Просмотр содержимого документа
«Презентация по творчеству А.П. Чехова»
Антон Павлович Чехов (1860-1904)
Ранние псевдонимы юмористических рассказов
Антоша Чехонте
- Человек без селезенки
- Юный старец
- Брат моего брата
- Врач без пациентов
- «…крохотные рассказы Чехонте засверкали на газетных листах, как рассыпанные на сером листе алмазы»
- Рассказы Чехова: «Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Торжество победителя», «Радость», «Письмо ученому соседу» и др.
Рассказы Чехова затрагивают серьезные темы, подавая их в комическом освещении:
- тема добровольного холопства (рабства) – («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»);
- тема приспособленчества («Хамелеон»);
- тема одиночества человека среди людей («Тоска»).
Стороны жизни, которые изображает Чехов в ранних рассказах :
- 1. Мелочи жизни и типичные явления действительности («тусклый хаос мещанской обыденщины»(Горький);
- 2. Трагические стороны жизни в комическом освещении;
- 3. Сознание кризиса и мироощущение эпохи;
- 4. Кратковременность счастья и радости;
- 5. Нелепость и серость жизни;
- 6. Надежда на возможность иной жизни, мечты о ней;
- 7. Пейзажи, наполненные природной красотой, свободой, свежестью и силой, которые говорят, что не все безнадежно в жизни людей.
Тема «маленького человека» в творчестве А.П.Чехова
- Чехов развивает тему «маленького человека», подобно А.С.Пушкину («Медный всадник», «Станционный смотритель»), Н.В.Гоголю («Шинель»), Ф.М.Достоевскому («Бедные люди»), герои которых вызывали много слез.
- Новый взгляд на героя – «маленький человек» у Чехова и смешон, и жалок(смешон своей нелепой настойчивостью, жалок тем, что подвергает себя унижению, демонстрируя полный отказ от человеческого достоинства).
- Например: главный герой рассказа «Смерть чиновника» Червяков.
Тема «футлярной жизни». « Маленькая трилогия» .
- Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» объединены темой «футлярных людей», пребывающих в вечном страхе перед жизнью. Этот, подчас бессознательный, страх руководит поведением героев.
- «Футляр» – ложные представления, стереотипы, стандарты, шаблоны, рамки, в которых и по которым строится жизнь этих людей . «Футляр» лишает человека жить свободно и полноценно, сковывает его, в итоге приводя к отказу от счастья, духовной ограниченности.
Чехов – драматург -новатор
- «Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбивается их жизнь» (А.П.Чехов)
За будничными событиями жизни скрыт молниеносно меняющийся, шумный и трагический поток. Герои живут будто «в плену» собственных предубеждений, принципов, взглядов, привычек.
- Часто судьбы героев чеховских пьес одновременно вызывают и горькие слезы, и иронию из-за нелепости их поведения, их бытия.
- «Смех сквозь слезы»
Драма – произведение, написанное для постановки на сцене
- Драматические произведения Чехова:
- «Чайка»
- «Три сестры»
- «Дядя Ваня»
- «Вишневый сад» и др.
Чехов – «мастер» художественной детали
- Авторский «голос» в произведениях скрыт.
- Чехов дает читателю домыслить самому то, на что автором сделан намек (подтекст).
- Художественная деталь - средство, с помощью которого Чехов и создает «подтекст» произведения.
- (найдем примеры художественной детали в рассказе «Ионыч»)
- Манера повествования Чехова отличается простотой изложения, лаконичностью («Краткость – сестра таланта» (Чехов)
Работаем над рассказом «Ионыч»
- 1. Полное имя героя рассказа?
- 2. Его профессия? Кем и где работает?
- 3. Как характеризовали семью Туркиных в городе C?
- 4. Члены семьи Туркиных :
- - отец семейства, его талант?
- - мать семейства, ее талант?
- - дочь, ее талант?
- 5. Прочтите внимательно часть 1: сцена «Первый вечер у Туркиных». Работаем с «художественными деталями»:
- - почему в одном предложении «В их большом каменном доме..» Чехов соединяет и мысль о весеннем пении соловьев в тенистом саду и о запахе жареного лука во дворе? Соединимы ли эти детали? Почему же Чехов прибегает к подобному средству?
Образ Дмитрия Ионыча Старцева
- - Доктор (интеллигентная профессия)
- - Трудолюбив («в трудах и одиночестве» проходили дни земского (деревенского) доктора)
- - Молод и полон сил (гуляет пешком («пройдя девять верст…не чувствовал ни малейшей усталости») , интересуется театрами, библиотеками, знакомствами с образованными людьми);
- - Интеллигентен, образован, может поддержать беседу, (любит литературу, музыку), романтичен, страстен;
- - Имеет чувство вкуса (таланты Туркиных представлены сквозь призму восприятия Старцева: содержание романов Веры Иосифовны противопоставлены запахам в доме и саду; игра на рояле Катерины Ивановны напоминает грохот сыплющихся камней; подмечено, что загадки Ивана Петровича разгадывал сам автор, смеясь при этом «одними глазами»).
Какой казалась Екатерина Ивановна Туркина Старцеву?
- Часть1: «Восемнадцатилетняя…миловидная…тонкая нежная талия…» - девушка в расцвете юности;
- Талантливая пианистка, жаждущая учиться в консерватории;
- Часть 2: «много читала»;
- Часть 3: «хорошенькая… в бальном платье» (привлекательная)
Какой она была на самом деле?
- - в свои 18 лет она все еще «Котик» - своенравный капризный ребенок («Котик не станет огорчать маму и папу». «Нет, поеду!»-сказала Екатерина Ивановна, шутя и капризничая, и топнула ножкой» );
- - не обладает талантом пианистки (Старцев, слушая, представлял, как с высокой горы сыплются камни…и ему хотелось, чтобы они перестали сыпаться…»);
- - стремление уехать учиться в консерваторию продиктовано легкомыслием, упрямством и капризами, а не желанием совершенствоваться;
- - Духовная ограниченность ( читая книги, она не понимала идеи: «А как смешно звали Писемского: Алексей Феофилактыч !»; могла «некстати начать смеяться…во время серьезного разговора… и убежать в дом), …
Почему Старцев влюбился?
- Талант «Котика» вызывал большие сомнения, но «После зимы, проведенной в Дялиже, среди больных и мужиков, сидеть в гостиной, смотреть на это молодое, изящное…существо и слушать эти шумные, надоедливые…звуки, - было так приятно, так ново…»;
- Похвалил игру на рояле, «поддаваясь общему увлечению»!!!
- Закрывал глаза на узость взглядов «Котика», все же «она много читала…это бесконечно нравилось Старцеву»( как человеку образованному и духовно развитому);
- Итог любовного порыва: «Она казалась ему умной и развитой не по летам…»
Анализ рассказа «Ионыч»
- 1. Можно ли утверждать, что доктор Старцев изменил своим убеждениям? Если «да», то каким именно?
- 2. Кто виноват, что не состоялась любовь?
- 3. Какую сюжетно-композиционную роль играет эпизод несостоявшегося свидания на кладбище?
- 4. Почему Дмитрий Старцев стал «Ионычем»?
- 5. Не было ли в Дмитрии Ионыче чего-то, что благоприятствовало его перерождению?
- 6. Какими приемами создается подтекст, настроение в рассказе, объемность и многоплановость изображения?
- 7. Почему Чехов обращается к проблеме духовной деградации человека?
Выводы по рассказу «Ионыч»
- Тема нравственной ответственности человека за все, что с ним происходит.
- Деградировать, опуститься, капитулировать перед жизнью легче, чем сопротивляться и отстаивать свои взгляды, выстоять.
- Рассказ «Ионыч» вызывает стремление к непримиримости, сопротивлению среде и обстоятельствам, заставляет задуматься о главном – о смысле жизни, о степени личной ответственности каждого перед собой и другими.