СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме: "Изготовление и материалы зубчатых колес"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрены вопросы изготовления и материалы зубчатых колес

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: "Изготовление и материалы зубчатых колес"»

Зубчатые передачи

Зубчатые передачи

Изготовление зубчатых колес Заготовки зубчатых колес получают ковкой в штампах или свобод­ной ковкой, реже литьем в зависимости от размеров, материала, фор­мы и масштаба выпуска. Зубья эвольвентных колес изготовляют так, чтобы каждое колесо могло входить в зацепление с колесами того же модуля, имеющими любое число зубьев.  Зубья колес получают нарезанием  или накатыванием . Возможны также штамповка, протягивание и т. д. В большинстве случаев зубчатые колеса изготовляют нарезанием.  Нарезание зубьев выполняют одним из двух методов: копированием  или обкаткой .

Изготовление зубчатых колес

Заготовки зубчатых колес получают ковкой в штампах или свобод­ной ковкой, реже литьем в зависимости от размеров, материала, фор­мы и масштаба выпуска. Зубья эвольвентных колес изготовляют так, чтобы каждое колесо могло входить в зацепление с колесами того же модуля, имеющими любое число зубьев.

Зубья колес получают нарезанием или накатыванием . Возможны также штамповка, протягивание и т. д. В большинстве случаев зубчатые колеса изготовляют нарезанием. Нарезание зубьев выполняют одним из двух методов: копированием или обкаткой .

 Метод копирования заключается в прорезании впадин между зубь­ями модульными фрезами : дисковыми (а) или концевыми (пальцевыми) (б). После прорезания каждой впадины заготовку поворачивают на шаг зацепления. Профиль впадины является копией профиля режущих кромок фрезы, отсюда и название — метод копирования. Точность нарезаемых зубьев невысокая, метод малопроизводительный, его при­меняют преимущественно в ремонтном деле.  Пальцевые фрезы используют для нарезания прямозубых, косозубых цилиндрических и шевронных колес крупного модуля (m = 10 – 50 мм). Дисковые – для чернового и чистового нарезания прямозубых цилиндрических колес, чернового нарезания зубьев косозубых колес и прямозубых конических колес. Нарезание зубьев методом копирования а – дисковой фрезой; б – пальцевой фрезой

Метод копирования заключается в прорезании впадин между зубь­ями модульными фрезами : дисковыми (а) или концевыми (пальцевыми) (б). После прорезания каждой впадины заготовку поворачивают на шаг зацепления. Профиль впадины является копией профиля режущих кромок фрезы, отсюда и название — метод копирования. Точность нарезаемых зубьев невысокая, метод малопроизводительный, его при­меняют преимущественно в ремонтном деле.

Пальцевые фрезы используют для нарезания прямозубых, косозубых цилиндрических и шевронных колес крупного модуля (m = 10 – 50 мм). Дисковые – для чернового и чистового нарезания прямозубых цилиндрических колес, чернового нарезания зубьев косозубых колес и прямозубых конических колес.

Нарезание зубьев методом копирования

а – дисковой фрезой; б – пальцевой фрезой

 Обычно фрезой одного модуля нарезают впадины в определенном диапазоне чисел зубьев , в результате чего зубья не всегда будут иметь точный профиль, т.к. с изменением числа зубьев меняется профиль впадины.  Поэтому метод копирования не обеспечивает высокую точность изготовления зубчатых колес из-за ограниченности рядов модульных фрез, искажения фрезы при закалке, неточности ее формы и неточности ее установки на станке и применяется в основном в единичном и мелкосерийном производстве.

Обычно фрезой одного модуля нарезают впадины в определенном диапазоне чисел зубьев , в результате чего зубья не всегда будут иметь точный профиль, т.к. с изменением числа зубьев меняется профиль впадины.

Поэтому метод копирования не обеспечивает высокую точность изготовления зубчатых колес из-за ограниченности рядов модульных фрез, искажения фрезы при закалке, неточности ее формы и неточности ее установки на станке и применяется в основном в единичном и мелкосерийном производстве.

 Метод обкатки – точный, высокопроизводительный и наиболее распространенный метод. Нарезание зубьев по этому методу основано на воспроизведении зацепления зубчатой пары , одним из элементов которой является режущий инструмент — червяч­ная фреза, долбяк или гребенка .  Червячная фреза имеет в осевом сечении форму инструментальной рейки. При нарезании зубьев заготовка и фреза вращаются вокруг своих осей, обеспечивая непрерывность про­цесса. Нарезание зубьев червячными фрезами широко применяют для из­готовления цилиндрических колес с внешним расположением зубьев.  а) Нарезание зубьев червячной фрезой

Метод обкатки точный, высокопроизводительный и наиболее распространенный метод. Нарезание зубьев по этому методу основано на воспроизведении зацепления зубчатой пары , одним из элементов которой является режущий инструмент — червяч­ная фреза, долбяк или гребенка .

Червячная фреза имеет в осевом сечении форму инструментальной рейки. При нарезании зубьев заготовка и фреза вращаются вокруг своих осей, обеспечивая непрерывность про­цесса.

Нарезание зубьев червячными фрезами широко применяют для из­готовления цилиндрических колес с внешним расположением зубьев.

а) Нарезание зубьев червячной фрезой

 Для нарезания колес с внутренним расположением зубьев применяют долбяки (б).  Гребенками (в) нарезают прямозубые и косозубые колеса с большим модулем зацепления.  в)

Для нарезания колес с внутренним расположением зубьев применяют долбяки (б).

Гребенками (в) нарезают прямозубые и косозубые колеса с большим модулем зацепления.

в)

 Нарезание зубьев конических колес методом обкатки производят строганием (а),  фрезерованием (б)  или резцовыми головками (в) . в ) б )  Достоинством метода обкатки является то, что он позволяет одним и тем же инструментом изготовлять колеса с зубьями различной формы . Обкатка по сравнению со способом копирования обеспечивает большую точность и производительность.

Нарезание зубьев конических колес методом обкатки производят строганием (а), фрезерованием (б) или резцовыми головками (в) .

в )

б )

Достоинством метода обкатки является то, что он позволяет одним и тем же инструментом изготовлять колеса с зубьями различной формы . Обкатка по сравнению со способом копирования обеспечивает большую точность и производительность.

 Накатывание зубьев применяют в массовом производстве. Предвари­тельное формообразование зубьев цилиндрических и конических колес производят горячим накатыванием.  Венец стальной заготовки нагрева­ют токами высокой частоты до 1200° С, а затем обкатывают между колесами-накатниками . При этом на венце выдавливаются зубья .  Для получения колес более высокой точности производят последующую механическую обработку зубьев или холодное накатывание — калибровку.  Холодное накатывание зубьев применяют при модуле до 1 мм .  Зубонакатывание — высокопроизводительный метод изготовления колес с минимальным отходом металла в стружку.

Накатывание зубьев применяют в массовом производстве. Предвари­тельное формообразование зубьев цилиндрических и конических колес производят горячим накатыванием.

Венец стальной заготовки нагрева­ют токами высокой частоты до 1200° С, а затем обкатывают между колесами-накатниками . При этом на венце выдавливаются зубья .

Для получения колес более высокой точности производят последующую механическую обработку зубьев или холодное накатывание — калибровку. Холодное накатывание зубьев применяют при модуле до 1 мм .

Зубонакатывание — высокопроизводительный метод изготовления колес с минимальным отходом металла в стружку.

Отделка зубьев.    Для достижения высокой точности и малой шероховатости поверхности зубьев после нарезания подвергают отделке  шевингованием, шлифованием, притиркой или обкаткой.  Шевингование  применяют для тонкой обработки незакаленных зубьев. Выполняют инструментом — шевером ,  имеющим вид зубчатого колеса с узкими канавками на поверхности зубьев. Вращаясь в  зацеплении с обрабатываемым колесом, шевер снимает режущими кромками кана­вок волосообразную стружку с зубьев колеса.  Шлифование применяют для обработки закаленных зубьев. Выполня­ют шлифовальными кругами способом копирования или обкатки.  Притирку  используют для отделки закаленных зубьев колес. Выпол­няют притиром — чугунным точно изготовленным колесом с исполь­зованием притирочных абразивных паст.  Обкатку  применяют для сглаживания шероховатостей на рабочих по­верхностях зубьев незакаленных колес. В течение 1...2 мин зубчатое колесо обкатывают под нагрузкой с эталонным колесом высокой твердости.

Отделка зубьев.

Для достижения высокой точности и малой шероховатости поверхности зубьев после нарезания подвергают отделке шевингованием, шлифованием, притиркой или обкаткой.

Шевингование применяют для тонкой обработки незакаленных зубьев. Выполняют инструментом — шевером , имеющим вид зубчатого колеса с узкими канавками на поверхности зубьев. Вращаясь в зацеплении с обрабатываемым колесом, шевер снимает режущими кромками кана­вок волосообразную стружку с зубьев колеса.

Шлифование применяют для обработки закаленных зубьев. Выполня­ют шлифовальными кругами способом копирования или обкатки.

Притирку используют для отделки закаленных зубьев колес. Выпол­няют притиром — чугунным точно изготовленным колесом с исполь­зованием притирочных абразивных паст.

Обкатку применяют для сглаживания шероховатостей на рабочих по­верхностях зубьев незакаленных колес. В течение 1...2 мин зубчатое колесо обкатывают под нагрузкой с эталонным колесом высокой твердости.

Материалы зубчатых колес  Выбор материала для изготовления зубчатых колес определяется назначением передачи, условиями ее работы, габаритами колес, типом производства (единичное, серийное, массовое), технологическими соображениями . В приборостроении колеса изготавливают из сталей, пластмасс, латуни, алюминиевых сплавов. В машиностроении используют стали, реже чугуны и пластмассы. Стали .  Основными материалами для изготовления зубчатых колес силовых передач служат термически обрабатываемые стали.  В зависимости от твердости рабочих поверхностей зубьев после термообработки зубчатые колеса можно условно разделить на две группы.

Материалы зубчатых колес

Выбор материала для изготовления зубчатых колес определяется назначением передачи, условиями ее работы, габаритами колес, типом производства (единичное, серийное, массовое), технологическими соображениями . В приборостроении колеса изготавливают из сталей, пластмасс, латуни, алюминиевых сплавов. В машиностроении используют стали, реже чугуны и пластмассы.

Стали .

Основными материалами для изготовления зубчатых колес силовых передач служат термически обрабатываемые стали.

В зависимости от твердости рабочих поверхностей зубьев после термообработки зубчатые колеса можно условно разделить на две группы.

350 НВ (Н 45 HRC) (При твердости Н 350 НВ твердость материала измеряется по шкале HRC) Материалами для колес первой группы служат углеродистые стали марок 40, 45, 50, легированные стали марок 40Х, 45Х, 40XH и др. с термообработкой нормализацией, улучшением У колес первой группы нарезание зубьев производят после окончательной термообработки . При этом получают высокую точность изготовления зубьев без применения дорогих отделочных операций. Стальные зубья с указанной твердостью хорошо прирабатываются, не подвергаются хрупкому разрушению при динамических нагрузках. Такие колеса применяют в слабо- и средненагруженных передачах, а также в передачах с большими размерами колес, термообработка которых затруднена. Изготовление колес из указанной группы сталей оправдано в единичном и мелкосерийном производстве, а также ремонтной практике. В целях выравнивания долговечности и улучшения прирабатываемости следует твердость активных поверхностей зубьев шестерни делать большей, чем у колеса на 20… 50 НВ . " width="640"

Первая группа — зубчатые колеса с твердостью поверхностей зубьев

Н ≤ 350 НВ

Вторая группа колеса с твердостью рабочих поверхностей

Н 350 НВ (Н 45 HRC)

(При твердости Н 350 НВ твердость материала измеряется по шкале HRC)

Материалами для колес первой группы служат углеродистые стали марок 40, 45, 50, легированные стали марок 40Х, 45Х, 40XH и др. с термообработкой нормализацией, улучшением

У колес первой группы нарезание зубьев производят после окончательной термообработки .

При этом получают высокую точность изготовления зубьев без применения дорогих отделочных операций. Стальные зубья с указанной твердостью хорошо прирабатываются, не подвергаются хрупкому разрушению при динамических нагрузках.

Такие колеса применяют в слабо- и средненагруженных передачах, а также в передачах с большими размерами колес, термообработка которых затруднена. Изготовление колес из указанной группы сталей оправдано в единичном и мелкосерийном производстве, а также ремонтной практике. В целях выравнивания долговечности и улучшения прирабатываемости следует твердость активных поверхностей зубьев шестерни делать большей, чем у колеса на 20… 50 НВ .

350 НВ) нарезание зубьев производится до термообработки . Высокая твердость поверхностных слоев материала при сохранении вязкой сердцевины достигается применением поверхностного терми­ческого или химико-термического упрочнения : поверхностной закалки, цементации и нитроцементации с закалкой, азотирования . Для исправления коробления зубьев после термообработки используют дорогостоящие отделочные операции (шлифование, притирка, обкатка) на специальном оборудовании, что значительно повышает стоимость колес. В этой связи данную группу сталей целесообразно использовать в условиях крупносерийного и массового производства. Применение зубчатых колес с твердостью 350 НВ значительно повышает усталостную контактную прочность зубьев и, соответственно, нагрузочную способность передачи, что приводит к снижению габаритов передачи, возрастает износостойкость колес и сопротивление заеданию зубьев. Однако зубья с большой твердостью рабочих поверхностей плохо прирабатываются, что требует высокой точности их изготовления. Обеспечивать в этих передачах разность твердостей зубьев шестерни и колеса не требуется . " width="640"

У зубчатых колес второй группы (Н 350 НВ) нарезание зубьев производится до термообработки .

Высокая твердость поверхностных слоев материала при сохранении вязкой сердцевины достигается применением поверхностного терми­ческого или химико-термического упрочнения : поверхностной закалки, цементации и нитроцементации с закалкой, азотирования .

Для исправления коробления зубьев после термообработки используют дорогостоящие отделочные операции (шлифование, притирка, обкатка) на специальном оборудовании, что значительно повышает стоимость колес.

В этой связи данную группу сталей целесообразно использовать в условиях крупносерийного и массового производства. Применение зубчатых колес с твердостью 350 НВ значительно повышает усталостную контактную прочность зубьев и, соответственно, нагрузочную способность передачи, что приводит к снижению габаритов передачи, возрастает износостойкость колес и сопротивление заеданию зубьев.

Однако зубья с большой твердостью рабочих поверхностей плохо прирабатываются, что требует высокой точности их изготовления. Обеспечивать в этих передачах разность твердостей зубьев шестерни и колеса не требуется .

Рекомендуемые марки сталей для изготовления зубчатых колес Марки сталей Вид термообработки Стали легированные конструкционные 15Х, 20Х, 18ХГТ, 12ХН3А и др. по ГОСТ 4543 – 71 Область применения Химико-термическое упрочнение с закалкой до твердости Н = 56…63 HRC Стали легированные конструкционные 40Х, 45Х, 40ХН и др. по ГОСТ 4543–71 Высоконагруженные зубчатые передачи Поверхностная закалка с нагревом ТВЧ до твердости Н = 50…55 HRC Средненагруженные зубчатые передачи Улучшение до твердости Н = 230…280 HВ Литейные стали 50Л, 55Л и др. по ГОСТ 977 – 88 Зубчатые передачи при отсутствии жестких требований к габаритам Нормализация до твердости Н = 190…220 HВ Крупногабаритные зубчатые передачи

Рекомендуемые марки сталей для изготовления зубчатых колес

Марки сталей

Вид термообработки

Стали легированные конструкционные 15Х, 20Х, 18ХГТ, 12ХН3А и др. по ГОСТ 4543 – 71

Область применения

Химико-термическое упрочнение с закалкой до твердости Н = 56…63 HRC

Стали легированные конструкционные 40Х, 45Х, 40ХН и др. по ГОСТ 4543–71

Высоконагруженные зубчатые передачи

Поверхностная закалка с нагревом ТВЧ до твердости Н = 50…55 HRC

Средненагруженные зубчатые передачи

Улучшение до твердости Н = 230…280 HВ

Литейные стали 50Л, 55Л и др. по ГОСТ 977 – 88

Зубчатые передачи при отсутствии жестких требований к габаритам

Нормализация до твердости Н = 190…220 HВ

Крупногабаритные зубчатые передачи

Выбор марок сталей для зубчатых колес.   Без термической обработ­ки механические характеристики всех сталей близки, поэтому приме­нение легированных сталей без термообработки нерационально.  Прокаливаемость сталей различна: высоколегированных — наиболь­шая, углеродистых — наименьшая.  Стали с плохой прокаливаемостью при больших сечениях заготовок нельзя термически обработать до высокой твердости.  Поэтому марку стали для зубчатых колес выбирают с учетом размеров их заготовок (поковок).  Окончательно решить вопрос о пригодности заготовки можно после проведения прочностных расче­тов и определения геометрических размеров зубчатой передачи .

Выбор марок сталей для зубчатых колес.

Без термической обработ­ки механические характеристики всех сталей близки, поэтому приме­нение легированных сталей без термообработки нерационально.

Прокаливаемость сталей различна: высоколегированных — наиболь­шая, углеродистых — наименьшая.

Стали с плохой прокаливаемостью при больших сечениях заготовок нельзя термически обработать до высокой твердости.

Поэтому марку стали для зубчатых колес выбирают с учетом размеров их заготовок (поковок).

Окончательно решить вопрос о пригодности заготовки можно после проведения прочностных расче­тов и определения геометрических размеров зубчатой передачи .

500 мм). Марки сталей — 35Л...55Л. Литые колеса подверга­ют нормализации. Чугуны применяют для изготовления крупногабаритных зубчатых колес в тихоходных (v ≤ 1 м/с) открытых передачах . Зубчатые колеса изготавливают из серого чугуна марок СЧ 20 – СЧ 35, а также высокопрочного ВЧ 35 – ВЧ 40. Такие передачи могут работать при недостаточной смазке , они хорошо сопротивляются заеданию , дешевле остальных. Основной недостаток – пониженная прочность на изгиб , поэтому габариты чугунных колес значительно больше, чем стальных. Пластмассы применяют в слабонагруженных передачах , к габаритам которых не предъявляют жестких требований, где требуется снижение шума и вибраций , самосмазываемость или обеспечение химической стойкости . Нагрузочная способность их значительно ниже, чем стальных. Наиболее распространены текстолит, полиамид, фторопласт, капролон, полиформ­альдегид. В высоконагруженных передачах неработоспособны. " width="640"

Стальное литье применяют при изготовлении крупных зубчатых колес (d 500 мм). Марки сталей — 35Л...55Л. Литые колеса подверга­ют нормализации.

Чугуны применяют для изготовления крупногабаритных зубчатых колес в тихоходных (v ≤ 1 м/с) открытых передачах . Зубчатые колеса изготавливают из серого чугуна марок СЧ 20 – СЧ 35, а также высокопрочного ВЧ 35 – ВЧ 40. Такие передачи могут работать при недостаточной смазке , они хорошо сопротивляются заеданию , дешевле остальных. Основной недостаток – пониженная прочность на изгиб , поэтому габариты чугунных колес значительно больше, чем стальных.

Пластмассы применяют в слабонагруженных передачах , к габаритам которых не предъявляют жестких требований, где требуется снижение шума и вибраций , самосмазываемость или обеспечение химической стойкости . Нагрузочная способность их значительно ниже, чем стальных. Наиболее распространены текстолит, полиамид, фторопласт, капролон, полиформ­альдегид. В высоконагруженных передачах неработоспособны.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя