Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
Презентацию подготовила: учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1»
Шеуджен Самет Заурбечевна
Любого учителя глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике «словарными».
Работу по освоению таких слов, строят в несколько этапов.
Первым этапом в этой работе является введение нового слова.
«Словарная работа-это не эпизод в работе учителя, а систематическая хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется она с 1-го по 11-й класс».
А.В.Текучев
Предъявление нового слова
Работа над слуховым образом слова
Запись слова с «окошком»
Работа над зрительным образом слова
ЗАГАДКА
Зелена, а не луг.
Бела, а не снег.
Кудрява, а не человек. .
Б.рёза
Берёза
Бе/рё/за
Бе-рёза,
берё-за
Пословицы и поговорки о берёзе
Бела береста – да дёготь чёрен. И у березки слезки текут, когда с неё кору дерут. Где дубняк, там и березняк.
Берёза ума даёт (о розгах).
Замените выражение одним словом. Вставьте пропущенные буквы.
Сделанный из б.резы – Б.резовый лес – Гриб, который растет под б.резой.
Составьте словосочетания со словами, предложенными вам.
За березу – (спрятаться) За березой – (ухаживать) На березу – (влезть) На березе – (сидеть) Под березу – (сесть, лечь) Под березой – (сидеть) С березы – (слезть, упасть)
Опишите березу: какая она?
рёзка
рёзовый
рёзонька
резняк
Б
Зашифрованное слово
Ч Я У К Ц З Й О Б Ч Л Д Е Х К Р Е Г Н Ш
Шифр: 9 17 16 13 6 19 2 15
Разгадайте ребус
К изображению собаки прикрепляется медаль, формой напоминающая букву О.
Г.Сапгир «Лимон»
Что за «ли»? Что за «мон»? В звуках нету смысла. Но едва шепнут – Лимон ... – Сразу станет кисло.
Упражнения для формирования фонетических понятий
Игра «Кто больше придумает слов» Дано несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше слов.
Л Е Ь С И О Р
Г Т А
Морфологические упражнения
1.Ответьте на вопрос одним словарным словом.
Кто живёт в лесу?
В чём хранятся ручки и карандаши?
Какой овощ растёт на огороде?
З..ц
П…л
О….ц
2. Выпишите в три столбика слова из словаря: в первый столбик-слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий- среднего рода.
Например:
Ж.р. М.р. Ср.р.
Девочка Мальчик Овощи
Синтаксические упражнения
1.К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения.
Берёза................ в небе
Огурец................ в доме
Воробей............. в школе
Комнаты............. в лесу
Ученик................ в огороде
2.Составьте предложения с данными словосочетаниями.
Весёлый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница.
Лексические упражнения
1.Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда» и.д.
2.Сгруппируйте слова по темам:
Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, карандаш, пенал, корова.
3. По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему «Школа», «Птицы» и т.д.
4. Игра «Поиграем в словарик»
Несколько учащихся получают карточки со словами. Они должны правильно их прочитать, а класс даёт полное толкование значения слова.
5.Игра «Волшебный мешок»
Учитель складывает карточки со словами в красиво оформленный мешочек. Ученики достают оттуда 10-15 слов, рассказывают, что они обозначают, составляют с ними предложения.
Хочу пожелать, чтобы: Дорога в школу – была радостью; Встреча с учениками – удовольствием; Жизнь в семье – теплом; А вся ваша жизнь – счастьем! УСПЕХОВ!
Благодарю за внимание!