СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Путь духовных исканий князя Андрея Болконского" (по роману Л. Н. Толстого "Война и мир")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме "Путь духовных исканий князя Андрея Болконского" (по роману Л. Н. Толстого "Война и мир"

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Путь духовных исканий князя Андрея Болконского" (по роману Л. Н. Толстого "Война и мир")»

Путь духовных исканий князя Андрея Болконского (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)  Выполнила учитель литературы МОУ «СШИ№2» Павлуцкая Е. В.

Путь духовных исканий князя Андрея Болконского

(по роману Л.Н. Толстого

«Война и мир»)

Выполнила учитель литературы МОУ «СШИ№2»

Павлуцкая Е. В.

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, опять начинать и опять бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость Л. Н. Толстой

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, опять начинать и опять бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость

Л. Н. Толстой

Салон Анны Павловны Шерер  «…гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – заколдованный круг, из которого я не могу выйти» “ Эта жизнь не по мне”

Салон Анны Павловны Шерер

«…гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – заколдованный круг, из которого я не могу выйти»

“ Эта жизнь не по мне”

Княгиня Лиза «Милое, доброе, но пустое создание». Она чужда ему, раздражает

Княгиня Лиза

  • «Милое, доброе, но пустое создание».
  • Она чужда ему, раздражает
Активный участник военной кампании 1805 – 1807 г. г. Честолюбив, мечтает о славе Война - шанс изменить судьбу

Активный участник военной кампании 1805 – 1807 г. г.

  • Честолюбив, мечтает о славе
  • Война - шанс изменить судьбу
Капитан Тушин Князь Андрей увидел в смешном капитане что-то естественное и искреннее Подвиг капитана заставил задуматься князя Андрея о том, что такое подвиг, слава ?  Не суета ли это? Видит как непарадно он совершается

Капитан Тушин

  • Князь Андрей увидел в смешном капитане что-то естественное и искреннее
  • Подвиг капитана заставил задуматься князя Андрея о том, что такое подвиг, слава ?

Не суета ли это?

Видит как непарадно он совершается

Аустерлицкое сражение Красивый подвиг: спасает знамя, получает ранение Но ход сражения это не изменило Бегство русской армии

Аустерлицкое сражение

  • Красивый подвиг: спасает знамя, получает ранение
  • Но ход сражения это не изменило
  • Бегство русской армии
Перемены во взглядах Останавливается в жажде славы Небо – символ вечности, чистоты и непорочности Слава, тщеславие – пустое, суета, ложь Правда только это чистое небо Разочарование в Наполеоне: он видит маленького человека на лошади, который с удовольствием оглядывает поле, усеянное телами. Эти тела – цена победы Какая красивая смерть

Перемены во взглядах

  • Останавливается в жажде славы
  • Небо – символ вечности, чистоты и непорочности
  • Слава, тщеславие – пустое, суета, ложь
  • Правда только это чистое небо
  • Разочарование в Наполеоне: он видит маленького человека на лошади, который с удовольствием оглядывает поле, усеянное телами. Эти тела – цена победы
  • Какая красивая смерть
Смерть жены Рождение ребенка и одновременно смерть жены, перед которой он чувствовал свою вину усугубили духовный кризис Болконского. Он разочаровался во всем: “Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти”,

Смерть жены

Рождение ребенка и одновременно смерть жены, перед которой он чувствовал свою вину усугубили духовный кризис Болконского.

Он разочаровался во всем: “Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти”,

Богучарово.  Новые планы на жизнь «Жить для сына, отказаться от всего, жить только частной жизнью»

Богучарово. Новые планы на жизнь

  • «Жить для сына, отказаться от всего, жить только частной жизнью»
Богучарово.  Новые планы на жизнь Споры с Пьером о крепостном праве. Оба согласны в необходимости отмены Пьер – ради крестьян Князь Андрей – ради помещиков, т.к. крепостное право развязывает дурные инстинкты. Всевластие калечит душу дворянина

Богучарово. Новые планы на жизнь

  • Споры с Пьером о крепостном праве.
  • Оба согласны в необходимости отмены
  • Пьер – ради крестьян
  • Князь Андрей – ради помещиков, т.к. крепостное право развязывает дурные инстинкты. Всевластие калечит душу дворянина
Встреча с дубом Ночь в Отрадном» Встреча с дубом
  • Встреча с дубом
  • Ночь в Отрадном»
  • Встреча с дубом
Из романа…  Князь Андрей, невеселый и озабоченный…, подъезжал по аллее сада к отрадненскому дому Ростовых. Вправо из-за деревьев он услыхал женский весёлый крик и увидал бегущую наперерез его коляски толпу девушек. Впереди других, ближе, подбегала к коляске черноволосая, очень тоненькая, странно-тоненькая, черноглазая девушка в жёлтом ситцевом платье, повязанная белым носовым платком, из-под которого выбивались пряди расчесавшихся волос. Девушка что-то кричала, но, узнав чужого, не взглянув на него, со смехом побежала назад.     Князю Андрею вдруг стало отчего-то больно. День был так хорош, солнце так ярко, кругом всё так весело; а эта тоненькая и хорошенькая девушка не знала и не хотела знать про его существование и была довольна и счастлива какой-то своей отдельной — верно, глупой, — но весёлой и счастливой жизнью. «Чему она так рада? О чём она думает? Не об уставе военном, не об устройстве рязанских оброчных. О чём она думает? И чем она счастлива?» — невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей.

Из романа…

Князь Андрей, невеселый и озабоченный…, подъезжал по аллее сада к отрадненскому дому Ростовых. Вправо из-за деревьев он услыхал женский весёлый крик и увидал бегущую наперерез его коляски толпу девушек. Впереди других, ближе, подбегала к коляске черноволосая, очень тоненькая, странно-тоненькая, черноглазая девушка в жёлтом ситцевом платье, повязанная белым носовым платком, из-под которого выбивались пряди расчесавшихся волос. Девушка что-то кричала, но, узнав чужого, не взглянув на него, со смехом побежала назад.    Князю Андрею вдруг стало отчего-то больно. День был так хорош, солнце так ярко, кругом всё так весело; а эта тоненькая и хорошенькая девушка не знала и не хотела знать про его существование и была довольна и счастлива какой-то своей отдельной — верно, глупой, — но весёлой и счастливой жизнью. «Чему она так рада? О чём она думает? Не об уставе военном, не об устройстве рязанских оброчных. О чём она думает? И чем она счастлива?» — невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей.

Из романа… несколько раз  взглядывая на Наташу, чему-то смеявшуюся, веселившуюся между другой, молодой половиной общества ,  всё спрашивал себя: «О чём она думает? Чему она так рада?». Вечером, оставшись один на новом месте, он долго не мог заснуть…     Князь Андрей встал и подошёл к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Ночь была свежая и неподвижно-светлая. . Князь Андрей облокотился на окно, и глаза его остановились на небе.     Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор.     — Только ещё один раз, — сказал сверху женский голос, который сейчас узнал князь Андрей.     — Да когда же ты спать будешь? — отвечал другой голос.     — Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз...     Два женских голоса запели какую-то музыкальную фразу, составлявшую конец чего-то.     — Ах, какая прелесть! Ну, теперь спать, и конец.

Из романа…

несколько раз  взглядывая на Наташу, чему-то смеявшуюся, веселившуюся между другой, молодой половиной общества ,  всё спрашивал себя: «О чём она думает? Чему она так рада?».

Вечером, оставшись один на новом месте, он долго не мог заснуть…    Князь Андрей встал и подошёл к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Ночь была свежая и неподвижно-светлая. . Князь Андрей облокотился на окно, и глаза его остановились на небе.    Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор.    — Только ещё один раз, — сказал сверху женский голос, который сейчас узнал князь Андрей.    — Да когда же ты спать будешь? — отвечал другой голос.    — Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз...    Два женских голоса запели какую-то музыкальную фразу, составлявшую конец чего-то.    — Ах, какая прелесть! Ну, теперь спать, и конец.

Из романа…

   — Ты спи, а я не могу, — отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она, видимо, совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье её платья и даже дыханье. Всё затихло и окаменело, как и луна и её свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.    — Соня! Соня! — послышался опять первый голос. — Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, — сказала она почти со слезами в голосе. — Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.    Соня неохотно что-то отвечала.    — Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!    — Полно, ты упадешь.    Послышалась борьба и недовольный голос Сони:    — Ведь второй час.    — Ах, ты только всё портишь мне. Ну, иди, иди.    Опять всё замолкло, но князь Андрей знал, что она всё еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи.    — Ах, Боже мой! Боже мой! Что же это такое! — вдруг вскрикнула она. — Спать так спать! — и захлопнула окно.    «И дела нет до моего существования!» — подумал князь Андрей в то время, как он прислушивался к её говору, почему-то ожидая и боясь, что она скажет что-нибудь про него. «И опять она! И как нарочно!» — думал он. В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул.

Из романа…  Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!

Из романа…

Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!

Любовь в жизни князя Андрея Настоящий душевный подъём Наташа Ростова – натура богатая, поэтичная. Очень чистая Чувство сильное и глубокое Общение с ней открывает для него новую сторону жизни: любовь, красоту, поэзию

Любовь в жизни князя Андрея

  • Настоящий душевный подъём
  • Наташа Ростова –

натура богатая, поэтичная.

Очень чистая

Чувство сильное и глубокое

Общение с ней открывает для него новую сторону жизни: любовь, красоту, поэзию

Измена Наташи В ней был смысл его жизни Из разговора князя Андрея с графом Безуховым Пьер: «…падшую женщину надо прощать» Князь Андрей: «Я говорил, что надо прощать, но я не говорил, что я могу простить»

Измена Наташи

  • В ней был смысл его жизни
  • Из разговора князя Андрея с графом Безуховым

Пьер: «…падшую женщину надо прощать»

Князь Андрей: «Я говорил, что надо прощать, но я не говорил, что я могу простить»

Анатолий Курагин

Анатолий Курагин

Отечественная война 1812 г Боль за Отечество притупляет личные страдания Князь Андрей знает цену войны Понимает ее разрушительную силу Война потеряла для него романтику Отдаляется от штабных офицеров Становится ближе к народу Желает свободы и победы над врагом

Отечественная война 1812 г

Боль за Отечество притупляет личные страдания

Князь Андрей знает цену войны

Понимает ее разрушительную силу

Война потеряла для него романтику

Отдаляется от штабных офицеров

Становится ближе к народу

Желает свободы и победы над врагом

Смертельное ранение Предсмертные страдания помогли ему постичь смысл христианской любви: “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле... и которой я не понимал”

Смертельное ранение

Предсмертные страдания помогли ему постичь смысл христианской любви: “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле... и которой я не понимал”

Лучшие  минуты  жизни  – что это? Для  князя Андрея  это минуты, когда он осознает, что шел ложным, обманным путем, когда исчезает иллюзия и перед ним раскрывается возможность заново перерешить свою  жизнь . Для большинства людей крах иллюзий – мгновения страшные, для  князя Андрея  – прекрасные,  лучшие  в его  жизни .
  • Лучшие  минуты  жизни  – что это? Для  князя Андрея  это минуты, когда он осознает, что шел ложным, обманным путем, когда исчезает иллюзия и перед ним раскрывается возможность заново перерешить свою  жизнь . Для большинства людей крах иллюзий – мгновения страшные, для  князя Андрея  – прекрасные,  лучшие  в его  жизни .
Духовные искания  отражают опыт  человека , возникший в результате его взаимодействия с обществом и познания самого себя.  Духовные искания  характерны для неординарных, ярких личностей, каковыми, безусловно, являются центральные персонажи романа-эпопеи Л. Н. Толстого - Андрей Болконский и Пьер
  • Духовные искания  отражают опыт  человека , возникший в результате его взаимодействия с обществом и познания самого себя.  Духовные искания  характерны для неординарных, ярких личностей, каковыми, безусловно, являются центральные персонажи романа-эпопеи Л. Н. Толстого - Андрей Болконский и Пьер
Этапы жизни героя Встреча с Наташей Ростовой Вера в счастливую семейную жизнь Мечта о Тулоне Бородино. Смерть героя Аустерлиц Смерть жены Салон Шерер

Этапы жизни героя

Встреча с Наташей Ростовой

Вера в счастливую семейную жизнь

Мечта о Тулоне

Бородино. Смерть героя

Аустерлиц

Смерть жены

Салон Шерер

Путь князя Андрея – это путь к истине и к доброте В последние минуты своей жизни он испытывал и абсолютную свободу и абсолютную любовь
  • Путь князя Андрея – это путь к истине и к доброте
  • В последние минуты своей жизни он испытывал и абсолютную свободу и абсолютную любовь


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя