СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Подготовка к ОГЭ-2025 по русскому языку. Тестовое задание №4. Теория и практика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Подготовка к ОГЭ-2025 по русскому языку. Тестовое задание №4. Теория и практика" может быть использована при подготовке к выполнению тестовой части ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Подготовка к ОГЭ-2025 по русскому языку. Тестовое задание №4. Теория и практика"»

Подготовка  к  ОГЭ-2025  по русскому языку Задание 4. Теория и практика.

Подготовка к ОГЭ-2025 по русскому языку

Задание 4. Теория и практика.

Задание 4 ОГЭ по русскому языку. Соответствие между пунктуационным правилом и примером   1 Формулировка задания 4 ОГЭ по русскому языку 2  Тире между подлежащим и сказуемым 3  Знаки препинания при однородных членах предложения 3.1  Обобщающие слова при однородных членах предложения 4  Знаки препинания при обособленных членах предложения 4.1  Определение 4.2  Приложение 4.3  Дополнение 4.4  Обстоятельство 4.5  Сравнительный оборот (обстоятельство) 4.6  Уточняющие члены предложения

Задание 4 ОГЭ по русскому языку. Соответствие между пунктуационным правилом и примером

1 Формулировка задания 4 ОГЭ по русскому языку

2  Тире между подлежащим и сказуемым

3  Знаки препинания при однородных членах предложения

3.1  Обобщающие слова при однородных членах предложения

4  Знаки препинания при обособленных членах предложения

4.1  Определение

4.2  Приложение

4.3  Дополнение

4.4  Обстоятельство

4.5  Сравнительный оборот (обстоятельство)

4.6  Уточняющие члены предложения

Задание 4 ОГЭ по русскому языку. Соответствие между пунктуационным правилом и примером   5  Знаки препинания при обращениях 6  Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях 7  Знаки препинания в сложном предложении 7.1  Знаки препинания в сложносочиненном предложении 7.2  Знаки препинания в сложноподчиненном предложении 7.3  Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 8  Тире в неполном предложении 9  Знаки препинания при прямой речи

Задание 4 ОГЭ по русскому языку. Соответствие между пунктуационным правилом и примером

5  Знаки препинания при обращениях

6  Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях

7  Знаки препинания в сложном предложении

7.1  Знаки препинания в сложносочиненном предложении

7.2  Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

7.3  Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

8  Тире в неполном предложении

9  Знаки препинания при прямой речи

Формулировка задания 4 ОГЭ 

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется. Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире. В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть поясняет, дополняет первую.

1) Язык – это зеркало, которое стоит между нами и миром, отражая общие представления всех говорящих на нём. 2) Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка. 3) Так, в языках некоторых северных народов: эскимосов, чукчей, коряков ‒ существует множество названий снега. 4) Люди понимают: снег занимает в их жизни заметное место, его количество, состояние, цвет очень важны. 5) Каждый язык отражает картину мира и через грамматику, поэтому существуют языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве.

Формулировка задания 4 ОГЭ 

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется. Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире. В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть поясняет, дополняет первую.

514

1) Язык – это зеркало, которое стоит между нами и миром, отражая общие представления всех говорящих на нём. 2) Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка. 3) Так, в языках некоторых северных народов: эскимосов, чукчей, коряков ‒ существует множество названий снега. 4) Люди понимают: снег занимает в их жизни заметное место, его количество, состояние, цвет очень важны. 5) Каждый язык отражает картину мира и через грамматику, поэтому существуют языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве.

Тире между подлежащим и сказуемым

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

Между подлежащим и сказуемым, выраженными глаголами в неопределенной форме, ставится тире.

Архитектура – душа народа. Встречи – наша единственная радость.

Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если один из главных членов выражен существительным в именительном падеже, а другой – неопределенной формой глагола.

Курить – здоровью вредить.

Наша цель – реставрировать исторические памятники.

Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если перед сказуемым стоят слова это, это есть, это значит, вот.

Кремль – это центральная часть древнерусских городов. Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.

Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если оба главных члена предложения выражены количественным числительным или если один из них выражен именем существительным в именительном падеже, в другой – именем числительным или оборотом с числительным.

Трижды пять – пятнадцать. Сила ветра – пять метров в секунду. Большая медведица – это семь ярких звёзд.

Между подлежащим и сказуемым, выраженным фразеологизмом, ставится тире.

Пирог – пальчики оближешь. Сам Ефим – пальца в рот не клади.

Знаки препинания при однородных членах предложения

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Между однородными членами предложения при отсутствии союза ставится запятая./ Однородные члены предложения, связанные только интонацией, разделяются запятой. 

Володя, Петя, Вася пошли гулять. Холодом, пустотой, нежилым духом встречает дом.

Запятая ставится между однородными членами предложения перед противительными союзами.

Начнем с простого материала, а потом перейдем к сложному. Она говорила мало, но толково.

Между однородными членами предложения перед повторяющимися союзами ставится запятая./ Между однородными членами предложения перед повторяющимися союзами ставится запятая (даже если повторяющийся союз стоит не перед всеми однородными членами).

Было грустно и в весеннем воздухе, и на темневшем небе, и в вагонах. Горный поток (и) шумел, и пенился, и бился о скалы.

Между однородными членами предложения, соединенными двойным союзом, перед второй частью этого союза ставится запятая.

На большей части их лиц выражалась если не боязнь, то беспокойство.

При попарном объединении однородных членов запятая ставится между парами.

Лицо Николая и голос, тепло и свет в комнате успокаивали Власову.

Между однородными членами предложения ставится точка с запятой, если однородные члены распространены, в их состав включаются вводные слова.

Надо, чтобы костер был, во-первых, бездымен; во-вторых, не очень жарок; а в-третьих, в полном безветрии.

Обобщающим словом   называется один из ряда однородных членов, который служит общим обозначением других однородных членов. Чаще всего обобщающими словами являются местоимения и местоименные наречия ( всё, всегда, везде, всюду, никуда   и т.д.), существительные ( В лесу росли разные   грибы: сыроежки, рыжики, грузди ).   Обобщающие слова при ОЧП ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед ним ставится тире. В траве, в кустах дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях – всюду заливались цикады. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, после него ставится двоеточие. В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них – тире. Все это: звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво, казалось началом чудной сказки.

Обобщающим словом   называется один из ряда однородных членов, который служит общим обозначением других однородных членов. Чаще всего обобщающими словами являются местоимения и местоименные наречия ( всё, всегда, везде, всюду, никуда   и т.д.), существительные ( В лесу росли разные   грибы: сыроежки, рыжики, грузди ).  

Обобщающие слова при ОЧП

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед ним ставится тире.

В траве, в кустах дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях – всюду заливались цикады.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, после него ставится двоеточие.

В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них – тире.

Все это: звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво, казалось началом чудной сказки.

Обособленные определения

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Распространенное согласованное определение, стоящее после определяемого слова, обособляется.

В жесткой траве, похожей на шерсть козы, цвели лиловые низкие цветки. Солнце, еще не вошедшее в силу, греет бережно и ласково.

Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

Ребяческий крик, повторяемый эхом, с утра и до ночи гремит по лесам

Согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого слова, обособляются.

Вот каким увидел я себя в это утро, яркое и солнечное.

Обособляются любые согласованные определения, если относятся к личному местоимению.

Он, довольный, заснул на руках матери.  Она, очарованная осенью, вся сияла.  Усталая, разбитая, я сидела среди всего этого разгрома.

Определения, оторванные от определяемого слова другими членами предложения, обособляются.

Благоухающая и красивая, выросла у нашего дома сирень. В соседней маленькой комнате на диване, укрытый больничным халатом, лежал в глубоком сне мастер.

Распространенные определения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если имеют дополнительное значение обстоятельства причины или уступки.

Поглощенный спором, Алексей не смотрел на дорогу. Раненный осколком в плечо, капитан Сабуров не покинул строя.

Обособленные приложения

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Перед согласованным приложением, стоящим после определяемого слова, ставится тире./ Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, выделяется тире.

В ладошке она сжимала только что выигранный приз – фигурный леденец на полочке. Рязанцев и Зоя – его жена – были из одного класса.

Одиночное приложение, стоящее после определяемого нарицательного имени существительного, обособляется, если это имя существительное имеет при себе зависимые слова.

Ухаживала за мной одна девушка, полька

Всегда обособляется приложение при личном местоимении.

Кто из нас, солдат, не мечтает о боевой славе?

Приложение с элементом как обособляется в случае, если имеет оттенок причинности.

Ему, как человеку робкому и необщительному, прежде всего бросалось в глаза то, чего у него никогда не было.

Распространенные приложения, стоящие перед или после определяемого слова, выраженного нарицательным существительным, обособляются.

Показалась звезда, предвестница утренней зари, из-за облака. Говорила больше мать, дама с седыми волосами.

Распространенные и одиночные приложения, стоящие после имени собственного, обособляются.

Егоровна, добрая старуха, теперь сделалась его нянькой.

Распространенные и одиночные приложения, стоящие перед именем собственным, обособляются, если приложение имеет дополнительное обстоятельственное значение.

Прекрасный оратор, Корней Чуковский всегда покорял слушателей.

Обособленные дополнения ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ Дополнения со значением включения (предлоги включая, наряду и др.), исключения (предлоги кроме, помимо, исключая и др.), замещения (предлог вместо) обычно обособляются. Он зашел в магазин и закупил все, включая чемодан. Я ничего не слышал, кроме шума листьев. Вместо голых утёсов, я увидел около себя зеленые горы и плодоносные деревья.

Обособленные дополнения

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Дополнения со значением включения (предлоги включая, наряду и др.), исключения (предлоги кроме, помимо, исключая и др.), замещения (предлог вместо) обычно обособляются.

  • Он зашел в магазин и закупил все, включая чемодан.
  • Я ничего не слышал, кроме шума листьев.
  • Вместо голых утёсов, я увидел около себя зеленые горы и плодоносные деревья.

Обособленные обстоятельства

Обстоятельство  – это второстепенный член предложения, который указывает на место, время, причину, цель совершения действия, поясняет способ, меру, степень проявления действия или признака. Обстоятельства могут быть выражены  наречием, деепричастием, деепричастным оборотом, инфинитивом, существительным в косвенном падеже с предлогом или без него, некоторыми фразеологизмами .

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием, обособляется.

Солнце, смеясь, собирало в руки лёгкие золотые лучи. Бежит лыжня, искрясь и розовея.

Обстоятельства, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

Выйдя за ворота, мы повернули вправо.

Обстоятельства, выраженные существительными с предлогами «несмотря на»/«невзирая на», обособляются.

Несмотря на тёплую погоду, он каждый день жарко натапливал русскую печь.

Обстоятельства, выраженные оборотами с производными предлогами благодаря, согласно, вопреки, вследствие, спустя, обычно обособляются, если располагаются между подлежащим и сказуемым.

Иван, спустя некоторое время, вернулся. Посевы, благодаря дождям, зазеленели.

Сравнительный оборот ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ Обособляется обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом. К концу охоты утки, словно на прощание, стали подниматься целыми стаями Сравнительный оборот, связанный с главным словом при помощи сравнительного союза, выделяется запятыми./ Сравнительный оборот со сравнительным союзом выделяется запятыми. Деревья, точно на картине, стояли недвижимы и тихи. Сравнительные обороты, присоединяющиеся союзом как, обособляются, если в предложении есть указательные слова такой, так. Я не видел леса таки прекрасным, как в эту ночь. Обороты как правило, как обычно, как всегда, как сейчас и др. обособляются. Вчера, как нарочно, пошел снег. Перед как ставится запятая, если это слово употреблено в оборотах не что иное, как; не кто иной, как. Мой вызов маркизу был не чем иным, как шуткой.

Сравнительный оборот

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Обособляется обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом.

К концу охоты утки, словно на прощание, стали подниматься целыми стаями

Сравнительный оборот, связанный с главным словом при помощи сравнительного союза, выделяется запятыми./ Сравнительный оборот со сравнительным союзом выделяется запятыми.

Деревья, точно на картине, стояли недвижимы и тихи.

Сравнительные обороты, присоединяющиеся союзом как, обособляются, если в предложении есть указательные слова такой, так.

Я не видел леса таки прекрасным, как в эту ночь.

Обороты как правило, как обычно, как всегда, как сейчас и др. обособляются.

Вчера, как нарочно, пошел снег.

Перед как ставится запятая, если это слово употреблено в оборотах не что иное, как; не кто иной, как.

Мой вызов маркизу был не чем иным, как шуткой.

Уточняющие члены предложения Уточняющими называются члены предложения, которые поясняют, конкретизируют другие, уточняемые члены предложения. Уточняющие члены предложения могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения. Чаще всего значение уточнения имеют  обстоятельства места и времени . ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ Уточняющее обстоятельство обособляется./Обособляются уточняющие обстоятельства места, стоящие после члена предложения, значение которого они уточняют. Здесь, в имении Арсеньевых, провёл детские и отроческие годы Михаил Юрьевич Лермонтов.  Там, за речкой тихоструйной, есть высокая гора.  Внизу, в зале, стали тушить огни.  Осенью, во время ненастья, лес имеет особенно унылый вид.

Уточняющие члены предложения

  • Уточняющими называются члены предложения, которые поясняют, конкретизируют другие, уточняемые члены предложения. Уточняющие члены предложения могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения. Чаще всего значение уточнения имеют  обстоятельства места и времени .

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уточняющее обстоятельство обособляется./Обособляются уточняющие обстоятельства места, стоящие после члена предложения, значение которого они уточняют.

Здесь, в имении Арсеньевых, провёл детские и отроческие годы Михаил Юрьевич Лермонтов. Там, за речкой тихоструйной, есть высокая гора. Внизу, в зале, стали тушить огни. Осенью, во время ненастья, лес имеет особенно унылый вид.

Обращение ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ Обращения вместе со всеми относящимися к нему словами обособляются./ Обращение обособляется./  Ребята и взрослые, мы рады видеть вас на нашем празднике.   Катя, голубчик, очнитесь!   Дорогие друзья, милости просим за стол.   Неужели ты так думаешь, Петр Иванович? Между обращением и междометием ставится запятая (или восклицательный знак). О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств. Между обращением и частицами о, а запятая не ставится. Так вот судьба твоих сынов, о Рим, о громкая держава!

Обращение

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Обращения вместе со всеми относящимися к нему словами обособляются./ Обращение обособляется./ 

Ребята и взрослые, мы рады видеть вас на нашем празднике.  Катя, голубчик, очнитесь!  Дорогие друзья, милости просим за стол.  Неужели ты так думаешь, Петр Иванович?

Между обращением и междометием ставится запятая (или восклицательный знак).

О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств.

Между обращением и частицами о, а запятая не ставится.

Так вот судьба твоих сынов, о Рим, о громкая держава!

Вводные конструкции Вводные конструкции  – это слова, словосочетания и предложения, выражающие отношение говорящего к высказанной мысли. Вводные конструкции не являются членами предложения и грамматически не связаны с предложением, в котором находятся (к ним нельзя задать вопрос).     ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ Вводные слова и сочетания слов выделяются запятыми./ Вводные конструкции (слова и их сочетания, предложения) выделяются запятыми./ Вводное предложение обособляется./Вводное слово обособляется. Люди понимают, вернее, чувствуют надвигающуюся опасность.  По моему глубочайшему убеждению, XXI век должен быть веком гуманитарной культуры...  Признаться, я и сам хотел писать, да духу не хватило.  Самый яркий образ Москвы создан, конечно, в «Евгении Онегине».

Вводные конструкции

  • Вводные конструкции  – это слова, словосочетания и предложения, выражающие отношение говорящего к высказанной мысли. Вводные конструкции не являются членами предложения и грамматически не связаны с предложением, в котором находятся (к ним нельзя задать вопрос).

 

 

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Вводные слова и сочетания слов выделяются запятыми./ Вводные конструкции (слова и их сочетания, предложения) выделяются запятыми./ Вводное предложение обособляется./Вводное слово обособляется.

Люди понимают, вернее, чувствуют надвигающуюся опасность. По моему глубочайшему убеждению, XXI век должен быть веком гуманитарной культуры... Признаться, я и сам хотел писать, да духу не хватило. Самый яркий образ Москвы создан, конечно, в «Евгении Онегине».

Вставные конструкции Вставные конструкции  – это слова, словосочетания и предложения, которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки и т.д.  Вставные конструкции синтаксические не связаны с предложением, внутри которого они находятся. Вставные конструкции не могут потребляться в начале предложения.  Цезарь (так звали льва в зверинце) спит и тихо вздрагивает во сне. Даже охотники – а их немало в этом краю – чувствуют себя гостями в лесу. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА Вставные конструкции выделяются запятыми, скобками или тире.  ПРЕДЛОЖЕНИЯ В одно ясное, холодное утро (из тех, какими богата наша русская осень) Иван Петрович Берестов выехал прогуляться верхом…  Солдаты  - их было трое – ели, не обращая внимания на Пьера.

Вставные конструкции

  • Вставные конструкции  – это слова, словосочетания и предложения, которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки и т.д.  Вставные конструкции синтаксические не связаны с предложением, внутри которого они находятся. Вставные конструкции не могут потребляться в начале предложения.  Цезарь (так звали льва в зверинце) спит и тихо вздрагивает во сне. Даже охотники – а их немало в этом краю – чувствуют себя гостями в лесу.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

Вставные конструкции выделяются запятыми, скобками или тире. 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В одно ясное, холодное утро (из тех, какими богата наша русская осень) Иван Петрович Берестов выехал прогуляться верхом… Солдаты  - их было трое – ели, не обращая внимания на Пьера.

Пунктуация в БСП ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая. / Части бессоюзного сложного предложения разделяются запятыми, если между ними установлены смысловые отношения одновременности. Солнце спряталось за тучи, пошёл дождь.  День был серый, небо висело низко, сырой ветерок шевелил верхушки трав. Между частями сложного бессоюзного предложения со значением перечисления ставится точка с запятой, если простые предложения распространены или мало связаны между собой по смыслу. Солнце спряталось, уйдя за тучи; пошёл дождь. Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть поясняет, дополняет первую./  Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть имеет значение пояснения.   У меня есть одна слабость: мне хочется больше людей приохотить к писательству.  Вдруг слышим: во всё горло кричат чибисы.

Пунктуация в БСП

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая. / Части бессоюзного сложного предложения разделяются запятыми, если между ними установлены смысловые отношения одновременности.

Солнце спряталось за тучи, пошёл дождь. День был серый, небо висело низко, сырой ветерок шевелил верхушки трав.

Между частями сложного бессоюзного предложения со значением перечисления ставится точка с запятой, если простые предложения распространены или мало связаны между собой по смыслу.

Солнце спряталось, уйдя за тучи; пошёл дождь.

Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть поясняет, дополняет первую./ Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть имеет значение пояснения.

У меня есть одна слабость: мне хочется больше людей приохотить к писательству. Вдруг слышим: во всё горло кричат чибисы.

Пунктуация в БСП Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть имеет значение причины. Однажды в доме поднялись крики: у хозяйки украли двух кур. Между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире, если первая часть имеет значение условия или времени. Пашню пашут – руками не машут. Между частями сложного предложения, связанными бессоюзной связью, ставится тире, если вторая часть имеет значение следствия. Молодёжь ушла — на вечере стало скучно Между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире, если вторая часть предложения указывает на результат, вывод. Вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи Между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире, если во второй части содержится сравнение с тем, о чём говорится в первой части. Рассказывать начнёт – ручеёк журчит. Между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире, если первая и вторая части предложения противопоставлены. Давно наступили сумерки – она всё еще сидела в гостиной.

Пунктуация в БСП

Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть имеет значение причины.

Однажды в доме поднялись крики: у хозяйки украли двух кур.

Между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире, если первая часть имеет значение условия или времени.

Пашню пашут – руками не машут.

Между частями сложного предложения, связанными бессоюзной связью, ставится тире, если вторая часть имеет значение следствия.

Молодёжь ушла — на вечере стало скучно

Между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире, если вторая часть предложения указывает на результат, вывод.

Вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи

Между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире, если во второй части содержится сравнение с тем, о чём говорится в первой части.

Рассказывать начнёт – ручеёк журчит.

Между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире, если первая и вторая части предложения противопоставлены.

Давно наступили сумерки – она всё еще сидела в гостиной.

Тире в неполном предложении ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире. В понедельник иду в театр, в среду – на концерт. В неполных предложениях, являющихся часть сложного предложения, на месте пропущенного члена предложения ставится тире, если этот пропущенный член восстанавливается из предыдущей части. В глубине Австралии живёт гигантский рыжий кенгуру, а в лесах – его серый брат. 

Тире в неполном предложении

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.

В понедельник иду в театр, в среду – на концерт.

В неполных предложениях, являющихся часть сложного предложения, на месте пропущенного члена предложения ставится тире, если этот пропущенный член восстанавливается из предыдущей части.

В глубине Австралии живёт гигантский рыжий кенгуру, а в лесах – его серый брат. 

Практика.  Метод дятла.

Практика. Метод дятла.

Задание 4.1

ВАРИАНТ 1. Задание:  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется. Б) Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире. В) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, выделяется тире.

1) И берёзовая рощица, протягивающая к небу ветки, и могучий дуб, закрывающий своим шатром поляну, – словом, всё было по-своему прекрасно. 2) Каштанка, вскочив, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким лаем. 3) Далеко впереди, в ясном небе, проступала светлая полоса, отблеск близких полярных льдов. 4) С Балтики на город наползали тёмные тучи – предвестники шторма, нередкого в этих краях. 5) Старик взволнованно подёргал за ручку – дверь оказалась запертой, видимо, с внутренней стороны.

Задание 4.1

ВАРИАНТ 1. Задание:  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется. Б) Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире. В) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, выделяется тире.

1) И берёзовая рощица, протягивающая к небу ветки, и могучий дуб, закрывающий своим шатром поляну, – словом, всё было по-своему прекрасно. 2) Каштанка, вскочив, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким лаем. 3) Далеко впереди, в ясном небе, проступала светлая полоса, отблеск близких полярных льдов. 4) С Балтики на город наползали тёмные тучи – предвестники шторма, нередкого в этих краях. 5) Старик взволнованно подёргал за ручку – дверь оказалась запертой, видимо, с внутренней стороны. 254

Задание 4.2 ВАРИАНТ 2. Задание:  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.   ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.  Б) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.  В) Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.    1) Ирония Звягинцева, профессора нашего университета, не произвела, однако, на нового студента никакого впечатления.  2) Вдалеке, на склоне горы, поросшей лесом, показался огонёк.  3) Хорошая книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро.  4) Между холмами мелькнуло море, однако дорога сразу же повернула вправо, и море исчезло из вида.  5) Перелёты через Северный полюс в Америку, рекорды дальности полёта, десятки новых самолётов, впервые поднятых в воздух, – всё это связано с именем прославленного лётчика Михаила Громова.

Задание 4.2

ВАРИАНТ 2. Задание:  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая. Б) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется. В) Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.

1) Ирония Звягинцева, профессора нашего университета, не произвела, однако, на нового студента никакого впечатления. 2) Вдалеке, на склоне горы, поросшей лесом, показался огонёк. 3) Хорошая книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро. 4) Между холмами мелькнуло море, однако дорога сразу же повернула вправо, и море исчезло из вида. 5) Перелёты через Северный полюс в Америку, рекорды дальности полёта, десятки новых самолётов, впервые поднятых в воздух, – всё это связано с именем прославленного лётчика Михаила Громова.

Задание 4.2

ВАРИАНТ 2. Задание:  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая. Б) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется. В) Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.

1) Ирония Звягинцева, профессора нашего университета, не произвела, однако, на нового студента никакого впечатления. 2) Вдалеке, на склоне горы, поросшей лесом, показался огонёк. 3) Хорошая книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро. 4) Между холмами мелькнуло море, однако дорога сразу же повернула вправо, и море исчезло из вида. 5) Перелёты через Северный полюс в Америку, рекорды дальности полёта, десятки новых самолётов, впервые поднятых в воздух, – всё это связано с именем прославленного лётчика Михаила Громова. 415

Задание 4.3 ВАРИАНТ 3.  Задание:  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.  Б) Обращение выделяется запятыми.  В) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.     1) Берёзовый лесок закончился, и перед путниками возникла речка, прячущаяся в камышовых зарослях.  2) Когда стало совсем жарко и толчея в порту замерла, друзья выбрались за городскую черту и поднялись на холм, с которого видна была гавань.  3) В это время Иван Езерский, мой сосед, вошёл в свой тесный кабинет.  4) В.И. Даля мы знаем как известного собирателя пословиц, как знатока русского языка.  5) И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово.

Задание 4.3

ВАРИАНТ 3. Задание:  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая. Б) Обращение выделяется запятыми. В) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.

1) Берёзовый лесок закончился, и перед путниками возникла речка, прячущаяся в камышовых зарослях. 2) Когда стало совсем жарко и толчея в порту замерла, друзья выбрались за городскую черту и поднялись на холм, с которого видна была гавань. 3) В это время Иван Езерский, мой сосед, вошёл в свой тесный кабинет. 4) В.И. Даля мы знаем как известного собирателя пословиц, как знатока русского языка. 5) И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово.

Задание 4.3 ВАРИАНТ 3.  Задание:  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.  Б) Обращение выделяется запятыми.  В) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.     1) Берёзовый лесок закончился, и перед путниками возникла речка, прячущаяся в камышовых зарослях.  2) Когда стало совсем жарко и толчея в порту замерла, друзья выбрались за городскую черту и поднялись на холм, с которого видна была гавань.  3) В это время Иван Езерский, мой сосед, вошёл в свой тесный кабинет.  4) В.И. Даля мы знаем как известного собирателя пословиц, как знатока русского языка.  5) И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово. 253

Задание 4.3

ВАРИАНТ 3. Задание:  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая. Б) Обращение выделяется запятыми. В) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.

1) Берёзовый лесок закончился, и перед путниками возникла речка, прячущаяся в камышовых зарослях. 2) Когда стало совсем жарко и толчея в порту замерла, друзья выбрались за городскую черту и поднялись на холм, с которого видна была гавань. 3) В это время Иван Езерский, мой сосед, вошёл в свой тесный кабинет. 4) В.И. Даля мы знаем как известного собирателя пословиц, как знатока русского языка. 5) И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово. 253

Задание 4.4

ВАРИАНТ 4. Задание:  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. Б) Уточняющее обстоятельство обособляется. В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

1) Луна, яркая и точно мокрая, мелькала по голым верхушкам деревьев, и голые сучья сливались с её влажным блеском, исчезали в нём. 2) Погода стояла неблагоприятная: по временам шёл мелкий осенний дождь, постоянно дул ветер. 3) Приметы связаны со всем: с цветом неба, росой и туманами, криком птиц и яркостью звёздного неба. 4) Высокое, почти безоблачное летнее небо, наполненное солнечным блеском, было восхитительно. 5) В детстве мы с братом любили проводить время в заброшенном уголке сада, между сараем и забором, где хранилось множество вышедших из употребления вещей.

Задание 4.4

ВАРИАНТ 4. Задание:  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. Б) Уточняющее обстоятельство обособляется. В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

1) Луна, яркая и точно мокрая, мелькала по голым верхушкам деревьев, и голые сучья сливались с её влажным блеском, исчезали в нём. 2) Погода стояла неблагоприятная: по временам шёл мелкий осенний дождь, постоянно дул ветер. 3) Приметы связаны со всем: с цветом неба, росой и туманами, криком птиц и яркостью звёздного неба. 4) Высокое, почти безоблачное летнее небо, наполненное солнечным блеском, было восхитительно. 5) В детстве мы с братом любили проводить время в заброшенном уголке сада, между сараем и забором, где хранилось множество вышедших из употребления вещей. 354

Задание 4.5 ВАРИАНТ 5.   Задание:  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая.  Б) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.  В) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.    1) Мы плыли на лодке по тёмной, как чернила, реке, петляющей между мрачными скалами.  2) Н.М. Пржевальский, известный географ и натуралист, путешествовал не только по Дальнему Востоку, но и по Центральной Азии.  3) Звёзды дрожали в тёмно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве, окутанной туманом.  4) Оставшись один, Алексей ходил по комнате, браня себя вполголоса за невнимательное отношение к сестре.  5) Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и, промокшая, грязная, вернулась обратно.

Задание 4.5

ВАРИАНТ 5.   Задание:  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая. Б) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется. В) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.

1) Мы плыли на лодке по тёмной, как чернила, реке, петляющей между мрачными скалами. 2) Н.М. Пржевальский, известный географ и натуралист, путешествовал не только по Дальнему Востоку, но и по Центральной Азии. 3) Звёзды дрожали в тёмно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве, окутанной туманом. 4) Оставшись один, Алексей ходил по комнате, браня себя вполголоса за невнимательное отношение к сестре. 5) Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и, промокшая, грязная, вернулась обратно.

Задание 4.5 ВАРИАНТ 5.   Задание:  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая.  Б) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.  В) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.    1) Мы плыли на лодке по тёмной, как чернила, реке, петляющей между мрачными скалами.  2) Н.М. Пржевальский, известный географ и натуралист, путешествовал не только по Дальнему Востоку, но и по Центральной Азии.  3) Звёзды дрожали в тёмно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве, окутанной туманом.  4) Оставшись один, Алексей ходил по комнате, браня себя вполголоса за невнимательное отношение к сестре.  5) Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и, промокшая, грязная, вернулась обратно. 241

Задание 4.5

ВАРИАНТ 5.   Задание:  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая. Б) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется. В) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.

1) Мы плыли на лодке по тёмной, как чернила, реке, петляющей между мрачными скалами. 2) Н.М. Пржевальский, известный географ и натуралист, путешествовал не только по Дальнему Востоку, но и по Центральной Азии. 3) Звёзды дрожали в тёмно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве, окутанной туманом. 4) Оставшись один, Алексей ходил по комнате, браня себя вполголоса за невнимательное отношение к сестре. 5) Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и, промокшая, грязная, вернулась обратно. 241

Задание 4.6

ВАРИАНТ 6.   Задание:  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Обращение отделяется запятой. Б) Между однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом, ставится запятая. В) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

1) Дети радовались и хорошей погоде, и встречам с одноклассниками, и короткому дождю, оставившему лужи на асфальте. 2) Высоко пари́т, распластав крылья, орёл – гроза пернатого царства. 3) Солнце только что село, и алый тонкий свет лежал на зелёных лозах, на сухой земле и на белой стене небольшого домика, стоявшего на самом верху горы. 4) «Поди прочь, безумный мальчишка!» – нетерпеливо прервал Азамата Ка́збич. 5) Папе стихи понравились, он поцеловал Виту в щёчку и сказал, что его дочь – настоящая поэтесса вроде Агнии Барто.

Задание 4.6

ВАРИАНТ 6.   Задание:  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Обращение отделяется запятой. Б) Между однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом, ставится запятая. В) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

1) Дети радовались и хорошей погоде, и встречам с одноклассниками, и короткому дождю, оставившему лужи на асфальте. 2) Высоко пари́т, распластав крылья, орёл – гроза пернатого царства. 3) Солнце только что село, и алый тонкий свет лежал на зелёных лозах, на сухой земле и на белой стене небольшого домика, стоявшего на самом верху горы. 4) «Поди прочь, безумный мальчишка!» – нетерпеливо прервал Азамата Ка́збич. 5) Папе стихи понравились, он поцеловал Виту в щёчку и сказал, что его дочь – настоящая поэтесса вроде Агнии Барто. 415

Задание 4.7 ВАРИАНТ 7. Задание:  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.   ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Вводная конструкция выделяется запятыми.  Б) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.  В) В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.   1) Бора – это яростный и таинственный ветер, который рождается где-то в горах около Новороссийска, сваливается в круглую бухту и вызывает страшное волнение на Чёрном море.  2) «Держитесь, ребята, крепче!» – весело крикнул капитан, вцепившись в поручни.  3) С одной стороны вала широкая полянка оканчивалась лесом,с другой – бежала маленькая речка.  4) Мите казалось, что го́ре, свалившееся на его плечи, сделало его глубоким стариком.  5) Руки, к страшной моей досаде, дрожали, горло пересохло.

Задание 4.7

ВАРИАНТ 7. Задание:  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Вводная конструкция выделяется запятыми. Б) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется. В) В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.

1) Бора – это яростный и таинственный ветер, который рождается где-то в горах около Новороссийска, сваливается в круглую бухту и вызывает страшное волнение на Чёрном море. 2) «Держитесь, ребята, крепче!» – весело крикнул капитан, вцепившись в поручни. 3) С одной стороны вала широкая полянка оканчивалась лесом,с другой – бежала маленькая речка. 4) Мите казалось, что го́ре, свалившееся на его плечи, сделало его глубоким стариком. 5) Руки, к страшной моей досаде, дрожали, горло пересохло.

Задание 4.7 ВАРИАНТ 7. Задание:  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.   ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Вводная конструкция выделяется запятыми.  Б) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.  В) В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.   1) Бора – это яростный и таинственный ветер, который рождается где-то в горах около Новороссийска, сваливается в круглую бухту и вызывает страшное волнение на Чёрном море.  2) «Держитесь, ребята, крепче!» – весело крикнул капитан, вцепившись в поручни.  3) С одной стороны вала широкая полянка оканчивалась лесом,с другой – бежала маленькая речка.  4) Мите казалось, что го́ре, свалившееся на его плечи, сделало его глубоким стариком.  5) Руки, к страшной моей досаде, дрожали, горло пересохло. 523

Задание 4.7

ВАРИАНТ 7. Задание:  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Вводная конструкция выделяется запятыми. Б) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется. В) В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.

1) Бора – это яростный и таинственный ветер, который рождается где-то в горах около Новороссийска, сваливается в круглую бухту и вызывает страшное волнение на Чёрном море. 2) «Держитесь, ребята, крепче!» – весело крикнул капитан, вцепившись в поручни. 3) С одной стороны вала широкая полянка оканчивалась лесом,с другой – бежала маленькая речка. 4) Мите казалось, что го́ре, свалившееся на его плечи, сделало его глубоким стариком. 5) Руки, к страшной моей досаде, дрожали, горло пересохло. 523

Задание 4.8

ВАРИАНТ 8.   Задание:  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется. Б) Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая. В) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

1) Вскоре после захода солнца полевой стан опустел: тракторы ушли на стоянки, а отработавшая смена ужинала в палатке. 2) Коллекция лекарственных трав, которую собрал учёный, известна не только отечественным, но и зарубежным специалистам. 3) Стёпка наскоро умылся, съел холодный огурец с куском хлеба, выскочил на улицу, накинув на худенькие плечи курточку. 4) Теперь уж ничего не было видно: ни гор, ни неба, ни земли. 5) Прерванный на минуту разговор возобновился, и Николай мог свободно разглядеть общество, сидящее за столом.

Задание 4.8

ВАРИАНТ 8.   Задание:  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется. Б) Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая. В) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

1) Вскоре после захода солнца полевой стан опустел: тракторы ушли на стоянки, а отработавшая смена ужинала в палатке. 2) Коллекция лекарственных трав, которую собрал учёный, известна не только отечественным, но и зарубежным специалистам. 3) Стёпка наскоро умылся, съел холодный огурец с куском хлеба, выскочил на улицу, накинув на худенькие плечи курточку. 4) Теперь уж ничего не было видно: ни гор, ни неба, ни земли. 5) Прерванный на минуту разговор возобновился, и Николай мог свободно разглядеть общество, сидящее за столом. 524

Задание 4.9

ВАРИАНТ 9.   Задание:  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире. Б) Между однородными членами предложения, соединёнными повторяющимся союзом, ставится запятая. В) В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.

1) Сибирская тайга – бесценное творение природы, богатое непроходимыми лесами и болотами. 2) Сад тётушки славился соловьями, горлинками и яблонями, а дом – крышей. 3) Слова, созданные далёкими предками, раскрывают нам и удивительные стороны психологии народа, и его умение подмечать наиболее характерное в явлениях действительности. 4) Ветер шевелил листву, и шум моря сливался со звуками затихающей песни, и слышался треск сучьев в костре. 5) Вода, камыши, прибрежный кустарник – всё было скрыто в густом рассветном тумане.

Задание 4.9

ВАРИАНТ 9.   Задание:  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире. Б) Между однородными членами предложения, соединёнными повторяющимся союзом, ставится запятая. В) В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.

1) Сибирская тайга – бесценное творение природы, богатое непроходимыми лесами и болотами. 2) Сад тётушки славился соловьями, горлинками и яблонями, а дом – крышей. 3) Слова, созданные далёкими предками, раскрывают нам и удивительные стороны психологии народа, и его умение подмечать наиболее характерное в явлениях действительности. 4) Ветер шевелил листву, и шум моря сливался со звуками затихающей песни, и слышался треск сучьев в костре. 5) Вода, камыши, прибрежный кустарник – всё было скрыто в густом рассветном тумане. 532

Задание 4.10 ВАРИАНТ 10.   Задание:  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Обращение отделяется запятой.  Б) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.  В) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.   1) Родина подсолнечника – Центральная Америка, откуда испанцы вывезли его в Европу в ХVI веке.  2) В мелколесье юные деревца всех пород: ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно.  3) Вид с вала был прекрасный: с одной стороны широкая полянка кончалась лесом, с другой – бежала маленькая речка.  4) «Ты спрашивала меня, мама?» – сказал Митя, входя и останавливаясь у порога.  5) Иногда находило облачко, синее небо голубело, и тёплый воздух становился ещё нежнее и слаще.

Задание 4.10

ВАРИАНТ 10.   Задание:  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Обращение отделяется запятой. Б) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. В) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

1) Родина подсолнечника – Центральная Америка, откуда испанцы вывезли его в Европу в ХVI веке. 2) В мелколесье юные деревца всех пород: ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно. 3) Вид с вала был прекрасный: с одной стороны широкая полянка кончалась лесом, с другой – бежала маленькая речка. 4) «Ты спрашивала меня, мама?» – сказал Митя, входя и останавливаясь у порога. 5) Иногда находило облачко, синее небо голубело, и тёплый воздух становился ещё нежнее и слаще.

Задание 4.10 ВАРИАНТ 10.   Задание:  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Обращение отделяется запятой.  Б) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.  В) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.  421 1) Родина подсолнечника – Центральная Америка, откуда испанцы вывезли его в Европу в ХVI веке.  2) В мелколесье юные деревца всех пород: ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно.  3) Вид с вала был прекрасный: с одной стороны широкая полянка кончалась лесом, с другой – бежала маленькая речка.  4) «Ты спрашивала меня, мама?» – сказал Митя, входя и останавливаясь у порога.  5) Иногда находило облачко, синее небо голубело, и тёплый воздух становился ещё нежнее и слаще.

Задание 4.10

ВАРИАНТ 10.   Задание:  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Обращение отделяется запятой. Б) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. В) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая. 421

1) Родина подсолнечника – Центральная Америка, откуда испанцы вывезли его в Европу в ХVI веке. 2) В мелколесье юные деревца всех пород: ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно. 3) Вид с вала был прекрасный: с одной стороны широкая полянка кончалась лесом, с другой – бежала маленькая речка. 4) «Ты спрашивала меня, мама?» – сказал Митя, входя и останавливаясь у порога. 5) Иногда находило облачко, синее небо голубело, и тёплый воздух становился ещё нежнее и слаще.

Работу выполнила  учитель русского языка и литературы  ГБПОУ «1-й МОК»  г. Москвы  Немцева Л.В.

Работу выполнила учитель русского языка и литературы ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!