СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Смена биогеоценозов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации имеется материал по теме "Смена биогеоценозов", раскрыто понятие  "сукцессия", описаны  виды сукцессии, а также имеется материал об агроценозах и их характеристике.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Смена биогеоценозов"»

ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж» Смена биогеоценозов  Автор: Дъячук Л.В.

ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»

Смена биогеоценозов

Автор: Дъячук Л.В.

Смена БГЦ Постепенная Внезапная (Сукцессия) (Катастрофическая )

Смена БГЦ

Постепенная

Внезапная

(Сукцессия)

(Катастрофическая )

Внезапная смена биогеоценоза Приводит к разрушению всех биогеоценотических связей, разрушению почв, к деградации или гибели БГЦ. Эта смена вызывается факторами, чуждыми БГЦ, но после прекращения действия фактора, в конечном счёте, появляется новое сообщество, сходное с разрушенным

Внезапная смена биогеоценоза

  • Приводит к разрушению всех биогеоценотических связей, разрушению почв, к деградации или гибели БГЦ.
  • Эта смена вызывается факторами, чуждыми БГЦ, но после прекращения действия фактора, в конечном счёте, появляется новое сообщество, сходное с разрушенным
Сукцессия Последовательная смена во времени одних биогеоценозов другими на определённом участке земной поверхности.

Сукцессия

  • Последовательная смена во времени одних биогеоценозов другими на определённом участке земной поверхности.

Сукцессия Первичная сукцессия Вторичная сукцессия

Сукцессия

Первичная сукцессия

Вторичная сукцессия

Первичная сукцессия начинается на субстратах, незатронутых почвообразованием (скалистые породы, водоёмы), в процессе которых формируются не только фитоценозы, но и поч ва
  • Первичная сукцессия начинается на субстратах, незатронутых почвообразованием (скалистые породы, водоёмы), в процессе которых формируются не только фитоценозы, но и поч ва
Вторичная сукцессия – происходит на месте сформировавшихся биоценозов после их нарушения (эрозия, засуха, пожар)
  • Вторичная сукцессия – происходит на месте сформировавшихся биоценозов после их нарушения (эрозия, засуха, пожар)
Как для первичной, так и для вторичной сукцессии необходим источник семян и спор растений. Если этого нет, то сукцессия остановится в развитии или пойдёт нетипичным путём.
  • Как для первичной, так и для вторичной сукцессии необходим источник семян и спор растений. Если этого нет, то сукцессия остановится в развитии или пойдёт нетипичным путём.
Агроценозы Это экосистемы, структуру и функцию которых создаёт и поддерживает и контролирует человек в своих интересах

Агроценозы

  • Это экосистемы, структуру и функцию которых создаёт и поддерживает и контролирует человек в своих интересах

 Поле пшеницы   Растительный состав – пшеница, немного сорняки. Животных значительно меньше (личинки мух, жуки, дождевые черви и т.д.) Редуценты – грибы, бактерии. В агроценозе складываются пищевые цепи, как и биогеоценозе, обязательным звеном является человек. Структура и функции агроценоза и природной экосистемы похожи, но имеется ряд отличий.

Поле пшеницы

  • Растительный состав – пшеница, немного сорняки.
  • Животных значительно меньше (личинки мух, жуки, дождевые черви и т.д.)
  • Редуценты – грибы, бактерии.
  • В агроценозе складываются пищевые цепи, как и биогеоценозе, обязательным звеном является человек.
  • Структура и функции агроценоза и природной экосистемы похожи, но имеется ряд отличий.
Отличие природных экосистем от агроценоза - искусственно созданные культуры не могут конкурировать в борьбе с дикими видами растений и животных;  - агроэкосистемы не приспособлены к самовосстановлению, и полностью зависят от человека и без него быстро ослабевают и умирают;

Отличие природных экосистем от агроценоза

  • - искусственно созданные культуры не могут конкурировать в борьбе с дикими видами растений и животных;
  • - агроэкосистемы не приспособлены к самовосстановлению, и полностью зависят от человека и без него быстро ослабевают и умирают;
- большое количество растений и животных одного вида в агроэкосистеме способствуют масштабному развитию вирусов, бактерий и вредных насекомых; - в природе существует намного больше разнообразия видов, в отличие от разводимых человеком культур.
  • - большое количество растений и животных одного вида в агроэкосистеме способствуют масштабному развитию вирусов, бактерий и вредных насекомых;
  • - в природе существует намного больше разнообразия видов, в отличие от разводимых человеком культур.
Численность популяции культуры в агроценозе увеличивается только при помощи использования: борьбы с сорняками и вредителями; орошения засушливых земель; высушивания переувлажненной земли; замены сортов культур; удобрения органическими и минеральными веществами.
  • Численность популяции культуры в агроценозе увеличивается только при помощи использования:
  • борьбы с сорняками и вредителями;
  • орошения засушливых земель;
  • высушивания переувлажненной земли;
  • замены сортов культур;
  • удобрения органическими и минеральными веществами.
Задание: Заполните таблицу Сравнительная характеристика биогеоценоза и агроценоза

Задание: Заполните таблицу

  • Сравнительная характеристика биогеоценоза и агроценоза
   Эталон ответа:

Эталон ответа:

Выберите правильный ответ: 1) Из перечисленного ниже примером первичной сукцессии являются: а) мхи - лишайники - травянистые растения; б) лишайники - травянистые растения - мхи; в) лишайники - мхи - травянистые растения; г) травянистые растения - мхи - лишайники. 2) В процессе сукцессии в сообществе происходят следующие основные изменения: а) смена видового состава растений и животных; б) уменьшение видового разнообразия организмов; в) уменьшение биомассы органического вещества;

Выберите правильный ответ:

  • 1) Из перечисленного ниже примером первичной сукцессии являются:
  • а) мхи - лишайники - травянистые растения;
  • б) лишайники - травянистые растения - мхи;
  • в) лишайники - мхи - травянистые растения;
  • г) травянистые растения - мхи - лишайники.
  • 2) В процессе сукцессии в сообществе происходят следующие основные изменения:
  • а) смена видового состава растений и животных;
  • б) уменьшение видового разнообразия организмов;
  • в) уменьшение биомассы органического вещества;
3) Какие организмы первыми заселят остров, залитый вулканической лавой? а) деревья; в) кустарники; б) лишайники; г) лисицы. 4) Причинами смены одного биогеоценоза другим являются: а) сезонные изменения в природе; б) изменения погодных условий; в) колебания численности популяций одного вида; г) изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов.
  • 3) Какие организмы первыми заселят остров, залитый вулканической лавой?
  • а) деревья; в) кустарники;
  • б) лишайники; г) лисицы.
  • 4) Причинами смены одного биогеоценоза другим являются:
  • а) сезонные изменения в природе;
  • б) изменения погодных условий;
  • в) колебания численности популяций одного вида;
  • г) изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов.
5) Установите соответствие между примерами и типами сукцессий: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ  А) протекает медленно  Б) освоение территорий, на которых ранее не существовало живых существ  В) восстановление леса после пожара  Г) протекает быстро  Д) развивается после нарушения биоценоза   ТИПЫ СУКЦЕССИЙ   1) первичная сукцессия  2) вторичная сукцессия
  • 5) Установите соответствие между примерами и типами сукцессий: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
  • ПРИМЕРЫ А) протекает медленно Б) освоение территорий, на которых ранее не существовало живых существ В) восстановление леса после пожара Г) протекает быстро Д) развивается после нарушения биоценоза
  • ТИПЫ СУКЦЕССИЙ 1) первичная сукцессия 2) вторичная сукцессия
6) Установите соответствие между признаком и сообществом, для которого он характерен. A) пищевые цепи короткие, состоят их двух−трёх звеньев Б) пищевые цепи длинные, переплетены, образуют пищевую сеть B) высокое видовое разнообразие Г) преобладание монокультуры Д) действие естественного и искусственного отбора Е) замкнутый круговорот веществ   1) природный биоценоз: 2) агроценоз:
  • 6) Установите соответствие между признаком и сообществом, для которого он характерен.
  • A) пищевые цепи короткие, состоят их двух−трёх звеньев
  • Б) пищевые цепи длинные, переплетены, образуют пищевую сеть
  • B) высокое видовое разнообразие
  • Г) преобладание монокультуры
  • Д) действие естественного и искусственного отбора
  • Е) замкнутый круговорот веществ

 

  • 1) природный биоценоз:
  • 2) агроценоз:
Список использованных источников  1. Биология. Общая биология. 10-11 класс. [Текст]: Рабочая тетрадь к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой «Биология. Общая биология. 10-11 классы» / И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов; под ред. И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2013. – 143 с. : ил.  2. Общая биология [Текст]: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Беляев Д.К., Бородин Г.М., Воронцов Н.Н. [и др.]; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006. – 304 с: ил; 21 см. – 100000 экз. 3. Пономарёва, И.Н. Общая биология [Текст]: учеб. для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина; под ред. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 224с.: ил. Яндекс картинки https://yandex.ru/images/search?textD0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8&stype=image&lr=65&noreask=1&parent-reqid=1475903999184409-13365433093687541860103608-sfront6-016&source=wiz
  • Список использованных источников
  • 1. Биология. Общая биология. 10-11 класс. [Текст]: Рабочая тетрадь к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой «Биология. Общая биология. 10-11 классы» / И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов; под ред. И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2013. – 143 с. : ил.
  • 2. Общая биология [Текст]: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Беляев Д.К., Бородин Г.М., Воронцов Н.Н. [и др.]; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006. – 304 с: ил; 21 см. – 100000 экз.
  • 3. Пономарёва, И.Н. Общая биология [Текст]: учеб. для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина; под ред. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 224с.: ил.
  • Яндекс картинки https://yandex.ru/images/search?textD0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8&stype=image&lr=65&noreask=1&parent-reqid=1475903999184409-13365433093687541860103608-sfront6-016&source=wiz


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!