СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Стихосложение. Рифма"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Стихосложение. Рифма"»

Эпиграф  Высокой страсти не имея  Для звуков жизни не щадить,  Не мог он ямба от хорея,  Как мы ни бились, отличить. А.С. Пушкин, роман «Евгений Онегин»

Эпиграф

Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить.

А.С. Пушкин,

роман «Евгений Онегин»

Стихосложение. Рифма.   М.В. Ломоносов А.С. Пушкин Г.Р. Державин

Стихосложение. Рифма.

М.В. Ломоносов

А.С. Пушкин

Г.Р. Державин

Четырёхстопный ямб мне надоел; -1 Им пишет всякий. Мальчикам в забаву -2 Пора б его оставить. Я хотел - 3 Давным – давно приняться за октаву. - 4 А в самом деле: я бы совладел - 5 С тройным созвучием. Пущусь на славу! - 6 Ведь рифмы запросто со мной живут; - 7 Две прѝдут сами, третью приведут. – 8

Четырёхстопный ямб мне надоел; -1

Им пишет всякий. Мальчикам в забаву -2

Пора б его оставить. Я хотел - 3

Давным – давно приняться за октаву. - 4

А в самом деле: я бы совладел - 5

С тройным созвучием. Пущусь на славу! - 6

Ведь рифмы запросто со мной живут; - 7

Две прѝдут сами, третью приведут. – 8

Астры осыпаются в садах, Под окошком желтеет стройный клён, И холодный туман на полях Неподвижно белеет целый день…  Осыпаются астры в садах, Стройный клён под окошком желтеет, И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет…

Астры осыпаются в садах,

Под окошком желтеет стройный клён,

И холодный туман на полях

Неподвижно белеет целый день…

Осыпаются астры в садах,

Стройный клён под окошком желтеет,

И холодный туман на полях

Целый день неподвижно белеет…

 Стихотворная речь – это речь, в которой есть рифма и обязательный ритм, создающийся определённым порядком слов и особым ударением в отдельных словах. Рифма может отсутствовать (белый стих, стихи в прозе), но ритм будет всегда.

Стихотворная речь – это речь, в которой есть рифма и обязательный ритм, создающийся определённым порядком слов и особым ударением в отдельных словах. Рифма может отсутствовать (белый стих, стихи в прозе), но ритм будет всегда.

Рифма Рифма (от греч. rhythmos — соразмерность, согласованность) — совпадающее, созвучное окончание двух или нескольких стихотворных строк, подчёркивающее ритм стиха.

Рифма

Рифма (от греч. rhythmos — соразмерность, согласованность) — совпадающее, созвучное окончание двух или нескольких стихотворных строк, подчёркивающее ритм стиха.

Рифма.   Парная (смежная) Кольцевая (опоясывающая) Перекрёстная

Рифма.

Парная

(смежная)

Кольцевая

(опоясывающая)

Перекрёстная

За окном ветерок веселится, То подпрыгнет, то притаится, И листочки бегут по дорожке, Словно жёлтые мышки от кошки. .

За окном ветерок веселится,

То подпрыгнет, то притаится,

И листочки бегут по дорожке,

Словно жёлтые мышки от кошки.

.

Парная (смежная) рифма – это рифмовка смежных строк стиха: первого со вторым, третьего с четвертым: а – а – б – б.

Парная (смежная) рифма – это рифмовка смежных строк стиха: первого со вторым, третьего с четвертым:

а – а – б – б.

) А А Б Б Выткался на озере алый свет зари, На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется – на душе светло.  С.А. Есенин )

)

А

А

Б

Б

Выткался на озере алый свет зари,

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется – на душе светло.

С.А. Есенин

)

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. (Ф. И. Тютчев)

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

(Ф. И. Тютчев)

Перекрёстная рифма – рифмовка первой строки с третьей, второй – с четвертой: а – б – а – б.

Перекрёстная рифма – рифмовка первой строки с третьей, второй – с четвертой: а – б – а – б.

) Унылая пора! Очей очарованье! А Приятна мне твоя прощальная краса- Б Люблю я пышное природы увяданье, А В багрец и в золото одетые леса… Б  А. С. Пушкин )

)

Унылая пора! Очей очарованье!

А

Приятна мне твоя прощальная краса-

Б

Люблю я пышное природы увяданье,

А

В багрец и в золото одетые леса…

Б

А. С. Пушкин

)

Уж подсыхает хмель на тыне. За хуторами, на бахчах,  В нежарких солнечных лучах Краснеют бронзовые дыни (А. Бунин )

Уж подсыхает хмель на тыне.

За хуторами, на бахчах,

В нежарких солнечных лучах

Краснеют бронзовые дыни

(А. Бунин )

Кольцевая (опоясывающая) рифма – первая строка рифмуется с четвертой, а вторая - с третьей: а – б – б – а.

Кольцевая (опоясывающая) рифма – первая строка рифмуется с четвертой, а вторая - с третьей:

а – б – б – а.

) А Б Б А Глядел я, стоя над Невой, Как Исаака-великана Во мгле морозного тумана Светился купол золотой.  Ф. И. Тютчев )

)

А

Б

Б

А

Глядел я, стоя над Невой,

Как Исаака-великана

Во мгле морозного тумана

Светился купол золотой.

Ф. И. Тютчев

)

Мужская  рифма  – с ударением на последнем слоге (окно – давно).  Женская рифма  – с ударением на предпоследнем слоге (даром – пожаром). Дактилическая рифма – с  ударением на третьем слоге от конца. ` В небе тают облака, И, лучистая на зное, В искрах катится река, Словно зеркало стальное. Тучки небесные, вечные странники…  мужская ` женская ` мужская ` женская ` дактилическая

Мужская рифма с ударением на последнем слоге (окно – давно).

Женская рифма – с ударением на предпоследнем слоге (даром – пожаром).

Дактилическая рифма с ударением на третьем слоге от конца.

`

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное.

Тучки небесные, вечные странники…

мужская

`

женская

`

мужская

`

женская

`

дактилическая

Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Его пример – другим наука, Но, Боже мой, какая скука – С больным сидеть и день, и ночь, Не отходя ни шагу прочь. Какое низкое коварство – Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же чёрт возьмёт тебя!

Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

Его пример – другим наука,

Но, Боже мой, какая скука –

С больным сидеть и день, и ночь,

Не отходя ни шагу прочь.

Какое низкое коварство –

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же чёрт возьмёт тебя!

Строфа – законченный отрывок стихотворения, состоящий из 4, 6 и более строк, рифмующихся между собой.

Строфа – законченный

отрывок стихотворения,

состоящий из 4, 6 и более

строк, рифмующихся между

собой.

Я захотел устроить бал, И я гостей к себе… Купил муку, купил творог, Испёк рассыпчатый … Пирог, ножи и вилки тут – Но что – то гости … Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек … Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту… Когда же гости подошли, То даже крошки …

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе…

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый …

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что – то гости …

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек …

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту…

Когда же гости подошли,

То даже крошки …

Я захотел устроить бал, И я гостей к себе позвал. Купил муку, купил творог, Испёк рассыпчатый пирог. Пирог, ножи и вилки тут – Но что – то гости не идут. Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек откусил, Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту съел. Когда же гости подошли, То даже крошки не нашли.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе позвал.

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый пирог.

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что – то гости не идут.

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек откусил,

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту съел.

Когда же гости подошли,

То даже крошки не нашли.

Под большим шатром голубых небес вижу – даль степей зеленеется. И на гранях их, выше темных туч, цепи гор стоят великанами. По степям в моря реки катятся, и лежат пути во все стороны. ( И.С. Никитин)

Под большим шатром голубых небес вижу – даль степей зеленеется. И на гранях их, выше темных туч, цепи гор стоят великанами. По степям в моря реки катятся, и лежат пути во все стороны.

( И.С. Никитин)

Под большим шатром Голубых небес Вижу – даль степей Зеленеется. И на гранях их, Выше темных туч, Цепи гор стоят Великанами. По степям в моря Реки катятся, И лежат пути Во все стороны.

Под большим шатром

Голубых небес

Вижу – даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.

Но-вый день, шу-мя, при-хо-дит в го-род… –  ударный слог –  безударный слог Шу-мя, в го-род при-хо-дит но-вый день… Вывод: стихотворная строка – это узор, сплетённый из повторяющихся элементов, это орнамент, а прозаическая речь – нет.

Но-вый день, шу-мя, при-хо-дит в го-род…

– ударный слог

– безударный слог

Шу-мя, в го-род при-хо-дит но-вый день…

Вывод: стихотворная строка – это узор, сплетённый из повторяющихся элементов, это орнамент, а прозаическая речь – нет.

Стихотворный ритм – это одинаковое чередование ударных и безударных слогов в строке. Стопа – отрезок строки с ударным и безударным слогами. Но-вый день, шу-мя, при-хо-дит в го-род… _́_ __ _́_ __ _́_ __ _́_ __ _́_ __ Перед нами пятистопная строка. Стопа бывает двусложная ,  с ударным и безударным слогами, или трёхсложная , с одним ударным и двумя безударными слогами.

Стихотворный ритм – это одинаковое чередование ударных и безударных слогов в строке.

Стопа – отрезок строки с ударным и безударным слогами.

Но-вый день, шу-мя, при-хо-дит в го-род…

_́_ __ _́_ __ _́_ __ _́_ __ _́_ __

Перед нами пятистопная строка.

Стопа бывает двусложная , с ударным и безударным слогами, или трёхсложная , с одним ударным и двумя безударными слогами.

Стихотворный размер – это расположение ударных число безударных и слогов в строке. Стихотворные размеры. Двусложные: Трёхсложные: ХОРЕЙ – первый слог ударный ЯМБ – второй слог ударный

Стихотворный размер – это расположение ударных число безударных и слогов в строке.

Стихотворные размеры.

Двусложные:

Трёхсложные:

ХОРЕЙ – первый слог ударный

ЯМБ – второй слог ударный

ХОРЕЙ – двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге, то есть в строке ударными являются нечётные слоги: первый, третий, пятый и т. д.  Мчатся тучи, вьются тучи…   ` ` ` ` Мчат- ся ту- чи, вьют-ся ту- чи…   _́_ __ _́_ __ _́_ __ _́_ __ / / / / 4 – хстопный хорей

ХОРЕЙ – двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге, то есть в строке ударными являются нечётные слоги: первый, третий, пятый и т. д.

Мчатся тучи, вьются тучи…

`

`

`

`

Мчат- ся ту- чи, вьют-ся ту- чи…

_́_ __ _́_ __ _́_ __ _́_ __

/

/

/

/

4 – хстопный хорей

ЯМБ – двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге, то есть в строке ударными являются чётные слоги: второй, четвёртый, шестой и т. д. Люблю грозу в начале мая…  ` ` ` ` Люб-лю гро-зу в на-ча-ле ма-я…  / / / / __ _́_ __ _́_ __ _́_ __ _́_ __ 4 – хстопный ямб

ЯМБ – двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге, то есть в строке ударными являются чётные слоги: второй, четвёртый, шестой и т. д.

Люблю грозу в начале мая…

`

`

`

`

Люб-лю гро-зу в на-ча-ле ма-я…

/

/

/

/

__ _́_ __ _́_ __ _́_ __ _́_ __

4 – хстопный ямб

Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись:  Открой сомкнуты негой взоры… 4-стопный ямб Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя… 4-стопный хорей

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры…

4-стопный ямб

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

4-стопный хорей

В небе тают облака, И, лучистая на зное, В искрах катится река, Словно зеркало стальное. 4-стопный хорей Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна.  4-стопный ямб

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное.

4-стопный хорей

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

4-стопный ямб

Ямб – один из размеров русского стихосложения. По количеству стоп ямб бывает от 1-стопного до 6-стопного. В XVIII веке популярным был 3-стопный ямб, им писались песни, стихи. Особенно популярен был после 1812 года. Длилась популярность примерно 10 лет. Самый распространённый – 4-стопный ямб, который вошел в русскую поэзию благодаря М.В. Ломоносову. В поэзии ХХ – ХХI века 4-стопник употребляется во всем богатстве его вариаций в зависимости от индивидуальных пристрастий поэта.

Ямб – один из размеров русского

стихосложения. По количеству стоп ямб

бывает от 1-стопного до 6-стопного. В XVIII

веке популярным был 3-стопный ямб, им

писались песни, стихи. Особенно

популярен был после 1812 года.

Длилась популярность примерно 10 лет.

Самый распространённый – 4-стопный

ямб, который вошел в русскую поэзию

благодаря М.В. Ломоносову. В поэзии ХХ –

ХХI века 4-стопник употребляется во всем

богатстве его вариаций в зависимости от

индивидуальных пристрастий поэта.

Хорей считается простонародным русским размером, так как подобный ритм мы нередко слышим в народных песнях, особенно плясовых. Почти все наши старинные песни сочинены такими стихами. Первым из писателей, кто сочинил стихи этим размером, был В.К. Тредиаковский. Наиболее распространен 4-стопный хорей. В золотой век русской поэзии – время Пушкина – сфера его употребления была определена тремя темами: стихи в народном духе, баллады и рядом с ними стихи смутно-тревожные, иногда трагические.
  • Хорей считается простонародным русским размером, так как подобный ритм мы нередко слышим в народных песнях, особенно плясовых. Почти все наши старинные песни сочинены такими стихами. Первым из писателей, кто сочинил стихи этим размером, был В.К. Тредиаковский.
  • Наиболее распространен 4-стопный хорей. В золотой век русской поэзии – время Пушкина – сфера его употребления была определена тремя темами: стихи в народном духе, баллады и рядом с ними стихи смутно-тревожные, иногда трагические.

5-стопный хорей входит в русскую поэзию в начале XIX века. Им писали М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, С.А. Есенин. Тема стихов – торжественный пейзаж, дорога, размышления о жизни и смерти. В XX веке поэты начинают использовать новые формы хорея. Новатором использования новых форм являлся В. Маяковский. Хорей придает стихам ритмическую подвижность и сближает их с народной песней.
  • 5-стопный хорей входит в русскую поэзию в начале XIX века. Им писали М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, С.А. Есенин. Тема стихов – торжественный пейзаж, дорога, размышления о жизни и смерти.
  • В XX веке поэты начинают использовать новые формы хорея. Новатором использования новых форм являлся В. Маяковский.
  • Хорей придает стихам ритмическую подвижность и сближает их с народной песней.

 Пиррихий  - это стопа с

Пиррихий - это стопа с "пропущенным" ударением при сочетании двух или более безударных слогов. __ _́_ / __ _́_ / __ __ / __ _́_ / __ _́_ /

Спондей - это стопа с дополнительным ударением при сочетании нескольких ударных слогов.

_́_ _́_ / _́_ __ / _́_ __ / _́_ __ /

Автор: Журавлёва Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

Использованные интернет – ресурсы: Изображение «Золотой осенний парк»  http://www.o-prirode.com/_ph/51/2/622982453.jpg 2. Изображение «Алый цвет зари…» http://stihi.ru/pics/2011/09/04/2070.jpg 3. Изображение «Осень» http://www.proza.ru/pics/2010/10/22/231.jpg 4. Изображение «Исаакий…» http://cs309417.vk.me/v309417718/4957/BPFVCVnwbRE.jpg 5. Изображение «Астры» http://s1.goodfon.ru/image/464041-1920x1536.jpg 6. Изображение «Зимний лес» http://www.artleo.com/pic/201112/2560x1600/artleo.com-15015.jpg 7. Изображение «Зимние пейзажи, снег» http://cs9770.vkontakte.ru/u22898715/-14/x_fbb7a73d.jpg 8. Геннадий Апанович. Справочник по стихосложению. http://www.poezia.ru/master.php?sid=9

Использованные интернет – ресурсы:

  • Изображение «Золотой осенний парк»

http://www.o-prirode.com/_ph/51/2/622982453.jpg

2. Изображение «Алый цвет зари…» http://stihi.ru/pics/2011/09/04/2070.jpg

3. Изображение «Осень» http://www.proza.ru/pics/2010/10/22/231.jpg

4. Изображение «Исаакий…» http://cs309417.vk.me/v309417718/4957/BPFVCVnwbRE.jpg

5. Изображение «Астры» http://s1.goodfon.ru/image/464041-1920x1536.jpg

6. Изображение «Зимний лес» http://www.artleo.com/pic/201112/2560x1600/artleo.com-15015.jpg

7. Изображение «Зимние пейзажи, снег» http://cs9770.vkontakte.ru/u22898715/-14/x_fbb7a73d.jpg

8. Геннадий Апанович. Справочник по стихосложению. http://www.poezia.ru/master.php?sid=9


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!