«Организация проектно - исследовательской деятельности обучающихся на уроке и вне его в условиях реализации ФГОС»
Презентацию подготовила:
Швайко Л.А.
ценностно-смысловая компетенция
информационно-
технологическая
компетенция
коммуникативная
компетенция
учебно-
познавательная
компетенция
социально-трудовая компетенция
общекультурная компетенция
компетенция личностного самосовершенствования
«…в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход , который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества…
… переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся… ».
Часть текста п.7, ч.1 ФГОС НОО второго поколения
Цель проектной и исследовательской деятельности
Создать условия, при которых учащиеся :
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение);
- развивают системное мышление.
Общие черты проектной и учебно-исследовательской деятельности
- Практически значимые цели и задачи.
- Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности:
- анализ актуальности проводимого исследования;
- целеполагание, формулировка задач, которые следует решить;
- выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
- планирование, определение последовательности и сроков работ;
- проведение проектных работ;
- оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта;
- представление результатов.
3. Компетентность в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация.
Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность
Учебно-исследовательская деятельность
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования.
В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат.
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.
Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений .
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг друга,
т.е. в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование (исследовательский проект), а в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.
Типология форм организации проектной деятельности (проектов)
По виду деятельности
По содержанию
- Практико-ориентированный.
- Информационный.
- Исследовательский.
- Ролевой.
- Творческий.
- Монопредметный.
- Метапредметный.
- Надпредметный
По длительности
По количеству участников
- Минипроекты.
- Краткосрочные.
- Среднесрочные.
- Долгосрочные.
- Индивидуальный.
- Парный.
- Малогрупповой (до 5 человек).
- Групповой (до 15 человек).
- Коллективный (класс и более в рамках школы).
- Муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете.
моделирование ситуаций
тренинг
анкетирование,
опрос
рефлексия
интервьюирование
сравнение
сбор и изучение информации
Формы и методы
экскурсия
эксперимент
имитационно-деятельностная игра
анализ
дизайн-анализ
ролевая игра
«мозговой штурм»
проблемная беседа
Результат проектной деятельности
- материальный – модели, макеты, поделки, иллюстрированные альбомы, плакаты, картины, скульптуры, другие творческие произведения, в том числе видеофильмы, компьютерные презентации и т.п.;
- действенный – мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, викторины, соревнования, тематические вечера, литературные гостиные, концерты и т.п.);
- письменный – статьи, брошюры, литературные произведения. К ним также можно отнести созданные в ходе проекта и размещённые в Интернете сайты и т.п.
Этапы работы над проектом
- I – погружение в проект;
- II – организация деятельности;
- III - осуществление деятельности;
- IV – презентация проектов.
I. Погружение в проект
Шаги
УУД
Выбор темы.
Цель проекта
Личностные
Результат
Проблема проекта
Мотивация (Почему? Интересно ли это для меня?)
Регулятивные
Задачи проекта
Регулятивные
Методы и способы
Определяет свои потребности.
Целеполагание
Регулятивные
(Зачем делаем проект?)
Внутренняя позиция (я могу…, я узнаю)
Результат
Постановка задач
(Что нужно сделать?)
Регулятивные
Выбор способов и методов (планирование)
Прогнозирование
Формулирование проблемы
Познавательные
Прогнозирование (Что получится?)
Планирование (Как мы это можем сделать?)
Ищет противоречия, формулирует (возможно, с помощью учителя) проблему.
Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.
Обсуждает тему.
Коммуникативные
Цель проекта (одна) Это конечный результат , которого вы хотели бы достичь при завершении проекта
Учителю нужно знать!
Начинайте со слов:
Создание …
Разработка …
Расширение знаний о …
Исследование …
Задачи проекта (не менее трёх ) Что делать для того, чтобы достичь цели
Начинайте со слов:
Организовать …
Создать …
Провести …
Найти …
Разработать …
II. Организация деятельности
Шаги
УУД
Организация групп
Планирование работы в группе
Результат
Коммуникативные
Регулятивные
по решению задач проекта и
Умение учитывать позицию партнёра
Распределение амплуа в группах
Умение выполнять выбранную (порученную) роль
возможных форм презентации результатов
Определение своего места (роли) в проекте.
Умение вступать в коммуникативные отношения с целью получить информацию.
Участие в процессе выбора и планирования.
Оценка (самооценка) результатов данного этапа работы.
III. Осуществление деятельности
Шаги
УУД
Поиск информации:
Результат
- подумать;
- спросить у другого человека;
- получить информацию из книг;
- понаблюдать;
- посмотреть по телевизору;
- провести эксперимент.
Познавательные
Анализ информации
Умение производить поиск, сбор информации в том числе и с помощью компьютерных средств.
Познавательные
Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Текущий контроль
Коммуникативные
Умение систематизировать и анализировать информацию.
Познавательные
Умение выполнять запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
Регулятивные
Оценка ресурсов.
Осуществлять текущий самоконтроль и обсуждать его результаты.
Представлять продукт своей (групповой) деятельности на данном этапе.
При необходимости консультироваться с учителем (экспертом).
Регулятивные
Умение вносить коррективы.
IV. Презентация
Шаги
УУД
Обобщение
Познавательные
Результат
Классификация
Подготовка презентации
Сравнение
Умение давать определения основным понятиям, используемым в исследовании;
Коммуникативные
Оценка
-классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
Самооценка
Регулятивные
Умение подготовить текст выступления;
- выявлять и обозначать все замеченные парадоксы;
подготовиться к ответам на вопросы.
Оценка действий
Регулятивные
- ранжировать основные идеи исследования;
Познавательные
Умение указывать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта
-вырабатывать суждения и умозаключения;
Приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия;
-делать выводы по результатам исследования;
Защита проекта: выступление 3-10 мин
В выступлении обязательно должны быть представлены ответы на следующие вопросы:
1) обоснование выбранной темы – её актуальность;
2) определение цели и задач представляемого проекта, а также степень их выполнения;
3) краткое содержание (обзор) выполненной работы. Если было проведено исследование, то с обязательными акцентами на ключевых положениях и выводах;
4) представление всех технических параметров проекта (использованные компьютерные программы, научные источники, демонстрационно-справочный аппарат, иллюстративные материалы и т.п.);
5) обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении поставленных проблем;
6) рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.
В конце выступления - самооценка
Я считаю мне удалось достичь цели потому что…
Высказать своё личное отношение к данной теме, подвести итоги работы:
- что получилось, что не получилось, почему;
- какие перспективы работы над проектом (что ещё можно сделать дальше);
- что дала работа над проектом;
- указать ресурсы проекта.
Если к защите готовится презентация…
- Не больше 10-12 слайдов.
- Используются различные виды слайдов:
- с рисунками,
- таблицами,
- схемами.
- Презентация не должна быть яркой, кричащей, одна анимация.
- В передаче информации должны использоваться короткие слова и предложения, следует использовать меньше предлогов, наречий и прилагательных.
- Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Если к защите готовится презентация …
- Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут запомнить не более трёх фактов, выводов, определений.
- Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
- Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
- Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
- Если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней.
Если к защите готовится презентация…
- Соблюдайте единый стиль оформления.
- Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
- Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунок).
- На одном слайде рекомендуется использовать три-четыре цвета.
- Для фона и текста слайда выбирайте контрастные цвета.
Если к защите готовится презентация…
Для заголовков - не менее 24.
Для информации - не менее 18.
Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации.
Для выделения информации используется жирный шрифт, подчёркивание.
- Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
- Но не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они отвлекают внимание зрителей от главного.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта
Оценивают
Оценивается
Руководитель проекта
Экспертная
Сформированность
комиссия
компетенций
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта
Оценивается способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем.
- проявляется в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и / или обоснование и реализацию / апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта
Оценивается сформированность предметных знаний и способов действий.
- проявляется в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой / темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта
Оценивается сформированность регулятивных действий.
- проявляется в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта
Оценивается сформированность коммуникативных действий.
- ясно изложить и оформить выполненную работу;
- представить её результаты;
- аргументированно ответить на вопросы.
5
5
5
5
5
5
Спасибо за внимание!