СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по творчеству А.П. Чехова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по творчеству А.П. Чехова»

Антон Павлович Чехов  (1860-1904)

Антон Павлович Чехов (1860-1904)

Ранние псевдонимы  юмористических рассказов Антоша Чехонте Человек без селезенки Юный старец Брат моего брата Врач без пациентов «…крохотные рассказы Чехонте засверкали на газетных листах, как рассыпанные на сером листе алмазы»  Рассказы Чехова: «Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Торжество победителя», «Радость», «Письмо ученому соседу» и др.

Ранние псевдонимы юмористических рассказов

Антоша Чехонте

  • Человек без селезенки
  • Юный старец
  • Брат моего брата
  • Врач без пациентов
  • «…крохотные рассказы Чехонте засверкали на газетных листах, как рассыпанные на сером листе алмазы»

  • Рассказы Чехова: «Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Торжество победителя», «Радость», «Письмо ученому соседу» и др.

Рассказы Чехова затрагивают серьезные темы, подавая их в комическом освещении:  - тема добровольного холопства (рабства) – («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»); тема приспособленчества («Хамелеон»); тема одиночества человека среди людей («Тоска»).

Рассказы Чехова затрагивают серьезные темы, подавая их в комическом освещении:

- тема добровольного холопства (рабства) – («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»);

  • тема приспособленчества («Хамелеон»);
  • тема одиночества человека среди людей («Тоска»).

Стороны жизни, которые изображает Чехов в ранних рассказах : 1. Мелочи жизни и типичные явления действительности («тусклый хаос мещанской обыденщины»(Горький); 2. Трагические стороны жизни в комическом освещении; 3. Сознание кризиса и мироощущение эпохи; 4. Кратковременность счастья и радости; 5. Нелепость и серость жизни; 6. Надежда на возможность иной жизни, мечты о ней; 7. Пейзажи, наполненные природной красотой, свободой, свежестью и силой, которые говорят, что не все безнадежно в жизни людей.

Стороны жизни, которые изображает Чехов в ранних рассказах :

  • 1. Мелочи жизни и типичные явления действительности («тусклый хаос мещанской обыденщины»(Горький);
  • 2. Трагические стороны жизни в комическом освещении;
  • 3. Сознание кризиса и мироощущение эпохи;
  • 4. Кратковременность счастья и радости;
  • 5. Нелепость и серость жизни;
  • 6. Надежда на возможность иной жизни, мечты о ней;
  • 7. Пейзажи, наполненные природной красотой, свободой, свежестью и силой, которые говорят, что не все безнадежно в жизни людей.
Тема «маленького человека» в творчестве А.П.Чехова Чехов развивает тему «маленького человека», подобно А.С.Пушкину («Медный всадник», «Станционный смотритель»), Н.В.Гоголю («Шинель»), Ф.М.Достоевскому («Бедные люди»), герои которых вызывали много слез. Новый взгляд на героя – «маленький человек» у Чехова и смешон, и жалок(смешон своей нелепой настойчивостью, жалок тем, что подвергает себя унижению, демонстрируя полный отказ от человеческого достоинства). Например: главный герой рассказа «Смерть чиновника» Червяков.

Тема «маленького человека» в творчестве А.П.Чехова

  • Чехов развивает тему «маленького человека», подобно А.С.Пушкину («Медный всадник», «Станционный смотритель»), Н.В.Гоголю («Шинель»), Ф.М.Достоевскому («Бедные люди»), герои которых вызывали много слез.
  • Новый взгляд на героя – «маленький человек» у Чехова и смешон, и жалок(смешон своей нелепой настойчивостью, жалок тем, что подвергает себя унижению, демонстрируя полный отказ от человеческого достоинства).
  • Например: главный герой рассказа «Смерть чиновника» Червяков.
Тема «футлярной жизни».  « Маленькая трилогия» . Рассказы  «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» объединены темой «футлярных людей», пребывающих в вечном страхе перед жизнью. Этот, подчас бессознательный, страх руководит поведением героев.  «Футляр» – ложные представления, стереотипы, стандарты, шаблоны, рамки, в которых и по которым строится жизнь этих людей . «Футляр» лишает человека жить свободно и полноценно, сковывает его, в итоге приводя к отказу от счастья, духовной ограниченности.

Тема «футлярной жизни». « Маленькая трилогия» .

  • Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» объединены темой «футлярных людей», пребывающих в вечном страхе перед жизнью. Этот, подчас бессознательный, страх руководит поведением героев.

  • «Футляр» – ложные представления, стереотипы, стандарты, шаблоны, рамки, в которых и по которым строится жизнь этих людей . «Футляр» лишает человека жить свободно и полноценно, сковывает его, в итоге приводя к отказу от счастья, духовной ограниченности.

Чехов – драматург -новатор «Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбивается их жизнь» (А.П.Чехов) За будничными событиями жизни скрыт молниеносно меняющийся, шумный и трагический поток. Герои живут будто «в плену» собственных предубеждений, принципов, взглядов, привычек. Часто судьбы героев чеховских пьес одновременно вызывают и горькие слезы, и иронию из-за нелепости их поведения, их бытия. «Смех сквозь слезы»

Чехов – драматург -новатор

  • «Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбивается их жизнь» (А.П.Чехов)

За будничными событиями жизни скрыт молниеносно меняющийся, шумный и трагический поток. Герои живут будто «в плену» собственных предубеждений, принципов, взглядов, привычек.

  • Часто судьбы героев чеховских пьес одновременно вызывают и горькие слезы, и иронию из-за нелепости их поведения, их бытия.
  • «Смех сквозь слезы»
Драма – произведение, написанное для постановки на сцене Драматические произведения Чехова:  «Чайка» «Три сестры» «Дядя Ваня» «Вишневый сад» и др.

Драма – произведение, написанное для постановки на сцене

  • Драматические произведения Чехова:

  • «Чайка»
  • «Три сестры»
  • «Дядя Ваня»
  • «Вишневый сад» и др.

Чехов – «мастер» художественной детали Авторский «голос» в произведениях скрыт. Чехов дает читателю домыслить самому то, на что автором сделан намек (подтекст). Художественная деталь - средство, с помощью которого Чехов и создает «подтекст» произведения. (найдем примеры художественной детали в рассказе «Ионыч») Манера повествования Чехова отличается простотой изложения, лаконичностью («Краткость – сестра таланта» (Чехов)

Чехов – «мастер» художественной детали

  • Авторский «голос» в произведениях скрыт.
  • Чехов дает читателю домыслить самому то, на что автором сделан намек (подтекст).
  • Художественная деталь - средство, с помощью которого Чехов и создает «подтекст» произведения.
  • (найдем примеры художественной детали в рассказе «Ионыч»)
  • Манера повествования Чехова отличается простотой изложения, лаконичностью («Краткость – сестра таланта» (Чехов)
Работаем над рассказом «Ионыч» 1. Полное имя героя рассказа? 2. Его профессия? Кем и где работает? 3. Как характеризовали семью Туркиных в городе C? 4. Члены семьи Туркиных : - отец семейства, его талант? - мать семейства, ее талант? - дочь, ее талант? 5. Прочтите внимательно часть 1: сцена «Первый вечер у Туркиных». Работаем с «художественными деталями»: - почему в одном предложении «В их большом каменном доме..» Чехов соединяет и мысль о весеннем пении соловьев в тенистом саду и о запахе жареного лука во дворе? Соединимы ли эти детали? Почему же Чехов прибегает к подобному средству?

Работаем над рассказом «Ионыч»

  • 1. Полное имя героя рассказа?
  • 2. Его профессия? Кем и где работает?
  • 3. Как характеризовали семью Туркиных в городе C?
  • 4. Члены семьи Туркиных :
  • - отец семейства, его талант?
  • - мать семейства, ее талант?
  • - дочь, ее талант?
  • 5. Прочтите внимательно часть 1: сцена «Первый вечер у Туркиных». Работаем с «художественными деталями»:
  • - почему в одном предложении «В их большом каменном доме..» Чехов соединяет и мысль о весеннем пении соловьев в тенистом саду и о запахе жареного лука во дворе? Соединимы ли эти детали? Почему же Чехов прибегает к подобному средству?
Образ Дмитрия Ионыча Старцева - Доктор (интеллигентная профессия) - Трудолюбив («в трудах и одиночестве» проходили дни земского (деревенского) доктора) - Молод и полон сил (гуляет пешком («пройдя девять верст…не чувствовал ни малейшей усталости») , интересуется театрами, библиотеками, знакомствами с образованными людьми); - Интеллигентен, образован, может поддержать беседу, (любит литературу, музыку), романтичен, страстен; - Имеет чувство вкуса (таланты Туркиных представлены сквозь призму восприятия Старцева: содержание романов Веры Иосифовны противопоставлены запахам в доме и саду; игра на рояле Катерины Ивановны напоминает грохот сыплющихся камней; подмечено, что загадки Ивана Петровича разгадывал сам автор, смеясь при этом «одними глазами»).

Образ Дмитрия Ионыча Старцева

  • - Доктор (интеллигентная профессия)
  • - Трудолюбив («в трудах и одиночестве» проходили дни земского (деревенского) доктора)
  • - Молод и полон сил (гуляет пешком («пройдя девять верст…не чувствовал ни малейшей усталости») , интересуется театрами, библиотеками, знакомствами с образованными людьми);
  • - Интеллигентен, образован, может поддержать беседу, (любит литературу, музыку), романтичен, страстен;
  • - Имеет чувство вкуса (таланты Туркиных представлены сквозь призму восприятия Старцева: содержание романов Веры Иосифовны противопоставлены запахам в доме и саду; игра на рояле Катерины Ивановны напоминает грохот сыплющихся камней; подмечено, что загадки Ивана Петровича разгадывал сам автор, смеясь при этом «одними глазами»).
Какой казалась  Екатерина Ивановна Туркина  Старцеву? Часть1: «Восемнадцатилетняя…миловидная…тонкая нежная талия…» - девушка в расцвете юности; Талантливая пианистка, жаждущая учиться в консерватории; Часть 2: «много читала»; Часть 3: «хорошенькая… в бальном платье» (привлекательная)

Какой казалась Екатерина Ивановна Туркина Старцеву?

  • Часть1: «Восемнадцатилетняя…миловидная…тонкая нежная талия…» - девушка в расцвете юности;
  • Талантливая пианистка, жаждущая учиться в консерватории;
  • Часть 2: «много читала»;
  • Часть 3: «хорошенькая… в бальном платье» (привлекательная)
Какой она была на самом деле? - в свои 18 лет она все еще «Котик» - своенравный капризный ребенок («Котик не станет огорчать маму и папу». «Нет, поеду!»-сказала Екатерина Ивановна, шутя и капризничая, и топнула ножкой» ); - не обладает талантом пианистки (Старцев, слушая, представлял, как с высокой горы сыплются камни…и ему хотелось, чтобы они перестали сыпаться…»); - стремление уехать учиться в консерваторию продиктовано легкомыслием, упрямством и капризами, а не желанием совершенствоваться; - Духовная ограниченность ( читая книги, она не понимала идеи: «А как смешно звали Писемского: Алексей Феофилактыч !»; могла «некстати начать смеяться…во время серьезного разговора… и убежать в дом), …

Какой она была на самом деле?

  • - в свои 18 лет она все еще «Котик» - своенравный капризный ребенок («Котик не станет огорчать маму и папу». «Нет, поеду!»-сказала Екатерина Ивановна, шутя и капризничая, и топнула ножкой» );
  • - не обладает талантом пианистки (Старцев, слушая, представлял, как с высокой горы сыплются камни…и ему хотелось, чтобы они перестали сыпаться…»);
  • - стремление уехать учиться в консерваторию продиктовано легкомыслием, упрямством и капризами, а не желанием совершенствоваться;
  • - Духовная ограниченность ( читая книги, она не понимала идеи: «А как смешно звали Писемского: Алексей Феофилактыч !»; могла «некстати начать смеяться…во время серьезного разговора… и убежать в дом), …

Почему Старцев влюбился? Талант «Котика» вызывал большие сомнения, но «После зимы, проведенной в Дялиже, среди больных и мужиков, сидеть в гостиной, смотреть на это молодое, изящное…существо и слушать эти шумные, надоедливые…звуки, - было так приятно, так ново…»; Похвалил игру на рояле, «поддаваясь общему увлечению»!!! Закрывал глаза на узость взглядов «Котика», все же «она много читала…это бесконечно нравилось Старцеву»( как человеку образованному и духовно развитому); Итог любовного порыва: «Она казалась ему умной и развитой не по летам…»

Почему Старцев влюбился?

  • Талант «Котика» вызывал большие сомнения, но «После зимы, проведенной в Дялиже, среди больных и мужиков, сидеть в гостиной, смотреть на это молодое, изящное…существо и слушать эти шумные, надоедливые…звуки, - было так приятно, так ново…»;
  • Похвалил игру на рояле, «поддаваясь общему увлечению»!!!
  • Закрывал глаза на узость взглядов «Котика», все же «она много читала…это бесконечно нравилось Старцеву»( как человеку образованному и духовно развитому);
  • Итог любовного порыва: «Она казалась ему умной и развитой не по летам…»
Анализ рассказа «Ионыч» 1. Можно ли утверждать, что доктор Старцев изменил своим убеждениям? Если «да», то каким именно? 2. Кто виноват, что не состоялась любовь? 3. Какую сюжетно-композиционную роль играет эпизод несостоявшегося свидания на кладбище? 4. Почему Дмитрий Старцев стал «Ионычем»? 5. Не было ли в Дмитрии Ионыче чего-то, что благоприятствовало его перерождению? 6. Какими приемами создается подтекст, настроение в рассказе, объемность и многоплановость изображения? 7. Почему Чехов обращается к проблеме духовной деградации человека?

Анализ рассказа «Ионыч»

  • 1. Можно ли утверждать, что доктор Старцев изменил своим убеждениям? Если «да», то каким именно?
  • 2. Кто виноват, что не состоялась любовь?
  • 3. Какую сюжетно-композиционную роль играет эпизод несостоявшегося свидания на кладбище?
  • 4. Почему Дмитрий Старцев стал «Ионычем»?
  • 5. Не было ли в Дмитрии Ионыче чего-то, что благоприятствовало его перерождению?
  • 6. Какими приемами создается подтекст, настроение в рассказе, объемность и многоплановость изображения?
  • 7. Почему Чехов обращается к проблеме духовной деградации человека?
Выводы по рассказу «Ионыч» Тема нравственной ответственности  человека за все, что с ним происходит. Деградировать, опуститься, капитулировать перед жизнью легче, чем сопротивляться и отстаивать свои взгляды, выстоять. Рассказ «Ионыч» вызывает стремление к непримиримости, сопротивлению среде и обстоятельствам, заставляет задуматься о главном – о смысле жизни, о степени личной ответственности каждого перед собой и другими.

Выводы по рассказу «Ионыч»

  • Тема нравственной ответственности человека за все, что с ним происходит.
  • Деградировать, опуститься, капитулировать перед жизнью легче, чем сопротивляться и отстаивать свои взгляды, выстоять.
  • Рассказ «Ионыч» вызывает стремление к непримиримости, сопротивлению среде и обстоятельствам, заставляет задуматься о главном – о смысле жизни, о степени личной ответственности каждого перед собой и другими.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!