ПОДГОТОВКА К ВПР 8 класс
Понимание зоологии как системы наук, изучающей животных
Как называют специалиста-зоолога, объектом изучения которого являются изображённые на фотографии животные?
- 1) орнитолог
- 2) гельминтолог
- 3) герпетолог
- 4) энтомолог
-
- Объясните свой ответ с использованием названия науки по изучению этих животных.
- Пояснение. 1. Указание специальности учёного-зоолога: 4, или энтомолог.
- 2. Объяснение, например: энтомолог — учёный, изучающий насекомых, а наука называется энтомология. Или на фотографии изображена коллекция насекомых, которых изучает наука энтомология.
Как называется представленный научный метод?
-
- 1) эксперимент
- 2) наблюдение
- 3) моделирование
- 4) измерение
-
- Объясните свой выбор с другими примерами использования данного метода.
- Пояснение. 1. Указание научного метода: 2, или наблюдение.
- 2. Объяснение, например: наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие явлений с целью их изучения в определённых условиях. Другой пример использование данного метода: смена покровов тела у животных — была установлена путем наблюдения.
Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII в.?
-
- 1) моделирование
- 2) измерение
- 3) эксперимент
- 4) абстрагирование
-
- Объясните свой выбор ответа.
- Пояснение. 1. Указание научного метода: 2, измерение.
- 2. Объяснение, например: измерение — определение количественных характеристик изучаемого объекта. Т.е. суть этого метода заключается в фиксировании данных и свойств с помощью измерительных приборов.
Какой метод исследования применяет девушка, изображённая на картинке?
-
- 1) эксперимент
- 2) наблюдение
- 3) сравнение
- 4) анализ
-
- Объясните свой выбор ответа, каким прибором она пользуется?
- Пояснение. 1. Указание научного метода: 2, наблюдение.
- 2. Объяснение, например: Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие явлений с целью их изучения в определённых условиях. Для наблюдения девушка, изображённая на картинке, использует микроскоп.
Каким методом воспользуется учёный-зоолог при установлении родства между озёрной лягушкой (1) и зелёной жабой (2)?
- 1) абстрагирование
- 2) экспериментальный
- 3) моделирование
- 4) сравнение
-
- Объясните свой выбор ответа.
- Пояснение. 1. Указание научного метода: 4, сравнение.
- 2. Объяснение, например: сравнение — позволяет изучать путём сравнения сходства и различия живых организмов, а также их частей. Полученные данные дают возможность объединять в группы растения и животные. Этот метод использовался при создании клеточной теории, систематики и для подтверждения теории эволюции. В настоящее время он применяется практически во всех направлениях данной науки.
Как называют специалиста-зоолога, объектом изучения которого являются изображённые на фотографии животные?
- 1) орнитолог
- 2) гельминтолог
- 3) герпетолог
- 4) энтомолог
-
- Объясните свой ответ с использованием названия науки по изучению этих животных.
- Пояснение. 1. Указание специальности учёного-зоолога: 1, орнитолог.
- 2. Объяснение, например: орнитолог — учёный, изучающий птиц, а наука называется орнитология.
- Или на фотографии изображены люди и птицы, которых изучает наука орнитология (их поведение, строение).
Как называют специалиста-зоолога, объектом изучения которого являются изображённые на фотографии животные?
- 1) орнитолог
- 2) гельминтолог
- 3) герпетолог
- 4) энтомолог
-
- Объясните свой ответ с использованием названия науки по изучению этих животных.
- Пояснение. 1. Указание специальности учёного-зоолога: 3, герпетолог.
- 2. Объяснение, например: герпетолог — учёный, изучающий рептилий (пресмыкающихся), а наука называется герпетология. Или на фотографии изображен специалист по рептилиям, изучающий их поведение, строение и особенности.
Как называют специалиста-зоолога, объектом изучения которого являются изображённые на фотографии животные?
- 1) орнитолог
- 2) ихтиолог
- 3) микробиолог
- 4) энтомолог
-
-
- Объясните свой ответ с использованием названия науки по изучению этих животных.
- Пояснение. 1. Указание специальности учёного-зоолога: 2, ихтиолог.
- 2. Объяснение, например: ихтиолог — учёный, изучающий рыб, а наука называется ихтиология. Или на фотографии изображен специалист по рыбам, изучающий их поведение, строение и особенности.
Как называют профессию, объектом разведения и изучения которой являются изображённые на фотографии животные?
- 1) ветеринар
- 2) пчеловод
- 3) кинолог
- 4) энтомолог
-
- Объясните свой ответ с использованием названия области деятельности по изучению этих животных.
- Пояснение. 1. Указание профессии: 2, или пчеловод, или пасечник.
- 2. Объяснение, например: пчеловод (пасечник) — это человек, который профессионально занимается разведением пчел, а также добычей продуктов, производимых ими. Или на фотографии изображен специалист по пчелам, изучающий их поведение, строение и особенности.
Как называют профессию, объектом разведения и изучения которой являются изображённые на рисунке животные?
- 1) ветеринар
- 2) пчеловод
- 3) кинолог
- 4) энтомолог
-
- Объясните свой ответ с использованием названия науки по изучению этих животных.
- Пояснение. 1. Указание профессии: 3, кинолог.
- 2. Объяснение, например: кинолог — это специалист, который разводит, содержит и дрессирует собак. Или на фотографии изображен специалист по собакам, изучающий их поведение, строение и особенности дрессуры.
Как называют ученого-биолога, объектом изучения которого являются изображённые на рисунке объекты?
- 1) орнитолог
- 2) ихтиолог
- 3) микробиолог
- 4) энтомолог
-
- Объясните свой ответ с использованием названия науки по изучению этих животных.
- Пояснение. 1. Указание специальности учёного-биолога: 3, микробиолог.
- 2. Объяснение, например: микробиолог — научный специалист, изучающий микроорганизмы: вирусы, бактерии и простейших, а наука называется микробиология. Или на рисунке изображен специалист по микробам, изучающий их поведение, строение и особенности.
Факт существования сезонной линьки у животных был установлен
- 1) методом микроскопирования
- 2) методом наблюдения
- 3) экспериментальным методом
- 4) гибридологическим методом
-
- Объясните свой ответ с использованием объяснения метода по изучению этого процесса
- Пояснение. 1. Указание метода: 2, или метод наблюдения, или наблюдение.
- 2. Линька — смена покровов тела у животных — была установлена путем наблюдения. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие явлений с целью их изучения в определённых условиях.
Каким методом воспользовался И. П. Павлов чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?
- 1) описание
- 2) наблюдение
- 3) эксперимент
- 4) моделирование
-
- Объясните свой ответ с использованием объяснения метода по изучению этого процесса.
- Пояснение. 1. Указание метода: 3, или эксперимент.
- 2. Экспериментальный метод заключается в активном изучении того или иного явления.
Специальность учёного, занимающегося лечением домашних животных, называется
- 1) агроном
- 2) зоотехник
- 3) селекционер
- 4) ветеринар
- Объясните свой ответ с использованием названия науки по изучению этих животных.
- Пояснение. 1. Указание специальности: 4, или ветеринар.
- 2. Объяснение. Ветеринар — специалист с высшим или средним специальным образованием, занимающийся лечением животных (ветеринарией) и сопутствующими обязанностями.
Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?
- 1) палеонтология
- 2) генетика
- 3) эмбриология
- 4) систематика
-
- Объясните свой ответ с использованием названия науки.
- Пояснение. 1. Указание науки: 1, или палеонтология.
- 2. Объяснение: палеонтология — наука об ископаемых останках растений и животных, пытающаяся реконструировать по найденным останкам их внешний вид, биологические особенности, способы питания, размножения и т. д., а также восстановить на основе этих сведений ход биологической эволюции.
Создание схем, чертежей, объектов, похожих на натуральные, относят к группе методов
- 1) моделирования
- 2) измерения
- 3) наблюдения
- 4) экспериментальных
-
- Объясните свой ответ с использованием объяснения метода.
- Пояснение. 1. Указание метода: 1, или моделирование.
- 2. Объяснение: метод моделирования — исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей их функционирования.
Создание объектов, похожих на натуральные, относят к группе методов
- 1) измерения
- 2) наблюдения
- 3) моделирования
- 4) экспериментальных
-
- Объясните свой ответ с использованием объяснения значения этого метода в биологии.
- Пояснение. 1. Указание метода: 3, или моделирование.
- 2. Объяснение: метод моделирования — или модельный эксперимент позволяет изучать такие объекты, прямой эксперимент над которыми затруднен, экономически не выгоден или вообще невозможен в силу тех или иных причин.
Специальность учёного, изучающего строение и функции клеток, называется
- 1) цитолог
- 2) эмбриолог
- 3) анатом
- 4) селекционер
-
- Объясните свой ответ с использованием названия науки по изучению клеток.
- Пояснение. 1. Указание специальности учёного: 1, или цитолог.
- 2. Цитолог — специалист в области цитологии (науке о клетке) , изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти.
Какой метод Вы бы использовали для изучения поведения бабочек?
- 1) микроскопия
- 2) гибридизация
- 3) вскрытие
- 4) наблюдение
-
- Объясните свой ответ с использованием объяснения метода.
- Пояснение. 1. Указание метода: 4, или наблюдение.
- 2. Объяснение: метод наблюдения — это способ исследования в биологии, при котором анализируются и описываются биологические явления. Метод наблюдения лежит в основе описательного метода.
Какой метод использовал для изучения одноклеточных Антони ван Левенгук?
- 1) микроскопия
- 2) гибридизация
- 3) вскрытие
- 4) наблюдение
-
- Объясните в своем ответе с использованием, какого прибора он применял указанный метод.
- Пояснение. 1. Указание метода: 4, или наблюдение.
- 2. Объяснение: прибор для наблюдения — микроскоп. Микроскоп Антони ван Левенгука — это изделие, состоящее из бронзовой пластинки с прикрепленной к ней линзе и крепежом.
Какой метод Вы бы использовали для изучения поведения уток на водоеме?
- 1) микроскопия
- 2) наблюдение
- 3) вскрытие
- 4) гибридизация
-
- Объясните в своем ответе с использованием, какого прибора он применял указанный метод.
- Пояснение. 1. Указание метода: 2, или наблюдение.
- 2. Объяснение: прибор для наблюдения — бинокль. Оптические приборы — различного вида бинокли — предназначены для наблюдения за удаленными объектами.
Какой метод использовал Уильям Гарвей для демонстрации английскому королю Карлу I о циркуляции крови в теле животного?
- 1) микроскопия
- 2) наблюдение
- 3) эксперимент
- 4) гибридизация
-
- Объясните в своем ответе с использованием объяснения метода.
- Пояснение. 1. Указание метода: 3, или эксперимент.
- 2. Объяснение: Он демонстрирует, что кровь движется в одном направлении. Эксперимент — активное воздействие на объект изучения.
Выращивание и исследование бактерий на различных питательных средах относят к группе методов
- 1) моделирования
- 2) измерения
- 3) наблюдения
- 4) экспериментальных
-
- Объясните свой ответ с использованием объяснения метода.
- Пояснение. 1. Указание метода: 4, или эксперимент (экспериментальных).
- 2. Объяснение: метод эксперимент — активное воздействие на объект изучения. Биологический (экспериментальный) метод исследования состоит в искусственном размножении (посеве) бактерий в лабораторных условиях на питательные среды.
Какой метод биологии изображен на фотографии?
- 1) микроскопия
- 2) наблюдение
- 3) эксперимент
- 4) описательный
-
- Объясните в своем ответе с использованием объяснения метода.
- Пояснение. 1. Указание метода: 4, или описательный.
- 2. Объяснение: описательный метод является самым старым методом и заключается в сборе фактического материала и описании его.
Какой метод биологии изображен на фотографии?
- 1) микроскопия
- 2) наблюдение
- 3) эксперимент
- 4) измерение
-
- Объясните в своем ответе с использованием объяснения метода.
- Пояснение. 1. Указание метода: 4, или измерение.
- 2. Объяснение: измерение — определение количественных характеристик изучаемого объекта. Т.е. суть этого метода заключается в фиксировании данных и свойств с помощью измерительных приборов.
Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы на основе родства?
- 1) палеонтология
- 2) генетика
- 3) эмбриология
- 4) систематика
-
- Объясните значение этой науки для биологии.
- Пояснение. 1. Указание науки: 4, или систематика.
- 2. Объяснение: систематика в биологии имеет важное теоретическое и практическое значение, позволяя ориентироваться в огромном разнообразии живых существ.
Какая группа доказательств эволюции живой природы изображена на рисунке?
- 1) палеонтологические
- 2) биогеографические
- 3) эмбриологические
- 4)сравнительно-анатомические
-
- Объясните свой ответ, используя иллюстрацию.
- Пояснение. 1. Указание группы доказательств: 3, или эмбриологические.
- 2. Объяснение: в своем эмбриональном развитии плод проходит состояния, которые в значительной степени связывают его с разными систематическими группами существ, постепенно суживаясь до более определенных классов, отрядов, семейств, родов и в последнюю очередь подходит к своему родному виду.
Какой метод биологии изображен на фотографии?
- 1) микроскопия
- 2) измерение
- 3) эксперимент
- 4) наблюдение
-
- Объясните в своем ответе с использованием объяснения метода.
- Пояснение. 1. Указание метода: 2, или измерение.
- 2. Объяснение: измерение — определение количественных характеристик изучаемого объекта. Т.е. суть этого метода заключается в фиксировании данных и свойств с помощью измерительных приборов.
Какой метод использовали девушки на фотографии для изучения строения клетки растений?
- 1) гибридизация
- 2) вскрытие
- 3) микроскопия
- 4) эксперимент
-
- Объясните свой ответ, используя иллюстрацию.
- Пояснение. 1. Указание метода: 3, или микроскопия.
- 2. Объяснение. Один из основных методов, который используют в цитологии, — это метод световой микроскопии — рассматривание под микроскопом.
Какая группа доказательств эволюции живой природы изображена на рисунке?
- 1) палеонтологические
- 2) биогеографические
- 3) эмбриологические
- 4) сравнительно-анатомические
-
- Объясните свой ответ, используя иллюстрацию.
- Пояснение. 1. Указание группы доказательств: 1, или палеонтологические.
- 2. Объяснение: Эволюцию млекопитающих изучают с помощью палеонтологических методов: выявление ископаемых промежуточных форм, восстановление филогенетических рядов и обнаружение последовательности ископаемых форм.
Какая наука изучает способы создания необходимых человеку продуктов и материалов с помощью живых организмов и биологических процессов?
- 1) биотехнология
- 2) генетика
- 3) эмбриология
- 4) селекция
-
- Объясните свой ответ с использованием названия науки.
- Пояснение. 1. Указание науки: 1, или биотехнология.
- 2. Биотехнология — наука о способах создания различных веществ с использованием естественных биологических компонентов, например, создание лекарств, продуктов питания, топлива.
Как называют специалиста-зоолога, объектом изучения которого является изображённое на фотографии животное?
- 1) орнитолог
- 2) гельминтолог
- 3) герпетолог
- 4) энтомолог
-
- Объясните свой ответ с использованием названия науки по изучению этих животных.
- Пояснение. Cпециальность учёного-зоолога: 1. Орнитолог — учёный, изучающий птиц, а наука называется орнитологией.
- ИЛИ На фотографии изображена птица, а наука, изучающая птиц, называется орнитология.
Учёный-биолог осветил одну часть сосуда с водой, а другую нет, и через некоторое время он наблюдал реакцию амёб, изображённую на рисунке. Как учёные-биологи называют это явление?
- 1) рефлекс
- 2) питание
- 3) раздражимость
- 4) фотосинтез
-
- Объясните свой ответ, воспользовавшись результатами эксперимента учёного-биолога.
- Пояснение. Явление: 3. Раздражимость — способность организма реагировать на внешнее воздействие окружающей среды: в эксперименте все амёбы отреагировали на свет движением в неосвещенную сторону.
Как называют научный метод, которым пользуется изображённый на фотографии учёный-зоолог?
- 1) метод моделирования
- 2) метод измерения
- 3) метод кольцевания
- 4) экспериментальный метод
-
- Объясните свой ответ, воспользовавшись знанием научных методов биологии.
- Пояснение. Метод кольцевания. Метод кольцевания — метод, используемый в зоологии (орнитологии) для изучения диких птиц (миграции птиц).
С какой целью учёный-зоолог пользуется прибором, изображённым на фотографии, в своей работе?
- 1) определение значения животного в природе
- 2) измерение животного
- 3) постановка эксперимента с животным
- 4) наблюдение за животным в природе
- Объясните свой ответ, воспользовавшись знанием свойств изображённого прибора.
- Пояснение. Наблюдение за животным в природе. Бинокль — это оптический (увеличительный) прибор, с помощью которого производится наблюдение за удалёнными объектами (животными).
Как называют специалиста-зоолога, объектом изучения которого является изображённое на фотографии животное?
- 1) орнитолог
- 2) гельминтолог
- 3) герпетолог
- 4) энтомолог
-
- Объясните свой ответ с использованием названия науки по изучению этих животных.
- Пояснение. Герпетолог. Герпетолог — учёный, изучающий пресмыкающихся (рептилий), а наука называется герпетология.
Как называют научный метод изображённый на фотографии?
- 1) метод моделирования
- 2) метод измерения
- 3) метод наблюдения
- 4) экспериментальный метод
-
- Объясните свой ответ, воспользовавшись знанием научных методов биологии.
- Пояснение. Метод измерения. Метод измерения позволяет получить количественные характеристики объекта (животного) с помощью измерительных приборов.
С какой целью учёный-биолог пользуется в своей работе прибором, изображённым на фотографии?
- 1) определение значения организма в жизни человека
- 2) описание строения организма
- 3) охрана организма в природе
- 4) наблюдение за организмом в природе
-
- Объясните свой ответ с использованием знаний о назначении изображённого прибора.
- Пояснение. Описание строения организма. Микроскоп — это оптический (увеличительный) прибор, с помощью которого производится наблюдение за микроскопическими объектами для их описания.
Как называют специалиста-зоолога, объектом изучения которого является изображённое на фотографии животное?
- 1) орнитолог
- 2) гельминтолог
- 3) герпетолог
- 4) энтомолог
-
- Объясните свой ответ с использованием названия науки по изучению этих животных.
- Пояснение. Гельминтолог. Гельминтолог — учёный, изучающий паразитических червей и заболевания, вызываемые ими у человека и животных, а наука называется гельминтология.
- ИЛИ На фотографии изображён паразитический червь, а наука, которая изучает паразитических червей, называется гельминтология.
Учёный-биолог в каплю воды с амёбами поместил кусочек сахара и через некоторое время наблюдал реакцию амёб, изображённую на рисунке. Как учёные-биологи называют это явление?
- 1) рефлекс
- 2) раздражимость
- 3) дыхание
- 4) регенерация
-
- Объясните свой ответ с использованием названия науки по изучению этих животных.
- Пояснение. Раздражимость. Эксперимент — исследование, в котором учёный наблюдает за животными в нужных для него условиях.
Как называют научный метод, которым пользуются изображённые на фотографии учёные-зоологи?
- 1) метод наблюдения
- 2) метод измерения
- 3) метод моделирования
- 4) экспериментальный метод
-
- Объясните свой ответ, воспользовавшись знанием научных методов биологии.
- Пояснение. Метод наблюдения. Метод наблюдения используется в зоологии для изучения объектов живой природы в естественных условиях.
С какой целью учёный-биолог пользуется в своей работе прибором, изображённым на фотографии?
- 1) определение значения организма в жизни человека
- 2) описание организма
- 3) охрана организма в природе
- 4) постановка эксперимента
-
- Объясните свой ответ, воспользовавшись знанием свойств изображённого прибора.
- Пояснение. Описание организма. Лупа — это оптический (увеличительный) прибор, с помощью которого производится наблюдение за мелкими объектами и их описание.
Как называют специалиста-зоолога, объектом изучения которого являются изображённые на фотографии животные?
- 1) орнитолог
- 2) териолог
- 3) герпетолог
- 4) энтомолог
-
- Объясните свой ответ с использованием названия науки по изучению этих животных.
- Пояснение. Териолог. Териолог — учёный, изучающий млекопитающих, а наука называется териология.
Рассмотрите явление, изображённое на рисунке, сделанном учёным-биологом во время наблюдения за эвгленой зелёной. Как учёные-биологи называют это явление?
- 1) фотосинтез
- 2) рост
- 3) раздражимость
- 4) размножение
-
- Почему учёному-биологу для описания этого явления необходимо было проводить наблюдения?
- Пояснение. Размножение. Наблюдения позволяют собрать информацию об изменениях, происходящих с объектом (животным / эвгленой зелёной) в течение времени, чтобы описать эти изменения.
Какой научный метод позволит учёному-биологу определить принадлежность изображённых на рисунке организмов к разным систематическим группам?
- 1) метод моделирования
- 2) экспериментальный метод
- 3) метод сравнения
- 4) метод наблюдения
-
- Объясните свой ответ, воспользовавшись знанием научных методов биологии.
- Пояснение. Метод сравнения. Метод сравнения позволяет выявить сходство и различия организмов разных систематических групп.
С какой целью учёный-биолог пользуется в своей работе прибором, изображённым на фотографии?
- 1) определение значения организма в жизни человека
- 2) описания строения организма
- 3) охраны организма в природе
- 4) наблюдения за организмом в природе
-
- Объясните свой ответ, воспользовавшись знанием свойств изображённого прибора.
- Пояснение. Описания строения организма. Микроскоп — это оптический (увеличительный) прибор, с помощью которого производится наблюдение за микроскопическими объектами для описания их строения.
Как называют специалиста-зоолога, объектом изучения которого является изображённое на фотографии животное?
- 1) орнитолог
- 2) герпетолог
- 3) ихтиолог
- 4) энтомолог
-
- Объясните свой ответ с использованием названия науки по изучению этих животных.
- Пояснение. Ихтиолог. Ихтиолог — учёный, изучающий рыб, а наука называется ихтиология.
Рассмотрите явление, изображённое на рисунке, сделанном учёным-биологом во время наблюдения за саранчой. Как учёные-биологи называют это явление?
- 1) развитие
- 2) обмен веществ
- 3) раздражимость
- 4) размножение
-
- Почему учёному-биологу для описания этого явления необходимо было проводить наблюдения?
- Пояснение. Развитие. Наблюдения позволяют собрать информацию об изменениях, происходящих с объектом (животным/саранчой) в течение времени, чтобы описать эти изменения.
Как называют научный метод, который позволяет учёным-зоологам изучать поведение пчёл в естественных условиях обитания?
- 1) метод моделирования
- 2) экспериментальный метод
- 3) метод сравнения
- 4) метод наблюдения
-
- Объясните свой ответ, воспользовавшись знанием научных методов биологии.
- Пояснение. Метод наблюдения. Метод наблюдения используется в зоологии для изучения объектов живой природы в естественных условиях.
Как называют научный метод, который позволяет учёным-зоологам изучать процесс, откладывания яиц в тело гусеницы?
- 1) метод моделирования
- 2) экспериментальный метод
- 3) метод измерения
- 4) метод наблюдения
-
- Объясните свой ответ, воспользовавшись знанием научных методов биологии.
- Пояснение. Метод наблюдения. Метод наблюдения используется в зоологии для изучения объектов живой природы в естественных условиях.