СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме: "Организация проектно - исследовательской деятельности обучающихся на уроке и вне его в условиях реализации ФГОС".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме: "Организация проектно - исследовательской деятельности обучающихся на уроке и вне его в условиях реализации ФГОС".

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: "Организация проектно - исследовательской деятельности обучающихся на уроке и вне его в условиях реализации ФГОС".»

«Организация проектно - исследовательской деятельности обучающихся на уроке и вне его в условиях реализации ФГОС» Презентацию подготовила: Швайко Л.А.

«Организация проектно - исследовательской деятельности обучающихся на уроке и вне его в условиях реализации ФГОС»

Презентацию подготовила:

Швайко Л.А.

ценностно-смысловая компетенция информационно- технологическая компетенция  коммуникативная компетенция  учебно- познавательная компетенция социально-трудовая компетенция общекультурная компетенция компетенция личностного самосовершенствования

ценностно-смысловая компетенция

информационно-

технологическая

компетенция

коммуникативная

компетенция

учебно-

познавательная

компетенция

социально-трудовая компетенция

общекультурная компетенция

компетенция личностного самосовершенствования

«…в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход , который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества… … переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся… ». Часть текста п.7, ч.1 ФГОС НОО второго поколения

«…в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход , который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества…

переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся… ».

Часть текста п.7, ч.1 ФГОС НОО второго поколения

Цель проектной и исследовательской деятельности  Создать условия, при которых учащиеся : самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение); развивают системное мышление.

Цель проектной и исследовательской деятельности

Создать условия, при которых учащиеся :

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение);
  • развивают системное мышление.
Общие черты проектной и учебно-исследовательской деятельности Практически значимые цели и задачи.  Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировка задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта; представление результатов. 3. Компетентность в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация.

Общие черты проектной и учебно-исследовательской деятельности

  • Практически значимые цели и задачи.

  • Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности:
  • анализ актуальности проводимого исследования;
  • целеполагание, формулировка задач, которые следует решить;
  • выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
  • планирование, определение последовательности и сроков работ;
  • проведение проектных работ;
  • оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта;
  • представление результатов.

3. Компетентность в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация.

Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности Проектная деятельность Учебно-исследовательская деятельность Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования. В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат. Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений .

Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования.

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат.

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений .

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг друга, т.е. в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование (исследовательский проект), а в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг друга,

т.е. в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование (исследовательский проект), а в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.

Типология форм организации проектной деятельности (проектов) По виду деятельности По содержанию Практико-ориентированный. Информационный. Исследовательский. Ролевой. Творческий. Монопредметный. Метапредметный. Надпредметный По длительности По количеству участников Минипроекты. Краткосрочные. Среднесрочные. Долгосрочные. Индивидуальный. Парный. Малогрупповой (до 5 человек). Групповой (до 15 человек). Коллективный (класс и более в рамках школы). Муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете.

Типология форм организации проектной деятельности (проектов)

По виду деятельности

По содержанию

  • Практико-ориентированный.
  • Информационный.
  • Исследовательский.
  • Ролевой.
  • Творческий.
  • Монопредметный.
  • Метапредметный.
  • Надпредметный

По длительности

По количеству участников

  • Минипроекты.
  • Краткосрочные.
  • Среднесрочные.
  • Долгосрочные.
  • Индивидуальный.
  • Парный.
  • Малогрупповой (до 5 человек).
  • Групповой (до 15 человек).
  • Коллективный (класс и более в рамках школы).
  • Муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете.
моделирование ситуаций тренинг анкетирование, опрос рефлексия интервьюирование сравнение сбор и изучение информации Формы и методы экскурсия эксперимент имитационно-деятельностная игра анализ дизайн-анализ ролевая игра «мозговой штурм» проблемная беседа

моделирование ситуаций

тренинг

анкетирование,

опрос

рефлексия

интервьюирование

сравнение

сбор и изучение информации

Формы и методы

экскурсия

эксперимент

имитационно-деятельностная игра

анализ

дизайн-анализ

ролевая игра

«мозговой штурм»

проблемная беседа

Результат проектной деятельности материальный   – модели, макеты, поделки, иллюстрированные альбомы, плакаты, картины, скульптуры, другие творческие произведения, в том числе видеофильмы, компьютерные презентации и т.п.; действенный   – мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, викторины, соревнования, тематические вечера, литературные гостиные, концерты и т.п.); письменный   – статьи, брошюры, литературные произведения. К ним также можно отнести созданные в ходе проекта и размещённые в Интернете сайты и т.п.

Результат проектной деятельности

  • материальный   – модели, макеты, поделки, иллюстрированные альбомы, плакаты, картины, скульптуры, другие творческие произведения, в том числе видеофильмы, компьютерные презентации и т.п.;
  • действенный   – мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, викторины, соревнования, тематические вечера, литературные гостиные, концерты и т.п.);
  • письменный   – статьи, брошюры, литературные произведения. К ним также можно отнести созданные в ходе проекта и размещённые в Интернете сайты и т.п.
Этапы работы над проектом I – погружение в проект; II – организация деятельности; III - осуществление деятельности; IV – презентация проектов.

Этапы работы над проектом

  • I – погружение в проект;
  • II – организация деятельности;
  • III - осуществление деятельности;
  • IV – презентация проектов.
I. Погружение в проект Шаги УУД Выбор темы. Цель проекта Личностные Результат Проблема проекта Мотивация (Почему? Интересно ли это для меня?) Регулятивные Задачи проекта Регулятивные Методы и способы Определяет свои потребности. Целеполагание Регулятивные (Зачем делаем проект?) Внутренняя позиция (я могу…, я узнаю) Результат Постановка задач   (Что нужно сделать?) Регулятивные Выбор способов и методов (планирование) Прогнозирование Формулирование проблемы Познавательные Прогнозирование (Что получится?) Планирование (Как мы это можем сделать?) Ищет противоречия, формулирует (возможно, с помощью учителя) проблему. Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. Обсуждает тему. Коммуникативные

I. Погружение в проект

Шаги

УУД

Выбор темы.

Цель проекта

Личностные

Результат

Проблема проекта

Мотивация (Почему? Интересно ли это для меня?)

Регулятивные

Задачи проекта

Регулятивные

Методы и способы

Определяет свои потребности.

Целеполагание

Регулятивные

(Зачем делаем проект?)

Внутренняя позиция (я могу…, я узнаю)

Результат

Постановка задач

 

(Что нужно сделать?)

Регулятивные

Выбор способов и методов (планирование)

Прогнозирование

Формулирование проблемы

Познавательные

Прогнозирование (Что получится?)

Планирование (Как мы это можем сделать?)

Ищет противоречия, формулирует (возможно, с помощью учителя) проблему.

Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Обсуждает тему.

Коммуникативные

Цель проекта (одна)  Это конечный результат , которого вы хотели бы достичь при завершении проекта Учителю нужно знать! Начинайте со слов: Создание … Разработка … Расширение знаний о … Исследование … Задачи проекта (не менее  трёх )  Что делать для того, чтобы достичь цели Начинайте со слов:  Организовать … Создать … Провести …  Найти … Разработать …

Цель проекта (одна) Это конечный результат , которого вы хотели бы достичь при завершении проекта

Учителю нужно знать!

Начинайте со слов:

Создание …

Разработка …

Расширение знаний о …

Исследование …

Задачи проекта (не менее трёх ) Что делать для того, чтобы достичь цели

Начинайте со слов:

Организовать …

Создать …

Провести …

Найти …

Разработать …

II. Организация деятельности Шаги УУД Организация групп Планирование работы в группе Результат Коммуникативные Регулятивные  по решению задач проекта и Умение учитывать позицию партнёра Распределение амплуа в группах Умение выполнять выбранную (порученную) роль  возможных форм презентации результатов Определение своего места (роли) в проекте. Умение вступать в коммуникативные отношения с целью получить информацию. Участие в процессе выбора и планирования. Оценка (самооценка) результатов данного этапа работы.

II. Организация деятельности

Шаги

УУД

Организация групп

Планирование работы в группе

Результат

Коммуникативные

Регулятивные

по решению задач проекта и

Умение учитывать позицию партнёра

Распределение амплуа в группах

Умение выполнять выбранную (порученную) роль

возможных форм презентации результатов

Определение своего места (роли) в проекте.

Умение вступать в коммуникативные отношения с целью получить информацию.

Участие в процессе выбора и планирования.

Оценка (самооценка) результатов данного этапа работы.

III. Осуществление деятельности Шаги УУД Поиск информации: Результат подумать; спросить у другого человека; получить информацию из книг; понаблюдать; посмотреть по телевизору; провести эксперимент. Познавательные Анализ информации Умение производить поиск, сбор информации в том числе и с помощью компьютерных средств. Познавательные Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Текущий контроль Коммуникативные Умение систематизировать и анализировать информацию. Познавательные Умение выполнять запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. Регулятивные Оценка ресурсов. Осуществлять текущий самоконтроль и обсуждать его результаты. Представлять продукт своей (групповой) деятельности на данном этапе. При необходимости консультироваться с учителем (экспертом). Регулятивные Умение вносить коррективы.

III. Осуществление деятельности

Шаги

УУД

Поиск информации:

Результат

  • подумать;
  • спросить у другого человека;
  • получить информацию из книг;
  • понаблюдать;
  • посмотреть по телевизору;
  • провести эксперимент.

Познавательные

Анализ информации

Умение производить поиск, сбор информации в том числе и с помощью компьютерных средств.

Познавательные

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Текущий контроль

Коммуникативные

Умение систематизировать и анализировать информацию.

Познавательные

Умение выполнять запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

Регулятивные

Оценка ресурсов.

Осуществлять текущий самоконтроль и обсуждать его результаты.

Представлять продукт своей (групповой) деятельности на данном этапе.

При необходимости консультироваться с учителем (экспертом).

Регулятивные

Умение вносить коррективы.

IV. Презентация Шаги УУД Обобщение Познавательные Результат Классификация Подготовка презентации Сравнение Умение давать определения основным понятиям, используемым в исследовании; Коммуникативные Оценка -классифицировать основные предметы, процессы, явления и события; Самооценка Регулятивные Умение подготовить текст выступления; - выявлять и обозначать все замеченные парадоксы; подготовиться к ответам на вопросы. Оценка действий Регулятивные - ранжировать основные идеи исследования; Познавательные Умение указывать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта -вырабатывать суждения и умозаключения; Приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия;  -делать выводы по результатам исследования;

IV. Презентация

Шаги

УУД

Обобщение

Познавательные

Результат

Классификация

Подготовка презентации

Сравнение

Умение давать определения основным понятиям, используемым в исследовании;

Коммуникативные

Оценка

-классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;

Самооценка

Регулятивные

Умение подготовить текст выступления;

- выявлять и обозначать все замеченные парадоксы;

подготовиться к ответам на вопросы.

Оценка действий

Регулятивные

- ранжировать основные идеи исследования;

Познавательные

Умение указывать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта

-вырабатывать суждения и умозаключения;

Приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия;

-делать выводы по результатам исследования;

Защита проекта: выступление 3-10 мин В выступлении обязательно должны быть представлены ответы на следующие вопросы:  1) обоснование выбранной темы – её актуальность; 2) определение цели и задач представляемого проекта, а также степень их выполнения; 3) краткое содержание (обзор) выполненной работы. Если было проведено исследование, то с обязательными акцентами на ключевых положениях и выводах; 4) представление всех технических параметров проекта (использованные компьютерные программы, научные источники, демонстрационно-справочный аппарат, иллюстративные материалы и т.п.); 5) обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении поставленных проблем; 6) рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.

Защита проекта: выступление 3-10 мин

В выступлении обязательно должны быть представлены ответы на следующие вопросы:

1) обоснование выбранной темы – её актуальность;

2) определение цели и задач представляемого проекта, а также степень их выполнения;

3) краткое содержание (обзор) выполненной работы. Если было проведено исследование, то с обязательными акцентами на ключевых положениях и выводах;

4) представление всех технических параметров проекта (использованные компьютерные программы, научные источники, демонстрационно-справочный аппарат, иллюстративные материалы и т.п.);

5) обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении поставленных проблем;

6) рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.

В конце выступления - самооценка Я считаю мне удалось достичь цели потому что… Высказать своё личное отношение к данной теме, подвести итоги работы: что получилось, что не получилось, почему; какие перспективы работы над проектом (что ещё можно сделать дальше); что дала работа над проектом; указать ресурсы проекта.

В конце выступления - самооценка

Я считаю мне удалось достичь цели потому что…

Высказать своё личное отношение к данной теме, подвести итоги работы:

  • что получилось, что не получилось, почему;
  • какие перспективы работы над проектом (что ещё можно сделать дальше);
  • что дала работа над проектом;
  • указать ресурсы проекта.
Если к защите готовится презентация… Не больше 10-12 слайдов. Используются различные виды слайдов: с рисунками, таблицами, схемами. Презентация не должна быть яркой, кричащей, одна анимация. В передаче информации должны использоваться короткие слова и предложения, следует использовать меньше предлогов, наречий и прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Если к защите готовится презентация…

  • Не больше 10-12 слайдов.
  • Используются различные виды слайдов:
  • с рисунками,
  • таблицами,
  • схемами.
  • Презентация не должна быть яркой, кричащей, одна анимация.
  • В передаче информации должны использоваться короткие слова и предложения, следует использовать меньше предлогов, наречий и прилагательных.
  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Если к защите готовится презентация … Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут запомнить не более трёх фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней.

Если к защите готовится презентация

  • Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут запомнить не более трёх фактов, выводов, определений.
  • Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
  • Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
  • Если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней.
Если к защите готовится презентация… Соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунок). На одном слайде рекомендуется использовать три-четыре цвета. Для фона и текста слайда выбирайте контрастные цвета.

Если к защите готовится презентация…

  • Соблюдайте единый стиль оформления.
  • Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
  • Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунок).
  • На одном слайде рекомендуется использовать три-четыре цвета.
  • Для фона и текста слайда выбирайте контрастные цвета.
Если к защите готовится презентация… Шрифт: Для заголовков - не менее 24. Для информации - не менее 18. Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации. Для выделения информации используется жирный шрифт, подчёркивание. Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Но не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они отвлекают внимание зрителей от главного.

Если к защите готовится презентация…

  • Шрифт:

Для заголовков - не менее 24.

Для информации - не менее 18.

Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации используется жирный шрифт, подчёркивание.

  • Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
  • Но не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они отвлекают внимание зрителей от главного.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта Оценивают Оценивается Руководитель проекта Экспертная Сформированность комиссия компетенций

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта

Оценивают

Оценивается

Руководитель проекта

Экспертная

Сформированность

комиссия

компетенций

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта Оценивается способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем. проявляется в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и / или обоснование и реализацию / апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта

Оценивается способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем.

  • проявляется в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и / или обоснование и реализацию / апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта Оценивается сформированность предметных знаний и способов действий. проявляется в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой / темой использовать имеющиеся знания и способы действий;

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта

Оценивается сформированность предметных знаний и способов действий.

  • проявляется в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой / темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта Оценивается  сформированность регулятивных действий. проявляется в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта

Оценивается  сформированность регулятивных действий.

  • проявляется в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта Оценивается  сформированность коммуникативных действий. проявляется в умении: - ясно изложить и оформить выполненную работу; - представить её результаты; - аргументированно ответить на вопросы.

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта

Оценивается  сформированность коммуникативных действий.

  • проявляется в умении:

- ясно изложить и оформить выполненную работу;

- представить её результаты;

- аргументированно ответить на вопросы.

5 5 5 5 5 5 Спасибо за внимание!

5

5

5

5

5

5

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!