Инвентаризация ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Преподаватель Сафоновского филиала областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Смоленская академия профессионального образования» Т.А.Касаткина
«Учёт должен принудить каждого работающего на предприятии быть честным, хотя бы и против желания»
Ф. Беста 1893г
Цели семинара-практикума
-обобщение материала по теме «инвентаризация ТМЦ»
-систематизация мероприятий по проведению по инвентаризации имущества;
- определение фактического наличия имущества в структурном подразделении;
-заполнение документов (ИНВ-3 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей»;
Справка о фактическом наличии товарно-материальных ценностей;
ИНВ-19 «Сличительная ведомость инвентаризации товарно-материальных ценностей»);
-определение результатов инвентаризации и отражение полученных результатов в учете при помощи корреспонденции счетов.
Вопросы для закрепления изученного материала
- понятие и значение инвентаризации
- виды инвентаризации, их особенности
- порядок и сроки проведения инвентаризации
- какие основные документы используются при инвентаризации?
- какими бухгалтерскими проводками оформляются излишки, выявленные при инвентаризации?
- какими бухгалтерскими поводками оформляются недостачи, выявленные при инвентаризации?
- надо ли проводить инвентаризацию на предприятиях?
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ – это способ установления фактического наличия товарно-материальных ценностей и обязательств с данными
бухгалтерского учёта.
(ежегодно на 1 октября)
По данным
бухгалтерского учета
По фактическим данным
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ является эффективным методом контроля за:
-сохранностью имущества,
-соблюдением финансовой дисциплины,
-правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учёта,
-своевременным обнаружением и исправлением расхождений между фактическими данными, полученными в результате проведения инвентаризации и данными текущего учёта.
2. Цели инвентаризации:
1. Проверка правильности данных текущего учёта и выявление допущенных ошибок.
2. Контроль за сохранностью имущества
3. Проверка условий и порядка хранения товарно-материальных ценностей
4. Выявление испорченных, устаревших и залежалых МПЗ
5.Выявление при переучете фактического наличия имущества и состояния расчетов с юридическими и физическими лицами;
сопоставлении полученных в результате инвентаризации данных с данными бухгалтерского учета .
Документальное оформление инвентаризации
контроль за выполнением приказа о проведении инвентаризации; выявление результатов и отражение их в учете
Приказ о проведении инвентаризации
Сличительная ведомость результатов инвентаризации
Инвентаризационная опись (акт инвентаризации)
Документация по оформлению результатов инвентаризации
№ ИНВ-1 «Инвентаризационная опись основных средств»;
№ ИНВ-3 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей»;
№ ИНВ-15 «Акт инвентаризации денежных средств»; № ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами»;
№ ИНВ-18 «Сличительная ведомость инвентаризации основных средств»;
№ ИНВ-19 «Сличительная ведомость инвентаризации товарно-материальных ценностей»;
№ ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией»
В результате инвентаризации могут быть обнаружены:
Бананы – 1 кг
Излишки должны быть оприходованы
Излишки ТМЦ
Дт 10 (01,43, 41 и т.д.) - Кт 91
объяснительная
недостача
Дт 94 – Кт 10 (41, 43, 50 и т д.)
Недостача по вине материально ответственного лица
Удерживается с материально ответственного лица
Дт 73-2 – Кт 94
Относятся
на убытки
Недостачу не по вине материально ответственного лица
Дт 91 – Кт 94
Правила проведения инвентаризации установлены
Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" С изменениями и дополнениями от:8 ноября 2010 г.
- Федеральный закон « О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ.)
Алгоритм выполнения практического задания
1 этап
- в таблице 1. ИНВ-3 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей»
произвести расчет суммы (руб.) по данным бухгалтерского учета по каждому инвентаризируемому объекту. Произвести расчет итоговой суммы (ст.6)*.
2 этап
- В таблице 2. Справка о наличии товароматериальных ценностей на дату инвентаризации,
произвести расчет фактической суммы (руб.) по каждому инвентаризируемому объекту, в результате проведения инвентаризации. Произвести расчет итоговой суммы (ст.6)*.
3 этап
- на основании данных таблиц 1- ИНВ-3 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей» и данных таблицы 2 -Справка о наличии товарно-материальных ценностей на дату инвентаризации произведите сравнение данных по бухгалтерскому учету и фактического наличия товарно-материальных ценностей. Определите результаты инвентаризации и внесите их в таблицу 3.
4 этап
На основе данных задания 2 составьте корреспонденцию счетов. Укажите сумму недостачи(излишек) если таковые имеются
Дополните фразы:
Я научилась…
Теперь я могу…
Данная тема мне поможет…
Было сложно…
Домашнее задание
Тема «Формы бухгалтерского учета»
К следующему занятию я прошу Вас ознакомиться с темой и подготовить материал по вопросу « Какие формы бухгалтерского учета применяют в Российской практике учета?»
Материал Вы можете посмотреть в электронной библиотеке,
-Н.П.Кондраков «Бухгалтерский учет»
-Русалева Л.А., Богаченко В.М. «Теория бухгалтерского учёта» Ростов-на-Дону Феникс 2011г. повт. стр 333-360.;
-Богаченко В.М, Кириллова Н.А. «Практикум по бухгалтерскому учёту» Ростов-на-Дону: Феникс 2010г. стр. 150-151 задача 1,5.
Задача на повторение
Условие задачи: Дирекция ООО «Заря» распоряжением №17 от 30 сентября 2014 г.назначила внезапную проверку денежных средств в кассе (кассир Павлова Р.И,) по состоянию на 30 сентября 2014 года.
Комиссия в составе представителей – бухгалтера Шиловой Т.М., членов комиссии: администратора Кузнецовой Т.А., менеджера Якимовой Л.А. провести проверку денег в кассе.
При проверке денег в кассе по состоянию на 30 сентября 2014г. оказалось в наличии 1582 рубля, а так же проездных билетов на автобус на сумму 240 рублей. Согласно кассовой книги (бухгалтерских данных) остаток денег в кассе на конец дня составил 1614 рублей, проездных билетов нет в наличии.
Требуется определить результаты инвентаризации и отразить их в учёте(составить корреспонденцию счетов).
Как ваше самочувствие?
3
1
2
5
6
7
4
8
Спасибо за общение
Успехов!