СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме мышление

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме мышление»

Мышление как психический познавательный процесс

Мышление как психический познавательный процесс

Понятие о мышлении Мышление  – психический познавательный процесс, характеризующийся обобщением опосредствованным отражением отношений между явлениями действительности.

Понятие о мышлении

  • Мышление – психический познавательный процесс, характеризующийся обобщением опосредствованным отражением отношений между явлениями действительности.
Признаки  мышления 1. Обобщенное отражение действительности. 2. Познание мира, опосредствованное имеющимися знаниями. 3. Словесное опосредствование 4. Мышление, направленное на решение познавательной или практической задачи.

Признаки мышления

1. Обобщенное отражение действительности.

2. Познание мира, опосредствованное имеющимися знаниями.

3. Словесное опосредствование

4. Мышление, направленное на решение познавательной или практической задачи.

Обобщенное отражение действительности Благодаря мышлению человек способен постигать общие закономерности, в которых отражаются наиболее устойчивые связи и отношения между различными объектами и явлениями.

Обобщенное отражение действительности

Благодаря мышлению человек способен постигать общие закономерности, в которых отражаются наиболее устойчивые связи и отношения между различными объектами и явлениями.

Познание мира, опосредствованное имеющимися знаниями Указание на то, что мыслительная деятельность предполагает использование имеющихся знаний, которые опосредствуют, влияют на решение стоящих задач.

Познание мира, опосредствованное имеющимися знаниями

Указание на то, что мыслительная деятельность предполагает использование имеющихся знаний, которые опосредствуют, влияют на решение стоящих задач.

Словесное опосредствование Мыслительная деятельность человека основывается на использовании понятий (обозначение явлений мира в словесной форме)

Словесное опосредствование

Мыслительная деятельность человека основывается на использовании понятий (обозначение явлений мира в словесной форме)

 Мышление направлено на решение познавательный или практической задачи Другими словами, оно проявляется и развивается в случае проблемы, которую индивиду надо разрешить.

Мышление направлено на решение познавательный или практической задачи

Другими словами, оно проявляется и развивается в случае проблемы, которую индивиду надо разрешить.

Чем мышление помогает человеку? Благодаря мышлению человек организовывает свою жизнь на более высоком уровне: постигает общие закономерности окружающего мира, находит решение в затруднительных ситуациях, выступает активным началом во взаимодействии с миром. Это и позволяет считать мышление высшим познавательным процессом.

Чем мышление помогает человеку?

Благодаря мышлению человек организовывает свою жизнь на более высоком уровне: постигает общие закономерности окружающего мира, находит решение в затруднительных ситуациях, выступает активным началом во взаимодействии с миром. Это и позволяет считать мышление высшим познавательным процессом.

 Мыслительные операции Сравнение Анализ Синтез Абстракция Конкретизация Обобщение

Мыслительные операции

  • Сравнение
  • Анализ
  • Синтез
  • Абстракция
  • Конкретизация
  • Обобщение
СРАВНЕНИЕ - Мыслительная операция, в процессе которой происходит установление сходства и различия между явлениями.

СРАВНЕНИЕ

- Мыслительная операция, в процессе которой происходит установление сходства и различия между явлениями.

АНАЛИЗ - Мыслительная операция, характеризующая мысленным разложением, расчленением какого-либо сложного явления на составляющие части (элементы)

АНАЛИЗ

- Мыслительная операция, характеризующая мысленным разложением, расчленением какого-либо сложного явления на составляющие части (элементы)

СИНТЕЗ - Мыслительная операция, характеризующаяся мысленным воссоединением различных элементов явления.

СИНТЕЗ

- Мыслительная операция, характеризующаяся мысленным воссоединением различных элементов явления.

АБСТРАКЦИЯ - Мыслительная операция, при которой происходит отвлечение от каких-либо свойств или частей предмета (явления) для выделения его наиболее существенных признаков, т.е. сконцентрироваться.

АБСТРАКЦИЯ

- Мыслительная операция, при которой происходит отвлечение от каких-либо свойств или частей предмета (явления) для выделения его наиболее существенных признаков, т.е. сконцентрироваться.

КОНКРЕТИЗАЦИЯ - Мыслительная операция, при которой происходит представление единичного предмета или явления во всем многообразии его различных признаков и свойств, т.е. конкретизация – операция, обратная абстракции.

КОНКРЕТИЗАЦИЯ

- Мыслительная операция, при которой происходит представление единичного предмета или явления во всем многообразии его различных признаков и свойств, т.е. конкретизация – операция, обратная абстракции.

ОБОБЩЕНИЕ - Мыслительная операция, заключающаяся в объединении предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам.

ОБОБЩЕНИЕ

- Мыслительная операция, заключающаяся в объединении предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам.

Формы мышления 1. Понятие – форма мышления, в которой отражаются закрепленные условия обобщенные знания о существенных признаках предметов и явлений. 2. Суждение – форма мышления, в которой отражается связь между предметами (явлениями) или между их свойствами. 3. Умозаключение – форма мышления, характеризующаяся тем, что на основе известных человеку суждений или понятий логически формулируется (выводится) новое суждение.

Формы мышления

1. Понятие – форма мышления, в которой отражаются закрепленные условия обобщенные знания о существенных признаках предметов и явлений.

2. Суждение – форма мышления, в которой отражается связь между предметами (явлениями) или между их свойствами.

3. Умозаключение – форма мышления, характеризующаяся тем, что на основе известных человеку суждений или понятий логически формулируется (выводится) новое суждение.

Виды поиска решения задач: Поиск по средством систематических проб связан с последовательным перебором всех возможых вариантов решения на каждом этапе Случайный поиск н е имеющий какой-то строгой системы и логики поиск вариантов решения Выборочный поиск выбор способом решения на данном этапе определяется с учетом результатов решения предыдущих этапов Избирательный (селективный) поиск способ решения задач с использованием новых, творческих подходов

Виды поиска решения задач:

  • Поиск по средством систематических проб связан с последовательным перебором всех возможых вариантов решения на каждом этапе
  • Случайный поиск н е имеющий какой-то строгой системы и логики поиск вариантов решения
  • Выборочный поиск выбор способом решения на данном этапе определяется с учетом результатов решения предыдущих этапов
  • Избирательный (селективный) поиск способ решения задач с использованием новых, творческих подходов
Основные этапы мыслительного процесса 1. Мотивация 2. Анализ проблемы 3. Поиск решения 4. Логическое обоснование решения 5. Реализация решения 6. Проверка найденного решения 7. Коррекция решения

Основные этапы мыслительного процесса

1. Мотивация

2. Анализ проблемы

3. Поиск решения

4. Логическое обоснование решения

5. Реализация решения

6. Проверка найденного решения

7. Коррекция решения

МОТИВАЦИЯ   Важнейшие условие эффективности мыслительного процесса. Человек, имеющий сильное желание, будет проявлять больше настойчивости, и, при прочих равных условиях, у него больше шансов прийти к верному решению.

МОТИВАЦИЯ

Важнейшие условие эффективности мыслительного процесса. Человек, имеющий сильное желание, будет проявлять больше настойчивости, и, при прочих равных условиях, у него больше шансов прийти к верному решению.

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ   Всестороннее изучение имеющихся данных, рассмотрение всего, что может быть полезно для решения

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

Всестороннее изучение имеющихся данных, рассмотрение всего, что может быть полезно для решения

ПОИСК РЕШЕНИЯ   Различные попытки нахождения возможных способов решения задачи

ПОИСК РЕШЕНИЯ

Различные попытки нахождения возможных способов решения задачи

ЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕШЕНИЯ   Выбор из нескольких вариантов одного, наиболее логически обоснованного.

ЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕШЕНИЯ

Выбор из нескольких вариантов одного, наиболее логически обоснованного.

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ   Практическое использование выбранного варианта решения

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ

Практическое использование выбранного варианта решения

ПРОВЕРКА НАЙДЕННОГО РЕШЕНИЯ   Оценка правильности или неправильности осуществленного решения.

ПРОВЕРКА НАЙДЕННОГО РЕШЕНИЯ

Оценка правильности или неправильности осуществленного решения.

КОРРЕКЦИЯ РЕШЕНИЯ В случае его неправильности и возврат ко 2 этапу.

КОРРЕКЦИЯ РЕШЕНИЯ

В случае его неправильности и возврат ко 2 этапу.

1. Наглядно-действенное 2. Наглядно-образное 3. Абстрактно-логическое 1.Теоретическое 2. Логическое 1.Дискурсивное 2. Интуитивное 1.Репродуктивное  (воспроизводящее) 2 Продуктивное (творческое) Виды мышления По характеру решаемых задач По форме По степени оригинальности и новизны По степени развернутости

1. Наглядно-действенное

2. Наглядно-образное

3. Абстрактно-логическое

1.Теоретическое

2. Логическое

1.Дискурсивное

2. Интуитивное

1.Репродуктивное (воспроизводящее)

2 Продуктивное (творческое)

Виды мышления

По характеру решаемых задач

По форме

По степени оригинальности и новизны

По степени развернутости

Качества мышления Глубина мышления Широта мышления Гибкость мышления Оригинальность мышления Критичность мышления Быстрота мышления

Качества мышления

  • Глубина мышления
  • Широта мышления
  • Гибкость мышления
  • Оригинальность мышления
  • Критичность мышления
  • Быстрота мышления
ГЛУБИНА МЫШЛЕНИЯ Способность проникнуть в сущность проблемы, увидеть главные причины и на основе этого уметь представить развитие дальнейших событий. Противоположное качество – поверхностность мышления.

ГЛУБИНА МЫШЛЕНИЯ

Способность проникнуть в сущность проблемы, увидеть главные причины и на основе этого уметь представить развитие дальнейших событий. Противоположное качество – поверхностность мышления.

ШИРОТА МЫШЛЕНИЯ Охват различных аспектов вопроса (проблемы), умение сопоставить разноплановые данные. Противоположное качество – узость мышления.

ШИРОТА МЫШЛЕНИЯ

Охват различных аспектов вопроса (проблемы), умение сопоставить разноплановые данные. Противоположное качество – узость мышления.

ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ Умение адекватно и своевременно изменять ситуации и решения в связи с учетом новых факторов. Противоположное качество – стереотипность мышления.

ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Умение адекватно и своевременно изменять ситуации и решения в связи с учетом новых факторов. Противоположное качество – стереотипность мышления.

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ Способность творчески решать задачи, находить новые подходы. Противоположное качество – стандартность мышления.

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Способность творчески решать задачи, находить новые подходы. Противоположное качество – стандартность мышления.

КРИТИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ Склонность человека любую информацию подвергать сомнению, анализировать разные доводы в пользу того или иного решения. Противоположное качество – некритичность мышления.

КРИТИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Склонность человека любую информацию подвергать сомнению, анализировать разные доводы в пользу того или иного решения. Противоположное качество – некритичность мышления.

БЫСТРОТА МЫШЛЕНИЯ Скорость решения человеком стоящей задачи, определяемая его способностью оперативно перерабатывать информацию, находить и реализовывать принятое решения. Противоположное качество – медлительность мышления.

БЫСТРОТА МЫШЛЕНИЯ

Скорость решения человеком стоящей задачи, определяемая его способностью оперативно перерабатывать информацию, находить и реализовывать принятое решения. Противоположное качество – медлительность мышления.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!