СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме: "Просто о сложном - оформление задач по генетике".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена информация по оформлению задач по генетике для учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: "Просто о сложном - оформление задач по генетике".»

Мастер- класс по теме:  «Просто о сложном- оформление задач по генетике».  Подготовила:  учитель биологии, химии МБОУ ЕСОШ № 7 им. О. Казанского  Трехсвоякова Н.В.  2021-2022 уч. год.

Мастер- класс по теме: «Просто о сложном- оформление задач по генетике». Подготовила: учитель биологии, химии МБОУ ЕСОШ № 7 им. О. Казанского Трехсвоякова Н.В. 2021-2022 уч. год.

Задачи по генетике Задание 28 относится к высшему уровню сложности. За правильный ответ ученик получает 3 балла. Средний процент выполнения 28%. Основные типы задач: - Задачи на закон Моргана с кроссинговером, сцепление в Х- хромосоме; - Задачи на определение расстояния между генами и процент кроссинговера ( при сцеплении с аутосомами или половыми хромосомами); - Задачи на крисс-кросс (аутосомный признак + признак, сцепленный с полом); - Задачи на закон Моргана без кроссинговера (полное сцепление) и с кроссинговером; - Задачи на летальность; Задачи на неполное доминирование.

Задачи по генетике

Задание 28 относится к высшему уровню сложности. За правильный ответ ученик получает 3 балла. Средний процент выполнения 28%.

  • Основные типы задач:
  • - Задачи на закон Моргана с кроссинговером, сцепление в Х- хромосоме;
  • - Задачи на определение расстояния между генами и процент кроссинговера ( при сцеплении с аутосомами или половыми хромосомами);
  • - Задачи на крисс-кросс (аутосомный признак + признак, сцепленный с полом);
  • - Задачи на закон Моргана без кроссинговера (полное сцепление) и с кроссинговером;
  • - Задачи на летальность;
  • Задачи на неполное доминирование.

Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации На решение задачи отводится примерно 20 – 30 минут. Ответ по заданию должен быть подробным. Все генетические задачи имеют единый принцип решения. Определить тип задачи (таблица). Записать условие задачи в виде символов (таблица, правильность написания дано). Составить схему решения задачи (правильность написания решения). Объяснить полученные результаты.  

Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации

На решение задачи отводится примерно 20 – 30 минут. Ответ по заданию должен быть подробным.

Все генетические задачи имеют единый принцип решения.

  • Определить тип задачи (таблица).
  • Записать условие задачи в виде символов (таблица, правильность написания дано).
  • Составить схему решения задачи (правильность написания решения).
  • Объяснить полученные результаты.

 

Правила оформления генетических задач на ЕГЭ  - В ответах нужно писать максимум информации. Даже если просят найти только соотношение в потомстве п о генотипу , нужно написать еще и соотношение по фенотип у . Если не просят писать вероятности, все равно пишите. - Когда выписываете в ответах генотипы  родителей, в скобочках обязательно нужно перечислить  гаметы  каждого.  - Если спрашивают, какой тип (или закон ) наследования описан в данной задаче, то нужно отвечать по трем пунктам: 1. Независимое наследование или сцепленное наследование, 2. Аутосомное наследование или сцепленное с полом , 3. Полное доминирование или неполное доминирование .  - Если спрашивают, какой тип скрещивания описан в данной задаче, то нужно отвечать по двум пунктам:  1. Моногибридное скрещивание или дигибридное скрещивание.  2. Анализирующее скрещивание.

Правила оформления генетических задач на ЕГЭ

- В ответах нужно писать максимум информации. Даже если просят найти только соотношение в потомстве п о генотипу , нужно написать еще и соотношение по фенотип у . Если не просят писать вероятности, все равно пишите.

- Когда выписываете в ответах генотипы родителей, в скобочках обязательно нужно перечислить гаметы каждого.

- Если спрашивают, какой тип (или закон ) наследования описан в данной задаче, то нужно отвечать по трем пунктам:

  • 1. Независимое наследование или сцепленное наследование,
  • 2. Аутосомное наследование или сцепленное с полом ,
  • 3. Полное доминирование или неполное доминирование .

- Если спрашивают, какой тип скрещивания описан в данной задаче, то нужно отвечать по двум пунктам:

1. Моногибридное скрещивание или дигибридное скрещивание.

2. Анализирующее скрещивание.

- Генотипы нужно писать только печатными буквами: ААВВ ааbb.  - Перед генотипами родителей нужно писать символ пола ♂♀  или фенотип , если пол не ясен.  Р: однотонный, длинный ААВВ х полосатый, короткий ааbb. - Для каждой задачи необходимо составлять схему скрещивания (Р, G и F). А после схемы отдельно выписывать ответы на все вопросы, поставленные в задаче. - Если просят найти вероятность рождения потомков, то ответ можно писать в виде процента (25%) или дроби с числителем и знаменателем (1/4). Так писать нельзя: 0,25 или 1:3.  - Если задача на сцепленное наследование, то генотипы писать с рисунком хромосом.

- Генотипы нужно писать только печатными буквами: ААВВ ааbb.

- Перед генотипами родителей нужно писать символ пола ♂♀ или фенотип , если пол не ясен.

Р: однотонный, длинный ААВВ х полосатый, короткий ааbb.

- Для каждой задачи необходимо составлять схему скрещивания (Р, G и F). А после схемы отдельно выписывать ответы на все вопросы, поставленные в задаче.

- Если просят найти вероятность рождения потомков, то ответ можно писать в виде процента (25%) или дроби с числителем и знаменателем (1/4). Так писать нельзя: 0,25 или 1:3.

- Если задача на сцепленное наследование, то генотипы писать с рисунком хромосом.

Если в задаче требуется  указать закон наследственности , то должно быть указано его название . Если в ответе указан номер закона или автор (1 закон, закон Менделя, закон Моргана), то ответ не принимается как полный правильный и балл не выставляется .
  • Если в задаче требуется указать закон

наследственности , то должно быть указано его название .

  • Если в ответе указан номер закона или автор (1 закон, закон Менделя, закон Моргана), то ответ не принимается как полный правильный и балл не выставляется .
В задачах на сцепленное наследование  в ответе участника должно быть обязательно объяснение, какие гены сцеплены и в каком случае нарушается сцепление генов . Если ответ имеет правильную схему скрещивания, но неверное объяснение сцепления генов, то больше одного балла за такой ответ не выставляется. Если в схеме скрещивания генотипы показаны через сцепления генов в хромосоме , то такой ответ считается правильным  и засчитывается соответствующим числом баллов.
  • В задачах на сцепленное наследование в ответе участника должно быть обязательно объяснение, какие гены сцеплены и в каком случае нарушается сцепление генов .
  • Если ответ имеет правильную схему скрещивания, но неверное объяснение сцепления генов, то больше одного балла за такой ответ не выставляется.
  • Если в схеме скрещивания генотипы показаны через сцепления генов в хромосоме , то такой ответ считается правильным и засчитывается соответствующим числом баллов.
Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации При скрещивании растения кукурузы с нормальными  блестящими листьями и растения с  надрезанными матовыми листьями всё потомство получилось с  нормальными матовыми листьями. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы: 128, 131, 40, 38. - Составьте схемы скрещиваний. -Укажите генотипы, фенотипы родительских особей и генотипы, фенотипы потомства в каждой группе. -Объясните формирование четырёх фенотипических групп во втором скрещивании.  

Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации

При скрещивании растения кукурузы с нормальными блестящими листьями и растения с  надрезанными матовыми листьями всё потомство получилось с  нормальными матовыми листьями. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы: 128, 131, 40, 38.

- Составьте схемы скрещиваний.

-Укажите генотипы, фенотипы родительских особей и генотипы, фенотипы потомства в каждой группе.

-Объясните формирование четырёх фенотипических групп во втором скрещивании.

 

 1. Дано:  признак, фенотип Нормальные листья ген, генотип Надрезанные листья А Матовые листья а Блестящие листья В b Генотипы и фенотипы : Р Генотипы и фенотипы: F1, F2

1. Дано:

признак, фенотип

Нормальные листья

ген, генотип

Надрезанные листья

А

Матовые листья

а

Блестящие листья

В

b

Генотипы и фенотипы : Р

Генотипы и фенотипы: F1, F2

2. Схема решения задачи включает: 1) P  AAbb  aaBB Норм. блестящ. листья надрезанные матовые листья G Ab  aB F 1 AaBb – нормальные матовые листья; 2) анализирующее скрещивание P AaBb  aabb нормальные матовые листья надрезанные блестящие листья G Ab  aB AB ab кросс ab F 2 AaBb – нормальные матовые листья: 40 или 38; Aabb – нормальные блестящие листья: 128 или 131; aaBb – надрезанные матовые листья: 131 или 128; aabb – надрезанные блестящие листья: 38 или 40;

2. Схема решения задачи включает:

1) P AAbb  aaBB

Норм. блестящ. листья надрезанные матовые листья

G Ab aB

F 1 AaBb – нормальные матовые листья;

2) анализирующее скрещивание

P AaBb  aabb

нормальные матовые листья надрезанные блестящие листья

G Ab aB AB ab кросс ab

F 2

AaBb – нормальные матовые листья: 40 или 38;

Aabb – нормальные блестящие листья: 128 или 131;

aaBb – надрезанные матовые листья: 131 или 128;

aabb – надрезанные блестящие листья: 38 или 40;

Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации .) 3) присутствие в потомстве двух больших фенотипических групп особей: 128 (131) с нормальными блестящими листьями и  131 (128) с надрезанными матовыми листьями примерно в равных долях – это результат сцепленного наследования аллелей A и b,  a и B между собой. Две другие малочисленные фенотипические группы (40 и 38) образуются в результате кроссинговера. (Допускается иная генетическая символика изображения сцепленных генов в виде

Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации

.)

3) присутствие в потомстве двух больших фенотипических групп особей: 128 (131) с нормальными блестящими листьями и

131 (128) с надрезанными матовыми листьями примерно в равных долях – это результат сцепленного наследования аллелей A и b,

a и B между собой. Две другие малочисленные фенотипические группы (40 и 38) образуются в результате кроссинговера.

(Допускается иная генетическая символика изображения сцепленных генов в виде

Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации У человека между аллелями генов куриной слепоты (ночная слепота) и дальтонизма (красно-зелёного) происходит кроссинговер. Женщина, не имеющая этих заболеваний, у матери  которой был дальтонизм , а у отца – куриная слепота ,  вышла замуж за мужчину, не имеющего этих  заболеваний. Родившаяся в этом браке моногомозиготная  здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего  этих заболеваний. В их семье родился  ребёнок-дальтоник. Составьте схемы решения задачи.  Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы,  фенотипы, пол возможного потомства в двух браках.  Возможно ли в первом браке рождение больного этими  заболеваниями ребёнка? Ответ поясните.

Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации

У человека между аллелями генов куриной слепоты (ночная слепота) и дальтонизма (красно-зелёного) происходит кроссинговер.

Женщина, не имеющая этих заболеваний, у матери

которой был дальтонизм , а у отца – куриная слепота ,

вышла замуж за мужчину, не имеющего этих

заболеваний. Родившаяся в этом браке моногомозиготная

здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего

этих заболеваний. В их семье родился

ребёнок-дальтоник. Составьте схемы решения задачи.

Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы,

фенотипы, пол возможного потомства в двух браках.

Возможно ли в первом браке рождение больного этими

заболеваниями ребёнка? Ответ поясните.

 1. Дано: признак, фенотип ген, генотип Нормальное зрение Куриная слепота Х А Х а  Цветное зрение(норма) Дальтонизм  Х D Х d  Генотипы и фенотипы : Р Генотипы и фенотипы: F1, F2

1. Дано:

признак, фенотип

ген, генотип

Нормальное зрение

Куриная слепота

Х А

Х а

Цветное зрение(норма)

Дальтонизм

Х D

Х d

Генотипы и фенотипы : Р

Генотипы и фенотипы: F1, F2

2. Схема решения задачи: 1) P ♀ Х Ad Х aD × ♂ X AD Y нормальное ночное зрение нормальное ночное зрение отсутствие дальтонизма отсутствие дальтонизма G Х Аd   Х aD  Х AD X ad X AD Y  ♀  ♂  Х Ad  X AD X AD Х Ad Х aD Y Х Ad Y норм. ночное зрение, отсутствие дальтонизма; Х AD X AD Х aD  нормальное ночное зрение, дальтонизм; Х aD Y норм. ночное зрение, отсутствие дальтонизма; Х AD X AD X ad куриная слепота, отсутствие дальтонизма норм. ночное зрение, отсутствие дальтонизма;  Х AD Y X AD X ad норм. ночное зрение, отсутствие дальтонизма;  норм. ночное зрение, отсутствие дальтонизма;  X ad Y  куриная слепота, дальтонизм

2. Схема решения задачи:

1) P ♀ Х Ad Х aD × ♂ X AD Y

нормальное ночное зрение нормальное ночное зрение

отсутствие дальтонизма отсутствие дальтонизма

G Х Аd Х aD Х AD X ad X AD Y

Х Ad

X AD

X AD Х Ad

Х aD

Y

Х Ad Y

норм. ночное зрение, отсутствие дальтонизма;

Х AD

X AD Х aD

нормальное ночное зрение, дальтонизм;

Х aD Y

норм. ночное зрение, отсутствие дальтонизма;

Х AD X AD

X ad

куриная слепота, отсутствие дальтонизма

норм. ночное зрение, отсутствие дальтонизма;

Х AD Y

X AD X ad

норм. ночное зрение, отсутствие дальтонизма;

норм. ночное зрение, отсутствие дальтонизма;

X ad Y

куриная слепота, дальтонизм

F 1 генотипы, фенотипы возможных дочерей: X AD Х Ad – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма; X AD Х aD – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма; Х AD X AD – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма; X AD X ad – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма; генотипы, фенотипы возможных сыновей: Х Ad Y – нормальное ночное зрение, дальтонизм; Х aD Y – куриная слепота, отсутствие дальтонизма; Х AD Y – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма; X ad Y – куриная слепота, дальтонизм;

F 1 генотипы, фенотипы возможных дочерей:

X AD Х Ad – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма;

X AD Х aD – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма;

Х AD X AD – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма;

X AD X ad – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма;

генотипы, фенотипы возможных сыновей:

Х Ad Y – нормальное ночное зрение, дальтонизм;

Х aD Y – куриная слепота, отсутствие дальтонизма;

Х AD Y – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма;

X ad Y – куриная слепота, дальтонизм;

2) ♀ Х AD Х Ad × ♂ X AD Y нормальное ночное зрение нормальное ночное зрение отсутствие дальтонизма отсутствие дальтонизма G Х Аd Х AD X AD Y F 2  генотипы, фенотипы возможных дочерей: Х AD X Ad – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма; Х AD X AD – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма; генотипы, фенотипы возможных сыновей: Х Ad Y – нормальное ночное зрение, дальтонизм; Х AD Y – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма;

2) ♀ Х AD Х Ad × ♂ X AD Y

нормальное ночное зрение нормальное ночное зрение

отсутствие дальтонизма отсутствие дальтонизма

G Х Аd Х AD X AD Y

F 2 генотипы, фенотипы возможных дочерей:

Х AD X Ad – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма;

Х AD X AD – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма;

генотипы, фенотипы возможных сыновей:

Х Ad Y – нормальное ночное зрение, дальтонизм;

Х AD Y – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма;

Объяснение решения задачи. Некроссоверные гаметы: Х Ad , X aD . Кроссоверные гаметы: X AD , X ad . Генотип матери: ♀ Х Аd Х aD ( гаметы: Х Ad X aD X AD X ad ), т.к. одну Х- хромосому с рецессивным геном дальтонизма получила от матери , а другую Х- хромосому с геном куриной слепоты получила от отца. Генотип отца:  ♂ Х AD Y ( гаметы:  Х AD Y). Т.к. от монозиготной дочери и здорового мужчины родился дальтоник, значит, дочка была носительницей гена дальтонизма и имеет генотип  ♀ Х АD Х Аd ( гаметы: Х Ad   X AD ).

Объяснение решения задачи.

Некроссоверные гаметы: Х Ad , X aD . Кроссоверные гаметы: X AD , X ad .

Генотип матери: ♀ Х Аd Х aD ( гаметы: Х Ad X aD X AD X ad ), т.к. одну Х- хромосому с рецессивным геном дальтонизма получила от матери , а другую Х- хромосому с геном куриной слепоты получила от отца. Генотип отца: ♂ Х AD Y ( гаметы: Х AD Y). Т.к. от монозиготной дочери и здорового мужчины родился дальтоник, значит, дочка была носительницей гена дальтонизма и имеет генотип ♀ Х АD Х Аd ( гаметы: Х Ad X AD ).

Ответ: 1. Генотипы и фенотипы родителей в первом браке:  норм.ноч. зр, норм.ночн.зр,  отс.дал-ма отс.дал-ма  Р: ♀  Х Аd Х aD х ♂ Х AD Y.  2. Генотипы и фенотипы потомства от первого брака: Х AD Х Ad Норм.ночн. зрение, отсутствие дальтонизма, дочь Х AD X aD Х AD Х AD Норм.ночн. зрение, отсутствие дальтонизма, дочь Х AD X ad Норм.ночн. зрение, отсутствие дальтонизма, дочь Норм.ночн. зрение, отсутствие дальтонизма, дочь
  • Ответ: 1. Генотипы и фенотипы родителей в первом браке:

норм.ноч. зр, норм.ночн.зр,

отс.дал-ма отс.дал-ма

Р: ♀ Х Аd Х aD х ♂ Х AD Y.

2. Генотипы и фенотипы потомства от первого брака:

Х AD Х Ad

Норм.ночн. зрение, отсутствие дальтонизма, дочь

Х AD X aD

Х AD Х AD

Норм.ночн. зрение, отсутствие дальтонизма, дочь

Х AD X ad

Норм.ночн. зрение, отсутствие дальтонизма, дочь

Норм.ночн. зрение, отсутствие дальтонизма, дочь

Х Ad Y Норм. ночн. зрение, дальтонизм, сын X aD Y Куриная слепота, отсутствие дальтонизма, сын Х AD Y Норм.ночн. зрение, отсутствие дальтонизма, сын X ad Y Куриная слепота, дальтонизм, сын

Х Ad Y

Норм. ночн. зрение, дальтонизм, сын

X aD Y

Куриная слепота, отсутствие дальтонизма, сын

Х AD Y

Норм.ночн. зрение, отсутствие дальтонизма, сын

X ad Y

Куриная слепота, дальтонизм, сын

3. Генотипы и фенотипы родителей от второго брака:  норм.ноч. зр, норм.ночн.зр,  отс.дал-ма отс.дал-ма Р: ♀ Х АD Х Аd х ♂ Х AD Y

3. Генотипы и фенотипы родителей от второго брака:

норм.ноч. зр, норм.ночн.зр,

отс.дал-ма отс.дал-ма

Р: ♀ Х АD Х Аd х ♂ Х AD Y

 4.Генотипы и фенотипы потомства от второго брака:  X AD X Ad - дочь, нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма,  X AD X AD – дочь, нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма,   X Ad Y- сын, нормальное ночное зрение, дальтонизм,  X AD Y – сын, нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма.

4.Генотипы и фенотипы потомства от второго брака:

X AD X Ad - дочь, нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма,

X AD X AD – дочь, нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма,

X Ad Y- сын, нормальное ночное зрение, дальтонизм,

X AD Y – сын, нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма.

5.  В первом браке возможно рождение сына дальтоника с куриной слепотой (  ♂  X ad Y). В генотипе этого ребенка находятся материнская Х- хромосома с двумя рецессивными аллелями, образовавшаяся в результате кроссинговера, и отцовская Y- хромосома, не содержащая аллелей этих двух генов.

5. В первом браке возможно рождение сына дальтоника с куриной слепотой ( ♂ X ad Y). В генотипе этого ребенка находятся материнская Х- хромосома с двумя рецессивными аллелями, образовавшаяся в результате кроссинговера, и отцовская Y- хромосома, не содержащая аллелей этих двух генов.

3) в первом браке возможно рождение сына-дальтоника с куриной слепотой (X ad Y). В генотипе этого ребёнка находятся материнская , образовавшаяся в результате кроссинговера Х-хромосома с двумя рецессивными аллелями и отцовская Y-хромосома,  не содержащая аллелей этих двух генов. (Допускается иная генетическая символика, изображение сцепленных генов в виде  и написание сцепленных в X-хромосоме генов индексом.) ,

3) в первом браке возможно рождение сына-дальтоника с куриной слепотой (X ad Y). В генотипе этого ребёнка находятся материнская , образовавшаяся в результате кроссинговера Х-хромосома с двумя рецессивными аллелями и отцовская Y-хромосома,

не содержащая аллелей этих двух генов.

(Допускается иная генетическая символика, изображение сцепленных генов в виде

и написание сцепленных в X-хромосоме генов индексом.)

,


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!