СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме: «Музыка и слагаемые художественного образа в синтетических видах искусства. Музыка и театр: исторический экскурс. Театр XVIII века в России». Искусство (музыка) 9 класс.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для учащихся 9 классов, изучающих предмет искусство (музыка) по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Кашековой И.Э.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: «Музыка и слагаемые художественного образа в синтетических видах искусства. Музыка и театр: исторический экскурс. Театр XVIII века в России». Искусство (музыка) 9 класс.»

Тема урока: «Музыка и слагаемые художественного образа в синтетических видах искусства. Музыка и театр: исторический экскурс. Театр XVIII века в России». XVIII век в России отмечен реформами Петра I, а также ростом государственного и военного престижа страны. Развитие внешней торговли способствовало установлению экономических и культурных связей с другими странами. Драматургия и театральное искусство сохранили свою самобытность и народные традиции. Влияние церкви на развитие культуры и искусства заметно уменьшилось. Возросло значение просвещения и совершенствования родного языка. Автор работы: учитель музыки Корчагина Элеонора Васильевна МБОУ Лицей №6 г.Воронеж

Тема урока: «Музыка и слагаемые художественного образа в синтетических видах искусства. Музыка и театр: исторический экскурс. Театр XVIII века в России».

XVIII век в России отмечен реформами Петра I, а также ростом государственного и военного престижа страны. Развитие внешней торговли способствовало установлению экономических и культурных связей с другими странами.

Драматургия и театральное искусство сохранили свою самобытность и народные традиции. Влияние церкви на развитие культуры и искусства заметно уменьшилось. Возросло значение просвещения и совершенствования родного языка.

Автор работы: учитель музыки

Корчагина Элеонора Васильевна

МБОУ Лицей №6 г.Воронеж

В 1702 году в Москве открылся государственный публичный театр , в котором играла труппа профессиональных немецких актеров под руководством И. Кунста и О. Фюрста. Этот театр проработал около 4 лет и закрылся по причине плохой посещаемости. Репертуар театра состоял в основном из пьес немецких авторов, и исполнялись пьесы на немецком языке.  Труппа Кунста выступала сначала во дворце Лефорта, который находился в Немецкой слободе, а позже в Комедиальной храмине. В 1703 году Кунст умер, и его актеры уехали на родину. К сожалению, ему не нашлось достойного последователя.

В 1702 году в Москве открылся государственный публичный театр , в котором играла труппа профессиональных немецких актеров под руководством И. Кунста и О. Фюрста. Этот театр проработал около 4 лет и закрылся по причине плохой посещаемости. Репертуар театра состоял в основном из пьес немецких авторов, и исполнялись пьесы на немецком языке.

Труппа Кунста выступала сначала во дворце Лефорта, который находился в Немецкой слободе, а позже в Комедиальной храмине. В 1703 году Кунст умер, и его актеры уехали на родину. К сожалению, ему не нашлось достойного последователя.

Театр «охочих комедиантов» Артистами театра «охочих комедиантов» были мелкие государственные служащие, учащиеся, ремесленники, рабочие, солдаты. Репертуар их представлял собой спектакли поставленные по общеизвестным в то время произведениям литературы. Этот театр соединял черты любительского и профессионального театров. На 50-е годы XVIII века приходится пик развития театра охочих комедиантов .  В периоды политической нестабильности в государстве театры становились местами скопления большого количества народа, где можно было критиковать правящую власть. В связи с этим в начале 70-х годов XVIII века народные театры были запрещены , потому что власть имущие боялись народных волнений .

Театр «охочих комедиантов»

Артистами театра «охочих комедиантов» были мелкие государственные служащие, учащиеся, ремесленники, рабочие, солдаты. Репертуар их представлял собой спектакли поставленные по общеизвестным в то время произведениям литературы. Этот театр соединял черты любительского и профессионального театров. На 50-е годы XVIII века приходится пик развития театра охочих комедиантов .

В периоды политической нестабильности в государстве театры становились местами скопления большого количества народа, где можно было критиковать правящую власть. В связи с этим в начале 70-х годов XVIII века народные театры были запрещены , потому что власть имущие боялись народных волнений .

Русский публичный театр В 1756 году правительственным указом от 30 августа в Петербурге был учрежден Русский публичный театр для представления трагедий и комедий. Первым его директором стал известный русский актер Александр Сумароков . На представления продавались билеты, доступные разным слоям населения. Основатель Ярославского театра охочих комедиантов Федор Григорьевич Волков (1729—1763) стал первым профессиональным актером Русского публичного театра. После отставки А. Сумарокова директором театра был назначен Ф. Г. Волков.

Русский публичный театр

В 1756 году правительственным указом от 30 августа в Петербурге был учрежден Русский публичный театр для представления трагедий и комедий. Первым его директором стал известный русский актер Александр Сумароков . На представления продавались билеты, доступные разным слоям населения. Основатель Ярославского театра охочих комедиантов Федор Григорьевич Волков (1729—1763) стал первым профессиональным актером Русского публичного театра. После отставки А. Сумарокова директором театра был назначен Ф. Г. Волков.

Александр Петрович Сумароков Основоположник русской классической драматургии ,один из организаторов и первый директор русского профессионального публичного театра , созданного в 1756 году. Первая его трагедия «Хорев» , написанная на сюжет из истории Киевской Руси . Тема трагедии – долг перед Отечеством. Выбор сюжета, тема, звучные стихи определили огромный успех пьесы.

Александр Петрович Сумароков

Основоположник русской классической драматургии ,один из организаторов и первый директор русского профессионального публичного театра , созданного в 1756 году.

Первая его трагедия «Хорев» , написанная на сюжет из истории Киевской Руси . Тема трагедии – долг перед Отечеством.

Выбор сюжета, тема, звучные стихи определили огромный успех пьесы.

В Москве центром театральной жизни был Московский университет. Наряду с профессиональными театральными труппами, продолжали работать театры охочих комедиантов. Спектакли давались в основном на сценах частных театров. В 1756 году был создан университетский театр . При нем были открыты классы , где студенты и актеры-любители могли обучаться драматическому мастерству . В 1759 году на базе выпускников этих классов была образована первая московская профессиональная труппа актеров , которая стала называться «Русский театр».

В Москве центром театральной жизни был Московский университет. Наряду с профессиональными театральными труппами, продолжали работать театры охочих комедиантов. Спектакли давались в основном на сценах частных театров.

В 1756 году был создан университетский театр . При нем были открыты классы , где студенты и актеры-любители могли обучаться драматическому мастерству . В 1759 году на базе выпускников этих классов была образована первая московская профессиональная труппа актеров , которая стала называться «Русский театр».

Создателем и первым руководителем театра стал Фёдор Григорьевич Волков . Несколько позднее постановкой своих пьес в театре руководили А. Сумароков и И. Дмитревский. Спектакли «Русского театра» проходили на сцене Оперного дома.

Создателем и первым руководителем театра стал Фёдор Григорьевич Волков . Несколько позднее постановкой своих пьес в театре руководили А. Сумароков и И. Дмитревский. Спектакли «Русского театра» проходили на сцене Оперного дома.

В 1780 году в Москве на улице Петровка, на том месте, где в настоящее время находится Большой театр, англичанином Мекколом Медоксом был открыт Петровский театр . Зрительный зал театра был рассчитан примерно на 1000 зрителей, в нем имелся огромный партер, ложи и три яруса. Почти у всех зрителей, занимавших эти места, были собственные крепостные театры.

В 1780 году в Москве на улице Петровка, на том месте, где в настоящее время находится Большой театр, англичанином Мекколом Медоксом был открыт Петровский театр . Зрительный зал театра был рассчитан примерно на 1000 зрителей, в нем имелся огромный партер, ложи и три яруса. Почти у всех зрителей, занимавших эти места, были собственные крепостные театры.

Прогрессивная студенческая молодежь и известные просветители Московского университета влияли на репертуар этого театра и принимали горячее участие в его творческой деятельности. Переводы с иностранных языков и издание текстов лучших образцов зарубежной драматургии способствовали росту его популярности среди самых разных слоев населения. В репертуаре театра были комедии Д. И. Фонвизина («Бригадир» и «Недоросль») и пьесы Г. Э. Лессинга. Впервые в России на его сцене была поставлена комедия Бомарше «Женитьба Фигаро». Главной задачей комедийных постановок являлось осмеивание таких человеческих пороков , как глупость и невежество .

Прогрессивная студенческая молодежь и известные просветители Московского университета влияли на репертуар этого театра и принимали горячее участие в его творческой деятельности.

Переводы с иностранных языков и издание текстов лучших образцов зарубежной драматургии способствовали росту его популярности среди самых разных слоев населения. В репертуаре театра были комедии Д. И. Фонвизина («Бригадир» и «Недоросль») и пьесы Г. Э. Лессинга. Впервые в России на его сцене была поставлена комедия Бомарше «Женитьба Фигаро». Главной задачей комедийных постановок являлось осмеивание таких человеческих пороков , как глупость и невежество .

Такой культурный очаг, расположенный в центре Москвы и имеющий демократическую направленность, был опасным для реакционной политики двора Екатерины II. В связи с этим в 1789 году по указу императрицы М. Медокс передал свой театр опекунскому совету. Здание театра на Петровке было уничтожено пожаром в 1805 году , и в том же году все московские театры были отданы в ведение дирекции императорских театров.

Такой культурный очаг, расположенный в центре Москвы и имеющий демократическую направленность, был опасным для реакционной политики двора Екатерины II. В связи с этим в 1789 году по указу императрицы М. Медокс передал свой театр опекунскому совету.

Здание театра на Петровке было уничтожено пожаром в 1805 году , и в том же году все московские театры были отданы в ведение дирекции императорских театров.

Провинциальные и крепостные теа тры В конце XVIII века в России стали пользоваться популярностью провинциальные театры, которые открылись в Саратове, Иркутске, Нижнем Новгороде, Казани и Харькове. Репертуар этих театров составляли отечественные пьесы, преимущественно комедии. Провинциальные драматические театры были своеобразной школой актерского мастерства для одаренных представителей простого народа. Великий мастер русской драмы М. С. Щепкин вышел на столичную сцену из среды провинциальных актеров.

Провинциальные и крепостные теа тры

В конце XVIII века в России стали пользоваться популярностью провинциальные театры, которые открылись в Саратове, Иркутске, Нижнем Новгороде, Казани и Харькове. Репертуар этих театров составляли отечественные пьесы, преимущественно комедии. Провинциальные драматические театры были своеобразной школой актерского мастерства для одаренных представителей простого народа. Великий мастер русской драмы М. С. Щепкин вышел на столичную сцену из среды провинциальных актеров.

Ярким отличием России в истории развития драматического искусства являются ее крепостные театры . Актерские труппы, богатый реквизит и роскошное убранство этих театров подчас не уступали императорскому театру. Такие театры были у придворных вельмож Шереметевых и Юсуповых.

Ярким отличием России в истории развития драматического искусства являются ее крепостные театры . Актерские труппы, богатый реквизит и роскошное убранство этих театров подчас не уступали императорскому театру. Такие театры были у придворных вельмож Шереметевых и Юсуповых.

Московский губернский прокурор князь П. В. Урусов , который в 1776 году получил государственную привилегию «быть содержателем всех театральных в Москве представлений», имел свою оперно-балетную труппу . Кроме этих театров, были известны музыкально-драматические труппы А. Столыпина, Е. Головкиной и Н. Титова. Театры и оркестры, в которых играли крепостные актеры, были очень модными среди богатой русской знати.

Московский губернский прокурор князь П. В. Урусов , который в 1776 году получил государственную привилегию «быть содержателем всех театральных в Москве представлений», имел свою оперно-балетную труппу . Кроме этих театров, были известны музыкально-драматические труппы А. Столыпина, Е. Головкиной и Н. Титова. Театры и оркестры, в которых играли крепостные актеры, были очень модными среди богатой русской знати.

В Москве на Знаменке у князей Апраксиных был домашний театр. У графа Каменского был театр на Зубовском бульваре. У князя Василия Хованского – недалеко от Арбатских ворот. Не только в Москве и в Петербурге, но и в Пензе, Орле, Ярославле и Полтаве вельможи заводили у себя крепостных актеров и устраивали домашние театры.

В Москве на Знаменке у князей Апраксиных был домашний театр. У графа Каменского был театр на Зубовском бульваре. У князя Василия Хованского – недалеко от Арбатских ворот. Не только в Москве и в Петербурге, но и в Пензе, Орле, Ярославле и Полтаве вельможи заводили у себя крепостных актеров и устраивали домашние театры.

ВОЛКОВ ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ (1729- 1763)  положил начало формированию важнейших традиций русского национального театра. В 1754-56 учился в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе . В 1740-х гг. организовал в Ярославле домашний , а с 1750 постоянный публичный театр , часть труппы которого, вызванная в 1752 указом империатрицы Елизаветы Петровны в СПб., составила основу первого русского профессионального публичного театра (Русский для представления трагедий и комедий театр ). Выступал преимущественно в пьесах А. П. Сумарокова , занимая положение первого трагика . Мастерски выступал и в комедии.   15

ВОЛКОВ ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ (1729- 1763) положил начало формированию важнейших традиций русского национального театра.

В 1754-56 учился в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе . В 1740-х гг. организовал в Ярославле домашний , а с 1750 постоянный публичный театр , часть труппы которого, вызванная в 1752 указом империатрицы Елизаветы Петровны в СПб., составила основу первого русского профессионального публичного театра (Русский для представления трагедий и комедий театр ). Выступал преимущественно в пьесах А. П. Сумарокова , занимая положение первого трагика . Мастерски выступал и в комедии.

15

В его игре современники отмечали яркий темперамент, вдохновенную распевную манеру произнесения стихов. С 1761, после отставки Сумарокова, руководил русской придворной труппой . Писал стихи , занимался живописью и скульптурой, играл на множестве музыкальных инструментах , знал иностранные языки . Участвовал в свержении Петра III, за что в 1762 возведен в дворянское достоинство. В связи с коронацией Екатерины II в Москве (1763) подготовил 3-дневный уличный карнавал

В его игре современники отмечали яркий темперамент, вдохновенную распевную манеру произнесения стихов. С 1761, после отставки Сумарокова, руководил русской придворной труппой . Писал стихи , занимался живописью и скульптурой, играл на множестве музыкальных инструментах , знал иностранные языки . Участвовал в свержении Петра III, за что в 1762 возведен в дворянское достоинство. В связи с коронацией Екатерины II в Москве (1763) подготовил

3-дневный уличный карнавал "Торжествующая Минерва", во время которого простудился и вскоре умер.

15

ТЕАТР имени Ф.Г. ВОЛКОВА в Ярославле. В 1751 году Ф. Г. Волков на свои средства и деньги, собранные дворянами-меценатами, строит для театра специальное здание на берегу Волги. Театр был доступен народу, он всегда был переполнен. С начала XIX века публичные спектакли становятся регулярными. В 1820 году ярославский архитектор П. Я. Паньков строит деревянное театральное здание (на том же месте, где ныне находится театр имени Ф. Г. Волкова). 17

ТЕАТР имени Ф.Г. ВОЛКОВА в Ярославле.

В 1751 году Ф. Г. Волков на свои средства и деньги, собранные дворянами-меценатами, строит для театра специальное здание на берегу Волги. Театр был доступен народу, он всегда был переполнен. С начала XIX века публичные спектакли становятся регулярными. В 1820 году ярославский архитектор П. Я. Паньков строит деревянное театральное здание (на том же месте, где ныне находится театр имени Ф. Г. Волкова).

17

В 1842 году на месте обветшалого деревянного здания петербургский купец М. Я. Алексеев выстроил новый каменный, двухэтажный театр . В 1911 году на средства города было построено новое театральное здание, существующее и поныне. 17

В 1842 году на месте обветшалого деревянного здания петербургский купец М. Я. Алексеев выстроил новый каменный, двухэтажный театр . В 1911 году на средства города было построено новое театральное здание, существующее и поныне.

17

Прасковья Ивановна Ковалёва-Жемчугова, графиня Шереметева— актриса и певица крепостного театра графов Шереметевых. Согласно традиции, по которой актёрам шереметевского театра давали имена по названиям драгоценных камней , Прасковья Ковалёва получила псевдоним Жемчугова. Она обладала красивым лирико-драматическим сопрано , хорошо играла на клавесине и арфе , была выучена итальянскому и французскому языкам . Павел I , пожаловав хозяину театра графу Николаю Петровичу Шереметеву звание обер-гофмаршала , потребовал его присутствия в Петербурге. Шереметев забирает с собой и лучшую часть своей труппы , в том числе и Жемчугову. 19

Прасковья Ивановна Ковалёва-Жемчугова, графиня Шереметева— актриса и певица крепостного театра графов Шереметевых.

Согласно традиции, по которой актёрам шереметевского театра давали имена по названиям драгоценных камней , Прасковья Ковалёва получила псевдоним Жемчугова. Она обладала красивым лирико-драматическим сопрано , хорошо играла на клавесине и арфе , была выучена итальянскому и французскому языкам .

Павел I , пожаловав хозяину театра графу Николаю Петровичу Шереметеву звание обер-гофмаршала , потребовал его присутствия в Петербурге. Шереметев забирает с собой и лучшую часть своей труппы , в том числе и Жемчугову.

19

В сыром климате Петербурга у неё обострился туберкулёз , пропал голос , и она вынуждена была оставить сцену . В 1798 году Николай Шереметев даёт вольную всей семье Ковалёвых и Прасковье Ивановне, а 6 ноября 1801 года венчается с ней тайным браком. 3 февраля 1803 года она родила сына, Дмитрия но беременность и роды подорвали её здоровье — Прасковья Жемчугова умерла спустя три недели, 23 февраля 1803 года. В память о жене Николай Петрович построил в Москве Странноприимный дом , где в наши дни размещается Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского. 19

В сыром климате Петербурга у неё обострился туберкулёз , пропал голос , и она вынуждена была оставить сцену .

В 1798 году Николай Шереметев даёт вольную всей семье Ковалёвых и Прасковье Ивановне, а 6 ноября 1801 года венчается с ней тайным браком. 3 февраля 1803 года она родила сына, Дмитрия но беременность и роды подорвали её здоровье — Прасковья Жемчугова умерла спустя три недели, 23 февраля 1803 года. В память о жене Николай Петрович построил в Москве Странноприимный дом , где в наши дни размещается Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского.

19

В 1790-х гг. в Москве насчитывалось около 15 частных театров , при 160 актерах и актрисах и 226 музыкантах и певчих. При этих домашних театрах были оркестры музыки, оперные и даже балетные труппы из крепостных. В крепостных труппах, существовавших с конца XVIII века, ставились водевили, комические оперы, балеты. На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные антрепризы.

В 1790-х гг. в Москве насчитывалось около 15 частных театров , при 160 актерах и актрисах и 226 музыкантах и певчих. При этих домашних театрах были оркестры музыки, оперные и даже балетные труппы из крепостных.

В крепостных труппах, существовавших с конца XVIII века, ставились водевили, комические оперы, балеты. На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные антрепризы.

Таким образом, театр в России во второй половине XVIII века приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.

Таким образом, театр в России во второй половине XVIII века приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!