Путь духовных исканий князя Андрея Болконского
(по роману Л.Н. Толстого
«Война и мир»)
Выполнила учитель литературы МОУ «СШИ№2»
Павлуцкая Е. В.
Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, опять начинать и опять бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость
Л. Н. Толстой
Салон Анны Павловны Шерер
«…гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – заколдованный круг, из которого я не могу выйти»
“ Эта жизнь не по мне”
Княгиня Лиза
- «Милое, доброе, но пустое создание».
- Она чужда ему, раздражает
Активный участник военной кампании 1805 – 1807 г. г.
- Честолюбив, мечтает о славе
- Война - шанс изменить судьбу
Капитан Тушин
- Князь Андрей увидел в смешном капитане что-то естественное и искреннее
- Подвиг капитана заставил задуматься князя Андрея о том, что такое подвиг, слава ?
Не суета ли это?
Видит как непарадно он совершается
Аустерлицкое сражение
- Красивый подвиг: спасает знамя, получает ранение
- Но ход сражения это не изменило
- Бегство русской армии
Перемены во взглядах
- Останавливается в жажде славы
- Небо – символ вечности, чистоты и непорочности
- Слава, тщеславие – пустое, суета, ложь
- Правда только это чистое небо
- Разочарование в Наполеоне: он видит маленького человека на лошади, который с удовольствием оглядывает поле, усеянное телами. Эти тела – цена победы
- Какая красивая смерть
Смерть жены
Рождение ребенка и одновременно смерть жены, перед которой он чувствовал свою вину усугубили духовный кризис Болконского.
Он разочаровался во всем: “Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти”,
Богучарово. Новые планы на жизнь
- «Жить для сына, отказаться от всего, жить только частной жизнью»
Богучарово. Новые планы на жизнь
- Споры с Пьером о крепостном праве.
- Оба согласны в необходимости отмены
- Пьер – ради крестьян
- Князь Андрей – ради помещиков, т.к. крепостное право развязывает дурные инстинкты. Всевластие калечит душу дворянина
- Встреча с дубом
- Ночь в Отрадном»
- Встреча с дубом
Из романа…
Князь Андрей, невеселый и озабоченный…, подъезжал по аллее сада к отрадненскому дому Ростовых. Вправо из-за деревьев он услыхал женский весёлый крик и увидал бегущую наперерез его коляски толпу девушек. Впереди других, ближе, подбегала к коляске черноволосая, очень тоненькая, странно-тоненькая, черноглазая девушка в жёлтом ситцевом платье, повязанная белым носовым платком, из-под которого выбивались пряди расчесавшихся волос. Девушка что-то кричала, но, узнав чужого, не взглянув на него, со смехом побежала назад. Князю Андрею вдруг стало отчего-то больно. День был так хорош, солнце так ярко, кругом всё так весело; а эта тоненькая и хорошенькая девушка не знала и не хотела знать про его существование и была довольна и счастлива какой-то своей отдельной — верно, глупой, — но весёлой и счастливой жизнью. «Чему она так рада? О чём она думает? Не об уставе военном, не об устройстве рязанских оброчных. О чём она думает? И чем она счастлива?» — невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей.
Из романа…
несколько раз взглядывая на Наташу, чему-то смеявшуюся, веселившуюся между другой, молодой половиной общества , всё спрашивал себя: «О чём она думает? Чему она так рада?».
Вечером, оставшись один на новом месте, он долго не мог заснуть… Князь Андрей встал и подошёл к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Ночь была свежая и неподвижно-светлая. . Князь Андрей облокотился на окно, и глаза его остановились на небе. Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор. — Только ещё один раз, — сказал сверху женский голос, который сейчас узнал князь Андрей. — Да когда же ты спать будешь? — отвечал другой голос. — Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз... Два женских голоса запели какую-то музыкальную фразу, составлявшую конец чего-то. — Ах, какая прелесть! Ну, теперь спать, и конец.
Из романа…
— Ты спи, а я не могу, — отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она, видимо, совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье её платья и даже дыханье. Всё затихло и окаменело, как и луна и её свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия. — Соня! Соня! — послышался опять первый голос. — Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, — сказала она почти со слезами в голосе. — Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало. Соня неохотно что-то отвечала. — Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так! — Полно, ты упадешь. Послышалась борьба и недовольный голос Сони: — Ведь второй час. — Ах, ты только всё портишь мне. Ну, иди, иди. Опять всё замолкло, но князь Андрей знал, что она всё еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи. — Ах, Боже мой! Боже мой! Что же это такое! — вдруг вскрикнула она. — Спать так спать! — и захлопнула окно. «И дела нет до моего существования!» — подумал князь Андрей в то время, как он прислушивался к её говору, почему-то ожидая и боясь, что она скажет что-нибудь про него. «И опять она! И как нарочно!» — думал он. В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул.
Из романа…
Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!
Любовь в жизни князя Андрея
- Настоящий душевный подъём
- Наташа Ростова –
натура богатая, поэтичная.
Очень чистая
Чувство сильное и глубокое
Общение с ней открывает для него новую сторону жизни: любовь, красоту, поэзию
Измена Наташи
- В ней был смысл его жизни
- Из разговора князя Андрея с графом Безуховым
Пьер: «…падшую женщину надо прощать»
Князь Андрей: «Я говорил, что надо прощать, но я не говорил, что я могу простить»
Анатолий Курагин
Отечественная война 1812 г
Боль за Отечество притупляет личные страдания
Князь Андрей знает цену войны
Понимает ее разрушительную силу
Война потеряла для него романтику
Отдаляется от штабных офицеров
Становится ближе к народу
Желает свободы и победы над врагом
Смертельное ранение
Предсмертные страдания помогли ему постичь смысл христианской любви: “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле... и которой я не понимал”
- Лучшие минуты жизни – что это? Для князя Андрея это минуты, когда он осознает, что шел ложным, обманным путем, когда исчезает иллюзия и перед ним раскрывается возможность заново перерешить свою жизнь . Для большинства людей крах иллюзий – мгновения страшные, для князя Андрея – прекрасные, лучшие в его жизни .
- Духовные искания отражают опыт человека , возникший в результате его взаимодействия с обществом и познания самого себя. Духовные искания характерны для неординарных, ярких личностей, каковыми, безусловно, являются центральные персонажи романа-эпопеи Л. Н. Толстого - Андрей Болконский и Пьер
Этапы жизни героя
Встреча с Наташей Ростовой
Вера в счастливую семейную жизнь
Мечта о Тулоне
Бородино. Смерть героя
Аустерлиц
Смерть жены
Салон Шерер
- Путь князя Андрея – это путь к истине и к доброте
- В последние минуты своей жизни он испытывал и абсолютную свободу и абсолютную любовь