СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Приемы формирования читательской компетенции обучающихся в условиях реализации ФГОС"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Приемы формирования читательской компетенции обучающихся в условиях реализации ФГОС"»

Приемы формирования читательской компетенции обучающихся в условиях реализации ФГОС Шамова Татьяна Николаевна,  учитель русского языка и литературы МКОУ Балтинская СОШ

Приемы формирования читательской компетенции обучающихся в условиях реализации ФГОС

Шамова Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Балтинская СОШ

 поиск и выделение необходимой информации;  применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;  определение основной и второстепенной информации;  свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;  понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
«Технология развития критического мышления» (РКМЧП)  Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.  Суть её очень точно передана в китайской пословице:  «Скажи мне – я забуду,  покажи мне – я запомню,  вовлеки меня – я пойму».

«Технология развития критического мышления» (РКМЧП)

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Суть её очень точно передана в китайской пословице:

«Скажи мне – я забуду,

покажи мне – я запомню,

вовлеки меня – я пойму».

Технология РКМЧП направлена на достижение следующих образовательных результатов: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; пользоваться различными способами интегрирования информации; задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; решать проблемы; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения; выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др.

Технология РКМЧП направлена на достижение следующих образовательных результатов:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • решать проблемы;
  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  • брать на себя ответственность;
  • участвовать в совместном принятии решения;
  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  • умение сотрудничать и работать в группе и др.
Базовая учебная модель: «Вызов»  (этап актуализации имеющихся знаний) «Осмысление»  (этап взаимодействия на основе  содержания текста) «Рефлексия»  (этап размышления, оценки)

Базовая учебная модель:

«Вызов»

(этап актуализации имеющихся знаний)

«Осмысление»

(этап взаимодействия на основе

содержания текста)

«Рефлексия»

(этап размышления, оценки)

 Прием «Ключевые слова»  Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску. Вариант «а»:  Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте. Вариант «б»:  Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины. При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала.

Прием «Ключевые слова»

Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.

Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.

Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.

При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала.

 Приём «Чтение с остановками»    Очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания. Он помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий.

Приём «Чтение с остановками»

Очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания. Он помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии

прогнозирования событий.

 Приём «Кластер»   Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев).  В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием.  В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

Приём «Кластер»

Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев).

В центре находится ключевое понятие.

Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием.

В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

 «Кластер»  ( пример)   И.С.Тургенев «Му-му»

«Кластер» ( пример) И.С.Тургенев «Му-му»

 «Кластер»  ( пример)

«Кластер» ( пример)

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов  Приемы по развитию навыков составления вопросов   «Тонкие» вопросы  «Толстые» вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Как звали…? Было ли…?  Дайте три объяснения, почему… Объясните, почему… Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Что, если…? Согласны ли вы…? Верно ли…?

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов Приемы по развитию навыков составления вопросов

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Как звали…?

Было ли…?

Дайте три объяснения, почему…

Объясните, почему…

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Что, если…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

 Синквейн  Алгоритм написания синквейна: В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным);  Бабочка Вторая строка – это описание темы в двух словах (прилагательные, качества первого слова);  Воздушная, яркая Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, действия первого слова);  Порхает, вьется, радуется Четвертая строка – это фраза из четырех слов, по теме первого слова, мысль;  Воздушное создание весело порхает Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.  Чудо!

Синквейн Алгоритм написания синквейна:

  • В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным);

Бабочка

  • Вторая строка – это описание темы в двух словах (прилагательные, качества первого слова);

Воздушная, яркая

  • Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, действия первого слова);

Порхает, вьется, радуется

  • Четвертая строка – это фраза из четырех слов, по теме первого слова, мысль;

Воздушное создание весело порхает

  • Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Чудо!

 Приём «Инсерт»   Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: « V» – уже знал;  «+» – новое; « – » – думал иначе;  «?» – не понял, есть вопросы. V (осознать новые знания) + (исправить неверные предположения) Я это знал - (исправить неверные предположения Это для меня абсолютно новое ? (побудить дальнейший интерес к теме) Это противоречит тому, что я знал Я хочу знать об этом больше

Приём «Инсерт»

Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки:

« V» – уже знал;

«+» – новое;

« – » – думал иначе;

«?» – не понял, есть вопросы.

V

(осознать новые знания)

+

(исправить неверные предположения)

Я это знал

-

(исправить неверные предположения

Это для меня абсолютно новое

?

(побудить дальнейший интерес к теме)

Это противоречит тому, что я знал

Я хочу знать об этом больше


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!