную и смысловую догадки и мониторинг чтения, то есть постановку и ответы на вопросы, ведение записей в самой различной форме, различные варианты работы со словом, кластеризацию.
  • Следующий этап стратегии читательской деятельности – текстовой. Стратегия текстовой деятельности включает в себя  выдвижение гипотезы о содержании текста, ее подтверждение или отклонение; контекстуальную и смысловую догадки и мониторинг чтения, то есть постановку и ответы на вопросы, ведение записей в самой различной форме, различные варианты работы со словом, кластеризацию.
Послетекстовая стратегия читательской деятельности – это заключительный этап работы с текстом, поэтому здесь важны задания различного уровня – от репродуктивного, продуктивного, коммуникативного до творческого; задания могут носить познавательный, учебный или практически-прикладной характер.
  • Послетекстовая стратегия читательской деятельности – это заключительный этап работы с текстом, поэтому здесь важны задания различного уровня – от репродуктивного, продуктивного, коммуникативного до творческого; задания могут носить познавательный, учебный или практически-прикладной характер.
Стратегии заключительного этапа аннотация, реферат, резюме, выделение важного, обобщение, констатация значимости, трансформация текста в другую литературную или внетекстовую форму (сценарий, пьеса, стихотворение, синквейн, биографическое творчество, иллюстрация и др.), ведение журнала чтения и читательских реакций, написание собственных текстов и так далее.

Стратегии заключительного этапа

  • аннотация, реферат, резюме, выделение важного, обобщение, констатация значимости, трансформация текста в другую литературную или внетекстовую форму (сценарий, пьеса, стихотворение, синквейн, биографическое творчество, иллюстрация и др.), ведение журнала чтения и читательских реакций, написание собственных текстов и так далее.
Навыки XXI века   Способность к отбору информации. Способность мыслить нестандартно и гибко, в том числе генерировать новые и креативные идеи . Способность понимать смыслы, делать выводы. Социальный интеллект

Навыки XXI века

  • Способность к отбору информации.
  • Способность мыслить нестандартно и гибко, в том числе генерировать новые и креативные идеи .
  • Способность понимать смыслы, делать выводы.
  • Социальный интеллект
Навыки XXI века   Способность работать с современными средствами массовой информации. Универсальность навыков и  мышления , самообразование. Способность мыслить проективно. Способность вычислять - способность к обработке больших объёмов информации.

Навыки XXI века

  • Способность работать с современными средствами массовой информации.
  • Универсальность навыков и  мышления , самообразование.
  • Способность мыслить проективно.
  • Способность вычислять - способность к обработке больших объёмов информации.

Навыки XXI века   Сотрудничество в виртуальном пространстве. Межкультурная компетентность.

Навыки XXI века

  • Сотрудничество в виртуальном пространстве.
  • Межкультурная компетентность.
Деятельность учителя русского языка по планированию обучения по формированию и развитию навыков XXI века: читательская грамотность   Подготовила: Поддубная А.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Нижнеиртышская СШ» имени М.Н. Макарова

Деятельность учителя русского языка по планированию обучения по формированию и развитию навыков XXI века: читательская грамотность

Подготовила: Поддубная А.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Нижнеиртышская СШ» имени М.Н. Макарова


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!