Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: "Великие реформы 60—70-х гг. XIX в" 10 класс»
Жамангулова А.К.
учитель истории и обществознания
МКОУ ЮСОШ
Великие реформы 60—70-х гг. XIX в
Цели урока
- Познакомить учащихся с реформами 60-70 гг., показать их либеральный характер, с одной стороны, и ограниченность, с другой
- На основе изучения содержания реформ 60—70-х годов подвести учащихся к пониманию того, что эти реформы стали заметным явлением в истории России, несмотря на их непоследовательность, стали шагом на пути приобщении России к общеевропейским процессам.
- Развивать умения строить аналогии, определять и объяснять понятия, анализировать иллюстративный материал, документы, ставить и разрешать проблемы.
План урока
- 1. Земская реформа
- 2. Городская реформа
- 3. Судебная реформа
- 4. Военная реформа
- 5. Итоги и значение реформ
Эпоха Великих реформ
Реформы Александра II
Крестьянская (1861год)
Судебная (1864 год)
Городская (1870 год)
Народного образования (1863 – 1864 гг.)
Земская
Военная
(1861 – 1874 гг.)
(1864 год)
Военная(1861 – 1874 гг.) Земская (1864 год)
Вопросы и задания группам
- I группа Земская реформа
- II группа Городская реформа
- III группа Судебная реформа
- IV группа Военная реформа
- V группа Реформа образования
Реформы 60-70-х годов
Реформы
Содержание реформы
Земская реформа
Значение
Городская реформа
Военная реформа
Судебная реформа
Реформа образования
I группа - Земская реформа
- 1. В каком состоянии находились дворянство, медицинская помощь, народное образование в деревне накануне крестьянской реформы в России?
- 2. Почему правительство ввело местное самоуправление?
- 3. Для чего учреждалось земское самоуправление?
- 4. Назовите земские органы управления.
- 5. Как проводились выборы в земские органы управления? Какие сословия и классы участвовали в земских выборах?
- 6. Чем занималось земство? Как изменилось с появлением земства соотношение сил русской провинции?
- 7. В чем была прогрессивность реформы и в чем ее непоследовательность?
Земская реформа 1864 года
Председатель
Губернские земские собрания Гласные
Губернская земская управа
Председатель
Уездное земское собрание Гласные
Уездная земская управа
3 Курия (выборных от сельских обществ)
3 Курия (выборных от сельских обществ)
1 Курия
2 Курия
(землевладельцев)
городских избирателей
II группа - Городская реформа
- 1. Каковы основные положения реформы городского самоуправления?
- 2. Каковы были полномочия городских дум и управ?
- 3. Сравните городскую реформу 1870 г. и земскую реформу 1864 г. Что в них общего и в чем различия?
- 4. В чем состоит прогрессивность реформы и в чем ее непоследовательность?
Губернская земская управа
Городская реформа 1870 года
Введение городского самоуправления по типу земского
Структура городского самоуправления
Городской голова
Городская управа
Городская Дума
Гласная
Выборы один раз в четыре года
III избирательное собрание мелкие налогоплательщики) II III
III избирательное собрание мелкие налогоплательщики)
II избирательное собрание (средние налогоплательщики)
I избирательное собрание (крупные налогоплательщики)
III группа - Судебная реформа
- 1. Назовите основные положения судебной реформы.
- 2. Назовите новые элементы судебной реформы. Какова их роль в развитии гражданского общества в стране?
- 3. Как действовал окружной суд с присяжными заседателями? Какова была функция присяжных заседателей?
- 112
- 4. Чем занимался мировой суд?
- 5. Чем суд с присяжными заседателями отличался от мирового суда и что у них было общего?
- 6. Кто из судебных деятелей и адвокатов пользовался заслуженным авторитетом в российском обществе?
- 7. В чем проявилась незавершенность судебной реформы в 1864 г.? Покажите на примере волостного суда.
- 8. Какие элементы судопроизводства второй половины XIX в. возвращаются в современную Россию?
Судебная реформа 1864 года
Император
Правительствующий сенат
Судебная палата
Съезд мировых судей
Особые суды:
-волостной для крестьян
-для духовенства
-для военных
-для высших сановников
Окружной суд
Мировой суд
Особые суды:
-волостной для крестьян
-для духовенства
-для военных
-для высших сановников
Назначается императором
Избирается уездным земским собранием
IV группа - Военная реформа
- 1. Чем были обусловлены военные реформы в России?
- 2. Почему рекрутская повинность перестала отвечать потребностям государства?
- 3. В чем заключалось основное содержание военной реформы?
- 4. В чем проявлялись прогрессивность и непоследовательность военной реформы?
- 5. С чьим именем связано проведение военной реформы?
Военная реформа (1861-1874)
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Сокращение численности русской армии
Расширение сети военно-учебных заведений для подготовки офицерского состава (1862-1864 – создание военных гимназий и юнкерских училищ
Введение новых воинских уставов
Проведение перевооружения армии
Учреждение системы военных округов
Введение всеобщей воинской повинности (с 1 января 1874 года)
V группа - Реформа образования
- Вопросы и задания к документам. 1. Проанализировать данные документы. В чем заключалась сущность реформы народного образования?
- 2. Какие новые типы учебных заведений появились? Сравните учебные предметы второй половины XIX в. с современными учебными курсами. Как вы считаете, нужно ли сейчас изучать Закон Божий и древние языки?
Реформа образования
Изменения в системе образования
Начальное
Высшее
Среднее
Автономия
Положение о начальных народных училищах» (14 июня 1864 года)
«Устав гимназий и прогимназий»
(19 ноября 1864 года)
Избрание ректора и преподавателей
Избрание ректора и преподавателей
Прогимназии
Гимназии
Реальные
Классические