Тема урока:
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки
Цели урока:
- Повторить правило буравчика и правило правой руки, отработать их с помощью упражнений Познакомиться с правилом левой руки для проводника с током и для отдельной частицы Научить использовать правило левой руки для определения направления силы, действующей на проводник со стороны магнитного поля
- Повторить правило буравчика и правило правой руки, отработать их с помощью упражнений
- Познакомиться с правилом левой руки для проводника с током и для отдельной частицы
- Научить использовать правило левой руки для определения направления силы, действующей на проводник со стороны магнитного поля
- Воспитательные: Продолжить формировать интерес к предмету, к учебе, творческое отношение к деятельности, воспитывать добросовестное отношение к учебе, прививать навыки, как самостоятельной работы, так и работы в коллективе,
- Продолжить формировать интерес к предмету, к учебе, творческое отношение к деятельности, воспитывать добросовестное отношение к учебе, прививать навыки, как самостоятельной работы, так и работы в коллективе,
- Развивающие: Развивать физическое мышление учащихся, их творческие способности, умение самостоятельно формулировать выводы, расширять познавательный интерес путем привлечения дополнительного материала;
- Развивать физическое мышление учащихся, их творческие способности, умение самостоятельно формулировать выводы, расширять познавательный интерес путем привлечения дополнительного материала;
- Развивать логическое мышление и внимание, умение анализировать, сопоставлять полученные результаты, делать соответствующие выводы.
Повторение
1.Материя
Вещество Поле
1)Гравитационное
2)Электрическое
3)Магнитное
2.Строение атома
3.Чем создается магнитное поле
МАГНИТНОЕ
ПОЛЕ
Что мы знаем о магнитном поле?
1.Чем создается?
2. Как обнаруживается?
3.Чем изображается?
4. Свойства магнитных линий
5. Чем отличается однородное М П от неоднородного?
6. Какие мы знаем правила для определения направления М П ,
создаваемого
проводником?
Магнитное поле
Правило буравчика
Правило буравчика заключается в следующем: если направление поступательного движения буравчика совпадает с направлением тока в проводнике, то направление вращения ручки буравчика совпадает с направлени ем линий магнитного поля тока.
Правило правой руки
если обхватить соленоид ладонью правой руки, направив четыре пальца по направлению тока в витках, то отставленный большой палец покажет направление линий магнитного поля внутри соленоида.
Соленоид, как и магнит, имеет полосы: тот конец соленоида, из которого магнитные линии выходят, называется северным полюсом, а тот, в который входят, - южным.
Проверка домашнего задания
Самостоятельная работа
a) определи направление линий магн. поля
б) определи направление линий магн. поля)
в) определи направление линий магн. поля и укажи, где северный и южный полюса магнита
I вариант II вариант
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток.
Правило левой руки
ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Проводник, то притягивается к магниту , то отталкивается от него.
Результаты опытов:
- Эксперимент показал, что моток с током ведет себя по-разному
- в зависимости от направления тока в нем
- и полярности подносимого магнита
- Как вы думаете, почему?
- Оказывается, для того, чтобы определить, куда будет двигаться проводник
не обязательно проводить
эксперимент.
правило левой руки.
Правило левой руки
- Если левую руку расположить так, чтобы линии магнитного поля входили в ладонь перпендикулярно к ней, а четыре пальца были направлены по току, то отставленный на 90° большой палец покажет направление действующей на проводник силы.
Определение направление силы, действующей на проводник с током со стороны магнитного поля
1.Изобрази линии М П и расположи руку так, чтобы они входили в ладонь
2.Направь 4 пальца по направлению тока
3.Большой палец, отогнутый на 90°, укажет тебе направление силы, действующей на проводник стоком.
Применение правила левой руки для «+» частицы, движущейся в М П
1.Изобрази линии М П и расположи руку так, чтобы они входили в ладонь
2.Направь 4 пальца по направлению движения «+» частицы
3.Большой палец, отогнутый на 90°, укажет тебе направление силы, действующей на частицу
сила F
+
скорость V
Если частица отрицательная
1.Изобрази линии М П и расположи руку так, чтобы они входили в ладонь
2.Направь 4 пальца по направлению движения частицы
3.Большой палец, отогнутый на 90°, укажет тебе направление силы, действующей на «+» частицу.
4.Измени направление на противоположное
скорость V
сила F
В какую сторону отклонится под действием магнитного поля «+» частица ? электрон?
Кинескопный телевизор
рельсотрон
Скорость , создаваемая рельсотроном доходит 9000км/ч (это примерно 2500м/с), дальность полета снаряда до до 180 км, а в перспективе — до 400 км
Итак, с каким правилом мы сегодня познакомились?
Какие три величины объединяет это правило?
Электрический ток (заряженную частицу),
Направление магнитного поля
Силу, действующую со стороны магнитного поля
Закончи предложение:
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- мне понравилось....
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
- мне захотелось…