МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»
Сущность и принципы педагогического процесса
Автор : учитель математики
Парыгина Ирина Анатольевна
с. Биджан, 2018 г.
Педагогический процесс –
специально организованное, целенаправленное
взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников),
направленное на решение развивающих и
образовательных задач.
Закономерности
педагогического процесса –
это объективные, существенные, повторяющиеся связи
Наиболее общие закономерности педагогического процесса :
- Динамика педагогического процесса предполагает, что все последующие изменения зависят от изменений на предыдущих этапах, поэтому педагогический процесс носит многоступенчатый характер – чем выше промежуточные значения, тем весомее конечный результат;
- Темп и уровень развития личности в педагогическом процессе зависят от наследственности, среды, средств и способов педагогического воздействия;
- Эффективность педагогического воздействия зависит от управления педагогическим процессом;
- Продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов педагогической деятельности, от интенсивности и характера внешних стимулов;
Наиболее общие закономерности педагогического процесса :
- Эффективность педагогического процесса зависит, с одной стороны, от качества педагогической деятельности, с другой стороны – от качества собственной учебной деятельности учащихся;
- Педагогический процесс обусловлен потребностями личности и общества, материально-техническими, экономическими и другими возможностями общества, морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими обстоятельствами, при которых он осуществлялся.
Впервые основные принципы дидактики сформулировал Я. А. Коменский в «Великой дидактике»: сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность, посильность
Таким образом, принципы педагогического процесса – это основные требования к организации педагогической деятельности, указывающие ее направление и формирующие педагогический процесс
Наряду с общепедагогическими принципами выделяют и другие группы принципов:
- принципы воспитания – принципы целенаправленного воздействия на ценностную составляющую;
- принципы организации педагогического процесса – принципы обучения и воспитания личности в коллективе, преемственности и пр.;
- принципы руководства педагогической деятельностью – принципы сочетания управления в педагогическом процессе с развитием инициативы и самостоятельности учащихся, сочетания требовательности к учащимся с уважением к их личности, использования в качестве опоры положительных качеств человека, сильных сторон его личности и пр.;
- принципы обучения – принципы научности и посильной трудности обучения, систематичности и последовательности обучения, сознательности и творческой активности учащихся, наглядности обучения, прочности результатов обучения и пр.
Но в системе педагогических принципов выделяют общие принципы целостного педагогического процесса , к которым относятся:
1. Принцип целенаправленности педагогического процесса выражает требование организовать учебно-воспитательную работу с целью всестороннего развития каждого ребенка, подготовки ее к участию в переустройстве общества.
2 . Принцип связи образовательной организации с жизнью . Реализуется через связи содержания воспитания и обучения с процессами развития рыночной экономики, демократизации общественной жизни, реформирования системы образования.
3. Принцип научности содержания воспитания и обучения требует, чтобы обучение и воспитание раскрывали ученикам объективную научную картину мира, закономерности развития природы, общества, культуры, мышления. Кроме формирования научного мировоззрения, этот принцип предполагает выработку у учащихся умений и навыков научного поиска, усвоения ими способов научной организации деятельности.
4.Принцип доступности , учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся означает, что обучение и воспитание должны учитывать уровень возможностей учащихся, не создавать им интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
5. Принцип систематичности, последовательности . Реализуется этот принцип в разных формах планирования (тематическое, поурочное) и написании планов, предполагающих формирование у учащихся навыков рациональной организации учебной деятельности.
6. Принцип сознательности, активности, самодеятельности , творчества учащихся в педагогическом процессе способствует формированию сознательных, активных, самостоятельных и творческих людей.
7. Принцип связи обучения и воспитания с общественно полезным, производительным трудом воспитывает в молодых людях общественные ценности, потому что труд помогает познать себя и других людей, воспитывает уважение, обогащает социальным опытом, помогает выбрать жизненный путь и самоутвердиться.
8. Принцип наглядности предполагает использование наглядности не только как средства иллюстрирования, но и для обучения учащихся самостоятельной работы с образом, особенно художественным, как источником информации, которая включает в себя общее и единичное, особенное и индивидуальное.
9. Принципы коллективного характера воспитания и обучения обязывает к последовательному сочетание массовых, коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
10. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью
к ней.
11. Принцип выбора оптимальных методов, форм, средств обучения и воспитания основывается на осознании невозможности универсальных подходов к обучению и воспитанию, которые срабатывают в любых педагогических ситуациях
12. Принцип прочности, осознанности и действенности результатов обучения, воспитания и развития.
13 . Принцип комплексного подхода к обучению и воспитанию.
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!