«Поэт в России –
больше, чем поэт»
Е.Евтушенко
« Кто были мы,
шестидесятники?
На гребне вала пленного
в двадцатом веке,
как десантники
из двадцать первого»
Е. Евтушенко
Поэзия 60-х –
поэзия «оттепели»
«Поэтический бум»:
Поэтические центры – памятник В.Маяковскому, зал Политехнического музея.
Поэтические вечера в Лужниках, на стадионах.
Увеличение тиражей поэтических книг.
Выражение бурной активной жизни, стремление услышать
новое и быть услышанным, духовно раскрепощенным.
- Неофициальность, ощущение свободы;
- Ответственность за преобразования в стране;
- Необходимость моральной перестройки общества;
- Романтизм;
- Публицистический пафос;
- «Эстрадность»
Надежды на скорое освобождение от пороков, которые
воспринимались как искажение прекрасной идеи.
«Людей неинтересных в мире нет», –
утверждает поэт.
Герои стихов – обыкновенные люди.
Поэзия отмечена гражданским пафосом,
афористична.
Откликается как на события в собственной жизни, так и на все события в мире.
Отец Евгения Евтушенко геолог и поэт-любитель Александр Рудольфович Гангнус .
В 1944, по возвращении из эвакуации в Москву, мать поэта, Зинаида Ермолаевна Евтушенко , геолог, актриса, Заслуженный деятель культуры РСФСР, поменяла фамилию сына на свою девичью, — при оформлении документов для смены фамилии, была сознательно допущена ошибка в дате рождения: записали 1933 г., чтобы не получать пропуска, который положено было иметь в 12 лет
Начал печататься в 1949 , первое стихотворение опубликованно в газете «Советский спорт».
С 1952 по 1957 г. учился в Литературном институте им. М. Горького. Исключён за «дисциплинарные взыскания», а также — за поддержку романа Дудинцева «Не хлебом единым».
В 1952 году выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего», — впоследствии автор оценил её как юношескую и незрелую.
В 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП.
«Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости и почти одновременно в Союз писателей, в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу. Но я знал ей цену. И я хотел писать по-другому».
Евтушенко, «Преждевременная автобиография».
Владеет английским, испанским, итальянским и французским языками.
Любимый поэт и писатель —
Александр Сергеевич Пушкин.
Американский обозреватель Роберт Шелтон в номере газеты New York Times за 28 октября 1963 года сравнивает молодого Боба Дилана с Евтушенко «…perhaps an American Yevtushenko (the Russian poet).»
- Некоторые источники сообщают, что Е. А. Евтушенко сотрудничал с КГБ , выполняя роль «агента влияния».
- Евтушенко открыл в подмосковном Переделкине музей-галерею, приурочив это событие к своему дню рождения 18 июля 2010 года. В музее представлена личная коллекция картин, подаренных Евтушенко известными художниками - Шагалом, Пикассо. Есть редчайшая картина Эрнста, одного из родоначальников сюрреализма. Музей работает в специально построенном рядом с дачей поэта здании.
- Супермикрокнига со стихотворением «Волга» имеет размер 0,5 х 0,45 мм, и является одной из 10 самых маленьких книг в мире.
Андрей Вознесенский
12 мая 1933, Москва - 1 июня 2010, Москва, Переделкино
Основные черты поэзии:
- Осознание мира и своего места в нем;
- Отражение современной реальности;
- Стремление к новым символам веры;
- Включенность человека в круговорот современной мысли
- экстравагантность сравнений и метафор, усложнённость ритмической системы, звуковые эффекты.
Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве.
Отец — Андрей Николаевич Вознесенский, инженер-гидротехник, доктор технических наук, профессор, директор Гидропроекта, Института водных проблем АН СССР, участник строительства Братской и Ингурской гидроэлектростанций, заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР.
Мать, Антонина Сергеевна, была родом из Владимирской области.
Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов, был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде.
В Киржаче Владимирской области Вознесенский провел часть детства.
Во время Великой Отечественной Андрей с матерью были эвакуированы из Москвы и жили в городе Кургане в семье машиниста. Андрей учился в 1941—1942 годах в школе № 30. Позднее, вспоминая эту пору, Андрей Андреевич написал: «В какую дыру забросила нас эвакуация, но какая добрая это была дыра».
После возвращения из эвакуации учился в одной из старейших московских школ (ныне Школа № 1060). В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку , дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу.
Окончил в 1957 году Московский архитектурный институт.
Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году.
Первый сборник Вознесенского — «Мозаика» — был издан во Владимире в 1959 году, и навлёк на себя гнев властей. Редактора Капитолину Афанасьеву сняли с работы и даже хотели уничтожить тираж.
Второй сборник — «Парабола» — вышел в Москве и сразу стал библиографической редкостью. Одно из лучших стихотворений этого периода — «Гойя», нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, — было обвинено в формализме.
Первой женой поэта была Белла Ахмадулина, которая ушла к нему от его друга Евгения Евтушенко, но их совместная жизнь оказалась недолгой, однако, расставшись, они сохранили теплые отношения. Страстную любовь испытал Андрей Андреевич к красивой и талантливой актрисе, роковой женщине Татьяне Лавровой. Вспыхнувший между ними роман растянулся на несколько лет, а по некоторым утверждениям, сочиненное поэтом стихотворение «Ты меня на рассвете разбудишь» было посвящено их расставанию.
Вознесенский тщательно скрывал этот роман – все это время он был женат на Зое Богуславской, которую тоже искренне любил и испытывал к ней самые трепетные чувства. С Богуславской Андрей Андреевич прожил долгих 46 лет, общих детей Андрея Вознесенского и Зои Борисовны не было, но поэт тепло относился к ребенку Богуславской от первого брака, а она свою любовь посвятила не только сыну, но и мужу, с которым была до последних дней.
10 апреля 1937, Москва — 29 ноября 2010, Переделкино
Особенности поэзии:
- Музыкальная интонация;
- Близость к романтической
элегии;
- Обращение к памяти культуры,
к поэтам;
трагической миссии
напряжённый лиризм,
изысканность форм,
очевидная перекличка с поэтической
традицией прошлого.
Её отец — татарин Ахат Валеевич, заместитель министра,
а мать — русско-итальянского происхождения, переводчица.
Белла начала писать стихи ещё в школьные годы, свою манеру, по оценке литературоведа Д. Быкова, «нащупала лет в пятнадцать».
Окончила Литературный институт в 1960 году. Исключалась из института за отказ поддержать травлю Бориса Пастернака (официально — за несданный экзамен по марксизму-ленинизму), потом была восстановлена.
В 1959, в возрасте 22-х лет, Ахмадулина написала самое известное своё стихотворение «По улице моей который год…».
В 1975 композитор Микаэл Таривердиев положил эти стихи на музыку, и романс прозвучал в фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
Первый сборник стихотворений, «Струна», появился в 1962 году.
Далее последовали поэтические сборники «Озноб» (1968),
«Уроки музыки» (1970),
«Стихи» (1975),
«Метель» (1977),
«Свеча» (1977),
«Тайна» (1983),
«Сад» (Государственная премия СССР, 1989).
С 1955 по 1958 три года Ахмадулина была первой женой Евгения Евтушенко.
С 1959 по 1 ноября 1968 года — пятой женой Юрия Нагибина. В 1968 году, разводясь с Нагибиным, Ахмадулина взяла на воспитание приёмную дочь Анну.
От сына балкарского классика Кайсына Кулиева — Эльдара Кулиева (р. 1951) в 1973 году Ахмадулина родила дочь Елизавету.
В 1974 году вышла замуж в четвёртый и последний раз — за театрального художника Бориса Мессерера, оставив детей со своей матерью и домработницей.
Первая дочь, Анна, окончила Полиграфический институт, оформляет книги в качестве иллюстратора. Дочь Елизавета Кулиева, как и её мать, окончила Литературный институт.
В последние годы Белла Ахмадулина жила в Переделкине с мужем.
Актёрские работы
1964 — «Живёт такой парень»
1970 — «Спорт, спорт, спорт»
«Ситуация ошарашивает.
И уже
невозможно молчать!
Надо нам научиться
спрашивать.
А тем более –
отвечать!»
Патетическое, гражданское
звучание поэзии.
Ораторская тональность,
точность.
Стихи
«Есть пустота от смерти чувств и от потери горизонта»
Е.Евтушенко
- Кризис поэзии «шестидесятников» к концу «оттепели».
- Внешний успех, ориентация на огромную аудиторию
заставляли приспосабливаться к массовому вкусу,
к требованиям цензуры.
- Поэты- «шестидесятники» расширили состав поэтической
аудитории, сделали поэзию масштабным общественным
явлением.
- Поэты- «шестидесятники» просвещали читателей, помогали разобраться с эпохой.
Использованные ресурсы:
http://www.evtushenko.net/
http://ahmadulina.ouc.ru/
http://www.litera.ru/
http://www.voznesenskiy.ru/
http://photo.peoples.ru